» » Виталий Садырин, министр образования и науки Челябинской области: «Южный Урал успешно справился с нацпроектом»




Виталий Садырин, министр образования и науки Челябинской области: «Южный Урал успешно справился с нацпроектом»

В закладки

По итогам анализа, проведенного Министерством образования и науки РФ, Челябинская область заняла первое место среди 19-ти регионов России, в которых достигнуты высокие результаты реализации национального проекта «Образование». Такая оценка по праву считается заслуженной, ведь для этого была проделана большая работа. За три года на реализацию нацпроекта из средств областного бюджета направлено более 1,7 миллиарда рублей, вложения бюджетов муниципальных образований составили 900 миллионов рублей. В целом софинансирование Челябинской областью мероприятий нацпроекта почти в два раза превышает объем выделенных федеральных средств (1,3 миллиарда рублей). О том, чего удалось достичь за три года, и какие мероприятия готовятся в 2009 году по реализации нацпроекта «Образование», рассказал министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин.
– Владимир Витальевич, каковы главные итоги нацпроекта «Образование» в Челябинской области?
– Я думаю, что в рамках реализации национального проекта «Образование» за три года мы сделали больше, чем за предыдущие 15 лет, поскольку на материальную базу проекта было направлено 4,3 миллиарда рублей. Практически каждое из более чем 3000 образовательных учреждений области, от детского сада до вуза, ощутило на себе нацпроект.
– Где удалось достичь наибольшего успеха?
– Я думаю, что 2008 был самым успешным для дошкольного и профессионального образования. В сфере дошкольного образования впервые за последние 10-11 лет мы открыли 15711 новых мест. Настоящий рывок здесь сделал Челябинск, в котором из этих 15 тысяч мест открылось 5,5 тысяч. Сегодня в двух районах – Ленинском и Металлургическом – можно уже нормально устроить ребенка в детсад, кроме детей ясельного возраста. В остальных районах очередь сохраняется.
По охвату детей дошкольного образования за последние три года, создав 31 тысячу мест, мы вышли на очень приличную цифру – 80,1%. В 1990 году, почти на пике той советской системы образования, которую сегодня вспоминают с ностальгией, у нас был самый лучший показатель 76,7%. В области появились районы и города, в которых ликвидирована очередь детсады. Это Снежинск, Южноуральск, Усть-Катав, Златоуст, Трехгорный, Карабаш, Чесменский и Кизильский районы. Для сравнения: охват детей дошкольным образованием в Челябинске составляет 82%, в Екатеринбурге – всего 54 %.
Должен отметить, что появившиеся 15 711 мест позволили создать дополнительно 2,5 тысячи рабочих мест, в том числе 1600 мест для воспитателей. Вернули за три года 89 зданий детских садов. Построили в прошлом году четыре детсада: два в Челябинске, два в Магнитогорске и один пристрой в Сатке. Девять строим сейчас. Но в связи с тем, что за последние четыре года детей стало на 46 тысяч больше (каждый год рождаемость росла на 11%), нам необходимо продолжать программу. Ведь дети подрастут через год, и мест снова не будет хватать.
– А что касается профессионального образования?
– Серьезной проблемой последние три года для нас была подготовка рабочих специальностей. Должен сказать, здесь мы тоже сделали очень хорошие шаги. Создали 28 областных ресурсных центров, семь учреждений начального и среднего образования выиграли федеральные гранты. У нас есть учреждения среднего профессионального образования, например, Магнитогорский политехнический колледж, который за два года на улучшение материальной базы получил 120 миллионов рублей. В апреле мы откроем там ресурсный центр. По сути, это учебное заведение 21 века с новейшим современным оборудованием.
Вместе с работодателями мы увеличили количество современных профессий: вместо 60-ти готовим по 182 новым рабочим программам. Есть даже такой интересный момент: когда Бакальское рудоуправление (акционерное общество) ликвидировало свой центр подготовки и переподготовки кадров, то перевело его на ресурсный центр профессионального училища №31, чтобы не покупать оборудование, а просто заключить договор и вести переподготовку рабочих. Трудоустройство выпускников из профессиональных училищ, имеющих ресурсные центры, увеличилось до 73% против 60% в 2006 году.
– Каких успехов удалось достичь в школьном образовании?
– Самой положительной в школьном образовании стала, конечно, программа «Одаренные дети». Мы создали 21 площадку, так называемую предметную лабораторию: 11 в Челябинске, две в Магнитогорске, по одной в Снежинске, Озерске, Трехгорном, Миассе, Златоусте, Троицке. Недавно мы еще три площадки открывали в Челябинске. Это абсолютно новое оборудование, технологии. Стоимость каждой лаборатории от трех до четырех миллионов рублей. В новом году планируем на них осваивать три направления. Первое – работа с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам. Кстати, по итогам олимпиад мы занимаем пятое место в России после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Татарстана. На базе 31-го лицея уже в этом году проходил сбор российской по физике перед всемирной олимпиадой. Второе – это подготовка, переподготовка учителей на базе этих лабораторий. И третье – проведение различных олимпиад.
В начале марта будет проведено совещание с директорами этих лабораторий. Мы планируем летом этого года во многих муниципалитетах сделать лагери для одаренных детей и второй год подряд организовать областной лагерь, где соберутся победители районных, городских олимпиад. С ними будут работать ученые наших вузов и лучшие преподаватели школ.
– Больше всего вопросов в школьном образовании вызывает Единый государственный экзамен…
– Да, это так. Подробно о ЕГЭ будем разговаривать на областном совещании, которое пройдет 11 февраля. Нужно многие документы осмыслить, собрать воедино правила приема в вузы области и утвержденный перечень вступительных испытаний, все внимательно рассмотреть. Я считаю, что федеральное министерство поступило не очень корректно, изменив правила ЕГЭ. Это надо было делать в начале учебного года. А то прошло полгода, и всем выпускникам объявляют, что им придется обязательно сдавать иностранный язык на гуманитарные профессии. Конечно, это некорректно.
Тем не менее на все вопросы по ЕГЭ мы обязательно ответим, потому что их много и у родителей, и у ректоров вузов. Мы намерены жестко пресекать один из негативных моментов: школы начали бороться за показатели ЕГЭ и рекомендовать своим детям сдавать экзамен не в основном потоке, а во «второй волне». В этом году не будет «второй волны», 11 февраля мы очень жестко поставим этот вопрос перед руководителями школ.
– Каким образом школы борются за показатели ЕГЭ?
– Все прошлые годы была так называемая «вторая волна», когда ЕГЭ могли сдать выпускники из регионов или других республик, с которыми у России есть договоренность. В частности, это Украина и Казахстан, мы признаем их аттестаты о среднем образовании. Во «второй волне» также были те, кто вернулся из армии, или закончил ПТУ, или не поступил в прошлом году. Они сдавали ЕГЭ на базе приемных экзаменационных пунктов в вузах, и школы этим пользовались. Ну, условно, вы выпускник и плохо знаете физику, но для поступления в вуз вам она нужна. Учитель говорит: «Ты физику не сдавай, чтобы не портить показатели ни мне, ни школе, а сдашь ее в институте во второй волне». В результате показатели школы красивые, а в вуз вы не поступили, потому что там сдали на «два». Вот эти вещи надо пресекать, потому что необходимо сделать все, чтобы ребята поступали. Мы же работаем, в конце концов, не для показателей, а для выпускников.
– Какие направления в плане реализации нацпроекта станут приоритетными в 2009 году?
– Областное правительство утвердило дальнейшую программу нацпроекта «Образование». Финансирование очень солидное, но сегодня не могу сказать, что мы из этой программы выполним, а что нет. Сейчас выполнение нацпроекта приостановлено в силу существующей экономической ситуации, поэтому мы занимаемся содержательными вопросами. Прежде всего, нужно освоить все оборудование, которое получили за три года, научиться его эффективно использовать. Мы ставим задачу по обучению детей-инвалидов, особенно тех инвалидов, которые не могут, например, из-за заболеваний опорно-двигательной системы ходить в школу. У нас уже открылась первая дистанционная школа инвалидов в Аше.
Сейчас занимаемся дистанционным обучением детей, создаем модульные дистанционные курсы для педагогов. Будем проводить областные конкурсы, чтобы нормально подготовиться к следующему году, который президент объявил «Годом учителя».
Будем заниматься и дошкольным образованием. Тут много проблем, несмотря на те красивые цифры, которые я назвал. И, конечно, будем заниматься оптимизацией сети, поскольку у нас еще два года будет падение контингента. Второй год количество первоклассников растет на 800-1200 человек. Но сравните: если из 9 класса у нас выпускается 42 тысячи человек, то в 1-й класс приходит 32 400 детей. Разница в 10 тысяч. До 2011 года будем «падать», особенно на селе, где не будет великого роста даже в 2015 году. В связи с этим мы должны заниматься оптимизацией сети школ, создать базовые школы и продолжать оснащать их современным оборудованием.
Статья опубликована в разделах: Новости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
На Южном Урале финансирование развития образования сократили на 700 миллионов рублей
В Челябинской области утвердили целевую программу реализации нацпроекта "Образование" на 2009 - 2012 годы...
Владимир Садырин, министр образования и науки Челябинской области: «Южный Урал успешно справился с нацпроектом»
По итогам анализа, проведенного Министерством образования и науки РФ, Челябинская область заняла первое место среди 19-ти регионов России, в которых достигнуты высокие
В Челябинске подвели итоги нацпроекта «Образование»
Министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин подвел итоги национального проекта «Образования» за три года. По словам Владимира Витальевича, за это
Южный Урал стал лучшим в России по реализации нацпроекта «Образование»
Челябинская область признана лучшим регионом России по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование». Федеральный институт развития образования
Челябинская область стала лидером по реализации национального проекта по образованию
По итогам реализации национального проекта "Образование" Челябинская область признана лучшей в России...
Садырин: «К 2010 году очередей в детские сады не будет»
За 1,5 года в детских дошкольных учреждениях Челябинской области создано 14 456 мест. Об этом сообщил министр образования и науки региона Владимир Садырин на ежегодном

Chel-week