Александр Сидоров, проректор по учебной работе ЮУрГУ: «Со студентами использую политику кнута и пряника»
В закладки
В этом году проректор ЮУрГУ Александр Сидоров отмечает два юбилея: свой и родного университета, в котором проработал больше тридцати лет. Перед торжественными датами принято подводить итоги. На мой вопрос, что для него является показателем успешности человека, Александр Иванович ответил: «То, как к нему относятся другие».
– Александр Иванович, в интервью вы не раз говорили, что абитуриенты сегодня – люди несамостоятельные, и профессию за них выбирают родители. А себя вы помните в их годы?
– Я был заядлым радиолюбителем и посещал в школьные годы научное общество учащихся. Позже мои интересы склонились в сторону электричества. Кружок у нас вели преподаватели приборостроительного факультета ЧПИ и часто рассказывали нам об институте. Закончив школу, я сразу принес документы сюда, на энергетический факультет. Конкурс в институт в 1966 году был огромный. Только из нашей школы №121 выпустилось четыре одиннадцатых и пять десятых класса, а это более двухсот человек! Правда, в тот год попридержали демобилизацию в армии, поэтому за места в институте сражались только школьники.
В итоге студентами первого курса кафедры «Системы электроснабжения» стали 27 человек (в нашей группе Э-197). Из них к финишу по нашей специальности пришло девять. То есть отчисляли и тогда. Но я не помню, чтобы кто-то из родителей приходил в институт и просил преподавателей о поблажке.
– Сейчас, видимо, такая практика очень распространена?
– К сожалению, да. Дважды в неделю у меня прием. Сразу после сессии ко мне приходят мамы с папами и начинают просить допустить их ребенка к сессии или позволить ему еще раз пересдать какой-то экзамен. Учитывая, что я всю жизнь проработал в вузе, наверное, достаточно хорошо могу читать между строк. Например, взяв в руки ведомость, увидеть отношение конкретного человека к учебе по итогам аттестации не составляет труда. Когда я говорю родителям, что их ребенок не посещал лекции, они удивляются: «Как не посещал? Мы же его утром сами подвозим до университета! Он же в дверь заходит!»
Ну, у нас в одну дверь зашел, в другую вышел (разводит руками Александр Сидоров – Авт.). Это началось не вчера, конечно. Ко мне точно с такими же просьбами приходили, когда я был деканом механико-технологического факультета. Например, не допускают какого-то студента до сдачи сессии, приходит его дедушка-ветеран и пытается нажать, мол, я-то воевал. Зачем так делать? У меня тоже старшее поколение воевало и погибло на фронте.
– То есть навстречу в таких случаях вы все-таки не идете?
– Ну почему? Прием есть прием, я обязан выслушать человека. Я просто раскрываю родителям глаза, что надо было раньше воспитывать. Когда ребенок еще поперек скамейки входит, его надо воспитывать, а уж когда вдоль лавки положили, то поздно.
Сегодня для молодежи характерен определенный инфантилизм, который подтверждается не только в выборе профессии, но и в дальнейшей жизни. Есть такие абитуриенты, которые выбирают факультет не для того, чтобы знания получить, а потому что там «тусовка» круче.
– Александр Иванович, после окончания института вы планировали остаться работать на кафедре?
– Планами я не занимался. Понимал, что специальность востребована, что без работы не останемся. Кроме того, в то время существовала система распределения. Одну девчонку из моей группы распределили в Северодвинск, это Архангельская область. Другую – в Магадан…Чувствуете географический размах? Но большая часть выпускников осталась в Челябинской области. А я на четвертом курсе вместе с другом пришел в СНО своей родной кафедры. Это было интересно, в том числе и в финансовом плане, ответственно заявляю. С учетом повышенной стипендии и научных подработок у меня денег было больше, нежели когда я начал работать преподавателем. Всего в вузе с нашего выпуска осталось четыре человека.
– Сложно заинтересовать студентов в своем предмете?
– Поскольку работа в качестве проректора требует очень много времени, сегодня я работаю только с аспирантами. До того как стал проректором, читал студентам три дисциплины. Чтобы студенты работали и показывали в учебе хорошие результаты, нужно поступать просто: использовать политику кнута и пряника. Скажем, курс «Электробезопасность» – сложный, да и учебный план отводит на него времени не так много. Каждое занятие по предмету я начинал с письменного опроса. А сам экзамен по предмету состоял из двух частей: теста и устной беседы. Помнится, однажды весь курс по «Электробезопасности» получил «двойки» во время зимней сессии.
– Правда, что в технике мужчины разбираются лучше женщин?
– Я считаю, что это стереотип. Когда-то я вел лабораторные работы на энергофакультете и приборостроительном факультете. Приходили девчонки с приборостроительного, собирали схемы и лишних вопросов не задавали. А некоторые их сокурсники мужского пола не могли справиться с заданием без помощи преподавателя.
– С какими трудностями вы столкнулись, когда стали работать в должности проректора?
– Когда назначение случилось, мой давнишний знакомый и хороший друг, ныне директор одного из филиалов университета, подошел и сказал: «Бояться нечего! Вуз – такой же факультет, просто в разы больше. А рабочие вопросы те же самые». Действительно, прежде чем попасть в этот кабинет, я семь лет был деканом большого механико-технологического факультета, на котором учится почти две тысячи студентов.
– Вы помните свой первый день на посту проректора?
– Да. В тот день предыдущий хозяин этого кабинета выезжал, а я сидел там, где сейчас наша кафедра находится. А здесь было объявление, что Сидоров прием ведет там-то. И в первый день ко мне никто не пришел! Это был счастливый день.
– Александр Иванович, был такой момент в вашей работе, когда вы очень волновались?
– Конечно был – первая кампания по набору студентов. Вот в следующем году будет уже пятая приемная кампания, которой я занимаюсь в масштабах университета, и за эти годы на приемную комиссию только однажды была жалоба. Дело заключалось вот в чем. Вы знаете, что при поступлении в приемную комиссию можно подавать подлинник аттестата или его копию. Один молодой человек в наш вуз подал копию, а в другой вуз – оригинал. Зачисление осуществляется только на основании оригинала. Закон есть закон. В том вузе он все успешно сдавал, но на самом финише оказалось, что набранных баллов для поступления на бюджет все же не хватает. Он с родителями срочно переметнулся сюда – попросил поменять копию на оригинал. По сути, надо кого-то убрать с бюджетного места, а его поставить. Я отказал, ведь это нарушение с моей стороны. Они написали жалобу губернатору. Приемная комиссия проверила: у этого абитуриента мама – директор одного рекламного агентства, папа – директор другого рекламного агентства. То есть нищими их никак не назовешь. Эти данные мы отправили губернатору, больше претензий не было.
– Сегодня ваша работа на посту проректора – больше профессия или любимое занятие?
– Любимое занятие – это все-таки наука, работа с аспирантами и так далее.
Понимаете, у меня количество научных публикаций приближается к тремстам. Это я к тому говорю, что вроде бы надо уже успокоиться. Но каждый раз, когда я получаю журнал, где опубликована моя статья, у меня возникает приятное ощущение, чувство удовлетворенности.
– Я знаю, что вы получили 25 авторских свидетельств и патентов…
– Да уже больше! Это результаты той работы, которая все эти годы велась. Первое авторское свидетельство было по способу защиты от однофазного замыкания на землю и внедрено оно было в исправительно-трудовой колонии в 1975 году. Тогда существовало правило: если первое авторское внедряется, то человек получает знак – изобретатель СССР. Вот такой знак у меня есть. С тех пор примерно раз в год у меня появляются новые авторские свидетельства.
– Александр Иванович, наверняка вы по долгу службы бывали в разных странах. Какое впечатление на вас произвели системы образования других стран?
– Я был в командировках в Испании, Германии, Франции... Надо помнить, что модель нашего образования взята из Германии. Это инженерное пятилетнее образование. А в других странах действует иная система образования: бакалавриат с последующей магистратурой. Мне понравилось, что в европейских вузах достаточное большое количество студентов пришли учиться, учиться и еще раз учиться, как говорил классик. У нас, к сожалению, некоторые студенты приходят отбыть время.
Во Франции мне понравилось то, как государство заботится о своих студентах. В университете, который раз в семь меньше нашего, есть два поля для регби, два футбольных поля плюс баскетбольные площадки и теннисные корты. То есть сделано все, чтобы студенты могли заниматься спортом в удобное для них время.
Впечатлило отношение к преподавательскому составу. Редко, идя по университетскому коридору, увидишь на двери вывеску с именами двух преподавателей. Как только преподаватель получает звание доцента или профессора – ему дают отдельный кабинет.
– Знаю, что вы еще успеваете издавать журнал.
– Да, с 1994 года я главный редактор журнала «Электробезопасность».
Раньше мы также издавали журнал «Проблемы экологии Южного Урала». Этот журнал, издаваемый на деньги областного бюджета, рассказывал о наших экологических проблемах и показывал, что делается на конкретных предприятиях для их решения. Тираж у него был относительно небольшой. Я до сих пор горжусь третьим номером 1997 года, который был посвящен 40-летию Кыштымской трагедии. Этот номер был моментально разобран. Обычно мы оставляем себе пару экземпляров, но, к стыду своему, у меня этого номера нет. Отдал все. А как иначе? Когда человек предлагает за номер какие угодно деньги, отдаешь безвозмездно. Считаю, что, работая над этим журналом, я вносил свой вклад в борьбу за экологию Челябинской области.
– Александр Иванович, очевидно, что свободного времени у вас немного. Как вы предпочитаете отдыхать?
– Резким переключением на другой вид деятельности. Например, каждую субботу и воскресенье я езжу в сад. Он у меня недалеко от Челябинска, под Новосинеглазово. Дом построен своими руками. Мне нравится выращивать цветы. Кто-то любит георгины, кто-то – тюльпаны, а мне нравится выращивать капризные розы.
Еще одно мое давнее увлечение, связанное с тем, что в детстве я рос у реки, – рыбалка. Во времена моего детства в Читинской области в реке Нерча водились хариус, таймень, чебак, пескарь… А свою самую большую рыбу – налима – я поймал руками, когда отдыхал с родственником в Златоусте. В его окрестностях есть такие небольшие искусственные водоемы, и вот там налим случайно выскочил на отмель. Я руками его и схватил. Правда, рыбу я не взвесил, но голова была во-о-т такая, огромная! Сегодня я к рыбалке и внучку приучил. К стыду моему, она меня частенько облавливает.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
– Александр Иванович, в интервью вы не раз говорили, что абитуриенты сегодня – люди несамостоятельные, и профессию за них выбирают родители. А себя вы помните в их годы?
– Я был заядлым радиолюбителем и посещал в школьные годы научное общество учащихся. Позже мои интересы склонились в сторону электричества. Кружок у нас вели преподаватели приборостроительного факультета ЧПИ и часто рассказывали нам об институте. Закончив школу, я сразу принес документы сюда, на энергетический факультет. Конкурс в институт в 1966 году был огромный. Только из нашей школы №121 выпустилось четыре одиннадцатых и пять десятых класса, а это более двухсот человек! Правда, в тот год попридержали демобилизацию в армии, поэтому за места в институте сражались только школьники.
В итоге студентами первого курса кафедры «Системы электроснабжения» стали 27 человек (в нашей группе Э-197). Из них к финишу по нашей специальности пришло девять. То есть отчисляли и тогда. Но я не помню, чтобы кто-то из родителей приходил в институт и просил преподавателей о поблажке.
– Сейчас, видимо, такая практика очень распространена?
– К сожалению, да. Дважды в неделю у меня прием. Сразу после сессии ко мне приходят мамы с папами и начинают просить допустить их ребенка к сессии или позволить ему еще раз пересдать какой-то экзамен. Учитывая, что я всю жизнь проработал в вузе, наверное, достаточно хорошо могу читать между строк. Например, взяв в руки ведомость, увидеть отношение конкретного человека к учебе по итогам аттестации не составляет труда. Когда я говорю родителям, что их ребенок не посещал лекции, они удивляются: «Как не посещал? Мы же его утром сами подвозим до университета! Он же в дверь заходит!»
Ну, у нас в одну дверь зашел, в другую вышел (разводит руками Александр Сидоров – Авт.). Это началось не вчера, конечно. Ко мне точно с такими же просьбами приходили, когда я был деканом механико-технологического факультета. Например, не допускают какого-то студента до сдачи сессии, приходит его дедушка-ветеран и пытается нажать, мол, я-то воевал. Зачем так делать? У меня тоже старшее поколение воевало и погибло на фронте.
– То есть навстречу в таких случаях вы все-таки не идете?
– Ну почему? Прием есть прием, я обязан выслушать человека. Я просто раскрываю родителям глаза, что надо было раньше воспитывать. Когда ребенок еще поперек скамейки входит, его надо воспитывать, а уж когда вдоль лавки положили, то поздно.
Сегодня для молодежи характерен определенный инфантилизм, который подтверждается не только в выборе профессии, но и в дальнейшей жизни. Есть такие абитуриенты, которые выбирают факультет не для того, чтобы знания получить, а потому что там «тусовка» круче.
– Александр Иванович, после окончания института вы планировали остаться работать на кафедре?
– Планами я не занимался. Понимал, что специальность востребована, что без работы не останемся. Кроме того, в то время существовала система распределения. Одну девчонку из моей группы распределили в Северодвинск, это Архангельская область. Другую – в Магадан…Чувствуете географический размах? Но большая часть выпускников осталась в Челябинской области. А я на четвертом курсе вместе с другом пришел в СНО своей родной кафедры. Это было интересно, в том числе и в финансовом плане, ответственно заявляю. С учетом повышенной стипендии и научных подработок у меня денег было больше, нежели когда я начал работать преподавателем. Всего в вузе с нашего выпуска осталось четыре человека.
– Сложно заинтересовать студентов в своем предмете?
– Поскольку работа в качестве проректора требует очень много времени, сегодня я работаю только с аспирантами. До того как стал проректором, читал студентам три дисциплины. Чтобы студенты работали и показывали в учебе хорошие результаты, нужно поступать просто: использовать политику кнута и пряника. Скажем, курс «Электробезопасность» – сложный, да и учебный план отводит на него времени не так много. Каждое занятие по предмету я начинал с письменного опроса. А сам экзамен по предмету состоял из двух частей: теста и устной беседы. Помнится, однажды весь курс по «Электробезопасности» получил «двойки» во время зимней сессии.
– Правда, что в технике мужчины разбираются лучше женщин?
– Я считаю, что это стереотип. Когда-то я вел лабораторные работы на энергофакультете и приборостроительном факультете. Приходили девчонки с приборостроительного, собирали схемы и лишних вопросов не задавали. А некоторые их сокурсники мужского пола не могли справиться с заданием без помощи преподавателя.
– С какими трудностями вы столкнулись, когда стали работать в должности проректора?
– Когда назначение случилось, мой давнишний знакомый и хороший друг, ныне директор одного из филиалов университета, подошел и сказал: «Бояться нечего! Вуз – такой же факультет, просто в разы больше. А рабочие вопросы те же самые». Действительно, прежде чем попасть в этот кабинет, я семь лет был деканом большого механико-технологического факультета, на котором учится почти две тысячи студентов.
– Вы помните свой первый день на посту проректора?
– Да. В тот день предыдущий хозяин этого кабинета выезжал, а я сидел там, где сейчас наша кафедра находится. А здесь было объявление, что Сидоров прием ведет там-то. И в первый день ко мне никто не пришел! Это был счастливый день.
– Александр Иванович, был такой момент в вашей работе, когда вы очень волновались?
– Конечно был – первая кампания по набору студентов. Вот в следующем году будет уже пятая приемная кампания, которой я занимаюсь в масштабах университета, и за эти годы на приемную комиссию только однажды была жалоба. Дело заключалось вот в чем. Вы знаете, что при поступлении в приемную комиссию можно подавать подлинник аттестата или его копию. Один молодой человек в наш вуз подал копию, а в другой вуз – оригинал. Зачисление осуществляется только на основании оригинала. Закон есть закон. В том вузе он все успешно сдавал, но на самом финише оказалось, что набранных баллов для поступления на бюджет все же не хватает. Он с родителями срочно переметнулся сюда – попросил поменять копию на оригинал. По сути, надо кого-то убрать с бюджетного места, а его поставить. Я отказал, ведь это нарушение с моей стороны. Они написали жалобу губернатору. Приемная комиссия проверила: у этого абитуриента мама – директор одного рекламного агентства, папа – директор другого рекламного агентства. То есть нищими их никак не назовешь. Эти данные мы отправили губернатору, больше претензий не было.
– Сегодня ваша работа на посту проректора – больше профессия или любимое занятие?
– Любимое занятие – это все-таки наука, работа с аспирантами и так далее.
Понимаете, у меня количество научных публикаций приближается к тремстам. Это я к тому говорю, что вроде бы надо уже успокоиться. Но каждый раз, когда я получаю журнал, где опубликована моя статья, у меня возникает приятное ощущение, чувство удовлетворенности.
– Я знаю, что вы получили 25 авторских свидетельств и патентов…
– Да уже больше! Это результаты той работы, которая все эти годы велась. Первое авторское свидетельство было по способу защиты от однофазного замыкания на землю и внедрено оно было в исправительно-трудовой колонии в 1975 году. Тогда существовало правило: если первое авторское внедряется, то человек получает знак – изобретатель СССР. Вот такой знак у меня есть. С тех пор примерно раз в год у меня появляются новые авторские свидетельства.
– Александр Иванович, наверняка вы по долгу службы бывали в разных странах. Какое впечатление на вас произвели системы образования других стран?
– Я был в командировках в Испании, Германии, Франции... Надо помнить, что модель нашего образования взята из Германии. Это инженерное пятилетнее образование. А в других странах действует иная система образования: бакалавриат с последующей магистратурой. Мне понравилось, что в европейских вузах достаточное большое количество студентов пришли учиться, учиться и еще раз учиться, как говорил классик. У нас, к сожалению, некоторые студенты приходят отбыть время.
Во Франции мне понравилось то, как государство заботится о своих студентах. В университете, который раз в семь меньше нашего, есть два поля для регби, два футбольных поля плюс баскетбольные площадки и теннисные корты. То есть сделано все, чтобы студенты могли заниматься спортом в удобное для них время.
Впечатлило отношение к преподавательскому составу. Редко, идя по университетскому коридору, увидишь на двери вывеску с именами двух преподавателей. Как только преподаватель получает звание доцента или профессора – ему дают отдельный кабинет.
– Знаю, что вы еще успеваете издавать журнал.
– Да, с 1994 года я главный редактор журнала «Электробезопасность».
Раньше мы также издавали журнал «Проблемы экологии Южного Урала». Этот журнал, издаваемый на деньги областного бюджета, рассказывал о наших экологических проблемах и показывал, что делается на конкретных предприятиях для их решения. Тираж у него был относительно небольшой. Я до сих пор горжусь третьим номером 1997 года, который был посвящен 40-летию Кыштымской трагедии. Этот номер был моментально разобран. Обычно мы оставляем себе пару экземпляров, но, к стыду своему, у меня этого номера нет. Отдал все. А как иначе? Когда человек предлагает за номер какие угодно деньги, отдаешь безвозмездно. Считаю, что, работая над этим журналом, я вносил свой вклад в борьбу за экологию Челябинской области.
– Александр Иванович, очевидно, что свободного времени у вас немного. Как вы предпочитаете отдыхать?
– Резким переключением на другой вид деятельности. Например, каждую субботу и воскресенье я езжу в сад. Он у меня недалеко от Челябинска, под Новосинеглазово. Дом построен своими руками. Мне нравится выращивать цветы. Кто-то любит георгины, кто-то – тюльпаны, а мне нравится выращивать капризные розы.
Еще одно мое давнее увлечение, связанное с тем, что в детстве я рос у реки, – рыбалка. Во времена моего детства в Читинской области в реке Нерча водились хариус, таймень, чебак, пескарь… А свою самую большую рыбу – налима – я поймал руками, когда отдыхал с родственником в Златоусте. В его окрестностях есть такие небольшие искусственные водоемы, и вот там налим случайно выскочил на отмель. Я руками его и схватил. Правда, рыбу я не взвесил, но голова была во-о-т такая, огромная! Сегодня я к рыбалке и внучку приучил. К стыду моему, она меня частенько облавливает.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
12 ноября в 11:00 Южно-Уральский государственный университет посетит с рабочим визитом Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Дания в России Пер Карлсен. Встретят
4 августа состоялось зачисление поступивших на бюджетную форму обучения механико-технологического факультета Южно-Уральского государственного университета. Зачисленных
Приемная кампания ЮУрГУ превысила свои прошлогодние показатели: в вуз подали документы уже более 10 тысяч абитуриентов. А «юбилейный» получил
Проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета Александр Сидоров и ответственный секретарь приемной комиссии Александр Губарев ответили на
Уже пятый год телерадиокомпания «ЮУрГУ-ТВ» проводит ежегодный телемарафон «Для вас, абитуриенты». 1 июля с 9 часов утра в прямом эфире в течение восьми часов на все