» » «Золотая маска» вышла из руин




«Золотая маска» вышла из руин

В закладки
«Золотая маска» вышла из руин

Совместный спектакль челябинцев и москвичей «Ликвидация», поставленный «LIQUID theatre», удостоился «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». Этот проект выходцы студии «Манекен» придумали еще несколько лет назад, но каждый показ несет в себе новые эмоции. Как любой эксперимент «Ликвидация» шокирует, удивляет и заставляет взглянуть на привычные вещи совсем по-другому.
Спектакль «Ликвидация» можно назвать самым показательным проектом «LIQUID theatre» (в переводе с английского «жидкий театр»). В том плане, что актеры могут «обжить» любое пространство, задействовать все закоулки сцены и даже возможности зрителя. «Пока в студии «Манекен» шел ремонт, все актеры изнывали без работы, ждали, когда же начнутся репетиции, – рассказывает об истории появления «Ликвидации» режиссер Ксения Петренко. – Однажды мы решили сделать спектакль прямо среди строительного мусора. Весь этот антураж послужил материалом для написания нескольких простых житейских историй, которые потом переросли в настоящий спектакль».
Южноуральцы получают «Золотую маску» уже не в первый раз. Две маски завоевал театр современного танца Ольги Пона. Еще одной удостоился магнитогорский драматический театр за спектакль «Гроза». «Золотую маску» примерили также солист Мариинского театра из Санкт-Петербурга Максим Аксенов, выступивший в «Пиковой даме» челябинского театра оперы и балета, и Константин Рубинский – автор мюзикла «Ночь открытых дверей».
Челябинско-московским проект называется потому, что несколько наших актеров переехали в Москву, среди них – еще один режиссер «Ликвидации» Алексей Жеребцов, актеры Анна Рудь, Кирилл Вытоптов, композитор Андрей Филиппов. Ксения Петренко, Вероника Ким и Денис Семенов – выходцы из студии «Манекен» и актеры театра «Море Лаптевых» привозят свои идеи в столицу и обкатывают их на московских площадках. В спектакле также играют столичные актеры – Андрей Смирнов (Театр Наций) и Виталий Боровик (актер Ленкома). Сам спектакль проходит при участии лаборатории уличного перформанса «Огненные люди». За продвижением проекта и его развитием следит директор Ольга Кокшарова.
«Ликвидация» – это своеобразный ответ гламуру. Действие происходит не на сцене, а в самом настоящем цехе. Например, в Челябинске спектакль показывали в заброшенном здании элеватора, а в Москве – в пустых помещениях бумажной фабрики. «В Москве это очень модно, целые выставки проходят на заброшенных предприятиях. Зритель не пугается, что нужно на какой-то завод идти, чтобы спектакль увидеть», – говорит Ксения Петренко.
Но эксперименты только на выборе места не заканчиваются. Необычными могут быть и входные билеты. «У нас есть очень красивая сцена, когда девушки кладут подаренные им букеты в банки и закатывают крышкой, как при консервации. И проходными билетами были обычные крышки. При входе в зал их пробивали гвоздем», – поясняет режиссер.
Если вы решили посмотреть «Ликвидацию», то не надейтесь вытянуться в кресле и наслаждаться игрой актеров. В цехе для вас не расставят стулья, более того заставят самим добывать себе зрелища. «У нас активные зрители, им приходиться ходить по разным углам помещения, чтобы увидеть действие. Ведь спектакль идет в темноте, у актеров есть только налобные фонарики, которыми они освещают себе дорогу, – говорит Ксения Петренко. – У нас даже была идея сделать фильм о зрителях «Ликвидации». Мы покрасили крышки – входные билеты – светящейся краской и вмонтировали камеры, которые отслеживали все перемещения толпы. Это очень интересно».
«Золотая маска» вышла из руин
В «Ликвидации» нет единого сценария. Весь спектакль сделан из нескольких сценок с простыми сюжетами. С каждым годом появляются все новые и новые истории. «Вначале мы показываем пары, потом переходим к более общему и рассказываем, что с ними произошло, – делится Ксения Петренко. – Молодые люди и девушки встречаются, ходят на свидания, расстаются. Все это образные картины. Например, есть сцена, как мужчина и женщина работают. Они издают гигантский шум, от которого становится страшно неуютно. Зрители на себе испытывают то, что чувствуют герои, ждут, когда же рабочий день закончится и они встретятся. Но времени на общение не хватает, и им снова приходится идти на работу. Есть небольшие сольные моменты. Одна из любимых сцен у зрителей, когда молодые люди приходят на свидание к девушкам, дарят им цветы и те счастливые уходят. Но парень остается в одиночестве. Все расходятся, и он поет песню «Мне сегодня так больно, слезы взор мой туманят». Когда он начинает петь во все горло, включается болгарка, которой пилят над ним железо. Она заглушает все, и парень оказывается под золотым горящим дождем».
Заканчивается спектакль консервацией в банки букетов цветов, сменой цветных платьев на черные костюмы. Появляется ощущение полного опустошения, но тут врываются ликвидаторы, которые приносят с собой огонь. «Огнем они выжигают всю эту пустоту и отчаяние, холод, жесткость», – поясняет Ксения Петренко. Актеры поливают сцену горючим и поджигают его. Стена пламени заставляет зрителей ощутить весь жар огня, его опасность и притягательность. «Конечно, у нас соблюдаются все правила безопасности, есть ограничения по числу зрителей, везде расставлены огнетушители», – говорят авторы проекта.
Участие в «Золотой маске» актеры тоже не оставили без внимания. «Мы отнеслись к этому с долей иронии, которую от нас можно было ожидать, – говорит Ксения Петренко. – Перед началом каждого спектакля у нас выходит актер и зачитывает правила техники безопасности для зрителей. И мы сделали такую сцену, что на каждом пункте включался ролик с фразой: «Золотая маска представляет...» В итоге актер достает пистолет и стреляет в сторону звукорежиссера. Там раздается крик, и инструкция зачитывается дальше уже без помех».
Несмотря на такую иронию режиссеры и актеры театра с большим уважением отнеслись к награде. «Это признание нашего творчества, еще одно подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении. Хотя никаких реверансов специальных в сторону жюри мы не делали», – говорит Ксения Петренко.
В Челябинске «Ликвидацию» планировалось показать на очередном фестивале «Goffman». Но из-за пожара в студии «Манекен» его проведение оказалось под вопросом. Тем не менее, режиссеры спектакля не исключают, что «Золотая маска» подтолкнет их к освоению новых пространств в Челябинске.
Статья опубликована в разделах: Новости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Челябинский театр "Манекен" сохранит муниципальный статус
Челябинский театр "Манекен" сохранит статус муниципального учреждения. Как передает корреспондент "Нового Региона", достигнуто соглашение между
«Манекен» провел минуту тишины
Вчера вечером, 13 октября, в помещении центра «Театр+Кино» прошла инициированная актерами театра «Манекен» минута тишины. По словам актеров
В российских театрах объявлена минута тишины
Коллектив театра «Манекен» разослал письма коллегам с предложением провести сегодня всероссийскую акцию «Минута тишины»: «Мы предлагаем вечером 13 октября, перед началом
Анатолий Морозов не понимает логики «ликвидаторов» «Манекена»
Театр «Манекен» вопреки всем бедам открыл новый творческий сезон. 18 сентября играли премьеру «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона. Зал был переполнен, спектакль
В Челябинске пройдет спектакль, на ход которого смогут повлиять сами зрители
В Челябинске пройдет уникальный спектакль: зрители, пришедшие на представление, смогут повлиять на развитие сюжета...
В Челябинской области выберут лучший спектакль уходящего сезона
С 19 по 24 октября Челябинской области пройдет театральный фестиваль "Сцена-2008". Как передает корреспондент "Нового Региона", областной фестиваль проводится в течение

Chel-week