» » Александр Кузнецов, начальник Управления по делам образования администрации г. Челябинска: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Александр Кузнецов, начальник Управления по делам образования администрации г. Челябинска: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»

В закладки
Александр Кузнецов, начальник Управления по делам образования администрации г. Челябинска: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»
Окончив исторический факультет ЧелГУ, Александр Кузнецов и не подозревал, что, поработав немного учителем, а затем организатором внеклассной работы, уже в 27 лет станет директором школы №41, а потом – и начальником Управления образования администрации Челябинска.
– Александр Игоревич, в сфере образования вы человек известный. Чувствуете ли свою популярность?
– Конечно, чувствую. Должность у меня публичная, поэтому приходится активно общаться и с родителями, и с педагогами, и со средствами массовой информации. Несомненно, это присутствует.
– К вам ежедневно обращается столько людей – и все со своими проблемами. Кто-то по делу, а кто-то просто негатив выплескивает... Как хватает терпения и сил всегда спокойно реагировать?
– Спокойно реагировать не всегда получается, к сожалению. По крайней мере, внутри все равно переживаешь. Внешне пытаюсь себя сдерживать в каких-то ситуациях, потому что эмоции, на мой взгляд, чаще всего не помогают делу.
То, что люди обращаются чаще всего с какими-то проблемами, это вполне естественно. Радостями мало кто делится, больше делятся бедами. Я прекрасно это представлял, когда давал согласие занять эту должность, поэтому сожалений не испытываю. Знал, на что иду.
– Вернувшись из армии, вы сразу стали организатором внеклассной воспитательной работы в школе №115. Как убедили Тамару Алексеевну Салфетову вас принять?
– Это не сразу было. Несколько месяцев я проработал учителем в 115 школе. Еще у меня были рекомендации от директора 93 школы, где начинал работать еще до армии. Я всегда активно занимался общественной работой, в том же райкоме комсомола, поэтому даже на тот момент был известен в узких кругах как человек и как специалист. Пока не очень опытный, но, видимо, мои старания были замечены. А Тамаре Алексеевне, конечно, большое спасибо, что доверилась молодому человеку и поручила достаточно ответственный участок работы. Тогда эта должность называлась организатор внеклассной воспитательной работы, теперь – заместитель директора.
– Как вам это помогло в дальнейшем? Почувствовали в себе уверенность?
– Я бы не сказал, что сразу почувствовал в себе уверенность. Это же приходит с опытом. А проблем в моей работе у Тамары Алексеевны тоже хватало. Я с сожалением вспоминаю ряд мероприятий, которые успешно провалил, будучи их организатором. Но, наверное, ни у одного человека без ошибок не обходится, в том числе и у меня. Я шишек набил изрядное количество. Другое дело, что я всегда старался делать выводы из своих ошибок и в дальнейшем их не повторять. Это способствовало моему профессиональному росту.
– Если не секрет, можете привести пример мероприятия, которое вы «успешно провалили» в молодости?
– Да, конечно! Это была организация школьной елки, 1989 Новый год. В спортзале нарядили елку. Я играл Деда Мороза, вожатая была Снегурочкой, дети какой-то спектакль готовили. Все бы хорошо, но мы не учли того, что спортзал – достаточно гулкое помещение, и голосов актеров было не слышно. Все старались, а внешнего эффекта никакого не было. Мероприятие получилось для самих актеров, а не для зрителей. Я потом очень переживал. Были жалобы родителей, которые присутствовали на празднике, состоялся и неприятный разговор с Тамарой Алексеевной, из которого я понял, как был не прав, когда не предусмотрел такие вот технические вещи, элементарные. И в будущем старался таких ошибок не повторять.
– Значит, учились на своих ошибках?
– Не ошибается тот, кто ничего не делает. Полезно учиться и на ошибках других людей, и я тоже стараюсь это делать: литературу читаю, общаюсь с более опытными коллегами. Я не чураюсь того, чтобы учиться до сих пор. Никогда не чувствовал, что я уже все знаю и все могу. Скоро мне уже 45 лет, но я до сих пор повторяю: я учусь. И буду делать это всегда.
«Ничего страшного в армии не происходит»
– Когда-нибудь представляли себя на месте директора? Например, в школьные годы...
– Ну, может быть, в очень отдаленных мечтах... Я был обыкновенным мальчиком. Как и все, в то время хотел быть и милиционером, и космонавтом, и пожарным, кем-то еще из героических личностей. (Улыбается.) Все было достаточно тривиально. Но вот когда уже стал постарше: выпускником школы, студентом ЧелГУ, тогда уже появились какие-то более реалистические планы. Я не знал, что буду директором школы, но знал, что буду всегда заниматься организационной работой. Мне это нравится.
Мой отец, на которого я всегда равнялся, говорил так: «Если ты будешь хорошим учителем, я буду счастлив». И я старался быть просто хорошим учителем. Это, видимо, способствовало тому, что потом стал неплохим администратором: директором школы, начальником Управления. И второе, что он мне всегда говорил: «Не стремись бегать с места на место. Поработай, где тебя поставили. На любом месте, если будешь работать хорошо, тебя заметят». И у меня, действительно, так жизнь сложилась, что я ниоткуда по своему желанию не уходил, меня везде переводили с повышением.
– Вы единственный ребенок в семье?
– Нет, у меня есть старший брат, он почти на 11 лет старше. Военный.
– А вы никогда не хотели стать военным?
– Хотел. У меня семья военная: и брат, и отец. И у меня было желание. Но подвело зрение. Уже тогда, по окончании университета, я не проходил по этой причине медкомиссию.
– То есть, если бы не зрение...
– Да, вполне возможно, что я бы сейчас носил погоны. (Улыбается.)
– Как относитесь к армии и всему, что с ней происходит?
– Да ничего там страшного не происходит. Я сам отслужил в армии рядовым. А что касается законодательства, общая линия, которую сейчас ведет правительство, мне импонирует. Армию переводят на контрактную основу. Я думаю, что это правильно. Но пока без призыва не обойтись. Армейская жизнь сурова, что греха таить, там тоже свои проблемы имеются. Но делать из нее монстра, который перемалывает наших детей, по-моему, глупо. Опыт этот все равно мне пригодился. Я, по крайней мере, не со слов знаю, что такое армейская служба.
«Спорт – очень хорошая вещь для школьника»
– У вас много друзей? Или, как часто бывает, один, но очень близкий и родной?
– В школе у меня почти не было друзей. Видимо, потому что семья военная, и мы часто переезжали. Я начинал учиться в 40-й школе, в третьем классе мы уже переехали на север на Нижнюю Колыму, поселок Черский, затем, через два года, – в Якутск, там я учился до восьмого класса. В девятом классе перешел в другую школу – еще раз сменил коллектив. И десятый класс заканчивал уже снова в Челябинске в школе №40. Поэтому устойчивых дружеских связей на уровне школ у меня, к сожалению, не сложилось. Хотя опыт общения, опыт вливания в новые коллективы оказался полезен. Не все было гладко, у школьников ведь знаете как? Новенький пришел – надо его испытать и так далее, я через это прошел, и прошел неоднократно.
А вот, пожалуй, товарищеские хорошие отношения у меня сложились только в вузе за пять лет учебы на истфаке. К сожалению, мой ближайший друг умер несколько лет назад... Друг, я понимаю, это человек, которому можно все рассказать, открыть душу. Таких друзей с тех пор больше не появилось. Товарищей достаточно большое количество, а вот друзей, в полном смысле этого слова, сейчас, наверное, нет.
– Как испытывали «новенького»?
– Это все настолько примитивно! (Смеется.) Испугать, побить... Помню, пришел в девятый класс, хулиганы подошли и говорят: «Ты тут сильно не выеживайся, а то побьем». А после этого они меня встретили на тренировке по каратэ. Все это было очень красиво, в диковинку в 80-е годы: кимоно... в общем, экзотика. И тогда была такая немая сцена, все эти хулиганы с тех пор с большим уважением со мной общались. (Смеется.) Так что самого даже вида оказалось достаточно!
– Значит, детям для самоутверждения в школе нужен спорт.
– Я считаю, что спорт – это очень хорошая вещь для любого школьника, и стараюсь своих детей (у Александра Игоревича две дочери, окончили третий и шестой классы, – прим. автора) к этому делу приобщить. Некоторые считают, что спорт мешает учебе. Мне он никогда не мешал. Я всю жизнь занимался какими-то видами спорта. К сожалению, нигде высокого уровня не достиг, опять же из-за переездов.
В первом классе меня отец отвел в хоккейный клуб «Трактор», и два года я катался на коньках. Ледового дворца тогда еще не было, и мы занимались в открытой хоккейной коробке на ЧТЗ. Параллельно играл в шахматы. На севере я пошел в секцию баскетбола, а в старших классах занимался вольной борьбой. Грамоты есть, медали за призовые места на городских соревнованиях по вольной борьбе. В теннис играл немного, в футбол. Большинство видов спорта прекрасно представляю. Всегда два-три раза в неделю на какие-то секции я ходил. Повторюсь, я не считаю, что это мешает учебе. Наоборот – спорт дисциплинирует. Учился я очень хорошо: школу окончил с двумя четверками в аттестате.
В вузе у нас, к сожалению, не было баскетбольной команды. Но один замечательный парень – Андрей Кардопольцев из Сатки – прошел по факультетам и сумел собрать команду. Мы играли и занимались в свое удовольствие. Так что спорт был всегда в моей жизни.
– Сейчас тянет к мячу?
– Я много лет занимаюсь уже на ветеранском, так сказать, уровне. В баскетбол не играю, переквалифицировался на волейбол. (Улыбается.) Регулярно, раз-два в неделю мы с компанией собираемся и играем в волейбол вечерами. Стараюсь форму поддерживать.
«Мне гадалка предсказала, что я все деньги буду тратить на женщин»
– А своих дочек куда отдали, в какие секции?
– Они у меня перепробовали достаточно большое количество секций в первые годы учебы в школе. Сейчас старшая остановилась на волейболе. Младшая достаточно серьезно занимается плаванием. По словам тренера, у нее лучшие показатели в области в ее возрасте. Дома у нас с десяток ее кубков, много медалей, грамот. Она неплохо плавает всеми видами: на спине, и кролем, и брасом.
– Как в школе учатся, хорошо?
– Старшая отлично учится. Младшая, спортсменка, слегка похуже... и, к сожалению, в этом году есть даже тройка.
– Ругаете?
– Я тоже получал в школе не только хорошие отметки, хоть и учился довольно неплохо. Я понимаю, конечно, что тройка – это не очень хорошо, ведь это оценка их труда. Но мне важно видеть, понимают ли это дети. И я вижу, что понимают.
Переживать в этой ситуации бессмысленно – надо делать выводы. Я всегда из-за таких неудачных оценок провожу с ними спокойно «разбор полетов»: почему так произошло, смотрю, понимают ли, над чем нужно поработать.
– Как вам живется в «малиннике»: две дочки, супруга?
– Есть такой анекдот: «Мне гадалка предсказала, что я все деньги буду тратить на женщин. И вот, у меня жена и две дочери». Вот примерно то же самое. (Смеется.) У меня отец, кстати, всегда мечтал, чтобы в семье были девочки, но у него вот было два сына, а у меня – две дочери. Это тоже счастье! Порой, конечно, не всегда понятны желания и капризы женщин. Но это мелочи.
– Вы говорили о том, чему учил отец, а чему мама вас научила?
– Терпению. Я с восхищением на свою маму смотрю: как она нас троих терпела все эти годы? Потому что отец у меня очень своенравный, жесткий. И были, конечно, конфликты.... Ну какая семья без конфликтов? Матери приходилось несладко, да и сыновья подросли – каждый со своим характером. У нашей мамы просто ангельское терпение. Хотя ее иногда и пронимали наши выходки! Я никогда не забуду, как однажды в третьем классе в Черском произошел случай... Зима. Полярная ночь. С местными мальчишками мы пошли играть. У меня новые валенки были, новая шубейка. А играть отправились на территорию котельной. И там была огромная гора угля, присыпанная белым снегом. И мы давай на ней играть в партизан. И вот ползем, впереди снег.... и не видим, что за нами там черный след тянется. Ползем, ползем, ползем.... В общем, когда я пришел домой, уголь с меня сыпался просто! Мама как увидела это, говорит: «Снимай-ка валенки». Я снял, а она как этим валенком давай меня по всей квартире гонять! (Смеется.) Вот такое однажды было в нашей жизни. А так она, конечно, очень терпеливая! И очень любит нас с братом и до сих пор считает детьми.
«Споры вокруг ЕГЭ – излишни»
– Какой отдых считаете более эффективным?
– Я отдыхаю, когда переключаюсь с одного вида деятельности на другой. Еще порыбачить люблю и почитать.
– Что читаете?
– Перечитал по несколько раз все собрания сочинений, которые есть дома, всю классику: Достоевского, Толстого, Чехова, Бунина, Драйзера. Сейчас читаю сказки для взрослых Макса Фрая, до этого – Стругацких в который уж раз. Все это я читал будучи студентом, но сейчас почему-то решил перечитать. Хотя, конечно, читать художественную литературу удается не так часто. Очень много периодики, документов, которые приходится брать на дом, подписывать. Вот и сейчас сижу – подписываю (на столе лежит стопка бумаг для подписи, – прим. автора), 300-350 подписей за день я ставлю, меньше не получается...
– Подпись от такого количества раз как-то меняется? Первая от последней отличается?
– Да-да, к концу дня уже отличается! (Смеется.) Это точно!
– Александр Игоревич, а дочки у вас любят читать?
– Они не любят читать так, как мы с супругой. Но тем не менее старшая читает регулярно. Хотя телевизор и отвлекает. Как и большинство детей, она смотрит развлекательные сериалы. Мы ее ругаем за это. Младшая, когда будет достаточно быстро читать, надеюсь, все-таки полюбит чтение.
– Как относитесь к тому, что наши школы с внедрением ЕГЭ движутся по западному пути?
– Я не считаю так. Просто ЕГЭ – это использование опыта других государств. Независимая оценка качества знаний выпускников. И это правильно. Зачем изобретать велосипед?
Наша система ЕГЭ имеет все-таки российскую специфику, и меня радует то, что она за годы эксперимента существенно модернизирована и, думаю, дальше будет совершенствоваться. Сама по себе процедура нормальная, адекватная. И когда взрослые вокруг ЕГЭ начинают устраивать споры, я считаю, это совершенно излишне. Я вот со страхом вспоминаю, как выпускался из школы: сдавал 11 экзаменов, а потом еще четыре вступительных. То есть 15 экзаменов в течение месяца. Любой экзамен – это стресс. Было страшно зайти в аудиторию. Сейчас все проще. Чтобы получить аттестат, надо два экзамена сдать, да еще два – чтобы поступить в вуз. Всего четыре экзамена! А когда говорят, что плохо, что на экзамене нет личного общения, считаю, это тоже довольно натянутый минус. Общения должно хватать во время обучения в школе. А здесь – независимая, объективная оценка. Согласитесь, в личной беседе велика степень субъективизма. Что греха таить, в традиционной форме сдачи учитель может не только помочь.... Об олимпиадном движении тоже не стоит забывать: до 20% абитуриентов будут поступать в вузы, используя результаты олимпиад. Сейчас, на мой взгляд, вполне адекватная система проверки знаний сложилась.
– То есть вы в свое время с удовольствием написали бы ЕГЭ?
– Думаю да. В эмоциональном плане это было бы лучше. Помню, когда поступал в вуз, первый экзамен – историю – сдал плохо, на тройку. Но не потому что я историю плохо знал, а потому что сильно переживал, волновался. Пришел сдавать в восемь утра, а зашел в аудиторию лишь вечером, я просто перегорел, так сильно переживал. А сейчас все вместе зашли, несколько часов – и все.
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Челябинск стал web-лидером образования
Челябинск признан безусловным лидером в номинации «Интернет-ресурс для эффективного управления» общероссийского конкурса Национального фонда подготовки кадров «Веб-лидер
В Челябинске не хватает учителей иностранного языка и информатики
Как сообщил начальник Управления по делам образования администрации города Александр Кузнецов, в последние годы в Челябинске отмечалось уменьшение количества учащихся
Школа № 24: проблемы образования решаемы
15 апреля 2009 года в 10:00 в школе № 24 Металлургического района пройдет встреча руководителей системы образования Челябинска, на которой будут рассмотрены проблемы
Д/с «Какаду» переходит в муниципальную собственность
Сегодня, 6 февраля, состоялась пресс-конференция (ИА «Интерфакс-Урал»), в которой приняли участие первый заместитель главы города Олег Грачев и начальник Управления по
Нововведения к ЕГЭ: Александр Кузнецов ответил на вопросы челябинцев
Вокруг изменений в сдаче единого государственного экзамена в этом году уже успел возникнуть большой ажиотаж. Начальник Управления образования Челябинска Александр
Учителя станут получать больше денег
Произойдет это благодаря отраслевой системе оплаты труда, на которую Челябинская область перейдет не позднее января 2009 года. Как рассказал начальник управления до

Chel-week