«Демон» едва не рассыпался мелким бесом
В закладки
Алексей Степанюк после успешной премьеры
«Очарованного странника» Родиона Щедрина
в Мариинском театре
Раньше «во всем был виноват Чубайс». Теперь – журналисты. Высматривают, вынюхивают и раздувают... Виноваты, да. Профессия у нас такая неказистая. Буквально вчера скандал в оперном «раздули». Но, честное слово, сюжет придумали люди других профессий.
Помните, герой Владимира Басова в фильме «Я шагаю по Москве» спрашивал: «Это вам не сюжет?! Сюжет!!!» Вот и в нашем оперном театре сюжет. Пригласили на постановку талантливого столичного режиссера. Заказали талантливому художнику эскизы декораций. Костюмы – тоже не ниже уровнем. Короче говоря, затраты миллионные. А потом, только-только работа началась, режиссеру сказали «вон»...
Речь идет о постановке «Демона» Антона Григорьевича Рубинштейна. Замыслили премьеру почти сразу после успеха оперы «Пиковая Дама» на фестивале национальной театральной премии «Золотая Маска». Спектакль был поставлен заслуженным деятелем искусств России Алексеем Степанюком. На роль Германа он пригласил молодого солиста Мариинского театра Максима Аксенова, который и получил «Золотую Маску». А спектакль в целом – заслуженную похвалу лучших критиков страны. Имя Челябинского оперного театра зазвучало по-новому. Вот тогда Алексею Степанюку и предложили поставить в Челябинске «Демона», «Орфея и Эвридику», «Мадам Баттерфляй». Думаю, театралы города такой премьерной афишей остались бы довольны.
Премьеру «Демона» назначили на 3 октября. То есть до нее, если верить планам, осталось меньше месяца. Алексей Степанюк приступил к репетициям...
По этому поводу я и позвонила режиссеру, чтобы договориться об интервью. Опера «Демон» очень сложна. К тому же в столице не так давно две попытки других режиссеров ее поставить закончились неуспехом у зрителей. А у Степанюка, уверена, это был бы успех. Хотелось также побывать на его репетициях. Однажды я сделала для себя открытие, что бывать на репетициях этого режиссера – удовольствие ничуть не меньшее, чем на его спектаклях. Редко встретишь столь артистичного постановщика с блистательной эрудицией и умением вытаскивать из актера даже такое, о чем и сам-то актер до этого момента не подозревал. Недаром Алексей Олегович – профессор Петербургской консерватории. Еще Степанюка называют мастером массовых сцен, а это тонкая, детальная работа с хором. Думаю, не стоит говорить о спектаклях, поставленных Алексеем Олеговичем в Мариинке, Новосибирском оперном, других театрах России. Кто любопытствует, достаточно ввести имя Степанюка в поисковики, и вы получите обойму хорошей критики на его работы, как российской, так и западной. Все последние спектакли – несомненная удача.
И что же я узнаю? Алексей Олегович дома, в Питере. Работа над оперой Антона Рубинштейна в Челябинске прекратилась. Вот уж поистине «... дух великий упал в пустыню с высоты».
«Поверьте, я не погорячился, – ответил на мои предположения режиссер. – Я был оскорблен, потому и уехал. Пожалуй, впервые в моей жизни со мной говорили в такой грубой форме. Художественный руководитель театра Денис Александрович Северинов предложил мне «убраться вон». Если тебе говорят «вон» – надо уходить. Конечно, я переживаю. Не хочу предстать образцово-показательным человеком, отдаю себе отчет в том, что я не идеал, что со мной бывает очень трудно. Но я не могу позволить так с собой обращаться, потому что смею называть себя профессионалом».
Не имея ни малейшего желания «раздувать» услышанное, я обратилась за комментариями к Денису Александровичу Северинову. И услышала очень спокойное рассуждение художественного руководителя Челябинского оперного театра, что ничего страшного не произошло,что 3 октября все состоится. Только это будет не авторский спектакль Алексея Степанюка, а предпремьерный показ.
Честно говоря, ответ меня озадачил. Вот как описал это новое для челябинского зрителя явление худрук театра: «Мы покажем зрителю все, что уже готово: костюмы, декорации, музыкальную часть. Хор и артисты выйдут на сцену. Мы покажем все, но без режиссерской работы. Это будет больше похоже на концертное исполнение. Артисты на сцене, естественно, будут во взаимодействии»...
Я искренне сочувствую Денису Александровичу, потому что из этого объяснения поняла, что он и сам плохо представляет, что же это будет. Прогон спектакля – ясно. Сдача премьеры – и об этом театралы имеют представление. Вот эту сдачу и называют иногда в театральных кругах предпремьерным показом. Кстати, «гурманам» очень нравится посмотреть сначала предпремьеру, а потом саму премьеру. Согласна, смысл в этом есть. Что такое опера в концертном исполнении, думаю, тоже многие представляют. Но это режиссерская (!) работа. Это тоже спектакль. И отсутствует в нем, как правило, не режиссура, а самая затратная часть полновесного оперного спектакля – декорации и костюмы. Нам же обещают все наоборот.
Разговор происходил в кабинете министра культуры Владимира Макарова, и Владимир Николаевич задал резонный вопрос Денису Александровичу: «А вы разрешение на это у Алексея Степанюка спросили? Это же авторская работа».
Ответ последовал незамедлительно: никакой авторской работы нет, Степанюк приехал совершенно не готовым к репетициям. «Он положил мне на стол свои почеркушки», – так сказал художественный руководитель. Мне стало несколько не по себе. Накануне вечером Алексей Олегович более получаса говорил о спектакле. Может, у меня воображение богатое, но я увидела готовые сцены.
Следующим доводом художественного руководителя театра не в пользу Алексея Олеговича было: «Актеры Челябинского оперного театра не хотят работать с режиссером Степанюком». Пришлось звонить артистам, хотя не было у меня желания навлекать на них гнев руководителя. «У меня огромное желание работать с Алексеем Олеговичем, – сказал солист театра Сергей Гордеев и, когда я предложила не упоминать его имени в комментарии, Сергей как будто даже обиделся. – Я не боюсь поставить под таким высказыванием свою фамилию. С таким режиссером как Степанюк артисту работать одно удовольствие. Да, наверное, у него есть недоброжелатели. Но это те, кто не хочет работать. Этот режиссер многого требует от актеров. Но те, кто готовы это делать, у кого нет нездоровых амбиций, питают к Алексею Степанюку только благодарность. С такими режиссерами актер непременно растет в мастерстве. Мы за один день сложнейшей работы сделали пролог к «Демону». После такого труда испытываешь огромное счастье. А сейчас у меня настроение просто отвратительное. И я не хотел бы выходить на сцену в том проекте, который называют предпремьерным показом».
Слава богу, что никому этого делать не придется. После выхода в свет материалов моих коллег Алексею Степанюку позвонил заместитель губернатора Андрей Косилов и попросил продолжить работу над «Демоном». Звонил режиссеру и министр культуры Владимир Макаров. Правда, Владимир Николаевич в своих комментариях вины с самого режиссера в этом скандале не снимает. Но ведь и режиссер говорит то же самое.
Мне хочется на эту ситуацию взглянуть вот с какой позиции: чего хочет администрация театра? Успешной премьеры? Или собственного комфорта? Бывали в нашем театре и другие приглашенные постановщики. Спокойные, послушные, исполнительные – беспроблемные, короче говоря. Что мы видели в сухом остатке? Фанерные гробы декораций на сцене, «вмонтированный» в них неподвижный хор, солисты – будто скульптуры в Летнем саду. Когда я спросила того режиссера, а где же действо, собственно, он мне ответил: «Ну, вы же знаете возможности вашей труппы. Я расставил всех так, чтобы звук был хорошим». И вот за такой «примерный показ» он получил, думаю, не меньший гонорар, чем Алексей Степанюк.
Мне думается, администратор, собравший деньги на постановку спектакля собственным потом и кровью, никогда так ими не распорядится. О чем он будет думать? О престиже и прибыли. А с бюджетными деньгами почему-то начинают заботиться исключительно о своем комфорте. Пусть это выглядит меркантильно, но мне жалко денежек налогоплательщиков (в том числе и своих), выброшенных на постановку, которая проживет сезон. Спектакли Степанюка в нашем театре идут десятилетиями, еще с тех времен, когда он был нашим режиссером, не столичным.
Что в итоге? Хочется надеяться, что художественный вкус и простая расчетливость заместителя губернатора Челябинской области победят. Пока не известна точная дата, когда работа над оперой «Демон» продолжится. «Это теперь не только от меня зависит, – сказал режиссер. – У меня есть обязательства перед Мариинским театром. Как только закончу здесь работу, прилечу в Челябинск. С главным дирижером Антоном Гришаниным мы говорили о середине октября». «Часто ли случаются такие конфликты в театрах, – спросила я Алексея Олеговича. – И в чем, на ваш взгляд, причина?» – «Раньше такого и представить было нельзя, чтобы театр, потратив огромные бюджетные средства на постановку, вдруг отказался от приглашенного режиссера. Сейчас это явление довольно частое. Мне кажется, причина таких вещей – в отсутствии в театрах худсоветов. Все теперь зависит от личности руководителя». Смею добавить: от того, что выбирает эта личность – личный комфорт или творчество со всем его сложным закулисьем.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
Из-за пожара в оперном театре вчера пришлось отменить балет «Эль Мундо де Гойя». Как сообщил директор театра Денис Северинов, вода попала на осветительное оборудование,
В Челябинском театре оперы и балета продолжается забастовка ведущих артистов оперы. Напомним, несколько дней назад четыре солиста - Сергей Гордеев, Федор Атаскевич,
В Челябинске отложена премьера спектакля "Золотой век Русского Императорского искусства", намеченная на 13 и 14 декабря...
Так считают солисты челябинской оперы и не хотят молчать. Федор Атаскевич и Сергей Гордеев возмущены последними событиями в театре и недоумевают, почему после череды
В Челябинском театре оперы и балета очередная кадровая рокировка. Как сообщает газета «Челябинский рабочий», главный дирижер Антон Гришанин станет художественным