Экзамен: инструкция по применению
В закладки
Вслед за новогодней суетой студентов всей страны ожидает суета куда менее приятная. Январь – традиционное время зимних сессий, когда жизнь становится не в радость, а полученные знания, паника и нервные перегрузки превращаются в их головах в коктейль Молотова, который может рвануть в любой момент. Сегодня свои карты приоткроют гуру: о тонкостях экзаменационной поры расскажут преподаватели челябинских вузов.
Замрите, ангелы, смотрите – я играю
Как и любому ЧП, сессии полагается наличие правил по ее успешной ликвидации. И такие универсальные советы для студентов действительно существуют. «Первое, что я могу посоветовать – это заниматься до сессии как можно больше и хорошо готовиться к сдаче зачетов и экзаменов, – говорит директор ЧИ УрАГС Сергей Зырянов. – Тогда проблем не возникнет, вы просто устно или письменно воспроизведете знания, которыми обладаете. Второе условие, помогающее при прохождении сессии, – это техника общения. Даже при дефиците знаний студент может выстроить прекрасные взаимоотношения с преподавателем, используя грамотную технику. И тогда 30% знаний произведут впечатление 70-80%. К тому же опыт общения пригодится и в дальнейшем, особенно будущим представителям социальных профессий. Ну а третий совет – традиционный: нужно найти дореволюционный пятак (или купить, к примеру, на Кировке) и положить его под пятку».
С идеей создания иллюзии знания предмета согласен кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры культурологии ЧГПУ Антон Токарев: «Очень важно произвести на педагога впечатление. Студент должен излучать уверенность, быть психологически устойчивым. При этом, если он мало-мальски разбирается в предмете, обмануть преподавателя несложно, главное – заставить его поверить в наличие знаний». На подготовку студенту дается 40 минут. С одной стороны листа пишется ответ. Когда подходит время отвечать, этот лист переворачивается тыльной стороной. Получается, что студент отвечает самостоятельно, без подсказок. Преподавателю при этом лучше смотреть в глаза.
«Здесь главный принцип – «не навреди», – поясняет Антон Токарев. – Можно уметь в совершенстве заговаривать зубы, но при этом нельзя наглеть, надо уважать педагога».
«А вот наши студенты в силу творческой специальности не могут халтурить, – констатирует особенности сессионного периода в ЧГАКИ профессор кафедры оркестровых, струнных, духовых и ударных инструментов Адик Абдурахманов. – Ты либо умеешь играть, либо нет. Перед академией ребята учатся в музыкальных школах и училищах, а в вузе занимаются по четыре часа в день, поэтому главная задача во время экзамена – не трястись, не волноваться и не переживать. Надо держаться уверенно и спокойно. Здесь, как и в спорте, важно чувствовать свою практическую подготовку. А вот если ты сдаешь экзамен по билетам, то большую роль играет везение, удача».
Ходишь, ходишь в школу, а потом – бац!
Отправляясь на экзамен и не чувствуя уверенности в своих знаниях, студенты уповают на особое отношение педагога – как к ним, так и к образовательному процессу в целом. Немаловажную роль здесь играют внешние признаки экзаменатора, а точнее его возраст и пол.
Несложно догадаться, что заложники гранита науки в наставниках предпочитают иметь вчерашних студентов. Расчет прост: если педагог молод, значит, в его памяти живы университетские перипетии. А это своеобразный гарант понимания обстоятельств «бедного студента» и, следовательно, поблажек.
Двадцатисемилетний Илья Данилов несколько лет назад защитил кандидатскую диссертацию и сейчас замещает декана экономического факультета ЧелГУ по вопросам международного сотрудничества. По его мнению, молодого преподавателя студенты воспринимают как равного себе. «Поэтому очень важно с самого начала донести до них, кто есть кто, объяснить популярно, что «халявы» на занятиях и тем более экзамене не будет, – поясняет Илья. – Я считаю неправильным, когда во время семестра в аудитории допускается фривольное общение, а в сессию начинается Бородино. К тому же студенты забывают об обратной стороне медали: именно потому, что я закончил университет недавно, я прекрасно помню, где прячутся шпаргалки и какие отговорки можно придумать при пропуске занятий».
Нередко молодые педагоги, пытаясь утвердиться в новом качестве, относятся к работе с гораздо большим рвением, чем того требует предмет, и служба солдатам интеллектуального фронта совершенно не кажется медом.
Кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ Владимир Высоковский тоже не разделяет надежды учащихся на неопытность экзаменаторов и суровость профессуры: «К своим студентам я всегда отношусь добросовестно и доброжелательно, хотя и достаточно строго». У педагога с 47-летним стажем есть уникальная возможность – сравнения поколений. «Их смена заметна в том смысле, что раньше студенты были более самостоятельны. Сейчас очень чувствуется, что они торопятся ухватить то, что можно. Требования же ко всем одинаковы, и понятно, что всегда были отличники и те, кого отчисляли за неуспеваемость».
Что же касается гендерной принадлежности, то здесь вообще все просто. Собираясь на экзамен, студенты готовят весь арсенал средств по воздействию на педагога. До откровенного флирта в храме науки доходит редко, но построить глазки симпатичному преподавателю – в порядке вещей. Именно поэтому так важно, чтобы этот преподаватель был противоположного пола. Особенно благодарное время в этом плане у начинающих. «Наши ребята вообще не прочь поболтать, – смеется ассистент кафедры системного программирования механико-математического факультета ЮУрГУ Елена Аксенова. – Во время проверки знаний зубы заговаривают вовсю, отвлекают от процесса. Но есть очень действенный способ: парировать на их реплики с юмором, на корню пресекая желание заигрывать».
Внимание, студенты! Здесь опять же кроется двойное дно: если преподавателю понравится общение с вами, вы рискуете затянуть свой экзамен!
Они сошлись: вода и пламя…
Не всегда экзамен проходит гладко. Случается, что студент и педагог не могут найти общего языка – как в профессиональном, так и в личном плане. Что делать, если возник спорный момент?
«Любой конфликт проще предотвратить, чем разрешить», – считает профессор УралГУФК Константин Киуру. Известный пиармен знает, о чем говорит: в свое время ему довелось преподавать конфликтологию, а теперь он один из лучших специалистов Челябинска в сфере общественных связей.
«Неадекватное отношение к студенту легко заметить в течение семестра и постараться исправить ситуацию. Однако, на мой взгляд, большинство конфликтов происходит по вине студента, из-за его недобросовестности. Он не посещает занятия, не выполняет необходимый объем работы. Но такая проблема легко решается: необходимо все делать в срок либо заранее договариваться с преподавателем о совместном преодолении возможных трудностей».
Однако пресловутый человеческий фактор еще никто не отменял, и, несмотря на багаж знаний, студент может не устраивать педагога по каким-либо личным причинам. «Я считаю такой подход недопустимым, – комментирует Константин Валерьевич. – Между учащимся и преподавателем должны быть сугубо деловые отношения, и настроение экзаменатора, его личные предпочтения ни коим образом не могут отражаться на отношении к студенту. При проверке знаний единственно важно их наличие».
Слова профессора подтверждает Сергей Зырянов: «Конфликт никогда не возникает на пустом месте. Если это произошло, скорее всего, студент сам дал повод. Однако даже в конфликтной ситуации нужно оставаться вежливым, не стоит забывать о ролевом поведении: на экзамене преподаватель – это волк, а студент – ягненок. Как в басне Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», но, конечно, в переносном смысле. Экзаменатор всегда критично относится к студенту, он ведь проверяет его знания. Здесь очень важна техника общения: упаси Боже студента от оскорблений или обвинений! Нужно попытаться уладить конфликт и извиниться, если осознал свою ошибку».
Если же ваш преподаватель оказался не столь категоричен в суждениях по поводу собственной беспристрастности, привлекайте к делу «о придирках» третьих лиц – сотрудников деканата. Но с умом, убедившись, что педагог не прав. Помните еще одну притчу про волков, о которых так кричал мальчик…
Поймай меня, если сможешь
А здесь должна быть большая глава, в которой вашему вниманию была бы представлена классификация шпаргалок и инструкция к их использованию. Но ее не будет. Во-первых, потому, что списывать нечестно. А во-вторых, видов шпаргалок так много, что этому стоило посвятить бы отдельную статью. Особенно, если учесть, какими семимильными шагами движется научно-технический прогресс.
Как преподаватели относятся к списыванию? Однозначно – плохо. Одобряется только процесс создания шпаргалок, в ходе которого студенту удается некоторым образом систематизировать имеющиеся знания, задействовав моторную память.
Позиция педагогов сводится примерно к следующей формуле. Если студент задумал списывать, это значит, что между ним и преподавателем начинается игра. Если списать удается, то он выиграл. Если нет – проиграл, и тогда уже экзаменатор устанавливает правила, и жаловаться на исход нечего – игра была честной.
Торг здесь неуместен
Период сессии – это испытание не только для студента, но и для педагога. Причем для некоторых – это еще и испытание рублем.
По понятным причинам о взяточничестве преподаватели говорят неохотно. Потому что даже если нет на нем греха мздоимства, открыто называть свою фамилию в подобной дискуссии решится не каждый: уж очень тема скользкая.
«Мне несколько раз предлагали деньги за хорошую оценку на экзамене, – делится преподаватель одного из челябинских вузов Юлия. – Практика взяток существовала всегда, и, к сожалению, деться от этого пока никуда не удается. Соблазн испытывают и студенты, и преподаватели. Но если первых еще можно понять (все, что они могут потерять – это уважение педагога), то соблазн для вторых – это шанс потерять все, не получив взамен ровным счетом ничего. Нужно помнить об этом, когда вам вместе с зачетной книжкой протягивают купюру».
Коррупцию называют одной из наиболее серьезных болезней современного образования. Каждый вуз справляется с ней в меру возможностей. Процесс разоблачения – трудоемкий и неприятный, поэтому два основных стимула не брать деньги – это страх и совесть.
Студентам тоже не помешает воспитывать в себе эти чувства, потому что, покупая экзамен, они могут накликать беду гораздо большую, чем просто сессия.
Абонент доступен. Всегда
Ну и напоследок. Как время сессии переживают «отцы» – деканы факультетов, формирующие профессиональный педколлектив и болеющие душой за своих отпрысков? И что если вдобавок к креслу декана есть еще одно, на ниве профессии?
Депутат Государственной думы Петр Свечников работает деканом факультета заочного образования ЧГАУ. По его словам, политика не отнимает время от его работы в вузе: «Лично для меня сессия не становится особо горячей порой, ведь деканат – это работа плановая, а план составлен на год вперед. Соответственно, и подготовка к сессиям идет в течение всего года. Да, отчасти работы становится больше, но не слишком: один образовательный процесс заменяется другим, не приходится читать лекции и проводить семинары. А вот для студентов экзамены – это венец знаний, главных и второстепенных, их систематизация. Кроме того, это воспитание умения донести их до окружающих, а заодно и представить себя. В этом смысле, кстати, любое публичное выступление, в том числе и экзамен, оказывается очень полезным опытом».
Несмотря на то что преподаватели относятся к сессии гораздо спокойнее, не прибегая к сравнению со стихийным бедствием, хочется, чтобы руководитель был рядом. В том числе и в качестве примера для подражания. «Что касается пропусков зачетов и экзаменов – такого в моей практике не бывало. Я придерживаюсь распорядка дня, у меня есть большие плановые журналы, в которые я периодически заглядываю. А сессию проглядеть сложно», – шутит Петр Григорьевич.
С такой же ответственностью к вопросу подходит и глава факультета журналистики ЧелГУ, редактор газеты «Челябинский рабочий» Борис Киршин. «Я никогда не пропускаю собственные экзамены, как бы занят ни был. Все дела в этот период отходят на второй план, текущие заботы в редакции приходится оставлять. Вслед за сессией идут госы, тоже требующие тщательной подготовки, лекции у заочников. Так что январь для декана с одной стороны проще, с другой – сложнее».
Так что, дорогие студенты, в своих страданьях вы не одиноки – преподаватели переживают тоже. И большей частью – за вас.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Замрите, ангелы, смотрите – я играю
Как и любому ЧП, сессии полагается наличие правил по ее успешной ликвидации. И такие универсальные советы для студентов действительно существуют. «Первое, что я могу посоветовать – это заниматься до сессии как можно больше и хорошо готовиться к сдаче зачетов и экзаменов, – говорит директор ЧИ УрАГС Сергей Зырянов. – Тогда проблем не возникнет, вы просто устно или письменно воспроизведете знания, которыми обладаете. Второе условие, помогающее при прохождении сессии, – это техника общения. Даже при дефиците знаний студент может выстроить прекрасные взаимоотношения с преподавателем, используя грамотную технику. И тогда 30% знаний произведут впечатление 70-80%. К тому же опыт общения пригодится и в дальнейшем, особенно будущим представителям социальных профессий. Ну а третий совет – традиционный: нужно найти дореволюционный пятак (или купить, к примеру, на Кировке) и положить его под пятку».
С идеей создания иллюзии знания предмета согласен кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры культурологии ЧГПУ Антон Токарев: «Очень важно произвести на педагога впечатление. Студент должен излучать уверенность, быть психологически устойчивым. При этом, если он мало-мальски разбирается в предмете, обмануть преподавателя несложно, главное – заставить его поверить в наличие знаний». На подготовку студенту дается 40 минут. С одной стороны листа пишется ответ. Когда подходит время отвечать, этот лист переворачивается тыльной стороной. Получается, что студент отвечает самостоятельно, без подсказок. Преподавателю при этом лучше смотреть в глаза.
«Здесь главный принцип – «не навреди», – поясняет Антон Токарев. – Можно уметь в совершенстве заговаривать зубы, но при этом нельзя наглеть, надо уважать педагога».
«А вот наши студенты в силу творческой специальности не могут халтурить, – констатирует особенности сессионного периода в ЧГАКИ профессор кафедры оркестровых, струнных, духовых и ударных инструментов Адик Абдурахманов. – Ты либо умеешь играть, либо нет. Перед академией ребята учатся в музыкальных школах и училищах, а в вузе занимаются по четыре часа в день, поэтому главная задача во время экзамена – не трястись, не волноваться и не переживать. Надо держаться уверенно и спокойно. Здесь, как и в спорте, важно чувствовать свою практическую подготовку. А вот если ты сдаешь экзамен по билетам, то большую роль играет везение, удача».
Ходишь, ходишь в школу, а потом – бац!
Отправляясь на экзамен и не чувствуя уверенности в своих знаниях, студенты уповают на особое отношение педагога – как к ним, так и к образовательному процессу в целом. Немаловажную роль здесь играют внешние признаки экзаменатора, а точнее его возраст и пол.
Несложно догадаться, что заложники гранита науки в наставниках предпочитают иметь вчерашних студентов. Расчет прост: если педагог молод, значит, в его памяти живы университетские перипетии. А это своеобразный гарант понимания обстоятельств «бедного студента» и, следовательно, поблажек.
Двадцатисемилетний Илья Данилов несколько лет назад защитил кандидатскую диссертацию и сейчас замещает декана экономического факультета ЧелГУ по вопросам международного сотрудничества. По его мнению, молодого преподавателя студенты воспринимают как равного себе. «Поэтому очень важно с самого начала донести до них, кто есть кто, объяснить популярно, что «халявы» на занятиях и тем более экзамене не будет, – поясняет Илья. – Я считаю неправильным, когда во время семестра в аудитории допускается фривольное общение, а в сессию начинается Бородино. К тому же студенты забывают об обратной стороне медали: именно потому, что я закончил университет недавно, я прекрасно помню, где прячутся шпаргалки и какие отговорки можно придумать при пропуске занятий».
Нередко молодые педагоги, пытаясь утвердиться в новом качестве, относятся к работе с гораздо большим рвением, чем того требует предмет, и служба солдатам интеллектуального фронта совершенно не кажется медом.
Кандидат технических наук, доцент кафедры строительной механики архитектурно-строительного факультета ЮУрГУ Владимир Высоковский тоже не разделяет надежды учащихся на неопытность экзаменаторов и суровость профессуры: «К своим студентам я всегда отношусь добросовестно и доброжелательно, хотя и достаточно строго». У педагога с 47-летним стажем есть уникальная возможность – сравнения поколений. «Их смена заметна в том смысле, что раньше студенты были более самостоятельны. Сейчас очень чувствуется, что они торопятся ухватить то, что можно. Требования же ко всем одинаковы, и понятно, что всегда были отличники и те, кого отчисляли за неуспеваемость».
Что же касается гендерной принадлежности, то здесь вообще все просто. Собираясь на экзамен, студенты готовят весь арсенал средств по воздействию на педагога. До откровенного флирта в храме науки доходит редко, но построить глазки симпатичному преподавателю – в порядке вещей. Именно поэтому так важно, чтобы этот преподаватель был противоположного пола. Особенно благодарное время в этом плане у начинающих. «Наши ребята вообще не прочь поболтать, – смеется ассистент кафедры системного программирования механико-математического факультета ЮУрГУ Елена Аксенова. – Во время проверки знаний зубы заговаривают вовсю, отвлекают от процесса. Но есть очень действенный способ: парировать на их реплики с юмором, на корню пресекая желание заигрывать».
Внимание, студенты! Здесь опять же кроется двойное дно: если преподавателю понравится общение с вами, вы рискуете затянуть свой экзамен!
Они сошлись: вода и пламя…
Не всегда экзамен проходит гладко. Случается, что студент и педагог не могут найти общего языка – как в профессиональном, так и в личном плане. Что делать, если возник спорный момент?
«Любой конфликт проще предотвратить, чем разрешить», – считает профессор УралГУФК Константин Киуру. Известный пиармен знает, о чем говорит: в свое время ему довелось преподавать конфликтологию, а теперь он один из лучших специалистов Челябинска в сфере общественных связей.
«Неадекватное отношение к студенту легко заметить в течение семестра и постараться исправить ситуацию. Однако, на мой взгляд, большинство конфликтов происходит по вине студента, из-за его недобросовестности. Он не посещает занятия, не выполняет необходимый объем работы. Но такая проблема легко решается: необходимо все делать в срок либо заранее договариваться с преподавателем о совместном преодолении возможных трудностей».
Однако пресловутый человеческий фактор еще никто не отменял, и, несмотря на багаж знаний, студент может не устраивать педагога по каким-либо личным причинам. «Я считаю такой подход недопустимым, – комментирует Константин Валерьевич. – Между учащимся и преподавателем должны быть сугубо деловые отношения, и настроение экзаменатора, его личные предпочтения ни коим образом не могут отражаться на отношении к студенту. При проверке знаний единственно важно их наличие».
Слова профессора подтверждает Сергей Зырянов: «Конфликт никогда не возникает на пустом месте. Если это произошло, скорее всего, студент сам дал повод. Однако даже в конфликтной ситуации нужно оставаться вежливым, не стоит забывать о ролевом поведении: на экзамене преподаватель – это волк, а студент – ягненок. Как в басне Крылова: «Ты виноват лишь в том, что хочется мне кушать», но, конечно, в переносном смысле. Экзаменатор всегда критично относится к студенту, он ведь проверяет его знания. Здесь очень важна техника общения: упаси Боже студента от оскорблений или обвинений! Нужно попытаться уладить конфликт и извиниться, если осознал свою ошибку».
Если же ваш преподаватель оказался не столь категоричен в суждениях по поводу собственной беспристрастности, привлекайте к делу «о придирках» третьих лиц – сотрудников деканата. Но с умом, убедившись, что педагог не прав. Помните еще одну притчу про волков, о которых так кричал мальчик…
Поймай меня, если сможешь
А здесь должна быть большая глава, в которой вашему вниманию была бы представлена классификация шпаргалок и инструкция к их использованию. Но ее не будет. Во-первых, потому, что списывать нечестно. А во-вторых, видов шпаргалок так много, что этому стоило посвятить бы отдельную статью. Особенно, если учесть, какими семимильными шагами движется научно-технический прогресс.
Как преподаватели относятся к списыванию? Однозначно – плохо. Одобряется только процесс создания шпаргалок, в ходе которого студенту удается некоторым образом систематизировать имеющиеся знания, задействовав моторную память.
Позиция педагогов сводится примерно к следующей формуле. Если студент задумал списывать, это значит, что между ним и преподавателем начинается игра. Если списать удается, то он выиграл. Если нет – проиграл, и тогда уже экзаменатор устанавливает правила, и жаловаться на исход нечего – игра была честной.
Торг здесь неуместен
Период сессии – это испытание не только для студента, но и для педагога. Причем для некоторых – это еще и испытание рублем.
По понятным причинам о взяточничестве преподаватели говорят неохотно. Потому что даже если нет на нем греха мздоимства, открыто называть свою фамилию в подобной дискуссии решится не каждый: уж очень тема скользкая.
«Мне несколько раз предлагали деньги за хорошую оценку на экзамене, – делится преподаватель одного из челябинских вузов Юлия. – Практика взяток существовала всегда, и, к сожалению, деться от этого пока никуда не удается. Соблазн испытывают и студенты, и преподаватели. Но если первых еще можно понять (все, что они могут потерять – это уважение педагога), то соблазн для вторых – это шанс потерять все, не получив взамен ровным счетом ничего. Нужно помнить об этом, когда вам вместе с зачетной книжкой протягивают купюру».
Коррупцию называют одной из наиболее серьезных болезней современного образования. Каждый вуз справляется с ней в меру возможностей. Процесс разоблачения – трудоемкий и неприятный, поэтому два основных стимула не брать деньги – это страх и совесть.
Студентам тоже не помешает воспитывать в себе эти чувства, потому что, покупая экзамен, они могут накликать беду гораздо большую, чем просто сессия.
Абонент доступен. Всегда
Ну и напоследок. Как время сессии переживают «отцы» – деканы факультетов, формирующие профессиональный педколлектив и болеющие душой за своих отпрысков? И что если вдобавок к креслу декана есть еще одно, на ниве профессии?
Депутат Государственной думы Петр Свечников работает деканом факультета заочного образования ЧГАУ. По его словам, политика не отнимает время от его работы в вузе: «Лично для меня сессия не становится особо горячей порой, ведь деканат – это работа плановая, а план составлен на год вперед. Соответственно, и подготовка к сессиям идет в течение всего года. Да, отчасти работы становится больше, но не слишком: один образовательный процесс заменяется другим, не приходится читать лекции и проводить семинары. А вот для студентов экзамены – это венец знаний, главных и второстепенных, их систематизация. Кроме того, это воспитание умения донести их до окружающих, а заодно и представить себя. В этом смысле, кстати, любое публичное выступление, в том числе и экзамен, оказывается очень полезным опытом».
Несмотря на то что преподаватели относятся к сессии гораздо спокойнее, не прибегая к сравнению со стихийным бедствием, хочется, чтобы руководитель был рядом. В том числе и в качестве примера для подражания. «Что касается пропусков зачетов и экзаменов – такого в моей практике не бывало. Я придерживаюсь распорядка дня, у меня есть большие плановые журналы, в которые я периодически заглядываю. А сессию проглядеть сложно», – шутит Петр Григорьевич.
С такой же ответственностью к вопросу подходит и глава факультета журналистики ЧелГУ, редактор газеты «Челябинский рабочий» Борис Киршин. «Я никогда не пропускаю собственные экзамены, как бы занят ни был. Все дела в этот период отходят на второй план, текущие заботы в редакции приходится оставлять. Вслед за сессией идут госы, тоже требующие тщательной подготовки, лекции у заочников. Так что январь для декана с одной стороны проще, с другой – сложнее».
Так что, дорогие студенты, в своих страданьях вы не одиноки – преподаватели переживают тоже. И большей частью – за вас.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
Директор Челябинского филиала Университета Российской академии образования Виктор Усов пригласил сельские школы к сотрудничеству.«В прошедшем учебном году многие были
Челябинская Уральская академия государственной службы встретила тысячного абитуриента с подарками и напутствующими словами. Им стала выпускница Челябинского юридического
Директор Челябинского филиала Университета Российской академии образования Виктор Усов пригласил челябинские лицеи, гимназии и школы к сотрудничеству.«В прошедшем
ЧелябинскаяУральская академия государственнойслужбы встретила 800-го абитуриента сподарками. Восьмисотым абитуриентомЧИ УрАГС стала выпускница Челябинскогоюридического
Южно-Уральский экзаменационный центр Cambridge ESOL, уже полгода успешно осуществляющий свою деятельность по администрированию Кембриджских экзаменов, предоставляет всем