Тамара Нарская, педагог-балетмейстер: «Каждый студент забирает с собой кусочек моего сердца»
В закладки
С заслуженным педагогом-балетмейстером Тамарой Борисовной Нарской мы встретились на кафедре Челябинской государственной академии культуры и искусств, где 40 лет она учит студентов классическому и историко-бытовому танцу. Судьба Тамары Борисовны удивительна, а деятельность настолько многогранна, что рассказать о ней в одном интервью – задача нереальная.
Хрупкая женщина с сильным характером сделала для культуры и образования Челябинска немало, а ведь когда-то балетмейстер Тамара Нарская не хотела переезжать на Урал...
– Я получила широкое образование преподавателя хореографических дисциплин в ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Мои первые балетмейстерские опыты были в Донецке. И рядом не было никого, кто бы мне мог помочь. Я была одновременно и педагогом, и репетитором, и балетмейстером, – вспоминает Тамара Борисовна. – Поэтому, когда в 1961 году я приехала в Челябинск, опыт у меня уже был. Челябинск оказался очень интересным городом с точки зрения моего развития как творческой личности. Я преподавала женский и мужской уроки, проводила репетиции с кордебалетом и солистами...
– Тамара Борисовна, когда вы поняли, что балет – это дело вашей жизни?
– Это все было естественно. Я с детства занималась хореографией, потом поступила в Горьковское хореографическое училище, потом попала в театр имени Пушкина… Война сформировала мою внутреннюю привязанность к хореографии. У меня были учителя – выдающиеся мастера балетного искусства – Агриппина Ваганова, Вера Костровицкая, Николай Ивановский, балетмейстер Марк Цейтлин, режиссер Борис Покровский, дирижер Исидор Зак увидели во мне больше педагога, чем исполнителя.
– А вас не пугало, что в балете конфетку лишнюю не съешь, пироженку не откусишь?
– Да кто это говорит?! Мы такие стройные не потому, что пирожное не едим, а потому что ежедневно физически много работаем. Скажите, я толстая?! (я отрицательно качаю головой – прим.авт. ) Я ем все, даже на ночь. Но и физически работаю очень много. Но надо быть предельно внимательным к себе. Мои студенты едят любые консервы, не глядя, какого они срока выпуска, и создают себе дискомфорт.
Во время войны артистам балета давали литерные карточки – их кормили, потому что физически они затрачивают много калорий! Для сравнения скажу, что артист балета за один спектакль тратит почти столько же калорий, сколько тратит молотобоец за час! Хореография – тяжелый труд и, к сожалению, сейчас избалованная молодежь не понимает, что, придя в театр или академию, надо трудиться с утра до ночи, если ты хочешь получить кусок хлеба с маслом. При этом прийти в театр на год или два – значит ничего не сделать. В театр надо приходить на десятилетия.
– Тамара Борисовна, вы работаете в Челябинской государственной академии культуры и искусств со дня ее основания. Как вы оцениваете нынешних абитуриентов, которые приходят поступать на хореографический факультет?
– По-разному. Сегодня бизнес подменил фанатизм, преданность, когда можно было пожертвовать всем, чем угодно, ради искусства. Мне симпатизируют те абитуриенты, которые в процессе учебы проявляют этот фанатизм.
Мы принимаем на факультет по знаниям, а не по тому, какой у человека объем талии, груди или длина ног. Абитуриент должен понимать, что хореография – это синтетический вид искусства, и надо уметь многое: слышать музыку, знать живопись, умело сочетать разные краски... Конкурс у нас на кафедре всегда был высокий. Обратная связь показала, что мы готовили танцовщиков, педагогов, постановщиков, не побоюсь этого слова, качественно. Наши студенты сегодня везде.
– Ваши студенты часто рассказывают о том, что они постигают не только искусство танца, но и искусство быть «самыми обаятельными и привлекательными»...
– Женщина не только должна, но и обязана быть красивой при любых обстоятельствах. Потому она и называется женщиной, что в ней все должно быть прекрасно. И перед мужем, и перед детьми надо быть красивой. Я уж не говорю о студентах.
– Тамара Борисовна, из чего состоит ваш рабочий день?
– Я встаю в начале седьмого утра. До начала занятий в академии мне надо позаниматься собой, позавтракать. Институт оказал мне честь, сделав меня почетным профессором, я не имею права приходить сюда небрежно одетой, неприветливой и так далее. В половине девятого у меня начинаются занятия в академии, которые длятся четыре часа. Еще я занимаюсь методической работой. Дневное время занимает общественная работа, связанная с челябинским областным отделением Всероссийского хореографического общества, ассоциацию которого я возгавляю: надо достать деньги, найти спонсоров… Просветительская деятельность занимает много времени: семейный клуб «В гостях у Терпсихоры», уникальный хореографический конкурс «Детство»… Кроме этого у меня еще есть семья сына и семья внучки, которым я тоже должна уделить внимание. Ну и такие, как вы, приходят по любому поводу. Будет смешно, если я скажу, что я не тщеславный человек, что мне это неприятно. Но это, естественно, не основа!
– Знаю, что у вас очень счастливый брак. В чем его секрет?
– Солист балета Владимир Нарский впервые увидел меня в 1948 году в Москве, куда я приезжала к своему педагогу Марии Кожуховой. Потом мы встретились в Донецком театре, где я работала репетитором балетной группы, а он только что вернулся из армии после четырех лет службы. Я думаю, мы встретились, потому что у нас был большой общий интерес к искусству. В театре браки не слишком долговечные, и мы сошлись, не предполагая, что будет такой счастливый брак. Тем не менее, в ноябре у нас будет 53 года совместной жизни.
Первые двадцать лет, пока муж танцевал на сцене, мы вообще не разлучались: были вместе в театре, на гастролях, дома, на отдыхе. И нам не было скучно. У нас всегда был полный дом гостей, и сегодня к нам тоже приезжают в гости со всей матушки-России. Круг общения нашей семьи очень широкий, наверное, потому что мне все интересно. И когда уходят мои студенты, забирая с собой кусочек моего сердца, они все равно остаются со мной. А самое главное – мы никогда не были меркантильными людьми. Мы жили на копейки – и жили счастливо. Если вы зайдете ко мне домой, увидите, что у меня ни одного гарнитура нет. Зато у меня все стены – как музей, очень много подарков от друзей, студентов и коллег, связанных с какими-то дорогими сердцу событиями.
– А дети не пошли по вашим стопам?
– Нет, и, наверное, это естественно. Сын рос в семье театральной, в оперном мы пропадали с утра до ночи, ведь театр поглощает абсолютно все время. И при всей приверженности сына к театру мы видели, что он там не будет лучшим. В старших классах школы он увлекся археологией, впоследствии закончил исторический факультет ЧелГУ, его книги пользуются большим спросом не только в России, но и за рубежом. Может быть, здесь сказались мои гены – я очень интересуюсь историей танца.
– Тамара Борисовна, расскажите, почему вы все-таки неохотно переезжали в Челябинск?
– Мне казалось, что Челябинск – это где-то на Сахалине, очень далеко. Я родилась в Белоруссии, а все мои родственники живут в центральной полосе России. Я была категорически против переезда сюда и долго сопротивлялась. А сейчас я считаю, что Челябинск стал моей второй родиной.
– Приятно, что город оценил ваши заслуги по достоинству. А вы помните свою самую первую награду?
– Мне, 17-летней девочке, в 1946 году вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». После такой награды я не имела права кое-как работать. Отсюда – целая череда наград. В Челябинске я получила первую награду за отличную работу от Министерства культуры области. У меня много наград, связанных с достижениями в хореографическом искусстве. Самая дорогая из них – за шефство над селом, которую я получила за то, что в 1973 году вывезла сельский коллектив «Мы – октябрьцы!» на фестиваль в Москву. Тогда мэтр русского танца Татьяна Устинова, увидев нас, выпустила этот коллектив на сцену Кремлевского театра, представляете?
В педагогической деятельности самая ценная для меня награда – признание моих заслуг академией культуры и искусств и присвоение мне звания почетного профессора. Я считаю, что академия оценила меня по самой высокой планке, и мне еще до нее тянуться и тянуться. Высочайшая награда для меня и то, что недавно мне присвоили медаль ордена А.С. Макаренко за вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания.
– Тамара Борисовна, что вам сегодня дает силы оставаться в строю и продолжать свою деятельность?
– Меня вдохновляют работа и семья. А еще то, что я востребована в своей профессии. Я выпустила десять наборов студентов, каждый из них оригинален. За 40 лет работы в академии невозможно преподавать одно и то же, поэтому я постоянно пересматриваю свои научные и методические работы и вношу в них что-то новое. Конечно, приходится все время заниматься самообразованием. А самое главное – я никогда не жалуюсь. Даже если мне очень трудно и тяжело. Зачем обременять других, надо справляться самой. В общем-то, я человек сложный: могу в раздражении обидеть человека, сама того не желая. Но потом всегда извинюсь.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Хрупкая женщина с сильным характером сделала для культуры и образования Челябинска немало, а ведь когда-то балетмейстер Тамара Нарская не хотела переезжать на Урал...
– Я получила широкое образование преподавателя хореографических дисциплин в ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Мои первые балетмейстерские опыты были в Донецке. И рядом не было никого, кто бы мне мог помочь. Я была одновременно и педагогом, и репетитором, и балетмейстером, – вспоминает Тамара Борисовна. – Поэтому, когда в 1961 году я приехала в Челябинск, опыт у меня уже был. Челябинск оказался очень интересным городом с точки зрения моего развития как творческой личности. Я преподавала женский и мужской уроки, проводила репетиции с кордебалетом и солистами...
– Тамара Борисовна, когда вы поняли, что балет – это дело вашей жизни?
– Это все было естественно. Я с детства занималась хореографией, потом поступила в Горьковское хореографическое училище, потом попала в театр имени Пушкина… Война сформировала мою внутреннюю привязанность к хореографии. У меня были учителя – выдающиеся мастера балетного искусства – Агриппина Ваганова, Вера Костровицкая, Николай Ивановский, балетмейстер Марк Цейтлин, режиссер Борис Покровский, дирижер Исидор Зак увидели во мне больше педагога, чем исполнителя.
– А вас не пугало, что в балете конфетку лишнюю не съешь, пироженку не откусишь?
– Да кто это говорит?! Мы такие стройные не потому, что пирожное не едим, а потому что ежедневно физически много работаем. Скажите, я толстая?! (я отрицательно качаю головой – прим.авт. ) Я ем все, даже на ночь. Но и физически работаю очень много. Но надо быть предельно внимательным к себе. Мои студенты едят любые консервы, не глядя, какого они срока выпуска, и создают себе дискомфорт.
Во время войны артистам балета давали литерные карточки – их кормили, потому что физически они затрачивают много калорий! Для сравнения скажу, что артист балета за один спектакль тратит почти столько же калорий, сколько тратит молотобоец за час! Хореография – тяжелый труд и, к сожалению, сейчас избалованная молодежь не понимает, что, придя в театр или академию, надо трудиться с утра до ночи, если ты хочешь получить кусок хлеба с маслом. При этом прийти в театр на год или два – значит ничего не сделать. В театр надо приходить на десятилетия.
– Тамара Борисовна, вы работаете в Челябинской государственной академии культуры и искусств со дня ее основания. Как вы оцениваете нынешних абитуриентов, которые приходят поступать на хореографический факультет?
– По-разному. Сегодня бизнес подменил фанатизм, преданность, когда можно было пожертвовать всем, чем угодно, ради искусства. Мне симпатизируют те абитуриенты, которые в процессе учебы проявляют этот фанатизм.
Мы принимаем на факультет по знаниям, а не по тому, какой у человека объем талии, груди или длина ног. Абитуриент должен понимать, что хореография – это синтетический вид искусства, и надо уметь многое: слышать музыку, знать живопись, умело сочетать разные краски... Конкурс у нас на кафедре всегда был высокий. Обратная связь показала, что мы готовили танцовщиков, педагогов, постановщиков, не побоюсь этого слова, качественно. Наши студенты сегодня везде.
– Ваши студенты часто рассказывают о том, что они постигают не только искусство танца, но и искусство быть «самыми обаятельными и привлекательными»...
– Женщина не только должна, но и обязана быть красивой при любых обстоятельствах. Потому она и называется женщиной, что в ней все должно быть прекрасно. И перед мужем, и перед детьми надо быть красивой. Я уж не говорю о студентах.
– Тамара Борисовна, из чего состоит ваш рабочий день?
– Я встаю в начале седьмого утра. До начала занятий в академии мне надо позаниматься собой, позавтракать. Институт оказал мне честь, сделав меня почетным профессором, я не имею права приходить сюда небрежно одетой, неприветливой и так далее. В половине девятого у меня начинаются занятия в академии, которые длятся четыре часа. Еще я занимаюсь методической работой. Дневное время занимает общественная работа, связанная с челябинским областным отделением Всероссийского хореографического общества, ассоциацию которого я возгавляю: надо достать деньги, найти спонсоров… Просветительская деятельность занимает много времени: семейный клуб «В гостях у Терпсихоры», уникальный хореографический конкурс «Детство»… Кроме этого у меня еще есть семья сына и семья внучки, которым я тоже должна уделить внимание. Ну и такие, как вы, приходят по любому поводу. Будет смешно, если я скажу, что я не тщеславный человек, что мне это неприятно. Но это, естественно, не основа!
– Знаю, что у вас очень счастливый брак. В чем его секрет?
– Солист балета Владимир Нарский впервые увидел меня в 1948 году в Москве, куда я приезжала к своему педагогу Марии Кожуховой. Потом мы встретились в Донецком театре, где я работала репетитором балетной группы, а он только что вернулся из армии после четырех лет службы. Я думаю, мы встретились, потому что у нас был большой общий интерес к искусству. В театре браки не слишком долговечные, и мы сошлись, не предполагая, что будет такой счастливый брак. Тем не менее, в ноябре у нас будет 53 года совместной жизни.
Первые двадцать лет, пока муж танцевал на сцене, мы вообще не разлучались: были вместе в театре, на гастролях, дома, на отдыхе. И нам не было скучно. У нас всегда был полный дом гостей, и сегодня к нам тоже приезжают в гости со всей матушки-России. Круг общения нашей семьи очень широкий, наверное, потому что мне все интересно. И когда уходят мои студенты, забирая с собой кусочек моего сердца, они все равно остаются со мной. А самое главное – мы никогда не были меркантильными людьми. Мы жили на копейки – и жили счастливо. Если вы зайдете ко мне домой, увидите, что у меня ни одного гарнитура нет. Зато у меня все стены – как музей, очень много подарков от друзей, студентов и коллег, связанных с какими-то дорогими сердцу событиями.
– А дети не пошли по вашим стопам?
– Нет, и, наверное, это естественно. Сын рос в семье театральной, в оперном мы пропадали с утра до ночи, ведь театр поглощает абсолютно все время. И при всей приверженности сына к театру мы видели, что он там не будет лучшим. В старших классах школы он увлекся археологией, впоследствии закончил исторический факультет ЧелГУ, его книги пользуются большим спросом не только в России, но и за рубежом. Может быть, здесь сказались мои гены – я очень интересуюсь историей танца.
– Тамара Борисовна, расскажите, почему вы все-таки неохотно переезжали в Челябинск?
– Мне казалось, что Челябинск – это где-то на Сахалине, очень далеко. Я родилась в Белоруссии, а все мои родственники живут в центральной полосе России. Я была категорически против переезда сюда и долго сопротивлялась. А сейчас я считаю, что Челябинск стал моей второй родиной.
– Приятно, что город оценил ваши заслуги по достоинству. А вы помните свою самую первую награду?
– Мне, 17-летней девочке, в 1946 году вручили медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне». После такой награды я не имела права кое-как работать. Отсюда – целая череда наград. В Челябинске я получила первую награду за отличную работу от Министерства культуры области. У меня много наград, связанных с достижениями в хореографическом искусстве. Самая дорогая из них – за шефство над селом, которую я получила за то, что в 1973 году вывезла сельский коллектив «Мы – октябрьцы!» на фестиваль в Москву. Тогда мэтр русского танца Татьяна Устинова, увидев нас, выпустила этот коллектив на сцену Кремлевского театра, представляете?
В педагогической деятельности самая ценная для меня награда – признание моих заслуг академией культуры и искусств и присвоение мне звания почетного профессора. Я считаю, что академия оценила меня по самой высокой планке, и мне еще до нее тянуться и тянуться. Высочайшая награда для меня и то, что недавно мне присвоили медаль ордена А.С. Макаренко за вклад в развитие просвещения, образования и духовно-нравственного воспитания.
– Тамара Борисовна, что вам сегодня дает силы оставаться в строю и продолжать свою деятельность?
– Меня вдохновляют работа и семья. А еще то, что я востребована в своей профессии. Я выпустила десять наборов студентов, каждый из них оригинален. За 40 лет работы в академии невозможно преподавать одно и то же, поэтому я постоянно пересматриваю свои научные и методические работы и вношу в них что-то новое. Конечно, приходится все время заниматься самообразованием. А самое главное – я никогда не жалуюсь. Даже если мне очень трудно и тяжело. Зачем обременять других, надо справляться самой. В общем-то, я человек сложный: могу в раздражении обидеть человека, сама того не желая. Но потом всегда извинюсь.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
В рамках Года молодежи факультет декоративно-прикладного творчества совместно с концертно-творческим отделом Челябинской государственной академии культуры и искусств
Челябинский государственный институт культуры был торжественно открыт 1 октября 1968 года. Институт начал свою деятельность в составе трех факультетов...
10 февраля в Челябинской государственной академии культуры и искусств состоится заседание коллегии Министерства культуры Челябинской области «Итоги работы Министерства
Экспертная комиссия «Открытого конкурса в 2008 году на лучшую научную работу студентов вузов по естественным, техническим и гуманитарным наукам» Московского
В Челябинской государственной академии культуры и искусств по инициативе руководства вуза и Управления культуры администрации города Челябинска 19 января 2009 года