Социальная ответственность бюджета
В закладки
В нынешнем году впервые был сверстан и представлен на широкое обсуждение трехлетний бюджет Челябинской области. При его подготовке специалистам министерства финансов приходилось учитывать множество самых различных факторов. О работе, которую пришлось проделать при подготовке бюджетного плана на 2009–2011 годы, мы беседуем с заместителем губернатора, министром финансов Челябинской области Викторией Голубцовой.
– Виктория Георгиевна, объясните пожалуйста простыми словами, в чем важность принятия трехлетнего бюджета области? Что это позволяет лучше делать, например, правительству?
– Прежде всего, такое изменение в бюджетном процессе направлено на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Во-первых, жители области могут видеть: те социальные гарантии и льготы, которые существуют сегодня, будут сохранены и в ближайшие три года, что позволит им быть более уверенными в своем будущем. Во-вторых, если в главном финансовом документе области ассигнования в различные сферы и отрасли экономики зафиксированы сразу на три года, то это придает больше понимания и уверенности предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.
Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, также осуществляется проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии развития области. Таким образом, определенная стабильность и ответственность власти – это самое важное, что дает такой бюджет для всего населения области.
Кроме того, принятие бюджета на три года вперед способствует существенной экономии бюджетных средств.
– Экономия средств достигается за счет чего?
– Когда бюджетополучатель будет знать закрепленный в законе объем предусмотренных ему бюджетных ассигнований не только на 2009-й, но и на следующие годы, то уже сейчас сможет организовать размещение заказа с оплатой товара или оказанной услуги на предстоящий период. Это позволяет ему заключать долгосрочные государственные контракты, планомерно производить закупки. Здесь и будет возникать экономия средств за счет того, что цены на закупаемые товары, работы и услуги будут менее подвержены инфляции.
– Любой прогноз, как известно, страдает от непредсказуемости результата. Какими цифрами и показателями оперировали специалисты возглавляемого вами министерства при подготовке трехлетнего бюджета?
– В основу расчета бюджетных проектировок были положены показатели прогноза социально-экономического развития Челябинской области и те стратегические приоритеты, которые определены бюджетным посланием губернатора на ближайшие три года.
– В Челябинской области будет сбалансированный бюджет?
– Да, конечно. И по доходам, и по расходам бюджет области на 2009, 2010 и 2011 годы сбалансирован. Принцип «жить по доходам» лежит в основе бюджетного планирования уже много лет. Более 10 лет бюджет области является бездефицитным. Если переходить к конкретным показателям, то весь бюджет в следующем году составит 84 миллиарда 54,3 миллиона рублей. К плану по расходам на 2008 год этот показатель вырастет на 27,8 процента. На 2010 год бюджет сверстан в объеме уже 94 миллиардов 767 миллионов рублей с приростом к предыдущему году на 12,7 процентов. В 2011 году бюджет планируется в объеме 107 миллиардов 663,3 миллионов рублей и приростом к предыдущему периоду на 13,6 процента.
– Виктория Георгиевна, вы заложили очень неплохие показатели по росту бюджета. В целом по трехлетнему периоду это какие цифры?
– В целом за период 2009-2011 гг. областной бюджет увеличится на 63,7 процента или в абсолютном выражении на 41,9 миллиардов рублей.
– Вы так уверенно говорите об этом на фоне разворачивающегося глобального финансового кризиса. Каким-то образом этот фактор учитывался при подготовке трехлетнего бюджета?
– Безусловно, процессы, происходящие сегодня в мировой экономике, не могут не сказаться на Челябинской области. Однако необходимо отметить, что формирование бюджета – это достаточно продолжительный и технологичный процесс. Существует четкая процедура планирования, установленная бюджетным законодательством. Работа над проектом велась с начала текущего года, на то время еще в благоприятных экономических условиях. Доходы областного бюджета были определены на основе утвержденного правительством области прогноза социально-экономического развития региона. В нем определены основные используемые при формировании бюджета экономические показатели, например, прирост прибыли прибыльных предприятий в 2009 году на 8,5 процентов по отношению к показателям текущего года, на 15,4 и 11,8 процентов в 2010 и 2011 годах соответственно.
События последнего месяца на мировых финансовых рынках серьезно изменили ситуацию. На уровне правительства области ведется ежедневный мониторинг. И в дальнейшем будет ясно, как это отразится на бюджете. А сейчас, чтобы не сдерживать процесс подготовки к финансированию социальных расходов, правительством области принято решение внести проект бюджета в первоначальном варианте.
– Понятно, мы говорили о росте доходных статей областного бюджета. Какие доходные статьи бюджета являются важнейшими при его формировании?
– При формировании бюджетных доходов это, конечно же, налоговые и неналоговые доходы. В 2009 году собственные доходы области учтены в объеме 87 процентов от общего объема доходов. В основном это налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и акцизы. Вырастут и трансферты из федерального бюджета.
– На сколько?
– Пока точно сказать невозможно, так как в течение планового периода объем федеральных трансфертов будет еще уточняться после дополнительного распределения средств федерального бюджета регионам. Но мы запланировали в областном бюджете долю трансфертов из федерального – на уровне 12 процентов, что составит 10 миллиардов 303,6 миллионов рублей с увеличением на 218 миллионов рублей к первоначальному плану текущего года.
– В этих 10 миллиардах – и те средства, которые выделяются регионам на реформирование отрасли ЖКХ?
– Нет, это отдельная статья доходов областного бюджета. Поступления Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства учтены нами на уровне 876,3 миллионов рублей ежегодно в соответствии с решением правления фонда.
– Виктория Георгиевна, а рост доходов областного бюджета не приведет к сокращению средств, выделяемых федеральным бюджетом?
– Уровень доходности региона принимается во внимание при расчете такого вида финансовой помощи как дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы в связи с планируемым ростом собственных доходов области учтено постепенное сокращение объема этой дотации. Если в 2009 году мы рассчитываем получить из федерального центра дотации на сумму в 865,6 миллионов рублей, то в 2010 году – уже в два раза меньше, лишь около 447,5 миллионов рублей. А в 2011 году дотация из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще не предусмотрена.
– А это отразится на расходной части бюджета?
– Расходы областного бюджета на исполнение действующих расходных обязательств, установленных нормативными актами Челябинской области, предусмотрены в полном объеме. Бюджет, как я сказала в самом начале, сбалансирован.
– Виктория Георгиевна, как будут изменяться расходы областного бюджета?
– Бюджетные проектировки рассчитаны с учетом прогнозируемого роста цен и установленного Единым тарифным органом области увеличения тарифов в ближайшие три года. Например, рост стоимости коммунальных услуг для учреждений в 2009 году учтен на уровне 143,8 процентов в среднем, в 2010 году этот показатель будет равняться в среднем 120,8 процентам, а в 2011 – 118,7 процентам. Также в проекте областного бюджета учтен прогнозируемый рост потребительских цен на уровне 8,4 процентов в 2009 году, на 7 процентов – в 2010 году и на 8,2 процента – в 2011 году.
– Не могу не спросить, какие показатели вы закладывали в проект бюджета по социальным статьям расходов?
– В документе это целый блок, который посвящен социальной тематике. Могу сказать, что в течение трех лет запланировано усиление социальной направленности областного бюджета. Так, объем средств, выделяемых на финансирование социальных расходов, за трехлетний период будет увеличен на 54 процента – с 43,9 миллиардов рублей в 2008 до 67,5 миллиардов рублей к 2011 году. Вырастет и доля социальных расходов в общем объеме расходов в бюджете: с нынешних 66,7 процентов до 69,4 процентов к 2009 году. К 2011 году доля социальных расходов увеличится до показателя в 72,9 процентов. Для финансового обеспечения увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в областном бюджете создан централизованный резерв в размере 5,4 миллиардов рублей на 2009 год. На 2010 и 2011 годы мы предусмотрели резерв на суммы в 6 миллиардов и 6,5 миллиардов рублей соответственно. Как видите, это очень весомые цифры, которые мы по поручению правительства области планируем в проекте бюджета.
– В связи с последними событиями в мире, на финансовых рынках вы уверены, что социальный блок бюджетных расходов останется без корректировок?
– Социальные обязательства области перед населением – это так называемые защищенные статьи, расходы по которым пересматривать не планируется, так как они определяют качество жизни населения области. Корректировке могут подвергнуться в первую очередь инвестиционные статьи расходов. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, в областном бюджете на 2009–2011 годы предусмотрен резерв нераспределенных расходов в размере 7 миллиардов 573,9 миллионов на 2010 год – это 8 процентов от объема бюджета, и 15 миллиардов 94,3 миллионов на 2011 год – 14 процентов от объема бюджета. Эти средства являются ресурсом для принятия новых обязательств и определенной гарантией выполнения существующих обязательств в случае развития негативных тенденций в экономике. Кроме этого, в соответствии с поручением губернатора области, в настоящее время разработан комплекс мер, направленных на экономию бюджетных средств, их более рациональное и эффективное использование как в текущем году, так и предстоящем трехлетнем периоде.
Статья опубликована в разделах: Новости
– Виктория Георгиевна, объясните пожалуйста простыми словами, в чем важность принятия трехлетнего бюджета области? Что это позволяет лучше делать, например, правительству?
– Прежде всего, такое изменение в бюджетном процессе направлено на создание и поддержание социальной, политической и экономической стабильности. Во-первых, жители области могут видеть: те социальные гарантии и льготы, которые существуют сегодня, будут сохранены и в ближайшие три года, что позволит им быть более уверенными в своем будущем. Во-вторых, если в главном финансовом документе области ассигнования в различные сферы и отрасли экономики зафиксированы сразу на три года, то это придает больше понимания и уверенности предприятиям и организациям, чья деятельность прямо или косвенно связана с производством товаров или услуг для государственных нужд.
Через такой инструмент, как трехлетний бюджет, также осуществляется проверка правительственных и законодательных решений на предмет их соответствия среднесрочной и долгосрочной стратегии развития области. Таким образом, определенная стабильность и ответственность власти – это самое важное, что дает такой бюджет для всего населения области.
Кроме того, принятие бюджета на три года вперед способствует существенной экономии бюджетных средств.
– Экономия средств достигается за счет чего?
– Когда бюджетополучатель будет знать закрепленный в законе объем предусмотренных ему бюджетных ассигнований не только на 2009-й, но и на следующие годы, то уже сейчас сможет организовать размещение заказа с оплатой товара или оказанной услуги на предстоящий период. Это позволяет ему заключать долгосрочные государственные контракты, планомерно производить закупки. Здесь и будет возникать экономия средств за счет того, что цены на закупаемые товары, работы и услуги будут менее подвержены инфляции.
– Любой прогноз, как известно, страдает от непредсказуемости результата. Какими цифрами и показателями оперировали специалисты возглавляемого вами министерства при подготовке трехлетнего бюджета?
– В основу расчета бюджетных проектировок были положены показатели прогноза социально-экономического развития Челябинской области и те стратегические приоритеты, которые определены бюджетным посланием губернатора на ближайшие три года.
– В Челябинской области будет сбалансированный бюджет?
– Да, конечно. И по доходам, и по расходам бюджет области на 2009, 2010 и 2011 годы сбалансирован. Принцип «жить по доходам» лежит в основе бюджетного планирования уже много лет. Более 10 лет бюджет области является бездефицитным. Если переходить к конкретным показателям, то весь бюджет в следующем году составит 84 миллиарда 54,3 миллиона рублей. К плану по расходам на 2008 год этот показатель вырастет на 27,8 процента. На 2010 год бюджет сверстан в объеме уже 94 миллиардов 767 миллионов рублей с приростом к предыдущему году на 12,7 процентов. В 2011 году бюджет планируется в объеме 107 миллиардов 663,3 миллионов рублей и приростом к предыдущему периоду на 13,6 процента.
– Виктория Георгиевна, вы заложили очень неплохие показатели по росту бюджета. В целом по трехлетнему периоду это какие цифры?
– В целом за период 2009-2011 гг. областной бюджет увеличится на 63,7 процента или в абсолютном выражении на 41,9 миллиардов рублей.
– Вы так уверенно говорите об этом на фоне разворачивающегося глобального финансового кризиса. Каким-то образом этот фактор учитывался при подготовке трехлетнего бюджета?
– Безусловно, процессы, происходящие сегодня в мировой экономике, не могут не сказаться на Челябинской области. Однако необходимо отметить, что формирование бюджета – это достаточно продолжительный и технологичный процесс. Существует четкая процедура планирования, установленная бюджетным законодательством. Работа над проектом велась с начала текущего года, на то время еще в благоприятных экономических условиях. Доходы областного бюджета были определены на основе утвержденного правительством области прогноза социально-экономического развития региона. В нем определены основные используемые при формировании бюджета экономические показатели, например, прирост прибыли прибыльных предприятий в 2009 году на 8,5 процентов по отношению к показателям текущего года, на 15,4 и 11,8 процентов в 2010 и 2011 годах соответственно.
События последнего месяца на мировых финансовых рынках серьезно изменили ситуацию. На уровне правительства области ведется ежедневный мониторинг. И в дальнейшем будет ясно, как это отразится на бюджете. А сейчас, чтобы не сдерживать процесс подготовки к финансированию социальных расходов, правительством области принято решение внести проект бюджета в первоначальном варианте.
– Понятно, мы говорили о росте доходных статей областного бюджета. Какие доходные статьи бюджета являются важнейшими при его формировании?
– При формировании бюджетных доходов это, конечно же, налоговые и неналоговые доходы. В 2009 году собственные доходы области учтены в объеме 87 процентов от общего объема доходов. В основном это налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество и акцизы. Вырастут и трансферты из федерального бюджета.
– На сколько?
– Пока точно сказать невозможно, так как в течение планового периода объем федеральных трансфертов будет еще уточняться после дополнительного распределения средств федерального бюджета регионам. Но мы запланировали в областном бюджете долю трансфертов из федерального – на уровне 12 процентов, что составит 10 миллиардов 303,6 миллионов рублей с увеличением на 218 миллионов рублей к первоначальному плану текущего года.
– В этих 10 миллиардах – и те средства, которые выделяются регионам на реформирование отрасли ЖКХ?
– Нет, это отдельная статья доходов областного бюджета. Поступления Фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства учтены нами на уровне 876,3 миллионов рублей ежегодно в соответствии с решением правления фонда.
– Виктория Георгиевна, а рост доходов областного бюджета не приведет к сокращению средств, выделяемых федеральным бюджетом?
– Уровень доходности региона принимается во внимание при расчете такого вида финансовой помощи как дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы в связи с планируемым ростом собственных доходов области учтено постепенное сокращение объема этой дотации. Если в 2009 году мы рассчитываем получить из федерального центра дотации на сумму в 865,6 миллионов рублей, то в 2010 году – уже в два раза меньше, лишь около 447,5 миллионов рублей. А в 2011 году дотация из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности вообще не предусмотрена.
– А это отразится на расходной части бюджета?
– Расходы областного бюджета на исполнение действующих расходных обязательств, установленных нормативными актами Челябинской области, предусмотрены в полном объеме. Бюджет, как я сказала в самом начале, сбалансирован.
– Виктория Георгиевна, как будут изменяться расходы областного бюджета?
– Бюджетные проектировки рассчитаны с учетом прогнозируемого роста цен и установленного Единым тарифным органом области увеличения тарифов в ближайшие три года. Например, рост стоимости коммунальных услуг для учреждений в 2009 году учтен на уровне 143,8 процентов в среднем, в 2010 году этот показатель будет равняться в среднем 120,8 процентам, а в 2011 – 118,7 процентам. Также в проекте областного бюджета учтен прогнозируемый рост потребительских цен на уровне 8,4 процентов в 2009 году, на 7 процентов – в 2010 году и на 8,2 процента – в 2011 году.
– Не могу не спросить, какие показатели вы закладывали в проект бюджета по социальным статьям расходов?
– В документе это целый блок, который посвящен социальной тематике. Могу сказать, что в течение трех лет запланировано усиление социальной направленности областного бюджета. Так, объем средств, выделяемых на финансирование социальных расходов, за трехлетний период будет увеличен на 54 процента – с 43,9 миллиардов рублей в 2008 до 67,5 миллиардов рублей к 2011 году. Вырастет и доля социальных расходов в общем объеме расходов в бюджете: с нынешних 66,7 процентов до 69,4 процентов к 2009 году. К 2011 году доля социальных расходов увеличится до показателя в 72,9 процентов. Для финансового обеспечения увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы в областном бюджете создан централизованный резерв в размере 5,4 миллиардов рублей на 2009 год. На 2010 и 2011 годы мы предусмотрели резерв на суммы в 6 миллиардов и 6,5 миллиардов рублей соответственно. Как видите, это очень весомые цифры, которые мы по поручению правительства области планируем в проекте бюджета.
– В связи с последними событиями в мире, на финансовых рынках вы уверены, что социальный блок бюджетных расходов останется без корректировок?
– Социальные обязательства области перед населением – это так называемые защищенные статьи, расходы по которым пересматривать не планируется, так как они определяют качество жизни населения области. Корректировке могут подвергнуться в первую очередь инвестиционные статьи расходов. Кроме того, в соответствии с федеральным законодательством, в областном бюджете на 2009–2011 годы предусмотрен резерв нераспределенных расходов в размере 7 миллиардов 573,9 миллионов на 2010 год – это 8 процентов от объема бюджета, и 15 миллиардов 94,3 миллионов на 2011 год – 14 процентов от объема бюджета. Эти средства являются ресурсом для принятия новых обязательств и определенной гарантией выполнения существующих обязательств в случае развития негативных тенденций в экономике. Кроме этого, в соответствии с поручением губернатора области, в настоящее время разработан комплекс мер, направленных на экономию бюджетных средств, их более рациональное и эффективное использование как в текущем году, так и предстоящем трехлетнем периоде.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
Министр финансов Челябинской области Виктория Голубцова при рассмотрении вопроса об утверждении поправок в бюджет региона на этот год и на плановый период 2010-2011 гг.
Сегодня чиновники и депутаты Законодательного собрания Челябинской области отчитались перед участниками публичных слушаний об исполнении бюджета региона за прошлый год.
В нынешнем году впервые был сверстан и представлен на широкое обсуждение трехлетний бюджет Челябинской области. При его подготовке специалистам...
Депутаты Законодательного Собрания Челябинской области утвердили в первом чтении проект закона об областном бюджете на три ближайших года...
В Челябинске прошли публичные слушания, посвященные областному бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов...