» » Болиды проносятся мимо

Болиды проносятся мимо

В закладки
Ушло лето, а с ним берут паузу и летние виды спорта. В прошедший уик-энд определился чемпион сезона-2008 и в «королевских гонках». Победителем «Формулы-1» стал британец Льюис Хэмилтон, ставший самым молодым чемпионом, а заодно и первым чернокожим победителем. Впрочем, и президентские выборы за океаном свидетельствуют о том, что некогда непреодолимые расовые границы практически стерлись, и удивляться больше, собственно, нечему.
Много лет назад в паддоках «Формулы-1» прозвучала фраза, авторство которой приписывают генеральному промоутеру гонок Берни Эклстоуну: «Бог миловал «Формулу-1» от трех вещей – быстрых немцев, цветных мужчин и…женщин». Первая часть высказывания пала давным-давно с появлением в пелотоне молодого Михаэля Шумахера. А с появлением Хэмилтона утратил актуальность и второй постулат Берни. Теперь очередь за женщинами?
Но речь, конечно же, пойдет не об этом. С точки зрения зрелищности и рейтингов, мы получили отличный чемпионат (или, скорее, продукт) – вновь, как и год назад, победителя от вице-чемпиона отделило всего одно очко, а сам чемпион определился лишь на последнем круге последней гонки. В этом сезоне мы увидели даже не одну, а несколько дождевых гонок, славящихся своей непредсказуемостью. Отдельно от всего остального – первая в истории ночная гонка, прошедшая на городской трассе в Сингапуре.
Конечно, это намного интереснее того расклада, который был еще несколько лет назад, когда практически никто не мог угнаться за «Феррари», а «красный барон» Михаэль Шумахер обеспечивал себе чемпионство аж за несколько гонок до финиша чемпионата. Возможно, разница объясняется ярко выраженной харизмой и лидерскими качествами тех пилотов, которые и для прессы, и в паддоках могли высказать что-нибудь остренькое. Жак Вильнев, закончивший карьеру в этом году Дэвид Култхард, тот же Шумахер – всех их любили не только за отличную езду, но и за яркую индивидуальность. Чего, кажется, несколько не достает пилотам нынешним.
Но вероятнее всего дело в другом. В последнее время FIA (Международная федерация автоспорта) пошла по не самому лучшему пути. Везде идет унификация – отмена вспомогательной электроники, единые «начальные условия» для всех во время квалификации, единый поставщик резины… Неудивительно, что некоторые команды, в числе которых и «Феррари», в жесткой форме выразили свое несогласие с предложением со следующего сезона унифицировать еще и моторы. Один из лейтмотивов нововведений как раз и направлен на выявление индивидуальности пилотов – мол, кто на практически одной и той же машине сможет показать лучший результат.
Наверное, что-то в этом есть. Поклонники «королевы автоспорта» прекрасно помнят, что нынешний чемпион Льюис Хэмилтон и в прошлом, дебютном для себя сезоне был близок к завоеванию чемпионской короны, но в итоге ограничился вторым местом. И, пожалуй, есть в этом некая справедливость. Стань он чемпионом уже в своем первом сезоне и, не умаляя достоинств Хэмилтона-гонщика, напрашивается вывод – можно практически любого обученного пилота посадить в болид хорошей команды «Формулы-1», и он будет бороться за чемпионство. Наверное, это было бы неправильно. Выходит, нужно находить какой-то разумный баланс.
А пока руководство «Формулы-1» совместно с FIA пытается найти этот самый баланс, болиды проезжают мимо нас, российских поклонников гонки. И в прямом, и в переносном смысле. Помните разговоры о строительстве в России трассы для «королевских гонок»? Признаться, начинает напоминать историю со строительством челябинского метро. Оказывается, первое решение о строительстве трассы «Формулы-1» в России было принято Правительством РФ (!) еще в 1998 году, причем строить предполагалось… в Туле! В конце 90-х – начале 2000 года в проектах уже начала фигурировать Москва. И тоже все было официально – между мэром Юрием Лужковым и президентом TWR Group Томом Уокиншоу было подписано соответствующее соглашение об инвестициях и начале строительства.
Потом упоминался Питер, снова Москва, снова Правительство, затем все разговоры стихли. Наконец осенью этого года вновь появилась информация, что 1 октября состоялась церемония закладки первого камня в строительство гоночной трассы, способной принять этап «Формулы-1». Есть даже дата окончания строительства – лето 2010-го. Честно говоря, верится с трудом.
Подобному долгострою есть вполне приземленные объяснения. Этих краеугольных камней несколько. Камень первый – для строительства гоночной трассы необходимо выделение земельного участка от 150 до 250 гектар. Задача не из простых, особенно с учётом огромных объемов жилищного строительства и сооружения торгово-развлекательных комплексов.
Камень второй – инвестиции. Стоимость строительства гоночной трассы – от 100 до 250 миллионов евро. На гонку собирается от 80 до 150 тысяч зрителей, при этом билеты очень недешевы даже для европейцев – от 150 евро. На места, где не только видно, но и слышно – 200-300 евро. Для среднестатистического россиянина, прямом скажем, дороговато (а это уже кивок в сторону нашего уровня жизни и уровня зарплат). Можно рассчитывать лишь на приток туристов и соответствующий подъем экономики (в определенных отраслях, естественно).
Но Эклстоун не был бы Эклстоуном, если бы не припас фишечку: за приезд к вам «Формулы-1» будьте добры отдать 15 миллионов евро. А доходы собственно от проведения гран-при, по оценкам, могут составить примерно 7,5 миллионов. Прибыли никакой, одни затраты. Соответственно, одной «королевской гонкой» не выжить, нужно привлекать младшие классы «Формулы», гонки на мотоциклах, а еще лучше строить рядом сразу две трассы и на одной из них пытаться заработать деньги на автолюбителях. Вот и получается, что при самых благоприятных раскладах строительство гоночной трассы окупится лет через 20-25. Здесь оговоримся, что все прочие соревнования автолюбителей, которые и сейчас проходят у нас, привлекают на трибуны лишь друзей и родственников участников да пару экспертов-скаутов и одного журналиста. Здесь тоже прибыли нет.
Это следующий камень – найдите сегодня (или даже не сегодня, без скидок на кризисы) инвестора, который готов вкладывать деньги в такой проект. Кажется, мы что-то забыли в подсчетах? Ан нет – хитрый лис Эклстоун на десерт приберег еще одну свою фишку. Рекламу и права на трансляции он не отдаст никому.
Обидно, но оказывается, что на заре автогонок Россия (тогда царская) занимала лидирующие позиции. Еще в конце XIX века, в 1898 году, в России прошла первая гонка моторов, на которую приезжали известные иностранные гонщики. Теперь же выходит, что увидеть этап «Формулы-1» живьем в России нам удастся еще не скоро. Поэтому поклонникам гонок остается наблюдать соревнования пилотов лишь с экранов телевизоров.
И вот тут-то южноуральцев поджидает еще одно разочарование. Кто-нибудь из нас с вами в этом сезоне посмотрел по каналу РенТВ хоть одну гонку в прямой трансляции? То-то и оно, что почти весь сезон гонки показывали в записи в час ночи, а последнюю – чуть ли не в три часа утра! Увидеть прямой эфир могли только счастливые обладатели тарелок НТВ-плюс, но их процент не так велик, ориентироваться-то нужно на тех, кто смотрит телевизор стандартно. А кто-то очень сообразительный, составляющий региональную сетку, решил, что «Формула-1» уральцам не нужна, пускай идет себе под утро. Кто захочет – запишет, а то и дотянет до просмотра.
При изучении программы канала особо умиляет то, что перед гонками на РенТВ идут фильмы, скажем так, для подростков пубертатного периода. По всем законам логики, казалось бы, поменяй ты их местами, передвинь эротику на более позднее время! И тут нет. Ну а уж в прайм-тайм, вполне естественно, показывают «Солдаты» или какие еще там у них еще сериалы транслируются.
Стоит сделать оговорку, что ранее трансляции гонок «Формулы-1» часто кочевали с канала на канал: были они и на РТР, и на ТВЦ. Но такого откровенного издевательства над болельщиками «королевских гонок» не было. А контракт у РенТВ на освещение «Формулы-1», напомним, действует до 2011 года. Так что, если ничего не изменится, то без спутниковой тарелки будет еще два года такого же «замечательного» вещания.
Впрочем, здесь проблема не только в РенТВ и «Формуле». Первый канал и так показывает хоккейный Евротур поздно вечером в записи, да еще дополнительно сдвигает его. Несомненно, избрание американского президента для россиян более важное и знаковое событие, чем игры национальной сборной. А сколько раз ЧГТРК в прямом эфире транслировало игры «Трактора», не говоря уже об остальных наших командах?
Такой подход приводит к двум основным негативным моментам. Во-первых, о какой популяризации спорта и пропаганде здорового образа жизни может идти речь, когда спорт в действительности находится на задворках? А во-вторых, любой инвестор, даже не рассчитывая на скорую отдачу, желает хотя бы получить дивиденды в виде рекламы своего бренда, в том числе на телевидении. Неважно при этом, желает ли он строить гоночную трассу или участвовать в содержании наших «Трактора», «Зенита», гандбольного «Локомотива» или другой команды. Возникнет ли у него такое желание? Стоит задуматься.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Мекка скорости Нордшляйфе
Подъём в 7 утра, быстрые сборы и выезжаем на автобан, ведущий в Нюрнберг. Там находится знаменитая Северная петля Нюрбургринга. Для кого-то это просто автогоночная
Чемпионом России по ралли стал швед
В субботу на извилистых гравийках близ города Сатка состоялся четвертый этап чемпионата России по ралли «Южный Урал», победу на котором одержал пилот команды «Успенский
Можно ли отточить водительское мастерство на автосимуляторе?
В России с гоночным ремеслом проблемы: подготовленных трасс практически нет, спонсоры к автоспорту прохладны, чемпионатов мало. Но если кровь кипит, можно погоняться на
На Южном Урале пройдет Международное ралли
8 августа в Бакале пройдет Международное ралли "Южный Урал-2009". Как сообщили корреспонденту "Нового Региона" организаторы соревнований,
Новая звезда «Формулы-1»
«Ну-ка вызовите ко мне этого хренова экономиста, который отговорил нас от участия в «Формуле-1...» Я подозреваю, что такими словами разразился обычно сдержанный
Гонки на квадроциклах – фотоотчет
В субботу, 14 февраля, в горнолыжном комплексе «Снежные холмы» состоялся очередной этап гонок на квадроциклах. На этот раз в соревнованиях приняли участие две команды
Гонки на квадроциклах – для всех желающих!
Необычное начинание претворила в жизнь компания Uved. Каждый месяц на территории горнолыжного комплекса «Снежные холмы» будут проходить любительские гонки на
Автоспорт в беде
Автоспорт в беде
Автоспорт в беде
Автоновости
Кризис бьет не только по автопроизводителям. Серьезные проблемы возникли у организаторов и участников автогонок. Об уходе из гонок «Формулы-1» заявила команда Honda, и
Алексей Игнатов – путь чемпиона
В мае 2005 года я был на кроссовых гонках и незадолго до старта слонялся по закрытому парку в тщетной надежде сфотографировать машины, пока они чистые. Однако только я

Chel-week