ЗаКАДРить учителя
В закладки
Советский лозунг «Кадры решают все» не теряет своей актуальности и сегодня. Особенно если дело касается сферы образования, заманить в которую сегодня молодого сотрудника – редкая удача. Маленькие зарплаты и большая ответственность не привлекают вчерашних выпускников педколледжей и вузов, и родители опасаются, что учить их детей добрым и светлым идеалам вскоре будет некому.
Кажется, сегодня в детских садах не хватает не только мест, но и кадров. Именно сфера дошкольного образования выходит на первое место по дефициту работников.
«За два года мы вернули области 70 детских садов. Даже если в каждом будет работать по пять воспитателей, сами посчитайте, сколько понадобится сотрудников! В этом году только Челябинск открывает дополнительно пять с половиной тысяч мест для дошкольников, и сегодня не хватает воспитателей на 1300 ставок», – говорит министр науки и образования Челябинской области Владимир Садырин.
Чтобы укомплектовать воспитателями вновь вернувшиеся к жизни детские сады, Владимир Витальевич признает, что «нужно повышать заработную плату и делать социальный пакет». Вчерашние выпускники педвузов, возможно, согласятся с вышесказанным, но пока реальная ситуация воодушевления не вызывает. Достаточно вспомнить, что учреждения-победители ежегодного областного конкурса «Детский сад года» получили «большие» гранты в размере 33 тысяч рублей!
Что касается конкретных мероприятий по улучшению ситуации, действия властей следующие: «Мы заложили в бюджете, что в Челябинский государственный педагогический колледж №2 будет принимать каждый год на одну группу больше желающих овладеть профессией педагога. У нас было две группы, потом три, в этом году уже пять. Я думаю, что более-менее по детсадам мы должны выкарабкаться», – уверен министр.
Кстати, по словам Владимира Витальевича, нехватка воспитателей – городская проблема. На селе картина абсолютно другая. Вакансии в детсаду там – престижное рабочее место, за которое «бьются» многие.
«Требования к претендентам у нас более высокие, чем в муниципальных детских садиках, и кадры для нас – насущная проблема. В садике есть совсем маленькие детки в возрасте от полутора лет, поэтому мы тщательно подбираем персонал. Идеальный воспитатель, на мой взгляд, – человек творческий, активный, мобильный. Он должен быть дипломатичным: уметь найти подход и к детям, и к родителям. Иногда к нам приходит человек с богатым опытом работы, но душевности в нем какой-то не хватает. А бывает, человек сразу находит общий язык с детьми, но опыта педагогического недостаточно. И вот надо золотую середину найти, даже не знаю, есть ли такие люди...», – говорит руководитель детского сада «Какаду» Зимфира Терлецкая.
А в школах Челябинска сегодня больше всего не хватает учителей иностранного языка. По словам Садырина, это общероссийская проблема. Выпускнику со знанием английского-немецкого проще устроиться переводчиком в фирму, чем объяснять беспокойным школьникам спряжение глаголов в настоящем времени.
В то же время поставки в школы в рамках нацпроекта «Образование» компьютеров и современной техники позволили привлечь молодежь в классы, считает министр.
В свое время перед муниципалитетами была поставлена задача снизить возрастной ценз преподавателей в сторону молодости. Цифра, к которой следовало стремиться – 16,2%. Именно такое количество педагогов в процентном соотношении должно быть моложе 30 лет. В прошлом году «молодых» в средних учебных заведениях было 13%.
Кстати, больше всего свежеиспеченных педагогов трудится в Магнитогорске и Челябинске. Но заманить молодого учителя в школу – это только полдела. По статистике, еще недавно отток молодежи из учебных заведений после года работы составлял 15%, теперь этот показатель снизился до 5%, говорит министр. В качестве пряника, как всегда, используются материальные стимулы.
«Челябинская область одна из немногих, кто платит 40% надбавок молодым учителям первые три года. А потом мы просим, чтобы они сдали на какую-то категорию, и эти проценты сохраняются», – рассказывает господин Садырин.
Сельские школы стараются привлечь молодых специалистов с высшим образованием через программу губернаторского набора. Правда, она оказалась далека от совершенства: половина южноуральцев, получивших образование по этой программе, отказываются возвращаться в родное село, несмотря на обещание обеспечить их жильем и достойной зарплатой.
Многие родители сегодня вообще не хотят, чтобы их дети учились на педагога. «Знакомая учительница рассказывала, что у нее в одиннадцатом классе есть великолепная девочка. Знаете, бывают такие дети, к которым тянутся другие ребята. Когда пришло время выбирать профессию, родители ей сказали: “Нет, ты не пойдешь учиться на учителя, поступай на экономиста”. Я не знаю, как ее судьба сложится. Но наверяка мы потеряли хорошего педагога, а вот получим ли хорошего экономиста – это еще вопрос», – приводит пример Владимир Садырин.
Пока молодежь раздумывает, связывать ли свою судьбу со школой, статистика подсчитывает, что сегодня 15,5% работающих учителей – пенсионеры. В Челябинской области больше всего учителей пенсионного возраста в Озерске: каждый третий работающий педагог в закрытом городе по законодательству считается пенсионером.
В образовании, как всегда, проблем – непочатый край, и решение их может занять годы. Но в одном Владимир Садырин уверен точно: «На 1 сентября мы будем нормально укомплектованы».
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Кажется, сегодня в детских садах не хватает не только мест, но и кадров. Именно сфера дошкольного образования выходит на первое место по дефициту работников.
«За два года мы вернули области 70 детских садов. Даже если в каждом будет работать по пять воспитателей, сами посчитайте, сколько понадобится сотрудников! В этом году только Челябинск открывает дополнительно пять с половиной тысяч мест для дошкольников, и сегодня не хватает воспитателей на 1300 ставок», – говорит министр науки и образования Челябинской области Владимир Садырин.
Чтобы укомплектовать воспитателями вновь вернувшиеся к жизни детские сады, Владимир Витальевич признает, что «нужно повышать заработную плату и делать социальный пакет». Вчерашние выпускники педвузов, возможно, согласятся с вышесказанным, но пока реальная ситуация воодушевления не вызывает. Достаточно вспомнить, что учреждения-победители ежегодного областного конкурса «Детский сад года» получили «большие» гранты в размере 33 тысяч рублей!
Что касается конкретных мероприятий по улучшению ситуации, действия властей следующие: «Мы заложили в бюджете, что в Челябинский государственный педагогический колледж №2 будет принимать каждый год на одну группу больше желающих овладеть профессией педагога. У нас было две группы, потом три, в этом году уже пять. Я думаю, что более-менее по детсадам мы должны выкарабкаться», – уверен министр.
Кстати, по словам Владимира Витальевича, нехватка воспитателей – городская проблема. На селе картина абсолютно другая. Вакансии в детсаду там – престижное рабочее место, за которое «бьются» многие.
«Требования к претендентам у нас более высокие, чем в муниципальных детских садиках, и кадры для нас – насущная проблема. В садике есть совсем маленькие детки в возрасте от полутора лет, поэтому мы тщательно подбираем персонал. Идеальный воспитатель, на мой взгляд, – человек творческий, активный, мобильный. Он должен быть дипломатичным: уметь найти подход и к детям, и к родителям. Иногда к нам приходит человек с богатым опытом работы, но душевности в нем какой-то не хватает. А бывает, человек сразу находит общий язык с детьми, но опыта педагогического недостаточно. И вот надо золотую середину найти, даже не знаю, есть ли такие люди...», – говорит руководитель детского сада «Какаду» Зимфира Терлецкая.
А в школах Челябинска сегодня больше всего не хватает учителей иностранного языка. По словам Садырина, это общероссийская проблема. Выпускнику со знанием английского-немецкого проще устроиться переводчиком в фирму, чем объяснять беспокойным школьникам спряжение глаголов в настоящем времени.
В то же время поставки в школы в рамках нацпроекта «Образование» компьютеров и современной техники позволили привлечь молодежь в классы, считает министр.
В свое время перед муниципалитетами была поставлена задача снизить возрастной ценз преподавателей в сторону молодости. Цифра, к которой следовало стремиться – 16,2%. Именно такое количество педагогов в процентном соотношении должно быть моложе 30 лет. В прошлом году «молодых» в средних учебных заведениях было 13%.
Кстати, больше всего свежеиспеченных педагогов трудится в Магнитогорске и Челябинске. Но заманить молодого учителя в школу – это только полдела. По статистике, еще недавно отток молодежи из учебных заведений после года работы составлял 15%, теперь этот показатель снизился до 5%, говорит министр. В качестве пряника, как всегда, используются материальные стимулы.
«Челябинская область одна из немногих, кто платит 40% надбавок молодым учителям первые три года. А потом мы просим, чтобы они сдали на какую-то категорию, и эти проценты сохраняются», – рассказывает господин Садырин.
Сельские школы стараются привлечь молодых специалистов с высшим образованием через программу губернаторского набора. Правда, она оказалась далека от совершенства: половина южноуральцев, получивших образование по этой программе, отказываются возвращаться в родное село, несмотря на обещание обеспечить их жильем и достойной зарплатой.
Многие родители сегодня вообще не хотят, чтобы их дети учились на педагога. «Знакомая учительница рассказывала, что у нее в одиннадцатом классе есть великолепная девочка. Знаете, бывают такие дети, к которым тянутся другие ребята. Когда пришло время выбирать профессию, родители ей сказали: “Нет, ты не пойдешь учиться на учителя, поступай на экономиста”. Я не знаю, как ее судьба сложится. Но наверяка мы потеряли хорошего педагога, а вот получим ли хорошего экономиста – это еще вопрос», – приводит пример Владимир Садырин.
Пока молодежь раздумывает, связывать ли свою судьбу со школой, статистика подсчитывает, что сегодня 15,5% работающих учителей – пенсионеры. В Челябинской области больше всего учителей пенсионного возраста в Озерске: каждый третий работающий педагог в закрытом городе по законодательству считается пенсионером.
В образовании, как всегда, проблем – непочатый край, и решение их может занять годы. Но в одном Владимир Садырин уверен точно: «На 1 сентября мы будем нормально укомплектованы».
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
Завтра, 8 сентября, в региональном координационном центре пройдет рабочее совещание в режиме видеоконференции с отчетом глав муниципальных образований «О ходе реализации
В Челябинске ведется строительство последнего детского сада по типовому проекту. Городские власти отдают предпочтение более современным и удобным зданиям. Строительство
Сегодня об этом заявил министр образования и науки Челябинской области Владимир Садырин. Через региональное отделение Фонда социального страхования на оплату путевок
В Челябинской области стартовал первый областной конкурс педагогического мастерства воспитателей детских садов «Педагог года в дошкольном образовании». Посоревноваться в
Произойдет это благодаря отраслевой системе оплаты труда, на которую Челябинская область перейдет не позднее января 2009 года. Как рассказал начальник управления до