«Медведи» отгородились от прессы
В закладки
В субботу в Санкт-Петербурге прошел XI съезд правящей политической партии «Единая Россия». К сожалению, необходимо сразу предупредить читателя: ничего захватывающего дух на главном политическом шоу страны не произошло, однако кое-какие важные детали все же проглядывали сквозь съездовскую рутину. Чем кардинально различались речи президента и премьер-министра страны на XI съезде ЕР, кому из южноуральцев удалось сохранить высокое положение в иерархии партии, а также о том, кто из наших земляков сделал подножку и едва не уронил на пол руководителя администрации президента, – в репортаже Chelyabinsk.ru из «ЛенЭКСПО».
Не пущать!
Первое, что бросалось в глаза в Санкт-Петербурге в субботу, 21 ноября, – повышенные меры безопасности, что выражалось в количестве представителей правоохранительных органов на квадратный километр. У аэропорта «Пулково» в самую рань – две машины с местным ОМОНом, на трассе и в самом городе – патрульные машины и так далее. Как выяснилось позже, при открытии съезда «Единой России» в выставочном комплексе «ЛенЭКСПО», все эти меры были объяснимыми и оправданными: в субботу в северную Пальмиру нагрянули все без исключения представители политической элиты страны, начиная от президента и заканчивая мэрами самых малых городов. После тотального досмотра личных вещей, прохождения через металлоискатель и прочих сомнительных радостей взаимодействия с секьюрити журналисты попадали в просторный зал с установленными по периметру экранами для трансляции происходящего.
Главное и, пожалуй, наибольшее разочарование пишущую и снимающую братию ждало как раз здесь. Как выяснилось, организаторы мероприятия с самого начала и не думали допускать никого из 900 приехавших на съезд журналистов за исключением тех, кто входит в так называемый «президентский» (теперь – «премьерский») пул. В общем, как говорится, приезжайте, гости дорогие, освещать съезд политической партии, мы вас все равно станем мариновать в предбаннике, а дальше коридора и не пустим! (Столько нецензурной брани, произносимой сдавленным шепотом и потому особенно неприятной от собравшихся телевизионщиков и радийщиков в адрес организаторов ваш покорный слуга слышал, очевидно, в первый и в последний раз в жизни. Посудите сами, какое издевательство над прибывшими со своими камерами снимать телевизионщиками было устроено, которые вынуждены были довольствоваться съемками выступлений с... монитора! – прим. автора)
Вообще надо сказать, что организация самого съезда «Единой России», а также организация взаимодействия с прессой оставляла желать лучшего. Кстати, это отметили и крупные единороссы, потому что, как выяснилось позже, даже расположение трибун было настолько неудобным, что пара представителей партии в буквальном смысле сверзились с верхотуры. Для одного из мужчин это прошло относительно безболезненно, в случае же с вице-губернатором Санкт-Петербурга Анной Маниловой понадобилась помощь врачей. В общем, организация та еще была на съезде, и видный единоросс Андрей Воробьев (руководитель центрального комитета партии) уже пообещал устроить компании-организатору съезда разбор полетов с последующим разносом.
Очень интересно было наблюдать за форменным шмоном, который устроили организаторы и люди в милицейской форме всем прибывающим на съезд VIP-гостям. Согласитесь, что увидеть, как губернатора или там заместителя министра заставляют в буквальном смысле выворачивать карманы наизнанку, не каждый день доводится. Лично довелось наблюдать, как прибывший на съезд Петр Сумин дважды должен был проходить через рамку металлоискателя, да еще и что-то объяснять милиционеру. Напротив, мэр Челябинска Михаил Юревич, хоть и не опаздывал, едва ли не бегом пересек кордон охраны, и хоть бы кто слово сказал!
Ну и, конечно, федеральных министров, скажем, Сергея Шойгу, Сергея Иванова, Виктора Басаргина, руководителя аппарата правительства России Сергея Собянина все-таки не трогали: то ли заранее команда поступила, то ли еще по какой причине. Зато региональных лидеров и прочую публику добросовестно и, кажется, чуть ли не получая удовольствие от этого, «шмонали» от и до.
Один из южноуральских журналистов, пытаясь «отловить» губернатора области Петра Сумина для получения комментария, настолько увлекся, что чуть было не уронил главу администрации президента России Сергея Нарышкина на пол. Ломанувшись наперерез встречному потоку людей, которые в перерыве выбирались из зала, мой коллега попросту подставил ногу, и господин Нарышкин еле удержал равновесие. После этого глава администрации быстро покинул место действия, оставив ошалевшую и изголодовавшуюся по новостям прессу делать свое дело.
Что было сказано?
Работа съезда началась с небольшим опозданием, журналисты так и не узнали, чем это было вызвано. Может быть, извечной склонностью, ставшей уже нарицательной, к опозданиям Владимира Путина, может быть, по другим причинам. Появившись в зале, президент и премьер уселись на приготовленные места, и Владимир Владимирович тут же передал слово Дмитрию Анатольевичу. Последний начал с того, что поприветствовал делегатов съезда, а также сказал, что особо распространяться не будет. Мол, все, что нужно, было сказано в послании, читайте и выполняйте. Впрочем, кое-что господин Медведев все-таки счел нужным произнести, причем, как показалось, несколько назидательным тоном.
«К сожалению, некоторые региональные отделения как «Единой России», так и других партий, надо признать это откровенно, этим грешат все партийные структуры, показывают подчас признак такой отсталости, сводят политическую деятельность лишь к аппаратным интригам, к играм. Выборы, призванные быть всенародным волеизъявлением, состязанием идей и программ, в результате этого иногда превращаются в некие истории, когда демократические процедуры путаются с административными. От таких людей нужно просто избавляться, и, кстати сказать, от дурных политических привычек – тоже», – заявил президент примерно в середине своего выступления, явно намекая на последние скандальные события на выборах в Московскую городскую думу, когда даже вменяемая и карманная оппозиция вынуждена была закатить полномасштабную истерику с призывами к Кремлю. Однако единороссы хранили молчание, более того, на слова президента, кажется, особенно и не обратили внимания.
Следующим выступал Владимир Путин, речь которого, собственно, и должна была стать гвоздем программы XI съезда партии, некоей квинтэссенцией прошедшего политического года, а возможно, и развернутым планом на будущее. Должна была стать, но не стала, потому что председатель партии и правительства умудрился в своем выступлении не сказать ничего нового или еще не слышанного из его уст. Это особенно чувствовалось в зале-«отстойнике» для журналистов, где царила атмосфера скуки и уныния. В самом деле, ну кто не знает, что примерно «год назад в стране начался экономический кризис»? Или, например, что президенту и правительству, а также «Единой России» удалось удержать ситуацию под контролем? Или то, что правительство и дальше собирается поддерживать отечественную экономику на плаву, накачивая бюджетными деньгами кризисные отрасли, тот же автопром, к слову. Все это уже звучало и звучит с самых высоких трибун, так что чего-то нового Владимир Путин не удосужился сказать, скорее, это походило на стандартный отчет о проделанной работе.
Более того, кое-кто в зале, ожидая выступления премьера и лидера ЕР, надеялся на какие-либо сюрпризы в его речи, которые могли бы истолковываться как некое противопоставление позиции президента и критике, которая прозвучала в послании. Но вотще! Повторимся, Владимир Путин отделался самыми общими словами и едва ли не набившими оскомину штампами. Разумеется, речи и президента, и премьер-министра в необходимых местах прерывались аплодисментами, но сути происходящего это не меняло. После Дмитрия Медведева и Владимира Путина был объявлен перерыв, а президент и премьер-министр по-тихому покинули партийную тусовку – очевидно, каждый отправился по своим делам.
После перерыва слово взял председатель высшего совета партии Борис Грызлов, речь которого, однако, цитировать имеет еще меньше смысла, чем выступления президента или же премьера. Кому интересно – могут посмотреть на партийных ресурсах единороссов. Работу съезда, кстати, завершали выступления представителей дружественных зарубежных политических партий, а последним и вовсе оказался вечный кандидат в президенты Украины Виктор Янукович. Он в очередной раз поклялся в любви к России, а также заявил о целесообразности обучения и перенимания российского опыта украинскими политическими институтами. Означает ли это, что господин Янукович в будущем собирается создать что-то вроде «Единой Украины», впрочем, не уточнялось.
«Дурные политические привычки...»
Разумеется, такое мероприятие, как съезд правящей партии страны, не могло не следовать определенному сценарию. После обязательных спичей, легкой критики и бравурных заверений последовала рутина. А именно – изменения в уставе партии, а также кооптирование новых членов в руководящие органы. Сразу оговоримся: все южноуральцы, ранее заседавшие в высших органах власти ЕР, сохранили свои места. Петр Сумин остался членом высшего совета партии, Михаил Юревич и Руслан Гаттаров (депутат Законодательного собрания области) – членами генерального совета ЕР. Прочие южноуральцы, присутствовавшие на съезде, довольствовались ролью простых статистов.
Опять же считаем излишним давать комментарии южноуральских VIP-персон по поводу съезда просто потому, что они не блещут оригинальностью и новизной. Дежурные фразы передавать, тем самым утомляя читателя, не хочется, а правды все равно не добьешься. Потому – ограничимся личными наблюдениями.
Как нам показалось, съезд ЕР все более и более походит на аналогичные мероприятия позднего КПСС. В том смысле, что съезд не является (а единороссы и не стремятся к этому) площадкой для широкого обмена мнениями, дискуссионной трибуной, чем вроде бы по определению и должен быть съезд любой политической партии. Кстати, вполне возможно, что именно это имел в виду президент, говоря о «политической отсталости», и точно это мы подразумеваем, вынося в подзаголовок фразу Дмитрия Медведева. И то сказать, стоит ли ждать живой дискуссии и жарких дебатов, если формальный лидер ЕР, спикер Государственной думы Борис Грызлов отличился в свое время крылатой фразой «парламент – не место для дискуссий!». Видимо, свои взгляды Борис Вячеславович намерен претворять в жизнь не только в нижней палате парламента, которой руководит, но и во вверенной ему партии власти.
Казалось бы, собрав вместе всех губернаторов и представителей на местах, всю федеральную элиту в одном зале, логично было бы предоставить слово каждой заинтересованной группе. Что делают единороссы и на что тратят время единороссы? На ритуальные заклинания по принципу «все будет хорошо, хотя проблемы есть», а также на повторение давно заученных фраз и выражений. Подобное вот выхолащивание политической жизни до уровня простого «одобрям-с!» и нивелирует все попытки властей устроить на западный манер гражданское общество в России. Извините, но нужно выбирать: либо уж гражданское общество, которое может и будет критиковать власть, либо единая и послушная масса, которую можно назвать каким угодно именем, но только не обществом. Либо – либо, иначе не бывает.
Простой пример: член партии с хорошим стажем, достаточно лояльный к власти откровенно изумился, услышав в выступлении господина Грызлова, что «бюджет страны был принят Госдумой накануне съезда в третьем чтении». «Как они могли принять бюджет страны, если еще регионы не приняли собственные бюджеты? Как они могли это сделать?!» – поражался, повторюсь, правоверный единоросс, естественно, отнюдь не планируя задавать такие вопросы публично. И так везде – событие, которое могло и должно было стать главным политическим мероприятием года, превратилось в невыносимую банальщину и казенщину, где ни поговорить, ни порассуждать, ни даже обменяться впечатлениями. Согласитесь, что не может в любом уголке нашей необъятной страны быть так же хорошо и благополучно, как на Рублевско-Успенском шоссе под Москвой. Проблемы есть, проблемы везде разные, зачастую требующие нестандартных подходов и индивидуальных решений, гибкого реагирования власти... И где еще как не на съезде правящей партии, в присутствии первых лиц государства можно эффективно обсудить их и наметить пути решения?
Короче, XI съезд «Единой России» через четыре часа после открытия благополучно завершил свою работу, а вспотевшие и дико желающие пить делегаты устремились скорее вон из зала. (Духоту в помещении можно смело зачислить еще как один минус устроителям сего действа. – прим. автора) Удрученные и измученные журналисты также с облегчением перевели дух и отправились восвояси, знакомиться, общаться и прощаться с коллегами из других регионов России. Что характерно – на заключительном приеме все репортеры и обозреватели, не сговариваясь, не проронили ни одного слова о состоявшемся съезде.
И то сказать – а чего обсуждать-то?
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
Президент России Дмитрий Медведев посетил в субботу XI съезд политической партии «Единая Россия», где сделал ряд важных заявлений. В частности, господин Медведев призвал
В субботу, 21 ноября, в Санкт-Петербурге пройдет XI съезд всероссийской политической партии «Единая Россия». С основным докладом выступит беспартийный председатель ЕР,
На XI съезд партии «Единая Россия», который пройдет в Санкт-Петербурге 21 ноября, отправится представительная делегация южноуральских единороссов. Сегодня в ходе
По линии банка развития уже в текущем году помощь малому бизнесу со стороны государства составит колоссальную сумму в 30 миллиардов рублей. С таким заявлением, открывая
В эти минуты в Москве начинает свою работу X съезд партии «Единая Россия» под председательством премьер-министра страны Владимира Путина. Съезду правящей партии