» » Современная школа: традиции или новаторство?

Современная школа: традиции или новаторство?
16.04.2009 1 204 0

Современная школа: традиции или новаторство?

Наука и учеба
В закладки
Современная школа: традиции или новаторство?

В школе № 24 Металлургического района прошла встреча руководителей системы образования Челябинска. В этот раз она была организована в новом формате – ток-шоу «Поколение». В дискуссии на тему «Современная школа. Какой мы ее видим в городе Челябинске?» приняли участие начальники управлений образования районов города, руководители образовательных учреждений, специалисты Управления по делам образования.
Подобные встречи руководителей образовательных учреждений Челябинска проводились на протяжении трех лет, нынешняя стала итоговой. Подвести итоги было решено не в традиционных формах докладов или семинаров, а в формате ток-шоу.
«По сведениям ООН россияне занимают 26-е место по развитию человеческого потенциала в мире. Согласно исследованиям 28 % людей считают, что Солнце – это спутник Земли, а 33 % убеждены, что если зараженное радиацией молоко прокипятить, то радиоактивность исчезнет. Быть может, это показатель того, что вектор образовательной политики направлен не в ту сторону?» – заметила одна из ведущих ток-шоу «Поколение» Ольга Дубровская.
Перед началом дискуссии гостям мероприятия продемонстрировали видео-опрос на тему «Какой должна быть современная школа?». Из уст челябинцев прозвучали следующие фразы: «Современная школа должна быть технически хорошо оснащена», «Ориентирована на детей», «Должна учить правильному отношению к жизни» и прочее.
Стоит ли современным школам перенять что-то от школ советского времени? Отвечая на этот вопрос, один из экспертов, руководитель методического объединения по работе с директорами школ, заслуженный учитель России Генрих Эвнин заметил: «В Советских школах, безусловно, есть плюсы, которые стоит сохранять. Ученики находили себя, с большой радостью шли в школу, встречались с учителями. В школах работали педагогические кадры, которые притягивали внимание».
Современная школа: традиции или новаторство?
Директора школ, которым пришлось работать в период распада СССР, вспоминают, что раньше они были более защищенными, всем необходимым их обеспечивало государство. Однако о 90-х годах отзываются как о замечательном времени, когда можно было творить. Именно тогда в Челябинске сформировались элитные гимназии. Практически все гости и эксперты ток-шоу убеждены, что современный директор вынужден быть, прежде всего, хорошим менеджером.
«Нынешнее время требует от руководителей менеджерских качеств и знания нормативно-правовой базы. Без этого нельзя», – заметил начальник управления по делам образования администрации города Александр Кузнецов. 
Альтернативную точку зрения высказал Генрих Эвнин, заявив, что директор, прежде всего, должен быть Учителем и своим личным примером мобилизовать учителей, учеников и родителей.
«Во все времена директора были разными и выполняли разные функции. Были директора, которые прекрасно вели хозяйственную часть, были ученые, были «никакие» директора. Так было всегда, есть и сейчас», – закруглил спор директор гимназии №1 Дамир Тимерханов. 
Сегодня каждая современная школа составляет программы развития на три-пять лет. Однако, как заметил Александр Кузнецов, «зачастую их пишут, чтобы написать», а результат и отдача идет лишь от тех программ, которые составлены с умом, тщательно продуманы и нацелены на результат.
Участники ток-шоу «Поколение» считают, что в современном мире выбор вектора развития школы находится в руках руководителя. Одни во главу угла ставят качество знаний, другие – здоровье детей, третьи – их социальную адаптацию.
Современная школа: традиции или новаторство?

А какой видят идеальную современную школу сами дети? В видеоролике, представленном гостям, юные челябинцы мечтают об «уютных кабинетах с хорошими партами», о компьютерах в каждом классе. Ученики говорят: « В школе все должно быть радостно!», «В школе должны работать только добрые учителя и еще они должны быть молодыми».
Вопрос привлечения в сферу образования молодых специалистов сегодня является очень актуальным. Поскольку престиж профессии педагога сильно занижен, считается, что в педагогические вузы поступают далеко не лучшие умы. Власти на различных уровнях стремятся сделать хоть что-то для молодых учителей.
«Сегодня на областном уровне приняты решения о подъемных средствах для молодых учителей, – говорит депутат Законодательного собрания Челябинской области Иван Иогалевич. – Они ежемесячно получают небольшие доплаты. Я считаю, что в учителя идут не для того, чтобы сколотить состояние. Но, несомненно, оплата труда педагогов должна быть достойной».
Как выяснилось в процессе ток-шоу, многие современные школы стремятся обрести самостоятельность. Однако тонкости автономного существования учебных учреждений Челябинска пока находятся в стадии разработки. Пока же в стенах гимназий и обычных школ функционируют такие формы государственно-общественного управления, как советы родителей, советы школ и советы ученического самоуправления. В них входят люди, не равнодушные к современному образовательному процессу.
Школа – важная ступень, которая готовит человека к дальнейшим познаниям. О том, какими хотят видеть своих абитуриентов высшие и средне-специальные учебные заведения, рассказала заместитель директора по учебной работе Челябинского юридического техникума Людмила Киселева: «Мы хотим видеть абитуриента, который определился профессионально, мотивирован на получение знаний и обладает навыками самоорганизации. Так же выпускник современной школы должен обладать достаточным уровнем знаний и социальной компетенцией, то есть способностью общаться и нести ответственность за себя и других».
По окончании ток-шоу специальная аналитическая группа во главе с руководителем школы № 100 Ириной Куравиной, не претендуя на истину, сделала некоторые выводы:


Плюсы советских школ – идеология, традиции, профессионализм.

Современным школам открыты дороги, но часто они оказываются одиноки в решении своих проблем.

Руководитель школы – стратег и лидер.

Авторитет профессии педагога мы создаем сами. Без притока молодых специалистов полноценный образовательный процесс невозможен.

Современная школа должна постоянно развиваться и изменяться.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Патриарх Кирилл: школа не должна превратиться в богадельню
Сегодня патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости соединить традиции православной духовности с современным светским образованием. Патриарх предложил
На Южном Урале кризис загнал молодых учителей в школы
В Челябинской области кризис заставил молодых учителей вернуться в школы. Как передает корреспондент "Нового Региона", характерной особенностью предстоящего
Школа №143: будет ли реорганизация?
Несмотря на то, что на дворе летние каникулы, в школе №143 кипят страсти. Родители и ученики обеспокоены новостью о слиянии двух школ и увольнении директора их учебного
Школа № 24: проблемы образования решаемы
15 апреля 2009 года в 10:00 в школе № 24 Металлургического района пройдет встреча руководителей системы образования Челябинска, на которой будут рассмотрены проблемы
Михаил Юревич поздравил педагогов
4 марта глава города Михаил Юревич поздравил с наступающим 8 марта руководителей учреждений образования. На праздничное мероприятие, которое состоялось в концертном зале
В Челябинске нехватку воспитателей детских садов планируют восполнить за счет учителей школ
Дефицит работников дошкольного образования планируют закрыть с помощью привлечения в детсады учителей средних школ...

Chel-week