«Золотая маска» вышла из руин
В закладки

Совместный спектакль челябинцев и москвичей «Ликвидация», поставленный «LIQUID theatre», удостоился «Золотой маски» в номинации «Эксперимент». Этот проект выходцы студии «Манекен» придумали еще несколько лет назад, но каждый показ несет в себе новые эмоции. Как любой эксперимент «Ликвидация» шокирует, удивляет и заставляет взглянуть на привычные вещи совсем по-другому.
Спектакль «Ликвидация» можно назвать самым показательным проектом «LIQUID theatre» (в переводе с английского «жидкий театр»). В том плане, что актеры могут «обжить» любое пространство, задействовать все закоулки сцены и даже возможности зрителя. «Пока в студии «Манекен» шел ремонт, все актеры изнывали без работы, ждали, когда же начнутся репетиции, – рассказывает об истории появления «Ликвидации» режиссер Ксения Петренко. – Однажды мы решили сделать спектакль прямо среди строительного мусора. Весь этот антураж послужил материалом для написания нескольких простых житейских историй, которые потом переросли в настоящий спектакль».
Южноуральцы получают «Золотую маску» уже не в первый раз. Две маски завоевал театр современного танца Ольги Пона. Еще одной удостоился магнитогорский драматический театр за спектакль «Гроза». «Золотую маску» примерили также солист Мариинского театра из Санкт-Петербурга Максим Аксенов, выступивший в «Пиковой даме» челябинского театра оперы и балета, и Константин Рубинский – автор мюзикла «Ночь открытых дверей».
Челябинско-московским проект называется потому, что несколько наших актеров переехали в Москву, среди них – еще один режиссер «Ликвидации» Алексей Жеребцов, актеры Анна Рудь, Кирилл Вытоптов, композитор Андрей Филиппов. Ксения Петренко, Вероника Ким и Денис Семенов – выходцы из студии «Манекен» и актеры театра «Море Лаптевых» привозят свои идеи в столицу и обкатывают их на московских площадках. В спектакле также играют столичные актеры – Андрей Смирнов (Театр Наций) и Виталий Боровик (актер Ленкома). Сам спектакль проходит при участии лаборатории уличного перформанса «Огненные люди». За продвижением проекта и его развитием следит директор Ольга Кокшарова.
«Ликвидация» – это своеобразный ответ гламуру. Действие происходит не на сцене, а в самом настоящем цехе. Например, в Челябинске спектакль показывали в заброшенном здании элеватора, а в Москве – в пустых помещениях бумажной фабрики. «В Москве это очень модно, целые выставки проходят на заброшенных предприятиях. Зритель не пугается, что нужно на какой-то завод идти, чтобы спектакль увидеть», – говорит Ксения Петренко.
Но эксперименты только на выборе места не заканчиваются. Необычными могут быть и входные билеты. «У нас есть очень красивая сцена, когда девушки кладут подаренные им букеты в банки и закатывают крышкой, как при консервации. И проходными билетами были обычные крышки. При входе в зал их пробивали гвоздем», – поясняет режиссер.
Если вы решили посмотреть «Ликвидацию», то не надейтесь вытянуться в кресле и наслаждаться игрой актеров. В цехе для вас не расставят стулья, более того заставят самим добывать себе зрелища. «У нас активные зрители, им приходиться ходить по разным углам помещения, чтобы увидеть действие. Ведь спектакль идет в темноте, у актеров есть только налобные фонарики, которыми они освещают себе дорогу, – говорит Ксения Петренко. – У нас даже была идея сделать фильм о зрителях «Ликвидации». Мы покрасили крышки – входные билеты – светящейся краской и вмонтировали камеры, которые отслеживали все перемещения толпы. Это очень интересно».

Заканчивается спектакль консервацией в банки букетов цветов, сменой цветных платьев на черные костюмы. Появляется ощущение полного опустошения, но тут врываются ликвидаторы, которые приносят с собой огонь. «Огнем они выжигают всю эту пустоту и отчаяние, холод, жесткость», – поясняет Ксения Петренко. Актеры поливают сцену горючим и поджигают его. Стена пламени заставляет зрителей ощутить весь жар огня, его опасность и притягательность. «Конечно, у нас соблюдаются все правила безопасности, есть ограничения по числу зрителей, везде расставлены огнетушители», – говорят авторы проекта.
Участие в «Золотой маске» актеры тоже не оставили без внимания. «Мы отнеслись к этому с долей иронии, которую от нас можно было ожидать, – говорит Ксения Петренко. – Перед началом каждого спектакля у нас выходит актер и зачитывает правила техники безопасности для зрителей. И мы сделали такую сцену, что на каждом пункте включался ролик с фразой: «Золотая маска представляет...» В итоге актер достает пистолет и стреляет в сторону звукорежиссера. Там раздается крик, и инструкция зачитывается дальше уже без помех».
Несмотря на такую иронию режиссеры и актеры театра с большим уважением отнеслись к награде. «Это признание нашего творчества, еще одно подтверждение того, что мы движемся в правильном направлении. Хотя никаких реверансов специальных в сторону жюри мы не делали», – говорит Ксения Петренко.
В Челябинске «Ликвидацию» планировалось показать на очередном фестивале «Goffman». Но из-за пожара в студии «Манекен» его проведение оказалось под вопросом. Тем не менее, режиссеры спектакля не исключают, что «Золотая маска» подтолкнет их к освоению новых пространств в Челябинске.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)

Челябинский театр "Манекен" сохранит статус муниципального учреждения. Как передает корреспондент "Нового Региона", достигнуто соглашение между

Вчера вечером, 13 октября, в помещении центра «Театр+Кино» прошла инициированная актерами театра «Манекен» минута тишины. По словам актеров

Коллектив театра «Манекен» разослал письма коллегам с предложением провести сегодня всероссийскую акцию «Минута тишины»: «Мы предлагаем вечером 13 октября, перед началом

Театр «Манекен» вопреки всем бедам открыл новый творческий сезон. 18 сентября играли премьеру «Сотворившая чудо» по пьесе Уильяма Гибсона. Зал был переполнен, спектакль

В Челябинске пройдет уникальный спектакль: зрители, пришедшие на представление, смогут повлиять на развитие сюжета...