Куплю ли я Honda Civic?
Редакционный материал
Инициатива протестировать SEAT Leon принадлежала Алексею Игнатову. Протестировать Honda Civic – мне. Я настроился было поскорее забрать Civic у дилера, чтобы как следует покататься в первый же вечер, как вдруг Алексей заявил: «Да-да, я помню, что хотел проехаться на «леоне». Но, знаешь, Civic мне как-то интереснее. Ты не против, если его заберу я?»
Что поделать, Civic-хетчбэк – это Эсмеральда автомобильного мира. Мечты о ней несбыточны (с таким-то ценником), но ее облик сулит столько волнующих моментов, что ты становишься переменчивым и нетерпеливым. В течение последующих двух дней мы старались понять, кто перед нами – накрашенная распутница или честная девушка?
Оригинально... Удобно ли?
Наверняка вы уже тысячу раз слышали про «космический салон с двухъярусной панелью приборов, точь-в-точь как у звездолета». Я бы заострил внимание на другом: панель приборов Civic необычна, но удобна. Инженеры ушли от традиционной компоновки, но они знали, куда хотят прийти. В отличие, скажем, от создателей Citroen C4, неподвижная ступица руля которого оригинальна, но сделана словно ради красного словца. В Civic же чувствуется целесообразность: цифровой спидометр хорошо читается, верхняя часть обода руля проходит в точности между двумя панелями приборов, не закрывая ни одну из них, а управление климатом позволяет регулировать температуру и направление потоков почти не отвлекаясь от дороги.
Этот Civic работает тестовой машиной полтора года и эксплуатируется нещадно, что отражается на салоне – Алексей нашел пару «дышащих» обшивок, я обратил внимание на исцарапанное декоративное стекло передней панели. Трудно сказать, как сохранился бы автомобиль в заботливых руках, однако впечатление монолита салон Civic не производит. Пересаживаясь в Leon или Skoda Octavia, попадаешь в каменный век, зато их салоны более износостойкие.
Civic отличается хорошей эргономикой. Все шесть протестированных до него гольф-классников раздражали меня центральными консолями, которые протерли дырку на правом колене. В «цивике» же ничего не жмет и не давит, а руль расположен гениально – маленькую баранку можно притянуть поближе и управлять машиной буквально движениями кистей. Этому помогает и невероятная острота руля – от упора до упора он делает лишь два с половиной оборота.
Мнения о вместимости автомобиля разошлись. Многим, кто проехался на задних сиденьях, они показались тесноватыми. Но я не обнаружил ни намека на дефицит пространства. Сиденья утоплены назад, так что перед коленями остается приличный запас места для человека ростом 180 см, да и по остальным направлениям автомобиль «не жмет». Другое дело, субъективные ощущения: из-за низкой крыши, высокой поясной линии чувствуешь себя немного «в бронепоезде».
Алексей обнаружил, что подушки задних сидений можно поднять и разместить поперек салона пару велосипедов. Спинки сидений складываются одним движением руки, образуя ровный пол. Сам багажник удивляет объемом – более 450 литров (правда, под полом – лишь докатка). У Civic-седан багажник поменьше (389 литров), зато имеется полноразмерная запаска. При всей фривольности облика Civic оказался гениальным автомобилем с точки зрения компоновки салона.
Обзорность большинства современных автомобилей ограничена широкими стойками – а как еще показать хорошие результаты в тесте EuroNCAP? У Civic передние стойки еще и завалены, как у минивэна, а обзор назад перекрывает странная перепонка на заднем стекле, имитирующая антикрыло. Возможно, за нее ратовали специалисты по аэродинамике или стилисты, но лучше бы ее не было – салонное зеркало оказывается бесполезным. В крэш-тесте EuroNCAP «цивик» набрал четыре звезды, завоевав попутно очень высокий рейтинг защиты пешеходов.
Робототехника
Я спросил Алексея о первых впечатлениях, и не сомневался, что он будет недоволен коробкой передач... И точно: «Роботизированная коробка... Одним словом, к ней надо привыкнуть. Она переключается долго и грубо, не позволяя найти свой ритм движения. А есть ли вариант с обычной механикой?»
Да, есть. И соглашусь, что шестиступенчатый «робот» Civic работает своеобразно. При интенсивном разгоне автомобиль неожиданно спотыкается, словно ты случайно нажал тормоз, вязкая пауза длится секунды две, после чего, пошурудив механизмами, автомобиль начинает разгон до следующего переключения. Этакий бег с препятствиями.
Но не все так плохо. Для автомобиля с автоматической коробкой передач и 140-сильным мотором Civic удивительно экономичен – при бодрой езде в смешанном цикле средний расход составил всего 7,3 л/100 км. Наверняка стоит сказать спасибо «роботу»: в отличие от гидромеханических коробок, он не имеет гидротрансформатора – пожирателя киловатт, кроме того, на экономичность работает обилие передач. Неудивительно, что двухлитровый Ford Focus с архаичным четырехступенчатым «автоматом» отличается куда большей прожорливостью.
И к «роботу» можно приспособиться. При неспешной езде переключения не так заметны, а для более-менее активного движения лучше использовать ручной режим и небольшую хитрость. Если в момент переключения отпускать педаль газа, смена передач происходит без рывков и значительно шустрее. От Екатеринбурга я доехал, щелкая передачи подрулевыми лепестками, и нашел в этом своеобразное удовольствие. Хотя это немного странно – доплатить 25 тысяч за «автомат», а потом учиться переключать передачи.
Кстати, во время последних тестов Civic разными изданиями, например, «Авторевю», отмечается более плавная работа «робота» – возможно, Honda внесла соответствующие изменения.
Что касается мотора – традиционной гордости «хондовцев» – то в данном случае характер 1,8-литрового агрегата нивелировался наличием автоматической коробки и явным желанием инженеров сделать мотор более гражданским. VTEC-подхвата, которым примечателен, например, 2-литровый Prelude, он не обеспечивает, а крутящий момент выдает примерно равными порциями во всем частотном диапазоне. В его характере нет искрометности, но нет и изъянов.
Моторный отсек неплохо изолирован, что позволяет поддерживать высокие обороты перед обгонами, не страдая от шума. Мощности достаточно, чтобы разогнаться до 200 км/час, а при грамотной работе подрулевыми лепестками Civic радует уверенными ускорениями. Наконец, за активную езду не надо расплачиваться чрезмерным расходом топлива.
Осциллограф
«Рулится как карт, – резюмировал ездовые впечатления Алексей, когда мы остановились на первую дозаправку. – В поворот заходит четко. Если скорость велика, кажется, что вот-вот начнется занос, но Civic держится за траекторию».
Точность руля Civic вызывала сплошные похвалы. В этом смысле он действительно похож на летательный аппарат: на междугородней трассе поворачиваешь руль не сильнее, чем качают штурвал пилоты самолетов. Впрочем, главным достижением инженеров стоит признать отсутствие нервозности при плавных маневрах. Руль не люфтит и на небольшие отклонения реагирует приятным нарастанием усилия, позволяющим делать микроскопические корректировки курса. В нем есть приятная намагниченность, в которой вязнут несущественные импульсы, скажем, дрожание рук водителя. Держа в руках руль Civic, чувствуешь, что держишь в руках всю машину, и в этом смысле он напоминает лучшие творения BMW.
Несмотря на бойцовский настрой показать высокую среднюю скорость на реальной дороге непросто, и сдерживающим фактором является подвеска. Civic противоречив: на гладком ровном асфальте он едет плавно, тщательно отфильтровывая мелочь. Но как только начинаются серьезные выбоины, автомобиль повторяет профиль дороги с добросовестностью осциллографа, нервно вздрагивая всем телом. После теста Civic удалось прокатиться на BMW 320i, также обутого в 17-дюймовые колеса, и он показался мне даже деликатнее. Чтобы сберечь подвеску Civic, иной раз инстинктивно сбрасываешь скорость. На обратном пути из Екатеринбурга за мной пристроился Renault Logan, и то, что удавалось отыграть у него на ровной дороге, я проигрывал на разбитой чересполосице. С другой стороны, Civic едет без малейших кренов и клевков: для «гражданского» автомобиля он очень собран и остр.
«На мой взгляд, некоторая тряскость Civic объясняется выбором шин, – рассуждает Алексей. – На этот автомобиль установлены 17-дюймовые колеса и низкопрофильная резина, что замечательно для активной езды по ровной дороге, но вынуждает осторожничать на плохой. Я бы предпочел 16-дюймовые колеса, которые, судя по табличке, приклепанной к порогу машины, также допустимы для Civic».
У Civic маленький просвет. По довольно-таки ухабистой дороге мы заехали к камышам, обрамляющим небольшое озеро, но потратили в три раза больше времени (и в шесть раз больше сил), чем Алексей на «леоне».
Комплектация тестовой машины показалась несколько противоречивой. С одной стороны, Civic – эмоциональный, имиджевый хетчбэк, сулящий массу удовольствий для автофизкультурников: острый руль, удобная посадка, отсутствие кренов и задержек при маневрах, удачный мотор. Чего еще желать? Естественно, механическую коробку передач вместо вдумчивого «робота».
Тогда может быть Civic-хетчбэк ориентирован на женщин? Могу подтвердить, женщинам Civic, ну о-о-о-о-чень нравится, и не только внешне: на работу «автомата» они и внимания не обращают, зато легкость, с которой Civic набирает скорость, интуитивное рулевое управление, отличные наружные зеркала превращают езду в удовольствие. Но женщинам может не понравиться тряскость подвески и небольшой просвет. Получается, что для мужчин больше подойдет Civic с «механикой», а женщинам да и просто спокойным водителям – автомобиль с более гуманной настройкой ходовой части.
Что мешает гонщику?
Во время «гонок» по импровизированному спецучастку Civic проиграл «леону» в скорости, и Алексей склонен винить в этом всю ту же коробку передач: «Дело не только в том, сколько времени занимают переключения. Даже в ручном режиме автомобиль самовольно меняет передачи, что не позволяет правильно перераспределять массу. На выходе из поворота нажимаешь на газ, ожидая ускорения, но незадолго до этого Civic зачем-то переключился на третью передачу, и ты теряешь секунды».
Очень жаль, потому что настройки подвески и рулевого занимательны. Подлетаешь к повороту, качаешь руль, и автомобиль упрямо и пропорционально следует за ним без малейшей неоднозначности реакций. Если скорость в повороте велика, реактивное усилие возрастает, и это придает уверенности – по крайней мере, имеешь представление, насколько ты самонадеян.
Цепкие тормоза хорошо осаживают автомобиль, а педаль тут явно гоночная – она твердая и короткоходная, что немного мешает в городе (тормозишь рывками), зато помогает при экстренных замедлениях.
Мотор чутко реагирует на педаль газа и при раскрутке до красной зоны в его характере появляется приятная живость – ураганными ускорениями не назовешь, но и заскучать Civic не даст.
«Я бы с удовольствием купил себе Civic, если бы он стоил подешевле, но не для спортивной езды, а для самой обычной эксплуатации, – рассуждает Алексей, – Автомобиль харизматичный, продуманный, удобный, но если говорить о чистой скорости, то его сложно назвать фаворитом, по крайней мере, с такой коробкой передач».
Сколько стоит Civic?
Базовая стоимость хетчбэка Civic 5D начинается от 682 рублей, однако комплектация богата: климат- и круиз-контроль, датчики дождя и света, восемь подушек безопасности, ABS, EBD, система стабилизации, противоугонка, аудиосистема, легкосплавные диски, подогрев сидений. Доплата за роботизированную коробку передач составляет 25 тысяч рублей. Есть еще комплектация Executive с двухзонным климат-контролем, ксеноновыми фарами, парктроником, кожаной отделкой салона, которая стоит 758 тысяч рублей.
Седан Civic 4D отличается не только дизайном, но и другим подходом к формированию комплектаций. Он стоит от 541 тысячи рублей, однако список оборудования более «народный»: кондиционер,четыре подушки, ABS/EBD, система стабилизации, магнитола, электропакет, подогрев сидений. Можно довести комплектацию до уровня пятидверки, но даже при прочих равных седан получается доступнее – скажем, автомобиль с климат-контролем, восемью подушками безопасности, автоматической коробкой и еще рядом опций обойдется в 661 тысячу, то есть дешевле хетча с механикой. Кстати, в отличие от пятидверки, седан комплектуется не роботизированной коробкой передач, а гидромеханическим пятиступенчатым «автоматом».
Двигатель – 1,8 литра, 140 л.с., кроме того, есть 200-сильный двухлитровый мотор для версии Type-R стоимостью от 972 тысяч рублей.
В течение минувшего года английский завод Honda наращивал производство Civic, так что теперь автомобиль можно купить без очереди – Civic есть в наличии в новом автосалоне Honda компании «Лиман-Авто». Гарантия – три года или 100 тысяч километров.
Куплю ли Honda Civic?
Хетчбэк для меня слишком дорог, поэтому я планировал взять на тест седан, однако в последний момент не смог устоять перед искушением попробовать эпатажный хетч.
Что касается «цивиков» вообще, то я был очарован ими еще при первом знакомстве полтора года назад, и сейчас мои впечатления только окрепли – если вы ищете необычный автомобиль, которому его необычность не мешает быть удобным, альтернатив «цивику» почти нет. Civic ведет непрерывный диалог с твоей нервной системой, возбуждая то одни, то другие рецепторы, но даже если абстрагироваться от его нонконформизма и перейти на язык маркетологических отчетов, он является продуктом со сбалансированным набором потребительских качеств. Эсмеральда оказалась не такой уж ветреной, и ей – о боже! – не чужды семейные радости.
Накрашенная распутница или честная девушка? Вернее всего, честная распутница.
Короче говоря, я совсем не исключаю покупку Civic-седан. Может быть, он выглядит более обыденным, чем пятидверка, зато меньше подвержен моральному устареванию.
Автомобили, протестированные в рамках рубрики «Куплю ли я...»
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости