» » Александр Борок, главный режиссер Челябинского областного театра кукол: «Я все детство играл в куклы»

Александр Борок, главный режиссер Челябинского областного театра кукол: «Я все детство играл в куклы»
17.03.2009 2 256 0

Александр Борок, главный режиссер Челябинского областного театра кукол: «Я все детство играл в куклы»

Наука и учеба
В закладки

Все, кто знаком с Александром Владимировичем Бороком, главным режиссером Челябинского областного театра кукол имени Вольховского, относятся к нему с глубокой симпатией и уважением. «Он замечательный человек и прекрасный режиссер!» – отзывается о нем главный администратор театра Александра Осипова (работающая тут уже более 20 лет). А как же может быть не замечательным человек, создающий сказку?
– Александр Владимирович, как вы выбрали такую необычную профессию – актера кукольного театра?
– Так получилось, что я все детство проиграл в куклы. (Улыбается.) И это были куклы, которых мы с друзьями мастерили сами. Мы им вырезали одежку, выковывали из алюминиевой проволоки различное оружие. Нас было четверо. И у каждого – свое государство, где жили президенты, спортсмены, существовали театры. И этим мы занимались до десятого класса! Жил я тогда в Омске. Вообще, я собирался поступать на кинорежиссера во ВГИК. Но прежде решил приобрести жизненный опыт и поработать. А так как у меня очень плохое зрение, то получилось, что меня никуда не взяли, кроме одного места: театра кукол, где я стал работать монтировщиком сцены. Именно там понял, по какому пути идти, и поступил в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии.
– А в Челябинске как оказались?
– В Челябинск приехал целенаправленно в 1984 году, когда кукольным театром еще руководил Валерий Вольховский. В то время в Советском Союзе, по нашему мнению, мнению студентов театрального института, работало три выдающихся режиссера, одним из которых как раз был Вольховский. У меня была возможность остаться в Питере, но я поехал за большим искусством сюда, в Челябинск.
– Кого можете назвать своим учителем, наставником?
– Одного человека сложно назвать. Я учился у всех по чуть-чуть. У всех режиссеров, что приезжали в театр и ставили спектакли. Конечно, прежде всего, у Валерия Вольховского – человека, с которым я больше всего работал. Еще у Рейна Агура, Михаила Хусита. Заочно – у Виктора Шраймана, с которым я лично не работал, но наблюдал его спектакли. А это тоже очень много значит!
Что воздействует на вас как на человека творческого?
– На меня воздействует очень многое в этом мире, все его многообразие! Очень на меня влияет киноискусство, потому что я любил и до сих пор люблю кино. Оперное и балетное искусство, современная хореография… Изобразительное искусство, естественно. И, конечно же, музыка. Мне все интересно!
– Помните свой актерский дебют?
– Конечно! Как только я приехал в Челябинск, тут началась подготовка спектакля «Аистенок и Пугало». Это и был мой первый спектакль!
– И кого играли?
– Пугало. (Смеется.) Кстати, этот спектакль идет здесь до сих пор. В этом году ему исполнится уже 25 лет!
– Какие куклы для вас интересны? Трудно ли управлять куклой?
– Для меня, чем сложнее кукла, тем она и интереснее. Куклу надо осваивать. Такого, что взял куклу – и она сразу «пошла», не бывает. У меня был такой момент в жизни… когда я в спектакле «Мертвые души» Гоголя играл второстепенные, вводные роли. Мне досталась кукла-марионетка «Петух» у Коробочки. Вот с этой куклой я очень долго бился! Голова болталась отдельно от ног, необходимо было добиться специфичной такой «петушиной» походки. (Изображает руками.) Я очень долго с ней работал и, в конце концов, добился результата!
– В куклах как-то проявляется личность актера?
 
– Как говорят, собака похожа на своих хозяев… Так и в театре: куклы очень часто похожи на своих актеров, либо актеры становятся похожими на персонажей. Но это только в спектаклях! Потому что героев очень много и не может актер быть похожим на кого-то одного. В театре, кстати, можно сделать куклу, которая будет один в один похожа на человека, но это совсем не значит, что у них совпадут характеры!
 «Главное – сделать первый шаг»
– Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать хороший актер и хороший режиссер?
Основные качества для хорошего актера – гибкость и умение понимать режиссера. А для режиссера, в свою очередь, очень важно понимать актера. То есть, не ломать его, не тянуть на свою сторону, а отталкиваясь от него, от его возможностей, создавать с ним вместе образ, который должен быть в спектакле. Самое главное – это понимание, но не в банальном смысле… Нужно, чтобы актер понимал, что от него хочет режиссер, а режиссер понимал, что может сделать конкретный актер.
– Какое место занимает профессия в вашей жизни?
– Как и у многих творческих людей, у меня нет разделения на быт и на театр. Режиссерская работа, она круглосуточная. Как и актерская тоже. Когда я прихожу домой, в голове все равно вертятся какие-то задумки… Музыку слушаю такую, которая может пригодиться в спектакле. Книги читаю те, которые могут пригодиться в постановках. Все вокруг работает на дальнейшее создание чего-то. Я очень не люблю повторяться и делать одинаковые спектакли. И поэтому стараюсь, чтобы каждый новый спектакль отличался от предыдущего.
– У вас есть свой любимый спектакль?

– У меня нет такого, чтобы я что-то любил, а что-то нет. Я очень тепло, хорошо отношусь ко всему что сделал. Ведь с каждым творением связан какой-то период жизни, работа с конкретными людьми… И чаще всего это приятные воспоминания. Другое дело, что есть спектакли, которые кем-то отмечены, и есть те, которые остались в тени - они разделяются по известности. Но от этого мое отношение к ним не меняется.
С какими сложностями приходится сталкиваться в жизни? Как вы с ними справляетесь?
– Сложности разные бывают: и бытовые, и творческие. К примеру, бывает, что не придумывается спектакль. Не получается, не происходит… «что-то такое» не приходит. (Улыбается.) Тогда приходится заставлять себя этим заниматься, заставлять думать и тогда, чаще всего, достойно выходишь из положения. Когда первый шаг сделан, материал начинает работать уже на тебя, и даже подбрасывает какие-то идеи.
– Правда ли, что, работая некоторое время в кукольном театре Екатеринбурга, вы участвовали в голодовке, отстаивая свою позицию? Чем дело кончилось?
– Там был случай… очень редкий в моей жизни. В театре появился директор, который устраивал меня, труппу, абсолютно всех! И этого директора без объяснения причин уволили. Поэтому поводу мы и возмущались. Закончилось все нашим полным фиаско. А женщина, которую назначили новым директором, оказалась отличным руководителем. Так что зря голодали… Хотя хорошим директором она, возможно, и стала благодаря тому, что был организован такой прием!
«Смех помогает мне в работе»
– Считается, что кукольный театр – это для детей. Но есть же и спектакли для взрослых.
– Это советская власть придумала, что театр кукол только для детей. На самом деле театр кукол всегда был для взрослых. Даже, к примеру, в театре Образцова шли спектакли для взрослых. И в Челябинск я приехал именно потому, что здесь ставились такие спектакли. Я очень люблю спектакли для взрослых, в моем багаже их очень много! Режиссера и судят, в основном, по взрослым спектаклям.
– В Челябинске в свое время вы с Сергеем Плотовым создали так называемый «Черный театр»… Почему такое название?
– Да, он просуществовал десять лет. Когда ушел из театра Валерий Вольховский, репертуар стал беднеть, взрослые спектакли исчезали. А нам, с моим коллегой Сергеем Плотовым, этого не хватало. И мы решили поставить четыре спектакля. «Черный театр», «черный кабинет» – это терминология театра кукол. К тому же нам казалось, что такое название заинтересует, привлечет зрителя. Конечно, мы никакого отношения не имели ни к черному юмору, ни к «чернухе». Но юмора там была масса! Кстати, смех и сейчас очень помогает мне в работе!
– Вы оптимист?
– Наверное, да! Существует много разных определений типа: «Пессимист – это хорошо информированный оптимист» и так далее. Но я все-таки веселый человек. Конечно, не скрою, что иногда подвержен депрессиям. Но, как мне кажется, у меня получается с этим справляться.
– Что вы цените в людях?
– Честность. Главное, чтобы человек был честным. Отношения людей строятся на взаимности. Нужно честно и хорошо относиться к окружающим – тогда и они ответят тем же.
«Создаю спектакли для маленького Саши Борока»
– Как вы считаете, отличаются ли сегодняшние дети от предшествующего поколения?
– Не вижу разницы. Какими они детьми были, такими и остались: чуткими, нежными, добрыми.
– Учат ли их чему-нибудь кукольные спектакли?
– Раньше говорили, что спектакли должны чему-то учить… Я, честно говоря, не знаю, учат они или не учат, но какие-то добрые истории они должны рассказывать. Театр – это прежде всего добро и волшебство для ребенка. Он, конечно же, верит, что куклы живые. И мы не должны разрушать эту сказку.
– Что вас радует в жизни?
– Меня радуют люди прежде всего! Отношение людей ко мне. Вещи – это краткосрочные радости. А самые настоящие – это люди и их поступки. Еще радует искусство: музыка, например. И – все живое, что есть на Земле! Животные вызывают очень радостные эмоции.
– А дети у вас есть?
– Да, дочь Василиса. Она меня очень сильно радует! (Улыбается.) Я счастлив, что у меня есть такая замечательная дочка! Это мое главное достижение.
– Она пошла по вашим стопам?
– Собирается. Будет поступать в театральный институт. Но я бы не хотел, чтобы она конкретно пошла в театр кукол. Можно взять другое направление.
– Передаете ли вы кому-то свое мастерство?
– В данный момент нет. Но у меня была такая практика. Я когда-то работал в детской театральной школе, которая находилась в театре ЧТЗ. И там занимался с ребятами актерским мастерством. Сейчас многие из них уже закончили театральные институты. Я их всех помню и очень люблю. Такие все необыкновенные! Так получилось, что одному из них – Володе Рудневу – я, будучи уже в Екатеринбурге председателем экзаменационной комиссии, вручал диплом о высшем образовании. Вот так интересно получилось.
– Что вам помогает создавать спектакли для детей? Представляете ли себя на месте маленьких зрителей?
– Вспоминаю себя маленького и то, что в детстве меня интересовало. По этому материалу я создал уже много спектаклей, и он не заканчивается, к счастью. Спектакли я делаю для себя маленького, того мальчика – Саши Борока. Например, свой последний спектакль я создал по повести Успенского «Гарантийные человечки». Эта повесть мне страшно нравилась в детстве. Я всегда мечтал поставить ее в театре. И вот, мечта осуществлена!
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Александр Балуев, актер: «Русский актер никогда не сыграет главную роль в голливудском проекте!»
В российском кинематографе он олицетворяет Настоящего Мужчину. До какого-то времени был и настоящим полковником – слишком часто актеру Балуеву доставались роли военных.
Владислав Галкин, актер: «Когда ты берешь на себя ответственность за ту или иную роль, ты берешь на себя ответственность ее оживить...»
Имя актера Владислава Галкина сегодня на пике популярности. Большинству зрителей он полюбился по сериалу «Дальнобойщики», в котором актер на грузовике покорял дороги
Гоша Куценко, актер и певец: «Не хочу за спиной моих работ устраивать интриги»
Ему часто бросают упрек, что его в кино слишком много – такие упреки обычно бросают только очень знаменитым. Ни одна мало-мальски стоящая картина не обходится без его
Марина Аничкова, режиссер: «Мне мало того, что я имею в качестве актрисы»
Одни знают Марину Аничкову как разноплановую актрису Челябинского академического театра драмы им. Наума Орлова. Другие уважают ее как талантливого режиссера, третьи –
Владимир Филонов, художественный руководитель студии театра «Манекен»: «Судьба подложила Бомбу»
Режиссер студии театра «Манекен» и преподаватель актерского мастерства ЧГАКИ Владимир Филонов просто создан для работы с молодым поколением талантливых актеров. Он любит
В Челябинске ожидается «Снежность»
Театр драмы им. Н. Орлова, 13:30 Сегодня в Челябинске открывается VI детский благотворительный театральный фестиваль «Снежность», в ходе которого школьники, а также
Первый взрослый спектакль в театре кукол
Театр кукол, 18:00 «Мнимый больной» стал последней комедией великого Мольера и первым спектаклем для взрослых Челябинского областного театра кукол им. Валерия
«Чморик» откроет юбилейный сезон в НХТ
Концертный зал им. Прокофьева, 18:00 Сегодня Новый художественный театр открывает свой юбилейный 15-й театральный сезон. В этот вечер на сцене концертного зала им.
«Демон» едва не рассыпался мелким бесом
Раньше «во всем был виноват Чубайс». Теперь – журналисты. Высматривают, вынюхивают и раздувают... Виноваты, да. Профессия у нас такая неказистая. Буквально вчера скандал
Михаил Жигалов, актер: «К сожалению, мы почти не можем играть в России»
Михаил Васильевич Жигалов родился 2 мая 1942 года в Куйбышеве. В 1965 году окончил Московский институт химического машиностроения и до 1968 года работал инженером. Имеет

Chel-week