Дарья Шибкова, заведующая кафедрой биологии человека и медико-биологической подготовки ЧГПУ: «Процесс самообразования остановить невозможно. Он естественный»
В закладки
За плечами у заведующей кафедрой биологии человека и медико-биологической подготовки Челябинского государственного педагогического университета Дарьи Захаровны Шибковой более сотни научных работ, кандидатская и докторская диссертации. В то же время Дарья Захаровна уверена, что «большой, настоящей наукой» занимаются другие, а она «добросовестный исполнитель, которому иногда удается получить что-то новое в ходе исследований». Несмотря на самокритичную позицию, от аспирантов, желающих получить такого научного руководителя, нет отбоя, а солидные научные журналы опубликовали десятки ее статей.
– Дарья Захаровна, послевоенное время наложило отпечаток на ваше детство?
– Сказать, что мое детство было тяжелым, я не могу. У нас была большая, работоспособная семья, поэтому тяжелых послевоенных последствий я не ощущала. Хотя соотнести мои детские годы с детством сегодняшнего поколения нельзя. Все было по принципу «достаточно, но не больше». У нынешнего поколения детство лучше, возможностей больше, и оно счастливее от того, что родители, как мне кажется, сейчас более позитивно мыслят. А наши родители постоянно переживали: смогут ли выучить своих детей, дадут ли им высшее образование и так далее. Наверное, эти переживания были обоснованны, ведь мы жили в достаточно маленьком городке, в Кимовске, где своих учебных заведений не было. Нас спасало то, что Кимовск находился в 250 километрах от Москвы и родители периодически ездили в столицу закупать все необходимое, чего было не достать в провинции.
– Вы помните свою первую поездку в Москву?
– Впервые я приехала в Москву семиклассницей в гости к старшей сестре, которая училась в институте кинематографии и снимала квартиру на Пушкинской улице в самом центре города. Москва меня, конечно, ошеломила. Я гуляла по Петровке, по переулку Столешников... Одним словом, с первой поездки я почувствовала себя в Москве очень комфортно, несмотря на то что ходила все время с поднятой головой. (Смеется.) Еще одно незабываемое впечатление – оперетта «Летучая мышь». И вот это все эмоции такие – красота, музыка, песни – ну счастье, одним словом. В голове сразу отложилось, что за пределами нашего маленького городка есть некая другая жизнь. Большая, светлая, счастливая... Тогда же появилось стремление, даже не до конца осознанное, как-то продвинуться, а не остаться на этом маленьком участке жизни, за которым такой большой мир.
– Первым шагом в стремлении вырваться из провинции стало поступление в медицинское училище в городе Донской?
– Нет, Донской – это маленький шахтерский городок, каких много в Тульской области. А мое поступление в медучилище – стечение обстоятельств. Я вообще готовилась к поступлению в педагогический или в медицинский институт. Но после выпускного попала в больницу в достаточно тяжелом состоянии. А когда выписалась, уже не было ни психологической, ни физической возможности ехать куда-то далеко. Ближайшим учебным заведением оказалось медицинское училище в городке Донском, куда я и поступила на медицинскую сестру.
– Знаю, что после окончания училища вы несколько лет работали в городе Щекино.
– Да, по распределению я попала в Щекино. Это достаточно интересное место, находится рядом с Ясной Поляной, с усадьбой Льва Николаевича Толстого. Но работала я там не медицинской сестрой, а лаборантом-химиком в санитарно-эпидемиологической станции. И мне было недостаточно того, чем я занимаюсь. Тяга к большому, внутренняя потребность учиться не оставляла меня в покое, и через два года я уехала в Казань, где со своей семьей жила моя старшая сестра, к которой я приезжала в Москву школьницей. У сестры была работа, связанная с театром, и переезды для таких творческих людей были обычным делом, тем более что государство в те времена обеспечивало жильем молодых или вновь приехавших специалистов. В Казани я поступила в местный педагогический институт и устроилась работать по специальности. Правда, сестра через год вновь переехала, на этот раз в Челябинск. Вскоре уговорила меня переехать к ней и перевестись в Челябинский государственный педагогичекий институт.
– Казань – потрясающе красивый город. А какое впечатление произвел на вас Челябинск?
– Я приехала в Челябинск в начале сентября 1974 года, стояла золотая осень, бабье лето продолжалось почти до середины октября. Было очень красиво, тепло. Помню, что сначала я долго путалась с понятиями районов – АМЗ, ЧМЗ... Иногда даже садилась в автобус и уезжала не в ту сторону. (Смеется.)
А Казань влюбляет в себя своей историей и высокой культурой населения, по крайней мере, в семидесятые годы это в воздухе чувствовалось.
– Дарья Захаровна, вы заканчивали ЧГПИ по специальности «учитель биологии и химии». Поработав медицинской сестрой, поняли, что медицина – это не ваше?
– Нет, я очень любила свою работу, но психологически это было тяжело. Объясню почему. В в начале 70-х годов в Казани были вспышки детских инфекций, например, менингита. Я как раз работала в детском отделении, и к нам часто привозили больных детей, в том числе из детских домов, сирот. Лечили в том числе пенициллином. А пенициллин – это значит минимум 4-6 уколов в день. Иногда пять минут на детской попе ищешь место, куда иголочку можно воткуть, чтобы не попасть в нерассосавшуюся шишку предыдущего укола... Психологически тяжело было работать в таком отделении, я очень сочувствовала этим детям, переживала за них и понимала, что так не должно быть на самом деле, это несправедливо.
– Занявшись педагогикой, вы поняли, что нашли себя?
– Я не могу сказать, что я занимаюсь чисто педагогикой. Педагогика оказалась для меня достаточно близкой областью, потому что практически сразу после окончания вуза я получила доступ к научным исследованиям. Постоянный интерес и возможность заниматься чем-то новым – вот что, пожалуй, самое главное. А в педагогике важно общение. Нельзя сказать, что мы учим студентов, лучше сказать – мы общаемся со студентами в процессе обучения. Когда ты учишь, ты выставляешь ту часть себя, которая обладает определенными знаниями, жизненным опытом... Начинаешь этим делиться с молодым поколением и очень быстро замечаешь, что становишься начетчиком, назидаешь, то есть ты читаешь лекцию. Это пугает.
– Хочется общения со студентами на равных?
– Прежде всего хочется, чтобы студенты тебя спрашивали. Самое страшное, когда студенты не задают вопросов, не включаются в общение. Когда я веду занятия со студентами, я глазами вижу каждого. И мне действительно неприятно, когда на моих лекциях кто-то из учащихся может себе позволить заниматься посторонним делом. Мне это неприятно, и я начинаю это списывать на то, что либо я не умею заинтересовать этого студента, либо я излагаю недостаточно новый материал.
– Сегодня вы заведуете кафедрой биологии человека и медико-биологической подготовки ЧГПУ. Какие дисциплины читаете студентам?
– Я рассказываю студентам про физиологию человека. И, как любой преподаватель, считаю, что моя дисциплина – самый любопытный предмет. Потому что в этой дисциплине изучаются механизмы функционирования человеческого организма. И что интересно, эти мехинизмы зависимы от пола, возраста, вида деятельности, экологических условий существования человека. То есть это не нечто статическое, а постоянно изменяющийся процесс, который сложно изучить до конца. В физиологии постоянно появляются новые сведения. И эта наука никогда не устареет!
Сейчас я читаю книгу Натальи Бехтеревой «Магия мозга». Вы никогда не задумывались над тем, как человек вообще мыслит? Лично для меня самое интересное, что сейчас может быть в физиологии – это знания механизмов мыслительного процесса.
– Дарья Захаровна, а возможности человеческого организма вообще ограничены?
– Видите ли, если говорить о возможностях человеческого мозга, то на сегодняшний день их, видимо, можно рассматривать как безграничные. А если рассматривать возможности конкретной функциональной системы организма, скажем, той же сердечно-сосудистой системы или дыхательной, то здесь возможности имеют свой резерв.
– Сфера ваших научных интересов – разработка проблем адаптации биологических систем к экстремальным факторам среды. Поясните пожалуйста, что это такое.
– Когда я только начала заниматься наукой, эта тема была связана с гипокенезией – недостаточной двигательной активностью. Под руководством моего научного наставника Николая Андреевича Фомина мы исследовали биохимические механизмы, которые происходят в органах и тканях в условиях недостаточной двигательной активности, проводили эксперименты на лабораторных крысах.
В середине девяностых годов я сменила сферу своих научных интересов и стала заниматься влиянием ионизирующего излучения на кроветворную систему организма. На базе научно-практического Центра радиационной медицины под руководством его директора Александра Васильевича Аклеева я защитила докторскую диссертацию по вышеназванной теме.
– В рамках вашей научной деятельности вы проводили мониторинг физического развития и состояния школьников. Здоровый человек сегодня – это утопия?
– Здоровый человек – это не утопия. Здоровые школьники тоже есть, но их по различным данным не более 10-12%. Кто-то считает, что есть не здоровые, а недообследованные. И потом, здоровье – это же состояние динамичное.
– А как вы поддерживаете свое здоровье?
– Я не являюсь в этом смысле идеалом, но, тем не менее, пытаюсь поддерживать физическую активность – работаю на садовом участке, посещаю фитнес-клуб. Что касается пищи, казалось бы, как физиолог, я знаю про питание все. Но тут сказывается воспитание в эпоху Советского Союза, когда доминирующей является социальная сторона жизни. Другими словами – сначала общественное, потом личное. Поэтому у меня нет железного режима дня, когда определенные часы отведены на питание или на сон. Понимаете, здоровье – это не жизнь по часам, а умение сдвигать часовые рамки, не нарушая в целом функционального состояния организма. Конечно, физиолог не должен так говорить, но я иногда ужинаю в десять-одиннадцать часов вечера, так уж складывается день.
Еще важно не входить в диссонанс со своими биологическими часами.
– Дарья Захаровна, вы автор более сотни научных работ, среди которых учебные пособия, статьи в солидных журналах, практикумы. Но корпеть над рукописями не каждому дано.
– Тяжелее всего мне давалась кандидатская, там все познаешь впервые. А уже после защиты работы начинаешь «болеть» от того, что появляется зависимость, мозг требует новой информации. Это как допинг. Если ты сегодня не читал что-то, это все, как на иглу сел.
В то же время большой наукой, настоящей наукой занимаются десятки, может, сотни людей. А мы занимаемся наукой в большей степени не как открыватели чего-то нового, а как добросовестные исполнители, которым иногда удается в ходе иследований получить что-то уникальное, разработать то, что до тебя никто не сделал.
– Вы собираетесь продолжать образование?
– А ведь иначе и не получается. Человек постоянно продолжает свое образование, если он хоть что-то читает. Поэтому, я думаю, этот процесс остановить вообще невозможно. Он естественный. Даже когда вы посещаете театр, вы продолжаете свое образование. Я вообще считаю, что театр – это обязательный элемент, который должен входить в жизнь каждого человека. Это знакомство с новым, эмоциональное обогащение, воспитание. Что касается меня, сказать, что я люблю ходить в театр значит ничего не сказать.
– Что вас сегодня волнует именно с точки зрения доктора биологических наук?
– Вот то, что вы сказали о мониторинге здоровья школьников. Общая проблема адаптации организмов к экстремальным факторам среды вывела меня на такую узкую дорожку, которая связана с мониторингом здоровья школьников. Другими словами, речь идет об адаптации детей к системе образования, к системе обучения. Каждый человек – индивидуальность, а наш необузданный темперамент в развитии педагогических инноваций привел к тому, что сразу появилось много разных типов учебных заведений, новых методик обучения, сильно изменилось содержание обучения. И возникает вопрос: а насколько наши дети готовы усваивать инновации, наработанные взрослыми людьми? Иногда читаю работы по методикам преподавания и сталкиваюсь с тем, что ученый, предлагая ту или иную методику обучения, судит о ее эффективности по успешности обучения. А вот какова цена этого успеха в обучении детей, методиста уже не касается. Хотя может быть так, что этот успех в учебе стоил определенной части здоровья ребенка.
– Вы бы своего ребенка отдали учиться в лицей, гимназию?
– Именно поэтому я и стала заниматься мониторингом. У моих детей большая разница в возрасте, и воспитаны они по-разному. А в одном и том же образовательном учреждении у каждого из четырех учителей первых классов своя индивидуальная методика обучения, и все зависит от того, к какому педагогу попадет твой ребенок, а не какую программу он будет усваивать. Для начальной школы очень важно пройти этап адаптации к самому процессу обучения, ведь с момента поступления в школу идет ломка устоявшегося стереотипа.
Своего младшего ребенка я воспитывала по принципу: если ты что-то должен делать, то ты это должен делать прежде всего для себя. У нас в семье не было давления, и слов «должен», «обязан» мы остерегались. Видимо, это была ошибка. Потому что когда сын пришел в школу, в первый же день, когда класс знакомили с правилами поведения, слово «должен» с языка учителя вообще не сходило. Ребенок вернулся из школы совершенно ошарашенный.
– Как выходили из этой ситуации?
– Мы выходили из нее очень сложно. Проучились год с половиной у этого учителя, потом перевелись в другой класс. И все стабилизировалось. В этом аспекте я получила две большие разницы между тем, как учились мои дети. В дочери чувство долга преобладает над всем остальным. А сына я воспитала так, что ты свободный человек, у тебя есть право выбора. Но я об этом не сожалею.
– Дарья Захаровна, поделитесь планами на будущее.
– Задумок много. И прежде всего это работа, связанная с мониторингом. Мы его начали на базе нескольких школ, но сейчас у нас устоявшиеся отношения с челябинским музыкально-хореографическим лицеем №10. Там мы этот мониторинг ведем уже восьмой год, и хотелось бы довести эту работу до конца. Директор гимназии Юлия Смирнова сама крайне заинтересована в мониторинге, всячески нас поддерживает. А я надеюсь, что результаты нашего эксперимента будут полезны всем образовательным учреждениям и помогут сохранить здоровье наших детей.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
– Дарья Захаровна, послевоенное время наложило отпечаток на ваше детство?
– Сказать, что мое детство было тяжелым, я не могу. У нас была большая, работоспособная семья, поэтому тяжелых послевоенных последствий я не ощущала. Хотя соотнести мои детские годы с детством сегодняшнего поколения нельзя. Все было по принципу «достаточно, но не больше». У нынешнего поколения детство лучше, возможностей больше, и оно счастливее от того, что родители, как мне кажется, сейчас более позитивно мыслят. А наши родители постоянно переживали: смогут ли выучить своих детей, дадут ли им высшее образование и так далее. Наверное, эти переживания были обоснованны, ведь мы жили в достаточно маленьком городке, в Кимовске, где своих учебных заведений не было. Нас спасало то, что Кимовск находился в 250 километрах от Москвы и родители периодически ездили в столицу закупать все необходимое, чего было не достать в провинции.
– Вы помните свою первую поездку в Москву?
– Впервые я приехала в Москву семиклассницей в гости к старшей сестре, которая училась в институте кинематографии и снимала квартиру на Пушкинской улице в самом центре города. Москва меня, конечно, ошеломила. Я гуляла по Петровке, по переулку Столешников... Одним словом, с первой поездки я почувствовала себя в Москве очень комфортно, несмотря на то что ходила все время с поднятой головой. (Смеется.) Еще одно незабываемое впечатление – оперетта «Летучая мышь». И вот это все эмоции такие – красота, музыка, песни – ну счастье, одним словом. В голове сразу отложилось, что за пределами нашего маленького городка есть некая другая жизнь. Большая, светлая, счастливая... Тогда же появилось стремление, даже не до конца осознанное, как-то продвинуться, а не остаться на этом маленьком участке жизни, за которым такой большой мир.
– Первым шагом в стремлении вырваться из провинции стало поступление в медицинское училище в городе Донской?
– Нет, Донской – это маленький шахтерский городок, каких много в Тульской области. А мое поступление в медучилище – стечение обстоятельств. Я вообще готовилась к поступлению в педагогический или в медицинский институт. Но после выпускного попала в больницу в достаточно тяжелом состоянии. А когда выписалась, уже не было ни психологической, ни физической возможности ехать куда-то далеко. Ближайшим учебным заведением оказалось медицинское училище в городке Донском, куда я и поступила на медицинскую сестру.
– Знаю, что после окончания училища вы несколько лет работали в городе Щекино.
– Да, по распределению я попала в Щекино. Это достаточно интересное место, находится рядом с Ясной Поляной, с усадьбой Льва Николаевича Толстого. Но работала я там не медицинской сестрой, а лаборантом-химиком в санитарно-эпидемиологической станции. И мне было недостаточно того, чем я занимаюсь. Тяга к большому, внутренняя потребность учиться не оставляла меня в покое, и через два года я уехала в Казань, где со своей семьей жила моя старшая сестра, к которой я приезжала в Москву школьницей. У сестры была работа, связанная с театром, и переезды для таких творческих людей были обычным делом, тем более что государство в те времена обеспечивало жильем молодых или вновь приехавших специалистов. В Казани я поступила в местный педагогический институт и устроилась работать по специальности. Правда, сестра через год вновь переехала, на этот раз в Челябинск. Вскоре уговорила меня переехать к ней и перевестись в Челябинский государственный педагогичекий институт.
– Казань – потрясающе красивый город. А какое впечатление произвел на вас Челябинск?
– Я приехала в Челябинск в начале сентября 1974 года, стояла золотая осень, бабье лето продолжалось почти до середины октября. Было очень красиво, тепло. Помню, что сначала я долго путалась с понятиями районов – АМЗ, ЧМЗ... Иногда даже садилась в автобус и уезжала не в ту сторону. (Смеется.)
А Казань влюбляет в себя своей историей и высокой культурой населения, по крайней мере, в семидесятые годы это в воздухе чувствовалось.
– Дарья Захаровна, вы заканчивали ЧГПИ по специальности «учитель биологии и химии». Поработав медицинской сестрой, поняли, что медицина – это не ваше?
– Нет, я очень любила свою работу, но психологически это было тяжело. Объясню почему. В в начале 70-х годов в Казани были вспышки детских инфекций, например, менингита. Я как раз работала в детском отделении, и к нам часто привозили больных детей, в том числе из детских домов, сирот. Лечили в том числе пенициллином. А пенициллин – это значит минимум 4-6 уколов в день. Иногда пять минут на детской попе ищешь место, куда иголочку можно воткуть, чтобы не попасть в нерассосавшуюся шишку предыдущего укола... Психологически тяжело было работать в таком отделении, я очень сочувствовала этим детям, переживала за них и понимала, что так не должно быть на самом деле, это несправедливо.
– Занявшись педагогикой, вы поняли, что нашли себя?
– Я не могу сказать, что я занимаюсь чисто педагогикой. Педагогика оказалась для меня достаточно близкой областью, потому что практически сразу после окончания вуза я получила доступ к научным исследованиям. Постоянный интерес и возможность заниматься чем-то новым – вот что, пожалуй, самое главное. А в педагогике важно общение. Нельзя сказать, что мы учим студентов, лучше сказать – мы общаемся со студентами в процессе обучения. Когда ты учишь, ты выставляешь ту часть себя, которая обладает определенными знаниями, жизненным опытом... Начинаешь этим делиться с молодым поколением и очень быстро замечаешь, что становишься начетчиком, назидаешь, то есть ты читаешь лекцию. Это пугает.
– Хочется общения со студентами на равных?
– Прежде всего хочется, чтобы студенты тебя спрашивали. Самое страшное, когда студенты не задают вопросов, не включаются в общение. Когда я веду занятия со студентами, я глазами вижу каждого. И мне действительно неприятно, когда на моих лекциях кто-то из учащихся может себе позволить заниматься посторонним делом. Мне это неприятно, и я начинаю это списывать на то, что либо я не умею заинтересовать этого студента, либо я излагаю недостаточно новый материал.
– Сегодня вы заведуете кафедрой биологии человека и медико-биологической подготовки ЧГПУ. Какие дисциплины читаете студентам?
– Я рассказываю студентам про физиологию человека. И, как любой преподаватель, считаю, что моя дисциплина – самый любопытный предмет. Потому что в этой дисциплине изучаются механизмы функционирования человеческого организма. И что интересно, эти мехинизмы зависимы от пола, возраста, вида деятельности, экологических условий существования человека. То есть это не нечто статическое, а постоянно изменяющийся процесс, который сложно изучить до конца. В физиологии постоянно появляются новые сведения. И эта наука никогда не устареет!
Сейчас я читаю книгу Натальи Бехтеревой «Магия мозга». Вы никогда не задумывались над тем, как человек вообще мыслит? Лично для меня самое интересное, что сейчас может быть в физиологии – это знания механизмов мыслительного процесса.
– Дарья Захаровна, а возможности человеческого организма вообще ограничены?
– Видите ли, если говорить о возможностях человеческого мозга, то на сегодняшний день их, видимо, можно рассматривать как безграничные. А если рассматривать возможности конкретной функциональной системы организма, скажем, той же сердечно-сосудистой системы или дыхательной, то здесь возможности имеют свой резерв.
– Сфера ваших научных интересов – разработка проблем адаптации биологических систем к экстремальным факторам среды. Поясните пожалуйста, что это такое.
– Когда я только начала заниматься наукой, эта тема была связана с гипокенезией – недостаточной двигательной активностью. Под руководством моего научного наставника Николая Андреевича Фомина мы исследовали биохимические механизмы, которые происходят в органах и тканях в условиях недостаточной двигательной активности, проводили эксперименты на лабораторных крысах.
В середине девяностых годов я сменила сферу своих научных интересов и стала заниматься влиянием ионизирующего излучения на кроветворную систему организма. На базе научно-практического Центра радиационной медицины под руководством его директора Александра Васильевича Аклеева я защитила докторскую диссертацию по вышеназванной теме.
– В рамках вашей научной деятельности вы проводили мониторинг физического развития и состояния школьников. Здоровый человек сегодня – это утопия?
– Здоровый человек – это не утопия. Здоровые школьники тоже есть, но их по различным данным не более 10-12%. Кто-то считает, что есть не здоровые, а недообследованные. И потом, здоровье – это же состояние динамичное.
– А как вы поддерживаете свое здоровье?
– Я не являюсь в этом смысле идеалом, но, тем не менее, пытаюсь поддерживать физическую активность – работаю на садовом участке, посещаю фитнес-клуб. Что касается пищи, казалось бы, как физиолог, я знаю про питание все. Но тут сказывается воспитание в эпоху Советского Союза, когда доминирующей является социальная сторона жизни. Другими словами – сначала общественное, потом личное. Поэтому у меня нет железного режима дня, когда определенные часы отведены на питание или на сон. Понимаете, здоровье – это не жизнь по часам, а умение сдвигать часовые рамки, не нарушая в целом функционального состояния организма. Конечно, физиолог не должен так говорить, но я иногда ужинаю в десять-одиннадцать часов вечера, так уж складывается день.
Еще важно не входить в диссонанс со своими биологическими часами.
– Дарья Захаровна, вы автор более сотни научных работ, среди которых учебные пособия, статьи в солидных журналах, практикумы. Но корпеть над рукописями не каждому дано.
– Тяжелее всего мне давалась кандидатская, там все познаешь впервые. А уже после защиты работы начинаешь «болеть» от того, что появляется зависимость, мозг требует новой информации. Это как допинг. Если ты сегодня не читал что-то, это все, как на иглу сел.
В то же время большой наукой, настоящей наукой занимаются десятки, может, сотни людей. А мы занимаемся наукой в большей степени не как открыватели чего-то нового, а как добросовестные исполнители, которым иногда удается в ходе иследований получить что-то уникальное, разработать то, что до тебя никто не сделал.
– Вы собираетесь продолжать образование?
– А ведь иначе и не получается. Человек постоянно продолжает свое образование, если он хоть что-то читает. Поэтому, я думаю, этот процесс остановить вообще невозможно. Он естественный. Даже когда вы посещаете театр, вы продолжаете свое образование. Я вообще считаю, что театр – это обязательный элемент, который должен входить в жизнь каждого человека. Это знакомство с новым, эмоциональное обогащение, воспитание. Что касается меня, сказать, что я люблю ходить в театр значит ничего не сказать.
– Что вас сегодня волнует именно с точки зрения доктора биологических наук?
– Вот то, что вы сказали о мониторинге здоровья школьников. Общая проблема адаптации организмов к экстремальным факторам среды вывела меня на такую узкую дорожку, которая связана с мониторингом здоровья школьников. Другими словами, речь идет об адаптации детей к системе образования, к системе обучения. Каждый человек – индивидуальность, а наш необузданный темперамент в развитии педагогических инноваций привел к тому, что сразу появилось много разных типов учебных заведений, новых методик обучения, сильно изменилось содержание обучения. И возникает вопрос: а насколько наши дети готовы усваивать инновации, наработанные взрослыми людьми? Иногда читаю работы по методикам преподавания и сталкиваюсь с тем, что ученый, предлагая ту или иную методику обучения, судит о ее эффективности по успешности обучения. А вот какова цена этого успеха в обучении детей, методиста уже не касается. Хотя может быть так, что этот успех в учебе стоил определенной части здоровья ребенка.
– Вы бы своего ребенка отдали учиться в лицей, гимназию?
– Именно поэтому я и стала заниматься мониторингом. У моих детей большая разница в возрасте, и воспитаны они по-разному. А в одном и том же образовательном учреждении у каждого из четырех учителей первых классов своя индивидуальная методика обучения, и все зависит от того, к какому педагогу попадет твой ребенок, а не какую программу он будет усваивать. Для начальной школы очень важно пройти этап адаптации к самому процессу обучения, ведь с момента поступления в школу идет ломка устоявшегося стереотипа.
Своего младшего ребенка я воспитывала по принципу: если ты что-то должен делать, то ты это должен делать прежде всего для себя. У нас в семье не было давления, и слов «должен», «обязан» мы остерегались. Видимо, это была ошибка. Потому что когда сын пришел в школу, в первый же день, когда класс знакомили с правилами поведения, слово «должен» с языка учителя вообще не сходило. Ребенок вернулся из школы совершенно ошарашенный.
– Как выходили из этой ситуации?
– Мы выходили из нее очень сложно. Проучились год с половиной у этого учителя, потом перевелись в другой класс. И все стабилизировалось. В этом аспекте я получила две большие разницы между тем, как учились мои дети. В дочери чувство долга преобладает над всем остальным. А сына я воспитала так, что ты свободный человек, у тебя есть право выбора. Но я об этом не сожалею.
– Дарья Захаровна, поделитесь планами на будущее.
– Задумок много. И прежде всего это работа, связанная с мониторингом. Мы его начали на базе нескольких школ, но сейчас у нас устоявшиеся отношения с челябинским музыкально-хореографическим лицеем №10. Там мы этот мониторинг ведем уже восьмой год, и хотелось бы довести эту работу до конца. Директор гимназии Юлия Смирнова сама крайне заинтересована в мониторинге, всячески нас поддерживает. А я надеюсь, что результаты нашего эксперимента будут полезны всем образовательным учреждениям и помогут сохранить здоровье наших детей.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
На подготовительных курсах Центра довузовской подготовки Челябинского государственного агроинженерного университета начались занятия по математике, физике, русскому
Кафедра социальной работы экономического факультета Челябинского государственного университета признана «Золотой кафедрой России». Напомним, дипломом «Золотая кафедра
Как сообщает специалист по связям с общественностью отдела информационной политики Челябинского педагогического университета Нина Васильева, 15 февраля ЧГПУ проводит
6 февраля в Челябинском государственном педагогическом университете состоится пленарное заседание конференции по итогам научно-исследовательских работ
В Южно-Уральском профессиональном институте кафедрой естественно-научных и математических дисциплин проведена студенческая конференция по экологии и природопользованию