» » Социальная ответственность бюджета




Социальная ответственность бюджета

В закладки
В нынешнем году впервые был сверстан и представлен на широкое обсуждение трехлетний бюджет Челябинской области. При его подготовке специалистам министерства финансов приходилось учитывать множество самых различных факторов. О работе, которую пришлось проделать при подготовке бюджетного плана на 2009–2011 годы, мы беседуем с заместителем губернатора, министром финансов Челябинской области Викторией Голубцовой.
– Виктория Георгиевна, объясните пожалуйста простыми словами, в чем важность принятия трехлетнего бюджета области? Что это позволяет лучше делать, например, правительству?
– Прежде всего, такое изменение в бюджетном процессе направлено на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Во-первых, жители области могут видеть: те социальные гарантии и льготы, которые существуют сегодня, будут сохранены и в ближайшие три года, что позволит им быть более уверенными в своем будущем. Во-вторых, если в главном финансовом документе области ассигнования в различные сферы и отрасли экономики зафиксированы сразу на три года, то это придает больше понимания и уверенности предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.
Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, также осуществляется проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии развития области. Таким образом, определенная стабильность и ответственность власти – это самое важное, что дает такой бюджет для всего населения области.
Кроме того, принятие бюджета на три года вперед способствует существенной экономии бюджетных средств.
– Экономия средств достигается за счет чего?
– Когда бюджетополучатель будет знать закрепленный в законе объем предусмотренных ему бюджетных ассигнований не только на 2009-й, но и на следующие годы, то уже сейчас сможет организовать размещение заказа с оплатой товара или оказанной услуги на предстоящий период. Это позволяет ему заключать долгосрочные государственные контракты, планомерно производить закупки. Здесь и будет возникать экономия средств за счет того, что цены на закупаемые товары, работы и услуги будут менее подвержены инфляции.
– Любой прогноз, как известно, страдает от непредсказуемости результата. Какими цифрами и показателями оперировали специалисты возглавляемого вами министерства при подготовке трехлетнего бюджета?
– В основу расчета бюджетных проектировок были положены показатели прогноза социально-экономического развития Челябинской области и те стратегические приоритеты, которые определены бюджетным посланием губернатора на ближайшие три года.
– В Челябинской области будет сбалансированный бюджет?
– Да, конечно. И по доходам, и по расходам бюджет области на 2009, 2010 и 2011 годы сбалансирован. Принцип «жить по доходам» лежит в основе бюджетного планирования уже много лет. Более 10 лет бюджет области является бездефицитным. Если переходить к конкретным показателям, то весь бюджет в следующем году составит 84 миллиарда 54,3 миллиона рублей. К плану по расходам на 2008 год этот показатель вырастет на 27,8 процента. На 2010 год бюджет сверстан в объеме уже 94 миллиардов 767 миллионов рублей с приростом к предыдущему году на 12,7 процентов. В 2011 году бюджет планируется в объеме 107 миллиардов 663,3 миллионов рублей и приростом к предыдущему периоду на 13,6 процента.
– Виктория Георгиевна, вы заложили очень неплохие показатели по росту бюджета. В целом по трехлетнему периоду это какие цифры?
– В целом за период 2009-2011 гг. областной бюджет увеличится на 63,7 процента или в абсолютном выражении на 41,9 миллиардов рублей.
– Вы так уверенно говорите об этом на фоне разворачивающегося глобального финансового кризиса. Каким-то образом этот фактор учитывался при подготовке трехлетнего бюджета?
– Безусловно, процессы, происходящие сегодня в мировой экономике, не могут не сказаться на Челябинской области. Однако необходимо отметить, что формирование бюджета – это достаточно продолжительный и технологичный процесс. Существует четкая процедура планирования, установленная бюджетным законодательством. Работа над проектом велась с начала текущего года, на то время еще в благоприятных экономических условиях. Доходы областного бюджета были определены на основе утвержденного правительством области прогноза социально-экономического развития региона. В нем определены основные используемые при формировании бюджета экономические показатели, например, прирост прибыли прибыльных предприятий в 2009 году на 8,5 процентов по отношению к показателям текущего года, на 15,4 и 11,8 процентов в 2010 и 2011 годах соответственно.
События последнего месяца на мировых финансовых рынках серьезно изменили ситуацию. На уровне правительства области ведется ежедневный мониторинг. И в дальнейшем будет ясно, как это отразится на бюджете. А сейчас, чтобы не сдерживать процесс подготовки к финансированию социальных расходов, правительством области принято решение внести проект бюджета в первоначальном варианте.
– Понятно, мы говорили о росте доходных статей областного бюджета. Какие доходные статьи бюджета являются важнейшими при его формировании?
– При формировании бюджетных доходов это, конечно же, налоговые и неналоговые доходы. В 2009 году собственные доходы области учтены в объеме 87 процентов от общего объема доходов. В основном это налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и акцизы. Вырастут и трансферты из федерального бюджета.
– На сколько?
– Пока точно сказать невозможно, так как в течение планового периода объем федеральных трансфертов будет еще уточняться после дополнительного распределения средств федерального бюджета регионам. Но мы запланировали в областном бюджете долю трансфертов из федерального – на уровне 12 процентов, что составит 10 миллиардов 303,6 миллионов рублей с увеличением на 218 миллионов рублей к первоначальному плану текущего года.
– В этих 10 миллиардах – и те средства, которые выделяются регионам на реформирование отрасли ЖКХ?
– Нет, это отдельная статья доходов областного бюджета. Поступления Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства учтены нами на уровне 876,3 миллионов рублей ежегодно в соответствии с решением правления фонда.
– Виктория Георгиевна, а рост доходов областного бюджета не приведет к сокращению средств, выделяемых федеральным бюджетом?
– Уровень доходности региона принимается во внимание при расчете такого вида финансовой помощи как дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы в связи с планируемым ростом собственных доходов области учтено постепенное сокращение объема этой дотации. Если в 2009 году мы рассчитываем получить из федерального центра дотации на сумму в 865,6 миллионов рублей, то в 2010 году – уже в два раза меньше, лишь около 447,5 миллионов рублей. А в 2011 году дотация из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще не предусмотрена.
– А это отразится на расходной части бюджета?
– Расходы областного бюджета на исполнение действующих расходных обязательств, установленных нормативными актами Челябинской области, предусмотрены в полном объеме. Бюджет, как я сказала в самом начале, сбалансирован.
– Виктория Георгиевна, как будут изменяться расходы областного бюджета?
– Бюджетные проектировки рассчитаны с учетом прогнозируемого роста цен и установленного Единым тарифным органом области увеличения тарифов в ближайшие три года. Например, рост стоимости коммунальных услуг для учреждений в 2009 году учтен на уровне 143,8 процентов в среднем, в 2010 году этот показатель будет равняться в среднем 120,8 процентам, а в 2011 – 118,7 процентам. Также в проекте областного бюджета учтен прогнозируемый рост потребительских цен на уровне 8,4 процентов в 2009 году, на 7 процентов – в 2010 году и на 8,2 процента – в 2011 году.
– Не могу не спросить, какие показатели вы закладывали в проект бюджета по социальным статьям расходов?
– В документе это целый блок, который посвящен социальной тематике. Могу сказать, что в течение трех лет запланировано усиление социальной направленности областного бюджета. Так, объем средств, выделяемых на финансирование социальных расходов, за трехлетний период будет увеличен на 54 процента – с 43,9 миллиардов рублей в 2008 до 67,5 миллиардов рублей к 2011 году. Вырастет и доля социальных расходов в общем объеме расходов в бюджете: с нынешних 66,7 процентов до 69,4 процентов к 2009 году. К 2011 году доля социальных расходов увеличится до показателя в 72,9 процентов. Для финансового обеспечения увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в областном бюджете создан централизованный резерв в размере 5,4 миллиардов рублей на 2009 год. На 2010 и 2011 годы мы предусмотрели резерв на суммы в 6 миллиардов и 6,5 миллиардов рублей соответственно. Как видите, это очень весомые цифры, которые мы по поручению правительства области планируем в проекте бюджета.
– В связи с последними событиями в мире, на финансовых рынках вы уверены, что социальный блок бюджетных расходов останется без корректировок?
– Социальные обязательства области перед населением – это так называемые защищенные статьи, расходы по которым пересматривать не планируется, так как они определяют качество жизни населения области. Корректировке могут подвергнуться в первую очередь инвестиционные статьи расходов. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, в областном бюджете на 2009–2011 годы предусмотрен резерв нераспределенных расходов в размере 7 миллиардов 573,9 миллионов на 2010 год – это 8 процентов от объема бюджета, и 15 миллиардов 94,3 миллионов на 2011 год – 14 процентов от объема бюджета. Эти средства являются ресурсом для принятия новых обязательств и определенной гарантией выполнения существующих обязательств в случае развития негативных тенденций в экономике. Кроме этого, в соответствии с поручением губернатора области, в настоящее время разработан комплекс мер, направленных на экономию бюджетных средств, их более рациональное и эффективное использование как в текущем году, так и предстоящем трехлетнем периоде.
Статья опубликована в разделах: Новости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Министр финансов пообещала деньги молодежи и дорожникам
Министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова при рассмотрении вопроса об утверждении поправок в бюджет региона на этот год и на плановый период 2010-2011 гг.
Общественность познакомилась с исполнением областного бюджета-08
Сегодня чиновники и депутаты Законодательного собрания Челябинской области отчитались перед участниками публичных слушаний об исполнении бюджета региона за прошлый год.
Бюджет позволит экономить
В нынешнем году впервые был сверстан и представлен на широкое обсуждение трехлетний бюджет Челябинской области. При его подготовке специалистам...
Южноуральские депутаты утвердили проект трехлетнего бюджета области без учета сложившейся экономической ситуации
Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области утвердили в первом чтении проект закона об областном бюджете на три ближайших года...
Южноуральские власти надеются, что в 2010 году инфляция сократится до 7%
В Челябинске прошли публичные слушания, посвященные областному бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов...
Финансовый кризис отразится на новом бюджете области
Сегодня на заседании правительства Челябинской области был утвержден проект бюджета на 2009–2011 годы. На три года главный финансовый документ региона принимается

Chel-week