» » Василий Головченко, директор Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы Аргаяшского района : «Я всю жизнь от образования убегал. Честное слово»

Василий Головченко, директор Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы Аргаяшского района : «Я всю жизнь от образования убегал. Честное слово»

В закладки
С героями рубрики «Харизма» мы привыкли встречаться в школьных классах, университетских аудиториях или в строгих кабинетах учебных заведений. На встречу с Василием Головченко, директором Краснооктябрьской школы Аргаяшского района, известной своими инновационными программами, мы приехали в летний скаутский лагерь «Картуган». Июльский зной, распятые по периметру палатки, детские радостные голоса и, конечно же, пасущиеся рядом лошади, без которых Василий Иванович свою жизнь не представляет. Говорят, что даже уроки для ребят из своей школы он подчас проводит на конюшне.


«Лошадь у меня из одной категории постоянно переходит в другую. Сначала это было просто животное, с которым мне было приятно заниматься самому. Этой любовью к лошадям мне хотелось поделиться с другими. Стал учить своих детей верховой езде, а рядом, как водится, крутятся остальные ребятишки. Вот так возникло направление верховой езды. А когда я стал работать в школе, лошадь, хотя и нельзя так говорить, стала одним из серьезных педагогических инструментов. Доброту на пальцах не объяснишь. А лошадь – уникальный психолог – ее же не обмануть.
Можно говорить, что ты смелый, отчаянный, а лошадь тебя узнает буквально с первых шагов, которые ты на ней сделаешь. Не зря мудрые люди считали: руководство коллективом сродни езде на лошади. Если ты веришь в себя, уверен, что возьмешь препятствие, ты сможешь заставить и лошадь. Если она почувствовала, что ты не уверен, не знаешь, что ты хочешь, соответствующая ситуация и получается», – рассуждает Василий Головченко.
Наблюдая, как белобрысый мальчишка предлагает длинноногому жеребенку лист лопуха, спрашиваю, как состоялось знакомство с лошадью у самого Василия Ивановича.
«Первый раз я сел на лошадь в пять лет. Старший брат Юрий, серьезный конник-наездник, даже со мной не разговаривал, просто садил на лошадь и все. Конечно, я падал – без этого ни одного конника не бывает», – вспоминает Василий Иванович.
Профессиональным конником, увлеченному грациозными животными, парню стать, конечно, хотелось. Но тут – никаких иллюзий. Во всех странах мира конный спорт – элитный вид спорта, и, чтобы заниматься им серьезно, нужны большие деньги.
«А я не состоятельный человек. Мы не живем, мы просто выживаем вместе: я, моя семья и мои лошади. Район не может содержать лошадей, не одно хозяйство уже от них отказалось, а семья может, да? Вот это интересно. Любая арифметика покажет, что содержание лошади обходится предельно дорого», – поделился Василий Головченко.
Василий Иванович, чем привлекла вас профессия педагога?
– Знаете, у меня родители работали педагогами. Отец – учитель математики и физики, а мама – учитель младших классов. А вообще я всю жизнь, напротив, от образования убегал. Честное слово. Было время, когда я серьезно занимался велоспортом, и мне предлагали поступить в институт спорта в Великих Луках. А еще предлагали поступить в ЧГАУ. Я с удовольствием пошел в сельскохозяйственный вуз, получил образование по специальности «инженер по автоматизации сельскохозяйственных процессов» и никогда о своем выборе не жалел. Но это все-таки судьба: как ни вертись, пришлось вернуться на круги своя.
После окончания института молодой специалист знал, чем хочет заниматься. Правда, педагогика в его планы пока не входила. Василий Головченко мечтал создать собственное фермерское хозяйство, в котором, как полагается, должны были быть лошади, свиньи и прочая живность. Но мечтам о производстве качественной колбасы и копченых поросятах не суждено было сбыться.
«Я попытался создать свое фермерское хозяйство. Даже не знаю, почему у меня было такое желание... Наверное, хотелось определенной самостоятельности и свободы, хотелось постараться себя самому обеспечивать... Для осуществления цели я поехал на двухгодичную стажировку в Германию набираться интеллектуального богатства на маленьких фермерских хозяйствах. И получил действительно богатый опыт, только в нашей стране это никому не нужно. Моя идея не получила развития и спроса, поэтому маленькое хозяйство не состоялось... А потом классный руководитель моей дочери из Краснооктябрьской школы села Ишалино неожиданно попросила меня проводить у детей уроки труда – учитель по этому предмету попал в автомобильную аварию, и вести занятия было некому», – вспоминает Василий Головченко.
Под руководством хозяйственного, но несостоявшегося фермера школьники учились плести из повсеместно растущей в местности лозы корзинки, подставки под посуду, блюда для фруктов. Василий Иванович твердо уверен – мелкие работы по дому ребята должны уметь выполнять самостоятельно или хотя бы иметь представление об этом. Позже руководство школы предложило Головченко вести уроки ОБЖ. Еще спустя некоторое время управление образованием назначило его директором Краснооктябрьской средней общеобразовательной школы Аргаяшского района. Правда, к столь желанной для многих педагогов должности Василий Иванович относится критично:
«Директор сейчас вообще вне закона. Государство дает деньги только на образование, а на содержание должны выдавать средства муниципалитеты. Но их не всегда достаточно для того, чтобы содержать здание, которое есть у школы. А образование у нас бесплатное. И все эти поборы на нужды школы, естественно, наказуемы. А сделать надо многое. Но никто же не спрашивает, где ты деньги берешь. И вот получается, что директор оказывается меж трех огней: коллективом, руководством и законом. Самое интересное, что в любом случае ты оказываешься виноват».
Тем не менее проблемы на посту директора Василий Головченко успешно решает с 2002 года. В 2006 году школа стала победителем конкурса лучших образовательных учреждений России, внедряющих инновационные проекты, и получила грант на огромную для села сумму – миллион рублей. Сегодня она занимает одно из первых мест в районе по поступаемости в вузы и другие учебные заведения. Василий Иванович на достигнутом, естественно, останавливаться не собирается.
«Сейчас школа становится на другой этап, мы должны выступать своего рода организаторами обучения. Вот как сейчас работает лицей №31? Если им необходимо изучить какое-то направление, они ищут лучшего специалиста в данной сфере в России, притягивают к себе, и он выдает им ту информацию, которая необходима. Факт, что для получения результов надо вкладывать, подтверждает еще один пример.
Когда я только начал заниматься лошадьми, встретился с одним из известных у нас жокеев, который работал на Троицком ипподроме, – к стыду своему фамилии его не помню. Я спросил у него, как добиться хороших результатов в конном спорте. Он ответил единственной фразой: «Купи хорошую лошадь». В образовании то же самое: найди хорошего специалиста, и будет у тебя все нормально», – уверен Василий Иванович.
Знаю, что ваша школа активно сотрудничает лицеем №31...
– У лицея богатый опыт участия в олимпиадах высочайшего уровня, и я давно хотел попросить его помочь мне готовить ребят к предметным состязаниям. Наша сельская школа выходит на уровень областных олимпиад, а там, естественно, участвуют лицеи, гимназии, и мы занимаем жестко среднюю позицию. То есть у нас есть программный объем знаний, и мы цепляемся за середину. Для себя я понимаю, что это классно. Ну а детям-то это никаких результатов не дает, например, тех же льгот при поступлении в вуз.
А директор лицея № 31 Александр Евгеньевич, как вы знаете, человек неординарный, он пообещал организовать в нашей школе несколько уроков с лучшими учителями России. Весной к нам приезжал Андрей Успенский вместе с преподавателем литературы лицея №31. Эти два неравнодушных, мыслящих человека проводили такие уроки, вы не представляете... Для меня это было подобно эффекту разорвавшейся бомбы.
Признаться, меня удивило, что сельская школа активно реализует инновационные проекты...
– Да, например, была у нас такая инновационная программа «Музыкальная информатика». Ребята изучали музыкальные редакторы, основы музыкальной грамоты и литературы, программное обеспечение звукозаписи. К сожалению, преподаватель уехала повышать уровень образования. Еще одно интересное направление – «Забытые деревни». Есть ряд интересных поселков, которых сейчас не существует, но еще живы люди, некогда их населявшие. Мы организовывали встречи с этими людьми, собирали фотографии, пытались поймать эту ниточку истории...
Каковы приятные моменты на посту директора?
– Это дети. Если ты смог организовать учебный процесс и твои дети добились какого-то результата – это здорово, это основной стержень, на котором стоят директоры. Всегда хочется что-то сделать для детей, но не всегда это получается.
Среди того, что у директора Краснооктябрьской школы получилось – палаточный скаутский лагерь Картуган, в котором мы сейчас находимся. Вернее, это даже не столько лагерь, сколько многодневный семинар, поправляет меня Василий Иванович.
«В школе у тебя за спиной статус, служебные обязанности. А здесь, в лагере, статус и социальная окруженность отлетают в сторону, и ты становишься самим собой. Взрослые с детьми тут наравне: вот поле, вот палатка. Вместо учебного материала, который ты должен заложить ребенку в голову, иногда полезнее сказать: а я не знаю, как это делается, давай вместе решать задачу, или ты меня научи.
Здесь мы пытаемся, а это важно, формировать мировоззрение у ребенка. Сейчас столько всяких течений, все так запутано, и определить, когда ты поступаешь правильно, а когда нет – тяжело. Как правильно жить? Ведь научить математике – не значит воспитать. Единственный педагог, который давал гарантированный результат воспитания – Макаренко. Самое интересное: во всех странах мира Макаренко был издан в полном собрании сочинений, его труды изучаются повсеместно. А мне было стыдно, когда на Международном конкурсе Макаренко в апреле этого года немцы о нашем Макаренко стали рассказывать, а мы его издать у себя на Родине не можем. Это нонсенс», – разводит руками Василий Головченко.
Василий Иванович, по-вашему, дети должны расти в непосредственной связи с землей, природой?
– Понимаете, любое биологическое существо должно набирать силы в своей естественной среде. Если среда искусственно создана или заменены ее основные параметры и основы, то все это вылезет боком. Пока общество это не осознает, будут проблемы, например, такого рода: молодой человек кладет кирпич в целлофан и бьет им бабушку по голове из-за трех рублей.Он даже не представляет, что человеку больно... Я думаю, это все результаты того, что естественные основы заменены компьютерными игрушечками.
Сегодня нельзя жить, не вкладывая деньги в организацию воспитательных моментов. Если мы не будем вкладывать деньги в образование, мы будем вкладывать деньги в исправительные колонии, в заборы, в охрану. Еще у меня единственная просьба: давайте мы заборы с шести метров на пять уменьшим на дачах у наших новых русских, и нам на образование хватит денег. Простое решение. А если мы уменьшим заборы на два метра, мне кажется, мы вопросы отдыха решим и даже социального неравенства.
Еще такой вопрос: если так сложно быть директором сельской школы, может, переехать в город и устроиться работать в городской школе?
– Нет, не хочу я никуда уезжать. Я к городу отношусь критически. Это простая мышеловка. Вот вы представьте свой 16-этажный дом, когда там отключат свет, воду и канализацию. На неделю. Представили? Это один дом. А если это город?
Я своим ребятам иногда говорю: однокомнатная квартира в городе сейчас стоит примерно полтора миллиона рублей. Лучше купите в пригороде дом за 600 тысяч рублей и наймите шофера, который будет вас возить в город, но ваши дети будут играть возле дома на песочке, и вы не будете всю жизнь расплачиваться за квартиру.
Желание оторваться от земли очень распространенное, но мы попадаем в другую кабалу, еще хуже, только мы этого не понимаем.
Вы, наверное, из поэтов Есенина любите?
– Вообще, знаете, мне больше «концентрированное» что-то нравится: Есенин, Маяковский... Когда в два слова вкладывается многое. Не люблю долго читать, уважаю Толстого, но у меня столько времени на чтение нет. Я вообще не могу долго отдыхать, мне жалко времени. Я понимаю, что жалеть время на свой же отдых неправильно, надо уметь восстанавливаться. Но здесь я ничего поделать не могу, не могу перестроиться.
И все же, чем любите заниматься, когда свободное время появляется?
– Честно сказать, я давно мечтаю просто посидеть на диване, так, чтобы никто никуда меня не дергал. Телевизор, если посмотришь в неделю минут 15–20, – уже хорошо.
Последний вопрос: правда, что вы проводите уроки на конюшне?
– Это получается не урок, а поход выходного дня. Собираем класс вместе с родителями и приезжаем на конюшню. Время проводим прекрасно: верховая езда, скальная подготовка, после этого разводим костер, у многих классов есть угольные самовары.
После интервью на природе возвращаться в расплавленный мегаполис не было никакого желания. По-хорошему мы позавидовали Василию Ивановичу и ребятам, остающимся в лагере, где есть палатки, лошади, настоящая полевая кухня и баня. Следующим летом мы обязательно приедем в Картуган снова, но уже на правах гостей.
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Школьники Челябинской области покажут роботов в Южной Корее
Во Дворце пионеров и школьников им. Н. К. Крупской состоялись первые межрегиональные состязания роботов, в которых приняли участие 40 команд Челябинской области и 12
В 97 лицее откроется школа кино и телевидения
На базе 97 лицея планируется открытие Челябинской областной школы кино и телевидения. Проект ориентирован на ребят от 13 до 16 лет и предполагает набор двух возрастных
Соревнования по лего-конструированию завершились в Еманжелинске
17 февраля 2009 года на базе Информационно-технического медиацентра Еманжелинского муниципального района Челябинской области прошли районные соревнования по
Школьные библиотекари отметили свой праздник
22 октября отмечается Всемирный день школьных библиотек. Вчера городское управление по делам образования чествовало школьных библиотекарей муниципалитета. Участники
«Хрустальный пеликан» улетел в Москву
Абсолютным победилетелем конкурса «Учитель года России-2008» стал учитель музыки из московской общеобразовательной школы №1060 Михаил Стародубцев. Напомним, что в финал
В Челябинской области закрыли 18 малокомплектных сельских школ
Начало процесса реструктуризации и оптимизации сети малокомплектных школ началось в связи с демографическим кризисом и уменьшением наполняемости школ. Во многих сельских

Chel-week