Конституция: перезагрузка
В закладки
Конституция Российской Федерации в пятницу подверглась ревизии, за которую в нижней палате парламента высказалось 392 народных избранника (против было 57). Поправки, внесенные президентом, меняют сложившуюся политическую структуру, увеличивая сроки полномочий как собственно президента (6 лет вместо 4), так и депутатов Государственной думы (5 лет вместо прежних 4). Стоит заметить, что капитальный ремонт основного закона страны произошел прямо накануне 15-летнего юбилея Конституции.
Наверное, следует напомнить, что действующая Конституция страны была принята в результате народного волеизъявления 12 декабря 1993 года. Сразу после катастрофического конституционного кризиса октября, закончившегося, как известно, расстрелом здания Верховного Совета из танковых орудий и победой президентской рати над взбунтовавшимися парламентариями и примкнувшим к ним вице-президентом страны Александром Руцким. 12 декабря 1993 года за принятие новой Конституции высказалось 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей из 58-миллионной армии того референдума. Новый основной закон России вступил в силу 25 декабря того же 1993 года сразу же после публикации, и согласно этому акту страна жила три последние пятилетки.
И вот понадобились изменения. Причем изменения, которые касались базового закона, предложил не кто иной как президент страны, по статусу являющийся не только главнокомандующим и высшим должностным лицом, но и гарантом того самого основного закона (ст. 80). Это было сделано 5 ноября в ходе оглашения ежегодного послания президента Федеральному собранию, и уже спустя шесть дней необходимый документ законопроекта был внесен за подписью Дмитрия Медведева в нижнюю палату. Депутаты Госдумы и особенно правящее большинство из «Единой России», что называется, на ура встретили инициативу президента и в хорошем спринтерском темпе «голоснули» за изменения в Конституции 19 и 21 ноября соответственно.
Можно не сомневаться, что с подобной же феноменальной скоростью движение документа продолжится и в верхней палате российского парламента, чтобы затем уже поступить на рассмотрение региональных законодательных органов госвласти в субъектах. По закону за изменения должны высказаться не менее двух третей региональных парламентов, после чего поправки поступят на подпись к президенту. В общем, сомневаться сегодня, что поправки вступят в законную силу через положенный срок, не приходится – вопрос в другом. А зачем, собственно, нужно было в столь сложной как внешнеполитической, так и внешнеэкономической обстановке менять нормы основного закона, по которому худо ли хорошо ли страна существовала все это время? Думаю, что на данный вопрос сейчас сложно найти внятный ответ.
В самом деле, какая такая нужда заставила российскую власть в лице президента, и так вроде не обделенного законодательными полномочиями, продлевать срок президентства и депутатов? Разумного, лежащего на поверхности объяснения вы не найдете, потому что страна не движется ни к гражданской войне, ни к каким-либо другим внутренним потрясениям; никакой четко выстроенной и главное серьезной оппозиции правящему слою в настоящее время не наблюдается (простите, но не относить же к серьезной оппозиции политических деятелей типа того же Михаила Касьянова или Гарри Каспарова при всем уважении к последнему лично). Парламент, суд, включая конституционный, губернаторы, массмедиа, выборные инстанции находятся под контролем власти и действуют как хорошо смазанные шестеренки в отлаженном механизме. Вертикаль власти называется.
Тогда – зачем? Ну в самом деле, не принимать же в расчет угодливые рассуждения иных парламентских и партийных деятелей по принципу «Для такой огромной страны, как наша, четыре года президентства – очень мало!». Воля ваша, но это не объяснение, это – попытка сделать хорошую мину при плохой игре, это поспешные аплодисменты после немой сцены в зале, которыми, собственно, и засыпается возникшая неловкая пауза.
Спрашивается, а что, в 1993 году у президента была другая страна? Или в 2000, или в 2004?Логичного и внятного объяснения произошедшему нет и не последует, можно лишь только приблизительно догадываться о мотивах Дмитрия Медведева. Впрочем, мотивы действий верховной власти легко угадываются в разворачивающейся глобальной драме под названием «мировой кризис». При этом мотивы эти, думается, ориентированы не на внутриполитические процессы в стране. Они ориентированы и строго привязаны к внешнеполитическим реалиям, к изменяющейся геоархитектуре в глобальном масштабе, связанном с утратой лидерских позиций США.
Возможно, оценив реальные риски и угрозы глобального кризиса, в Кремле решили подстраховаться и волевым решением раздвинуть рамки для будущего президента с нынешней четырехлетки до шестилетнего срока. Просто потому, что на сегодняшний день никто ни в мире, ни в стране не скажет однозначно, каким будет будущее. Нет ответа за исключением, пожалуй, бесспорного факта – заката Pax Americana – за минусом деталей этого самого заката. С однополярностью покончено, и на сцене неожиданно возникло сразу несколько других глобальных игроков с далеко не равными возможностями, разным опытом участия в геополитике и, наверное, разными целями и задачами на второе десятилетие XXI столетия.
Сегодняшнее изменение Конституции дает стране (или по крайней мере высшим руководителям державы) некий бонус – в 2012 году президента выберут на шестилетний срок с дальнейшей (по необходимости) пролонгацией еще на шесть лет. Можно вспомнить, что весь (по крайней мере официально объявленный) потолок планирования в России сейчас ограничивается датой 2020. Конституционные полномочия кого бы то ни было (хоть Владимира Путина, хоть нового преемника, уже преемника Дмитрия Медведева) с лихвой, с запасом перекрывают 2020 год. Арифметика простая: если Россия выберет нового президента в 2012 году, то шесть плюс шесть равняется 2024 году. Вспомним: в следующем десятилетии стране предстоит кардинальная инфраструктурная ломка просто потому, что без этого уже не обойтись; перестройка экономики, завершение строительства и пуск в эксплуатацию новых трубопроводов, выполнение газовых и нефтяных обязательств перед западными и восточными партнерами. Предстоят реформы – начиная от пенсионной и заканчивая школьной. Наконец, в следующем десятилетии в России впервые с 1980 года пройдет олимпиада в Сочи. И все это на фоне серьезных проблем, с которыми Россия неожиданно столкнулась осенью текущего года.
Понятно, что для полного спокойствия и комфортной работы в будущем власть перестраховалась. Для экс-президента Владимира Путина, как и для его преемника Дмитрия Медведева, критически важно выполнить заявленные в «Стратегии 2020» показатели и вывести страну на новые рубежи. Удастся ли задуманное, и если да, то в каком объеме – другой вопрос, однако согласитесь, что разработанная долгосрочная стратегия на перспективу все же выглядит лучше, чем жизнь одним днем. По принципу «После меня – хоть потоп!».
Сейчас ясно одно: Владимир Путин, являющийся неформальным лидером нации, все-таки сдержал слово и не изменил Конституцию в угоду своим устремлениям, пребывая на посту президента. С истинно восточной мудростью этот неоднозначный шаг он передоверил своему младшему (и в прямом, и в переносном смысле) преемнику, приспособив основной закон страны для решения долгосрочных задач. Теперь, как говорится, возможны варианты: либо Дмитрий Медведев плавно дорабатывает свой срок и по просьбе народа в 2012 году нас ждет триумфальное возвращение ВВП, либо Дмитрий Медведев, проведя страну через пик кризиса в 2009 году и собрав в свой «актив» все мыслимые шишки, слагает с себя полномочия и... опять же триумфальное возвращение Владимира Путина. Наконец, возможен, наверное, даже такой вариант, что Владимир Путин не вернется на пост президента ни в 2012 году, ни в последующее время. А будет, допустим, скромно работать премьером при всех последующих президентах, отечески направляя и подсказывая.
Что же касается основного закона, то не факт, что с ним не произойдет когда-либо еще какой-нибудь правки в случае острой нужды. Не исключено, что через какое-то время к нам вернется и четырехлетний срок полномочий президента, и должность вице-президента, и много чего еще. Основной закон, как нам объяснили, это же живой организм, не имеющий права отставать от реалий жизни.
Статья опубликована в разделах: Новости
Наверное, следует напомнить, что действующая Конституция страны была принята в результате народного волеизъявления 12 декабря 1993 года. Сразу после катастрофического конституционного кризиса октября, закончившегося, как известно, расстрелом здания Верховного Совета из танковых орудий и победой президентской рати над взбунтовавшимися парламентариями и примкнувшим к ним вице-президентом страны Александром Руцким. 12 декабря 1993 года за принятие новой Конституции высказалось 32 миллиона 937 тысяч 630 избирателей из 58-миллионной армии того референдума. Новый основной закон России вступил в силу 25 декабря того же 1993 года сразу же после публикации, и согласно этому акту страна жила три последние пятилетки.
И вот понадобились изменения. Причем изменения, которые касались базового закона, предложил не кто иной как президент страны, по статусу являющийся не только главнокомандующим и высшим должностным лицом, но и гарантом того самого основного закона (ст. 80). Это было сделано 5 ноября в ходе оглашения ежегодного послания президента Федеральному собранию, и уже спустя шесть дней необходимый документ законопроекта был внесен за подписью Дмитрия Медведева в нижнюю палату. Депутаты Госдумы и особенно правящее большинство из «Единой России», что называется, на ура встретили инициативу президента и в хорошем спринтерском темпе «голоснули» за изменения в Конституции 19 и 21 ноября соответственно.
Можно не сомневаться, что с подобной же феноменальной скоростью движение документа продолжится и в верхней палате российского парламента, чтобы затем уже поступить на рассмотрение региональных законодательных органов госвласти в субъектах. По закону за изменения должны высказаться не менее двух третей региональных парламентов, после чего поправки поступят на подпись к президенту. В общем, сомневаться сегодня, что поправки вступят в законную силу через положенный срок, не приходится – вопрос в другом. А зачем, собственно, нужно было в столь сложной как внешнеполитической, так и внешнеэкономической обстановке менять нормы основного закона, по которому худо ли хорошо ли страна существовала все это время? Думаю, что на данный вопрос сейчас сложно найти внятный ответ.
В самом деле, какая такая нужда заставила российскую власть в лице президента, и так вроде не обделенного законодательными полномочиями, продлевать срок президентства и депутатов? Разумного, лежащего на поверхности объяснения вы не найдете, потому что страна не движется ни к гражданской войне, ни к каким-либо другим внутренним потрясениям; никакой четко выстроенной и главное серьезной оппозиции правящему слою в настоящее время не наблюдается (простите, но не относить же к серьезной оппозиции политических деятелей типа того же Михаила Касьянова или Гарри Каспарова при всем уважении к последнему лично). Парламент, суд, включая конституционный, губернаторы, массмедиа, выборные инстанции находятся под контролем власти и действуют как хорошо смазанные шестеренки в отлаженном механизме. Вертикаль власти называется.
Тогда – зачем? Ну в самом деле, не принимать же в расчет угодливые рассуждения иных парламентских и партийных деятелей по принципу «Для такой огромной страны, как наша, четыре года президентства – очень мало!». Воля ваша, но это не объяснение, это – попытка сделать хорошую мину при плохой игре, это поспешные аплодисменты после немой сцены в зале, которыми, собственно, и засыпается возникшая неловкая пауза.
Спрашивается, а что, в 1993 году у президента была другая страна? Или в 2000, или в 2004?Логичного и внятного объяснения произошедшему нет и не последует, можно лишь только приблизительно догадываться о мотивах Дмитрия Медведева. Впрочем, мотивы действий верховной власти легко угадываются в разворачивающейся глобальной драме под названием «мировой кризис». При этом мотивы эти, думается, ориентированы не на внутриполитические процессы в стране. Они ориентированы и строго привязаны к внешнеполитическим реалиям, к изменяющейся геоархитектуре в глобальном масштабе, связанном с утратой лидерских позиций США.
Возможно, оценив реальные риски и угрозы глобального кризиса, в Кремле решили подстраховаться и волевым решением раздвинуть рамки для будущего президента с нынешней четырехлетки до шестилетнего срока. Просто потому, что на сегодняшний день никто ни в мире, ни в стране не скажет однозначно, каким будет будущее. Нет ответа за исключением, пожалуй, бесспорного факта – заката Pax Americana – за минусом деталей этого самого заката. С однополярностью покончено, и на сцене неожиданно возникло сразу несколько других глобальных игроков с далеко не равными возможностями, разным опытом участия в геополитике и, наверное, разными целями и задачами на второе десятилетие XXI столетия.
Сегодняшнее изменение Конституции дает стране (или по крайней мере высшим руководителям державы) некий бонус – в 2012 году президента выберут на шестилетний срок с дальнейшей (по необходимости) пролонгацией еще на шесть лет. Можно вспомнить, что весь (по крайней мере официально объявленный) потолок планирования в России сейчас ограничивается датой 2020. Конституционные полномочия кого бы то ни было (хоть Владимира Путина, хоть нового преемника, уже преемника Дмитрия Медведева) с лихвой, с запасом перекрывают 2020 год. Арифметика простая: если Россия выберет нового президента в 2012 году, то шесть плюс шесть равняется 2024 году. Вспомним: в следующем десятилетии стране предстоит кардинальная инфраструктурная ломка просто потому, что без этого уже не обойтись; перестройка экономики, завершение строительства и пуск в эксплуатацию новых трубопроводов, выполнение газовых и нефтяных обязательств перед западными и восточными партнерами. Предстоят реформы – начиная от пенсионной и заканчивая школьной. Наконец, в следующем десятилетии в России впервые с 1980 года пройдет олимпиада в Сочи. И все это на фоне серьезных проблем, с которыми Россия неожиданно столкнулась осенью текущего года.
Понятно, что для полного спокойствия и комфортной работы в будущем власть перестраховалась. Для экс-президента Владимира Путина, как и для его преемника Дмитрия Медведева, критически важно выполнить заявленные в «Стратегии 2020» показатели и вывести страну на новые рубежи. Удастся ли задуманное, и если да, то в каком объеме – другой вопрос, однако согласитесь, что разработанная долгосрочная стратегия на перспективу все же выглядит лучше, чем жизнь одним днем. По принципу «После меня – хоть потоп!».
Сейчас ясно одно: Владимир Путин, являющийся неформальным лидером нации, все-таки сдержал слово и не изменил Конституцию в угоду своим устремлениям, пребывая на посту президента. С истинно восточной мудростью этот неоднозначный шаг он передоверил своему младшему (и в прямом, и в переносном смысле) преемнику, приспособив основной закон страны для решения долгосрочных задач. Теперь, как говорится, возможны варианты: либо Дмитрий Медведев плавно дорабатывает свой срок и по просьбе народа в 2012 году нас ждет триумфальное возвращение ВВП, либо Дмитрий Медведев, проведя страну через пик кризиса в 2009 году и собрав в свой «актив» все мыслимые шишки, слагает с себя полномочия и... опять же триумфальное возвращение Владимира Путина. Наконец, возможен, наверное, даже такой вариант, что Владимир Путин не вернется на пост президента ни в 2012 году, ни в последующее время. А будет, допустим, скромно работать премьером при всех последующих президентах, отечески направляя и подсказывая.
Что же касается основного закона, то не факт, что с ним не произойдет когда-либо еще какой-нибудь правки в случае острой нужды. Не исключено, что через какое-то время к нам вернется и четырехлетний срок полномочий президента, и должность вице-президента, и много чего еще. Основной закон, как нам объяснили, это же живой организм, не имеющий права отставать от реалий жизни.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
В субботу, 3 октября, представители челябинского комитета КПРФ собираются почтить память жертв московских событий осени 1993 года, когда было подавлено выступление
Со среды Россия станет жить по-новым законам. Текст новой Конституции публикует сегодня "Российская газета". Напомним, в новой Конституции РФ спешно были внесены перед
Президент России Дмитрий Медведев распорядился опубликовать измененную Конституцию страны с указанием даты вступления поправок в силу, сообщают федеральные новостные
Сегодня исполняется 15 лет российской Конституции. Основополагающий закон Российской Федерации был принят на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года.
12 декабря пройдет заседание Законодательного собрания области, на котором депутатскому корпусу предстоит рассмотреть ряд важных вопросов, в том числе и касающихся