» » » Остров свободы




Остров свободы

В закладки

Режиссер: Александр Мельник

В ролях: Константин Лавроненко, Алексей Феськов, Марат Башаров и др.
Мои родители принадлежат к послевоенному поколению. Как любой среднестатистический ребенок, я иногда интересовалась тем, как жили люди раньше – во времена, которые застали отец с матерью. Однажды я услышала историю, которая впечатлила меня на всю жизнь. Речь шла о начале 50-х годов прошлого века, когда вся родня жила здесь же, в Челябинске, около железнодорожного вокзала в Ленинском районе. Мама ходила в школу аккурат мимо забегаловки, которая в народе звалась «Голубая волна». Возле нее всегда в большом количестве собирались инвалиды – выпить.
Великая Отечественная оставила после себя не только победу, славу и ордена, но и тысячи искалеченных судеб и человеческих тел. Маленькие школьники каждый день с ужасом проходили мимо сборища изуродованных войной мужиков, пока в один прекрасный день те не исчезли. Были – и их вдруг не стало. Всех. В разговорах взрослых мелькало название Соловецких островов, на которые инвалиды были вывезены по железной дороге.
– Знаешь, есть выражение – богом забытое место? Здесь мы сейчас и находимся.

– Значит, Он отсюда души вообще не забирает?
Тогда у меня перед глазами стояла жуткая картина: холодный пустынный остров, обязательно каменистый и снежный, где волны набегают на берег, застывая мутной наледью на безжизненной земле, и сотни беззащитных существ без рук и ног, потерявших веру в жизнь и вместе с ней человеческий облик. В реальность той истории голова отказывалась верить, но какой-то животный ужас застрял в ней надолго.
Очень похожее состояние я испытала на последней премьере, прошедшей в развлекательном комплексе «Мегаполис» – фильме Александра Мельника «Новая земля». Там я увидела мой Остров. Военные высадили на берегу Северного моря сотни две людей – преступников, приговоренных к пожизненному заключению. Гуманизм диктует свои правила, и государства недалекого будущего (а именно 2013 года) окончательно отменили смертную казнь. Убийц и маньяков становилось все больше, и содержать их оказывалось все проблематичнее. Куда проще было согласиться на участие в эксперименте англоговорящей страны и отправить смертников на необитаемый остров.
«На том свете началась великая стройка, – пророчески заметит один из героев. – В загробном мире, между раем и адом, строится третий участок…»
Участок, где, кажется, нет добра и зла, а есть только голод, власть сильнейшего и страх проигравших. Попавшие на Новую землю, подобно зверям, имеют лишь одну цель: выжить. Здесь нет ценности человеческой жизни, она трансформируется в понятие Еды. Заключенные, оставшись без надзирателей, копируют отработанную схему существования: забор из проволоки, жестокие наказания, каста рабов и каста господ-начальников.
Только один из них оказывается готов идти собственным, особым путем. Сразу, только ступив на остров и высвободив из оков руки, бывший летчик Иван Жилин (Константин Лавроненко) уходит от стада обезумевших от мнимой свободы зэков. Уходит не «куда», а отсюда.
– Вот он, край земли. По крайней мере для нас.
Как раз с этого момента берет свое начало фильм. Седой мужчина с тяжелым взглядом лет 45-50, в красном пуховике, утепленных штанах и ботинках на толстой подошве бежит от чего-то. Именно так: он уходит. Без цели, торопливо ступая по камням, проваливаясь в расщелины, выбираясь из ледяных водопадов. На секунду задерживается возле несмелого северного цветка, пробует его на вкус… Глаза даже на мгновение не становятся теплее, и он уходит дальше.
Ему нужно одиночество. Не для того, чтобы найти истину в себе: ее там нет. Когда-то, много лет назад, он убил людей, виновных в гибели своей семьи. Принес в мир зло и тем самым погубил в себе радость жизни. Но не перестал быть человеком: у Жилина есть четкие принципы, которым он не перестанет следовать никогда. Еще он научился прощать. Научился сосуществовать с людьми без стержня: маньяк Сипа (Алексей Феськов) с лицом ангела уходит к нему из лагеря и остается философствовать рядом с заключенным под номером 77. Иван Георгиевич топит в себе неприязнь к непрошеному гостю, просто отпускает ее от себя.

Но невыносимый северный холод гонит их обратно к людям. Там, среди опустившихся на самое дно ада преступников, Иван сумеет доказать: человеческое достоинство и добро существуют и в таком мире. Докажет через великую боль и кровь, и черствые сердца откроются надежде. Точно так же, как каждый из них скатывался на свое дно, обнажая собственный порок, каждый по-своему начнет обретать человеческий облик. До тех пор, пока кукловоды-распорядители эксперимента не добавят к выжившим русским новую партию смертников с другого континента.
Удастся ли кому-то выбраться из кровавого месива и спастись со страшного острова? Какова конечная цель бесчеловечного опыта? Ждет ли наказание тех, кто отважился на него? – ответы на эти вопросы получит зритель захватывающего боевика с жестким сценарием.
Если говорить о жанре нынешней премьеры, то он неоднороден: с одной стороны, это философская притча, авторское кино, с другой, – безусловно, боевик, «мужская забава». Многих критиков покоробило большое количество насилия и крови в фильме. В откликах зритель часто сетует на то, что картину вообще зря выпустили на большой экран. Достаточно DVD. Может быть, в самом деле так. Не буду спорить с тем, что фильм «Новая земля» предназначен исключительно для взрослых людей с устойчивой психикой.
– Рай давно переполнен, но и в аду мест не осталось.
Приходишь домой после работы, включаешь телевизор, просматриваешь каналы с криминальными новостями, спецрасследованиями о маньяках и сериал про убийц и ставишь диск. Только мне почему-то кажется, что до привыкшего к попкорновому кино зрителя достучаться можно только так – через шок.
Через отличную игру актеров – Константина Лавроненко, Алексея Феськова, Марата Башарова. Через качественную работу режиссера, когда зритель после окончания фильма не встает, позевывая и потягиваясь, с кресла, а в титрах открывает для себя то, что пытался объяснить на протяжении последних двух часов. Через интересный сценарий, где четко прорисован каждый характер и логичен каждый поступок персонажа. Через отторжение насилия, которое открывает путь к внутренней свободе.
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Детские «горки»
Детские «горки»
Детские «горки»
Афиша Челябинска
1 июня многие челябинские папы и мамы вместе со своими чадами отправились в детские развлекательные центры. Сидеть дома в такой день неправильно, посчитали они: иногда
Два «Кракатука» по цене одного
Цирк, 18:00 В челябинском цирке продолжает идти удивительное шоу для детей и взрослых – спектакль «Кракатук». Но только сегодня попасть на представление можно благодаря
Галина Быкова, мама главного тренера сборной России по хоккею Вячеслава Быкова: «Услышать голос Славы в Новый год – самый лучший подарок»
С приходом Вячеслава Быкова на пост тренера сборной России по хоккею российская команда впервые за последние 15 лет выиграла Чемпионат мира по этому виду спорта. Быков
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Любви все возрасты покорны
Афиша Челябинска
«Мегаполис», 19:00, 21:00 В Челябинске продолжается III зрительский кинофестиваль «Любить человека» имени Сергея Герасимова. Сегодня состоится показ двух фильмов
Листаем киножурналы прошлого века
Кинотеатр им. Пушкина, 19:10 Каждый вторник кинотеатр им. Пушкина приглашает вас на просмотр работ интереснейших кинодокументалистов современности. Сегодня состоится
Я свободен?
Я свободен?
Я свободен?
Афиша Челябинска
Она – любит. Без оглядки, без сомнения знает: он единственный человек, который ей по-настоящему нужен. Да, он не любит ее и спит с другой. Но зато он ее муж, отец ее

Chel-week