» » Довузовская подготовка в Челябинском государственном университете: будь готов!

Довузовская подготовка в Челябинском государственном университете: будь готов!

В закладки
О том, что заботит сегодняшних одиннадцатиклассников больше всего, не может быть двух мнений. Единый государственный экзамен перестал быть экспериментом, структура вступительных испытаний в вузы изменилась, и теперь учащимся старших классов приходится в авральном порядке пересматривать свое отношение к учебе. В таких условиях палочкой-выручалочкой может стать организованная довузовская подготовка. На Южном Урале пальма первенства в сфере «воспитания чувств» абитуриентов принадлежит Челябинскому госуниверситету.
«У нас действительно очень широкий спектр довузовских программ, – говорит директор Института довузовского образования ЧелГУ Елена Мартынова. – Наш институт существует очень давно, хотя раньше он носил статус факультета. Но и тогда выполнял необходимые для подготовки абитуриента вуза задачи: повышал доступность высшего образования, развивал исследовательскую деятельность учащихся, помогал сориентироваться в выборе профессии».
В состав института входят Центр довузовской подготовки, Региональный центр образования инвалидов и подготовительное отделение, направления и формы обучения которых подойдут любому желающему оказаться в высшей школе. Времени до сдачи экзаменов остается все меньше, но программы сформированы так, что, начав подготовку сегодня, к главному событию в жизни каждого школьника можно подойти во всеоружии.
Внимание, конкурс
Региональный конкурс челябинского университетского образовательного округа совместно с газетой «Челябинский рабочий» по праву считается одной из главных инноваций вуза. Рассчитан он на одиннадцатиклассников. Трехмесячный отбор позволяет выявить лучших из лучших и рекомендовать их к зачислению в университет.
«К сожалению школьников, требования к олимпиадам в этом году тоже ужесточились, – поясняет Елена Мартынова. – Если раньше мы зачисляли победителей конкурса без экзаменов, то сейчас по новым правилам льготы могут быть предоставлены по профилирующему предмету. Поэтому в этом году акцент будет сделан на предметы вступительных испытаний».
Состоит конкурс, как и в предыдущем году, из трех этапов. На первом, заочном, желающим принять участие необходимо написать о себе, о своих планах, о логике выбора факультета. Каким специалистом абитуриент представляет себя в будущем? Что его привлекает в выбранной профессии, какие проблемы она помогает решить в современном мире? Длится этап месяц, с 16 февраля по 16 марта. 22 марта стартует второй этап – тестирование по профильному предмету. И наконец ,третий проходит 19 апреля и имеет форму творческого состязания по направлению факультета.
Все условия, задания, списки участников и победителей конкурса публикуются в газете «Челябинский рабочий», соучредителе конкурса. С официальной информацией скоро можно будет ознакомиться на страницах газеты.
По словам Елены Мартыновой, само участие в конкурсе благотворно действует на абитуриентов. Помимо проверки собственных сил, участники приобщаются к атмосфере и традициям высшей школы, ведь три месяца – немалый срок, помимо выполнения заданий абитуриенты имеют возможность посещать вуз, общаться с педагогами. Нередки случаи, когда ребята, не набравшие максимум баллов в региональном конкурсе, все равно подают документы в ЧелГУ и успешно проходят испытания.
Курс на победу
Старшеклассники имеют возможность готовиться к Единому государственному экзамену на подготовительных курсах Центра довузовской подготовки, где ежегодно обучаются более двух тысяч слушателей.
Здесь – все составляющие будущего успеха: высококвалифицированные педагоги, современные методики преподавания, высокий уровень методического обеспечения занятий и индивидуальный подход к каждому слушателю. В этом году предметные курсы в вузе были полностью укомплектованы, теперь они содержат программы по всем необходимым предметам. Занятия начинаются в сентябре, но, если найдутся желающие начать обучение сейчас, то будут сформированы группы интенсивной подготовки.
Хотя в плане интенсивности наиболее эффективны дистанционные образовательные курсы по подготовке к ЕГЭ. Их главный плюс в том, что школьник имеет возможность самостоятельно определять интенсивность и длительность занятий. С предлагаемыми заданиями он может справиться и за месяц.
«Дистанционное обучение предполагает полноценный курс по выбранным предметам, составленный специалистами Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования, – говорит Елена Мартынова. – Особенно важна такая форма для ребят из области, которые не имеют возможности регулярно посещать университет».
Действительно удобно – за каждой темой следуют тесты, к ней прилагаются ссылки. Но самым важным «приложением» являются консультанты-педагоги, сопровождающие абитуриента во время всего курса обучения. Немаловажно, что тесты можно проходить многократно, а поддерживать понятийный уровень помогут открытые интернет-лекции и участие в телеолимпиадах.
Все, что нужно, – это выйти в Интернет. А благодаря нацпроекту к глобальной Сети подключены почти все школы региона. И времени для подготовки к ЕГЭ при таком варианте обучения хватит вполне.
Про тест
16 марта в ЧелГУ пройдет репетиционное тестирование по материалам ЕГЭ. По всем предметам. У вуза договор с Московским центром тестирования, который ежегодно присылает челябинским специалистам свежий комплект тестирования. Это тоже хорошая и, главное, своевременная проба своих сил.
Однако, если абитуриент еще не определился с выбором профессии, а значит, с выбором профильных предметов, помочь ему в этом может другое тестирование – профориентационное компьютерное.
«Это очень хорошая программа, разработанная для старшеклассников в МГУ, где функционирует уникальный центр «Профориентатор» при Институте психологии, – рассказывает Елена Мартынова. – Не удивляйтесь, ведь именно там сконцентрировались специалисты по профориентации как одной из проблем социальной психологии. Мы попросили, чтобы они эти компьютерные программы адаптировали к нашим специальностям».
Теперь у ЧелГУ есть профессиограммы по собственным специальностям: социальная работа, управление, математика, физика и так далее. Когда учащийся проходит тестирование, он получает распечатку с перечнем своих личностных и профессиональных качеств, а также с рядом рекомендаций. Многие хотят, чтобы с ними поработал психолог – и это также входит в программу тестирования. В Центре довузовской подготовки регулярно работают два специалиста, имеющих лицензию на профориентационную работу. Они помогут школьнику, желающему вкусить гранит науки, понять, с какого конца ему надо начинать грызть. Проще говоря, помогут определиться, физик он или лирик.
Трудовые резервы
Подготовительное отделение старшему поколению привычней ложится на слух в вариации «рабфак». Рабфак имеет глубокую историю. Когда-то на заре советской власти здесь готовили для поступления в вуз рабочую молодежь. На сегодняшний день подготовительные отделения закрыли почти все вузы, потому что прекратилось финансирование. Но не ЧелГУ, который сохраняет его в том числе за счет собственных средств. Сейчас на Урале всего два университета получили «добро» на такой вид деятельности и право на бюджетное финансирование.
«Мы отдаем себе отчет, кто приходит на подготовительное отделение, – делится Елена Мартынова. – Это дети-сироты, военнослужащие, взрослые люди, делающие карьеру. Сейчас слушатели отделения – это военнослужащие-контрактники, ребята, отслужившие три года. Если они видят свою дальнейшую перспективу в высшей школе – идут к нам. Здесь у них есть возможность не только учиться, но и получать стипендию. А потом такие ребята поступают вне конкурса, сдав ЕГЭ выше установленной минимальной планки».
Основная задача подготовительного отделения – повышение уровня образования. Здесь изучаются не только основные дисциплины, необходимые для сдачи вступительных испытаний при приеме в ЧелГУ, но и дополнительные предметы. Учебный процесс длится пять месяцев, с января по май, по очно-заочной форме обучения. Дополнительно используется дистанционная форма подготовки к поступлению в вуз. Руководство Института довузовского образования также готово пойти навстречу решившим начать обучение прямо сейчас.
Особенные ребята
Про Региональный центр образования инвалидов знают многие, потому что это уникальное для вузов России подразделение, организованное для создания условий обучения людей с ограниченными возможностями. Он осуществляет адаптацию молодых инвалидов к университетской жизни, подготовку к поступлению в ЧелГУ и сопровождение их учебы: не только организационно-педагогическое, но и технологическое, и медицинско-оздоровительное.
Студенты и слушатели-инвалиды имеют возможность пользоваться аудиторией специальных информационных обучающих технологий, тифло-технической аудиторией, сурдологической аудиторией, аудиовидеотехникой, а также спортивно-игровым оборудованием РЦОИ.
Годичная довузовская подготовка ведется по специальной учебной адаптационной программе. «В нее в феврале невозможно вписаться, набор ведется в сентябре, – сожалеет Елена Мартынова. – Ведь ребятам в течение года надо подогнать много предметов и наладить коммуникацию. Проблемы со здоровьем не могут не отражаться на успеваемости, поэтому таким детям приходится много работать».
Таким школьникам – ребятам «с особенными возможностями» – рекомендованы дистанционные курсы. Кстати, первоначально одна из целей таких курсов – подготовка инвалидов. Ребята могут также участвовать в региональном конкурсе, победить и поступить в вуз. Об обучении в РЦОИ стоит задуматься сегодняшним десятиклассникам: чтобы не терять год после школы, они могут начать обучение здесь пораньше, как очное, так и дистанционное.
Маленькие академики
В Малую академию ЧелГУ принимаются школьники 8-10 классов, которым сегодня нет необходимости в авральном порядке готовиться к ЕГЭ. Но поскольку сани лучше готовить летом, скажем пару слов и о ней.
Создана школа специально для ребят, проявивших способности к изучению наук и имеющих склонности к исследовательской работе. Как правило, дети приходят либо уже нацеленными на науку, имеющими портфолио и победы в конкурсах и олимпиадах. Но есть и такие, которые впервые начинают заниматься исследовательской деятельностью именно в Малой академии.
Главная задача ее – развитие творческого мышления и интеллектуальной активности школьников. Это и решение нестандартных задач, и поиск вариантов решения проблемы, и выполнение творческих работ, и разбор олимпиадных заданий. Структура и содержание образовательной программы состоят из спектра направлений, которые учащиеся выбирают исходя из своих интересов.
Общим компонентом различных направлений обучения является ежемесячный интернет-лекторий «Мир науки» с самой разнообразной тематикой: «Современный мир и страны Востока», «Методы прогноза и дизайна новых лекарственных средств», «Актуальные проблемы современной российской экономики», «В мире медиа» и так далее. Лекции ученых из различных областей науки позволяют расширить кругозор маленьких слушателей, популяризовать научные знания и развить интерес к классическому университетскому образованию. Лекции можно слушать как в зале, так и в Интернете.
Вариативными компонентами программы Малой академии являются воскресные школы (физико-математическая, химико-биологическая, иностранных языков), школа юного исследователя «Вектор» и школа олимпиад.
Воскресные школы систематизируют занятия по выбранным предметам, помогают познать их глубже. Школьники занимаются с педагогами, часто выходят за рамки школьной программы, слушают научные лекции ведущих преподавателей, сами участвуют в дискуссиях и решают нестандартные задачи.
«Вектор» насчитывает более десяти направлений научно-исследовательско работы, которые ежегодно изменяются и дополняются. Результаты занятий представляются школьниками в виде докладов на научно-практической конференции Малой академии.
Суть подготовки в школе олимпиад близка к воскресным школам, но готовит старшеклассников к каверзам олимпиадных заданий, которые отличаются креативом и необычностью.
И напоследок
Елена Мартынова: «Главный совет одиннадцатиклассникам – не бояться сдавать ЕГЭ, сдавать по разным предметам, делая упор в подготовке на профильные. Расширяя кругозор, вы получаете шанс поступить на родственную специальность. А кто сказал, что это плохо?»
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
В ЧелГУ прошло совещание вузов-участников проекта «Темпус»
В Челябинском государственном университете завершилось координационное совещание вузов-участников международного проекта Темпус «Разработка рамки квалификаций для
В Челябинске начался ЕГЭ
Сегодня выпускники школ сдали первый Единый государственный экзамен. Тестирование прошло по двум предметам: информатике и информационно-коммуникационным технологиям
ЧелГУ проведет экологический форум
27 февраля в 14:00 в Челябинском государственном университете откроется экологический форум «За нами будущее». Организаторами форума выступили администрация Ленинского
Довузовская подготовка в ЧелГУ: будь готов!
О том, что заботит сегодняшних одиннадцатиклассников больше всего, не может быть двух мнений. Единый государственный экзамен перестал быть экспериментом, структура
Областной тур всероссийской школьной олимпиады по истории пройдет в ЧГПУ
28 января в Челябинском государственном педагогическом университете на базе исторического факультета состоится областной тур всероссийской олимпиады школьников по
До 1 февраля вузы определятся с количеством ЕГЭ
Как сообщает официальный сайт Роспотребнадзора РФ, вступил в силу «Порядок приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего

Chel-week