Новый регламент ГИБДД – революция или формальность?
В закладки
МВД
России разработало новый административный
регламент,
которым с сентября 2009 года обязаны
руководствоваться
все сотрудники ДПС. Полный текст
опубликован в «Российской газете». Пресс-служба
ГИБДД МВД России
пояснила, что регламент составлялся с
учетом пожеланий и критики заинтересованных
сторон, в том числе представителей
общественности.
Но,
насколько мы можем судить, никаких
радикальных изменений в отношениях
автомобилистов с инспекторами он не
сулит. Возможно, в ходе обсуждения
комиссия и выдвигала какие-то интересные
предложения, но до конечной редакции
они не дожили, и большая часть изменений
– это, скорее, переформулировка известных
положений, чем принципиально новый
подход.
Наиболее
яркое нововведение – возможность
отстранять от управления транспортным
средством нетрезвого водителя с
«иммунитетом», в частности, депутата.
В
регламенте появилось определение
осмотра (визуального обследования
автомобиля без понятных) и досмотра,
который проводится при понятых и с
составлением протокола. Ряд изменений
носит косметический характер, например,
сотрудникам разрешили не отдавать
водителю честь.
Свобода
слова
Многие
формулировки административного
регламента по-прежнему допускают
определенную свободу толкования.
Например, на каком основании инспектор
ДПС может остановить автомобиль вне
стационарного поста? В регламенте
перечислены 9 причин (нарушение ПДД,
привлечение водителя в качестве понятого
и т.д.), и один из пунктов звучит скользко:
«... при наличии оснований
полагать, что оно [транспортное
средство] находится в розыске». Таким
образом, инспекторы смогут останавливать
машину, по сути, беспричинно,ссылаясь
на угоняемость марки.
Интересен
пункт про «засады». Регламент разрешает
контролировать движение с применением
технических средств (видеокамер,
радаров), используя естественные и
искусственные укрытия. В то же время
сами ДПС-ники должны быть на патрульном
автомобиле с соответствующей раскраской
и «люстрой» на крыше, причем маскировать
автомобиль запрещается. Но установить
камеру с радаром в кустах в 100 метрах от
места стоянки, видимо, можно.
Пункт
про пресловутые взятки сформулирован
трогательно: «Если в документ при
передаче его сотруднику вложены деньги
и другие ценные бумаги, необходимо
вернуть документ гражданину и предложить
владельцу передать документ без денег
и ценных бумаг».
Пробка?
Какая пробка?
Инспекторов
ГИБДД критикуют за равнодушие к пробкам
и прочим дорожным проблемам, не связанным
с нарушениями правил. Регламент
оговаривает, что в случае выявления
затруднений движению, предзаторовых
или заторовых ситуаций сотрудник ДПС
должен принять меры к устранению помехи
или регулированию транспортных потоков.
Однако формулировка скорее рекомендательная,
чем обязательная, к тому же четкого
определения предзаторовых ситуаций в
регламенте нет.
Если
же инспектор выявил недостатки в
организации дорожного движения (невидимый
или устаревший знак, стершаяся разметка),
он обязан принять меры к устранению
недостатков или сообщить в дежурную
часть, но с неприятной оговоркой: если
изъян создает угрозу безопасности
дорожного движения. На наш взгляд,
правильнее обязать инспекторов проверять
дорожную инфраструктуру на соответствие
нормативным документам (ГОСТам, СНиПам),
чтобы дороги были «законны» всегда.
Ведь оценка опасности субъективна:
одному инспектору кажется, что киоск
перед пешеходным переходом создает
угрозу безопасности, а Михалыч с высоты
своего тридцателетнего опыта заявляет,
что киоск тут стоял всегда. Другое дело
– нормативные документы, где четко
оговорены требования к видимости
переходов, проверить выполнение которых
можно с помощью простой рулетки.
Поймай
и покарай
В
регламенте есть пункты, разрешающие
обоим сторонам проводить видео- и
аудиозапись, кроме случаев, запрещенных
законодательством.
Напоминаем
также, что освидетельствование на
состояние алкогольного опьянения
инспекторы могут проводить с помощью
портативных алкотестеров в присутствии
двух понятных. Допустимое содержание
алкоголя в выдыхаемом воздухе – 0,15
миллиграмма на литр. Водитель может
отказаться от проверки алкотестером
или не согласиться с заключением; тогда
его направляют на медицинское
освидетельствование, отказ от которого
грозит лишением прав. Однако сотрудник
ГИБДД может отправить человека на
медосвидетельствование, даже если
алкотестер показал «нули», при наличии
подозрений, что водитель все-таки опьянен
(например, наркотиками).
«Проблема
не в самом регламенте, а в его соблюдении,
вернее, несоблюдении, – считает
председатель челябинского
отделения МООА «Свобода Выбора»,
автоюрист Алексей Бруй.
– Закон
был и раньше, но проблема в том, что
множество сотрудников ДПС закрывают
на него глаза. То же самое делают и их
начальники, и судьи. Последний пример:
мировой судья Металлургического района
рассматривает дело о лишении водительских
прав за управление автомобилем в
состоянии алкогольного опьянения. И в
прежнем, и в новом Административном
регламенте прописано, что освидетельствование
должно проводиться в присутствии двух
понятых. Однако в нашем случае не было
ни одного. Но судья не приняла этот факт
во внимание, решила, что господа гаишники
не могут врать. В итоге водитель лишен
водительских прав. Сейчас мы обжалуем
это решение».
Так
что, с точки зрения водителя, новый
регламент, по большому счету, не меняет
ничего. Разочаровывает, что основной
функцией сотрудников ГИБДД по-прежнему
остается выявление нарушений (а не
предупреждение) и наказание за их
совершение. Обеспечение безопасности
в широком смысле слова если и вменяется
сотрудникам ДПС в обязанности, то в
ненавязчивой форме, которая не облекает
их полной ответственностью за происходящее
на дороге. Может быть, пора поменять
угловатую аббревиатуру ГИБДД на
что-нибудь более мягкое: ГИВН –
Государственная Инспекция по Выявлению
Нарушителей?
Если
вы нашли принципиальные отличия нового
регламента от действующего, не указанные
в статье, будем благодарны за ваши
уточнения в отзывах
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
С 1 сентября в силу вступает пресловутый Административный регламент. Сотрудники ГИБДД уже неоднократно рассказывали о нем, организуя специальные пресс-конференции. Все
С 1 сентября в силу вступает административный регламент, прописывающий взаимоотношения инспекторов ДПС и водителей. ГИБДД Челябинской области собрала пресс-конференцию,
В ближайшее время в правительство России будет внесен новый технический регламент, одним из следствий которого станет запрет на ввоз в Россию автомобилей с правым рулем,
Мы живем в век тотальной бюрократии, и даже повсеместное распространение компьютерных сетей не в состоянии излечить эту опухоль: через день мы вынуждены возить куда-то
Начальник ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов предлагает вновь возложить на водителей плату за эвакуацию автомобилей с улиц, которая с 1 июля 2008 года производится за счет