» » Религия в школе: быть или не быть?

Религия в школе: быть или не быть?

В закладки
Наука без религии хрома, религия без науки слепа.
Альберт Эйнштейн
Религия в школе: быть или не быть?
Нынешние школьники примут участие в очередном эксперименте Министерства образования. Уже с апреля 2010 года ученики в обязательном порядке будут прослушивать новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Защитники эксперимента уверены, этот предмет поможет в воспитании нравственного поколения, а противники просят не превращать школу в богадельню, да и факт присутствия положительных знаний о религии вовсе не является гарантией веры.
Курс будет включать в себя шесть модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.
«Главное заключается в том, что, во-первых, у каждого ребёнка есть выбор, какой из шести модулей он хочет изучать, – поясняет директор департамента госполитики в образовании Минобрнауки РФ Игорь Реморенко. – И, во-вторых, все модули нового курса будут носить культурологический характер: преподавание будет вестись обычными учителями по светским пособиям».
Патриарх Кирилл уже подписал соответствующее распоряжение, первый в России учебник «Основы православной культуры» будет готов уже в ближайшее время, правда, насколько его можно будет назвать «светским» – остается под вопросом.
На такое «экспериментальное религиоведение» родители реагируют неоднозначно. Одни считают, что забивать голову детей лишней информацией не стоит, рано или поздно они и сами придут к вере. Другие относятся к новому предмету менее скептично. «В свое время, когда я училась в школе, нам об этом ничего не рассказывали. В голове была ужасная путаница, – рассуждает мама Наталья Федотова. – Думаю, каждый образованный человек должен иметь представление об особенностях всех мировых религий».
Пока в эксперименте примут участие только 19 субъектов Российской Федерации: наши соседи – Свердловская и Курганская области, а также Вологодская, Калининградская, Костромская, Новосибирская, Пензенская, Тамбовская, Тверская, Томская области и Еврейская автономная область, Калмыкия, Карачаево-Черкесия, Удмуртия, Чечня, Чувашия, Камчатский, Красноярский, Ставропольский края. Челябинские школьники могут вздохнуть спокойно: новый предмет не появится в их и без того нагруженном расписании.
Между тем имам мечети Исмагила Рауфан Гафаров считает, что как раз челябинским ученикам религиозная грамотность и не помешала бы. В городе, ставшем центром смешения множества культур, такой предмет практически необходим: «Если они будут знать свою веру и веру их соседей, это укрепило бы понимание между ними. Но освещать культурные ценности мировых религий необходимо с нейтральных позиций. Не должно быть никакой заинтересованности».
Многим такая «объективность» нового предмета кажется неверной, в конце концов, официальная религия в России только одна. «Русская школа должна стать ревнивым хранителем русской культуры, духовности, религии – православия в первую очередь», – считает академик Российской академии образования Шалва Амонашвили.
Другой вопрос, вызвавший множество споров, связан с тем, кто и как будет учить детей новой дисциплине. «Нужно проводить очень четкий отбор преподавателей, чтобы в класс к детям не попали случайные люди. Можно же рассказать о религии так, что это вызовет отвращение. И благое дело потеряет свой смысл», – комментирует директор челябинской православной гимназии иерей Алексей Егоров.
Предполагается, что новый курс будут прослушивать ученики 4-5 классов. Занятия будут проходить два часа в неделю. В связи с небольшим количеством часов школе необязательно будет нанимать штатных преподавателей по всем шести предметам.
Директор гимназии №1 Дамир Тимерханов отмечает, что найти даже таких «временных» учителей в Челябинской области было бы крайне затруднительно. В конце концов каждый преподаватель обладает собственным мировоззрением, и остаться объективным в рамках столь субъективного курса – задача не из легких. Однако это не единственный минус нововведения: «Я сильно сомневаюсь, что этот курс станет тем краеугольным камнем, который ляжет в основу нравственности в 4-5 классах, – добавляет Дамир Галиханович. – Думаю, религиозное воспитание должно все-таки проходить в семье. К тому же выбор той или иной веры обычно совершается в более осознанном возрасте, все-таки четвероклассники пока не способны самостоятельно его сделать».
В новом курсе учтены и права атеистов. Вместо религиозных культур по выбору школьники смогут изучать светскую этику. Правда, этот выбор за них, скорее всего, сделают родители, иначе придется потратить немало времени на объяснение десятилетним ученикам слова «атеист».
Эксперимент рассчитан на три года. Во всех регионах-участниках постоянно будет проводиться мониторинг, который и покажет, насколько удачно или неудачно проходит обучение. Если результат будет, скорее, положительным, чем отрицательным, то уже в 2012 году изучать основы религиозных культур и светской этики в обязательном порядке станут все российские школьники.
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Челябинск не вошел в эксперимент по обучению основам религий
Владимир Путин подписал распоряжение кабинета министров о проведении эксперимента по введению предмета основы религиозных культур и светской этики. Челябинская область
В ВЗФЭИ объявлен дополнительный набор
До 27 августа продлен прием документов на первый курс Всероссийского заочного финансово-экономического института на бюджетную и договорную основы по следующим
Новые предметы в школах: религия или этика?
Президент России Дмитрий Медведев одобрил эксперимент по преподаванию религии в государственных школах при условии, что ученики и их родители смогут выбрать
Кто будет учить челябинских школьников основам религии
ВМоскве состоялось совещание по вопросампреподавания в школе основ религиознойкультуры и светской этики и введения вВооруженных Силах института воинскихи флотских
Вышла в свет монография преподавателя ЮУПИ
Вышла в свет монография преподавателя кафедры финансы и кредит ЮУПИ Евгения Ивановича Бухарова «Синергетические основы экономической эффективности». Монография посвящена
В ЧГАКИ подведут итоги развития культуры Челябинской области
10 февраля в Челябинской государственной академии культуры и искусств состоится заседание коллегии Министерства культуры Челябинской области «Итоги работы Министерства

Chel-week