» » » Дамир Тимерханов, директор гимназии №1: «Инициатива наказуема»




Дамир Тимерханов, директор гимназии №1: «Инициатива наказуема»

В закладки
В конкурсе «Руководитель образовательного учреждения года – 2009» одержал победу директор гимназии №1 Дамир Тимерханов. Дамир Галиханович рассказал о своем участии в мероприятии, а также поделился планами по поводу предстоящих Коммунарских сборов.
– Дамир Галиханович, почему вы решили участвовать в этом конкурсе?
– Два года назад мы задумались: есть конкурс «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагог дополнительного образования» и так далее… а «Директора года» нет. И выступили с предложением организовать подобный конкурс для руководителей челябинских образовательных учреждений. Идея нашла поддержку в Совете руководителей образовательных учреждений города. Я тогда еще предложил назвать конкурс именем Анатолия Степановича Захаренко, одного из известных челябинских руководителей. Так, в 2007 году состоялся первый серьезный конкурс директоров ОУ и заведующих ДОУ. Я тогда не принимал в нем участия, поскольку входил в оргкомитет и был членом жюри. Но вот прошло время, и все сказали: инициатива же должна быть наказуема! (Улыбается.) И я пошел.
– Сколько человек приняли участие в конкурсе в этом году?
– От каждого района города были представлены директор общеобразовательного учреждения и заведующий дошкольного. Всего 14 человек. Хотелось бы отметить, что данный конкурс – ни в коем случае не оценка работы учреждения. На нем не выбирают лучшую школу или «эталон человека»… Нет. Это конкурс с определенными условиями, с определенными критериями оценки. Не более того.
– Расскажите об этих условиях. Какие этапы проходили участники?
– Их много. Первый – заявительный, где собиралась информация о заслугах человека, его характеристики и прочее. Второй – документальный, где руководитель представлял различные авторские наработки, к примеру, программу развития или концепцию воспитательного плана. Оценивались аналитические способности участников, способности выстраивать тактику, вырабатывать стратегию. Третий этап можно назвать «правовым». Здесь нам предложили пройти тест на знание нормативной базы в области образования.
Следующий конкурс – это разрешение трудной конфликтной ситуации. Очень интересно в этом году оргкомитет подошел к заданию! Они предложили нам примеры из реальной жизни – конкретные жалобы, в которых лишь опустили номера школ и фамилии. Участники должны были шаблонно или креативно, стандартно или нестандартно решить эти проблемы. На пятом этапе предлагалось проанализировать некоторые статистические данные по школам и сделать выводы, а также предложить пути развития. Шестым следовал конкурс-диспут. Была предложена тема, простая и сложная одновременно: «Интеграция детей с особыми образовательными способностями в образовательное пространство». И каждый высказывал свое видение, что делать с детьми, которые отличаются от среднестатистического ребенка: талантливыми детьми, либо детьми с физическими или психическими отклонениями, особыми возможностями и потребностями. Оценивалось умение вести диалог, отстаивать свою точку зрения, умение работать в команде и прийти к какому-то результату.
И последним соревновательным этапом было творческое задание: представить себя как руководителя и какие-то свои педагогические и философские идеи на сцене ДПиШ перед публикой.
– Что вы продемонстрировали на каждом из этапов?
– На втором этапе я представил программу развития гимназии. На третьем – успешно справился с тестом, по-моему, был первым в рейтинге. Конфликтная ситуация была следующая: в некой школе по многим причинам (в том числе межличностных отношений) ушел педагог, и 11-е классы остались без преподавания физики. Родители требовали эту проблему разрешить, ведь выпускники готовились к ЕГЭ. Я предложил несколько вариантов разрешения данного конфликта, в том числе – с привлечением педагогов ЮУрГУ. В диспуте я сказал, что существует две точки зрения: западная и российская. Запад говорит о том, что интеграция – это создание из частей целого. И поэтому, чтобы весь мир был цельным для человека, необходимо, чтобы дети с разными образовательными способностями учились в одном месте. Так ребенок видит, что все люди в мире разные, и реализуется социализация ребенка в жизнь. В российской системе дети с особыми образовательными способностями концентрируются в специализированных учреждениях: лицеях, гимназиях, интернатах. Хотя в России и, в частности, в Челябинске сейчас много образовательных учреждений, в которых дети с разными образовательными потребностями и возможностями обучаются вместе, на равных.
– А вы какой концепции придерживаетесь?
– Каждое образовательное учреждение должно видеть возможность того или другого развития. Здесь очень важны и кадровые вопросы, и материально-техническая база, и многое другое… Я работаю в гимназии с углубленным изучением иностранных языков, считаю, что серьезно изучать языки возможно только в специальных учреждениях по углублённой программе. В общеобразовательном классе с 25-30 учащимися, где учатся дети с разными способностями, простроить индивидуальную программу развития будет затруднительно.
– Что представили в творческом выступлении?
– Мою задумку, воплощенную на сцене, восприняли не все. Мнения людей в зале были противоположными: одним это очень понравилось, другим – абсолютно не понравилось. Это был некий сценарий, поставленный вместе с учениками гимназии. Сперва я представлял директора-диктатора, манипулятора. Звучала ария Карабаса-Барабаса, где поется о том, что «он этих кукол обожает, будто собственных детей». Дети в масках отвечали: «Он никакой не мучитель, он просто наш добрый учитель». Я «манипулировал» ими с помощью белых резинок. Потом дети взбунтовались. Звучала часть из рок-оперы «Стена» Пинк-Флоид. Ребята выстроили стену отчуждения между нами – это был их протест. А в конце мы поставили танец, в котором с помощью этих белых нитей переплетаемся и друг без друга уже не можем жить. Возникает что-то общее, какой-то единый порыв, единое движение… И от камня, брошенного в воду, разбегаются волны, которые создают много-много-много доброго и интересного в этой жизни.
Так как на сцене нас оказалось (абсолютно случайно!) 33 человека, то родилась идея создать «Алфавит нашей школы». Каждый ребенок, и я в том числе, на каждую букву произнес какую-то идею относительно гимназии:
А – Активность – это позиция.

Б – Будь собой и уважай других…

С – Счастье в наших сердцах…

Ю – Юность состояние души.

Я – Ясность и яркость – твоё я.
– Интересная задумка! Долго готовились?
– Готовились авралом. (Улыбается.) У 10-классников, которым преподаю в данный момент историю и обществознание, я попросил помощи. Предупредил их, что будет несколько тяжелых дней, включая субботы и воскресения, в которые надо будет поработать. Кто готов меня поддержать?! И вот 33 человека изъявили желание.
– Банальный вопрос: что почувствовали, одержав победу?
– Почувствовал радость, конечно! Удовлетворение от проделанной работы, от нашего общего успеха. Мне вручили символичную статуэтку – руку, которая держит земной шар. Это как напоминание об ответственности. Приз переходящий. После очередного конкурса я передам его новому «Руководителю года».
– Кто был самым сильным соперником, на ваш взгляд?
– Мне очень понравилась директор школы №58 и директор 10-го интерната. Мое видение оказалось правильным. Они заняли 2-е и 3-е места.
– Чем сейчас занимаетесь? Репетиции, конкурс уже позади.
– Подготовкой к Коммунарским сборам (они начнутся 26 марта). В этом году традиционный ажиотаж – около 300 человек принимает участие. В их числе – 80 выпускников.
– А что нового в этом году на Коммунарских сборах?
– Главной темой станет вода. Мы будем говорить о сущности воды, о том, что мы сами состоим из воды, о ее различной структуре… Будут творческие представления отрядов на следующие заданные темы: «Вода как слеза», «Мертвая, живая, святая вода», «Вода как бизнес» (человечество сделало из воды бизнес достаточно давно!), «Вода как путешествие», «Вода как рыбалка» (в широком смысле мы ведь тоже ловцы человеческих душ), «Вода как агрегатное состояние: лед, жидкость и пар», «Вода как очищение» и «Вода как стихия». Как всегда, ожидаются видеопрезентации: в этом году на тему весны, молодости, любви. А также традиционный марш-бросок в горы. Мы через пот (который тоже является водой) будем преодолевать себя и оказывать друг другу поддержку. А в самом начале сборов пойдем в бассейн – 250 человек одновременно!
– Вот это да! И какая программа?
– Я уже договорился с бассейном «Юбилейный» и, как ни странно, они не испугались моей сумасшедшей идеи. Взаимодействие с водой станет отличным началом мероприятий. Будет праздник на воде, конкурсы, соревнования. Создадим позитивный настрой. Для детей это сюрприз! Они о чем-то, конечно, догадываются, но не знают еще, как это все будет!
– Запланированы ли какие-то познавательные встречи в рамках сборов?
– Да. Планирую провести две интересные серьезные встречи с нашими выпускниками. Один из них – физик Стас Загородников, который считает, что все религиозные идеи имеют научное обоснование. Второй – священник из прихода в селе Преображенском Отец Игорь, который расскажет о том, что от наших поступков, наших чувств, мыслей, зависит наш внутренний баланс, душевное состояние.
Кстати, будем поднимать и вопрос об алкоголе, потому что это тоже жидкость, в нем присутствует вода. И обсудим, что эта жидкость делает с человеком и с Россией.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Четыре учреждения Челябинской области победили в III всероссийском конкурсе учреждений допобразования
Четыре учреждения дополнительного образования детей Челябинской области стали победителями III всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования,
Профучилище №116 (с.Октябрьское) выявит лучшего тракториста-механизатора
В Октябрьском районе Челябинской области пройдет традиционный областной конкурс профессионального мастерства учащихся начального профессионального образования по
Минобр РФ объявило конкурс учреждений начального и среднего профессионального образования
25 марта 2009 года в Министерстве образования и науки РФ начался прием заявок на участие в третьем конкурсе учреждений начального и среднего профессионального
Челябинск поздравит «Педагогов третьего тысячелетия»
13 марта в 14:00 часов театральном корпусе Дворца пионеров и школьников им. Н. К. Крупской состоится торжественная церемония подведения итогов городских конкурсов
В Кунашакском районе определили «Самого классного классного»
Конкурс классных руководителей проводится в Челябинской области уже третий год подряд в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». На
Учителя сразятся за звание самого классного классного
5-6 февраля в Челябинске состоится городской конкурс профессионального мастерства классных руководителей общеобразовательных учреждений «Самый классный Классный!»,

Chel-week