Зимфира Терлецкая, руководитель детского сада «Какаду»: «Мой вопрос:
В закладки
Появление в Челябинске частного детского сада «Какаду» вызвало большой резонанс среди родителей, ведь аналогов подобного дошкольного заведения в образовательной системе нашей области еще не было. Крытый бассейн с песчаными фильтрами, оборудованная видеокамерами территория, индивидуальный внутренний дизайн в помещении каждой группы и самые современные игрушки характеризуют «Какаду» внешне. Сердце садика составляет его персонал. Зимфира Терлецкая должность руководителя детского сада «Какаду» и руководителя детского центра занимает не так давно, но четко знает, каким должен стать садик в ближайшем будущем.
Самое приятное в работе – благодарность родителей
Наш разговор проходил в только что отремонтированном кабинете. Постепенно к запаху свежего дерева примешался аромат творожной запеканки, которой собирались кормить воспитанников на обед. Наверное, такой и должна быть территория детства: по-домашнему уютной и красивой.
Моя собеседница проработала в образовании 12 лет. В свое время закончила челябинское педагогическое училище №3, получила специальность «воспитатель дошкольной группы» и параллельно выучилась на музыкального руководителя.
– Зимфира, почему вы выбрали эту профессию, ведь с детьми работать очень тяжело?
– Очень тяжело? Вы знаете, может, и не тяжело. Дети – самая благодарная публика, которая может быть. Скорее всего, при выборе профессии сыграла роль семейная династия педагогов. У меня бабушка проработала несколько лет в школе, мама всю жизнь отдала детском саду, а в последние годы, имея солидный опыт работы в образовательных учреждениях, работала уже в городском отделе образования города Коркино. Поэтому над будущей профессией я долго не раздумывала. Правда, сначала я поступала в Челябинский государственный педагогический институт, но не прошла по конкурсу, не хватило одного балла. Чтобы не терять времени, пошла учиться в педагогическое училище. По его окончании работала в детских садах музыкальным руководителем, воспитателем… Потом пришло время, я почувствовала, что надо двигаться вперед, что нужно высшее образование. Так как мне всегда была интересна психология, я подала документы в ЧГПУ, на отделение психологии. Вторая попытка оказалось более успешной, и я стала студенткой на бюджетном отделении. Правда, и по вновь полученной специальности я проработала немного, где-то около двух лет. Потом городской отдел образования и ходатайство коллектива сыграло свою роль в том, что я стала заведующей логопедическим детским садом №11 в Коркино.
– Что самое сложное в работе заведующей детским садом?
– Знаете, бытует мнение, что руководителю вечно приходится решать спорные ситуации и тупиковые проблемы, но я считаю, что если правильно выстроены взаимоотношения, с человеком всегда обо всем можно договориться. И судьба нас по-своему направляет, не зря в свое время мой выбор пал именно на отделение психологии в институте, где как раз большой упор делался на построение взаимоотношений между людьми. Проблем в общении с родителями, детьми или коллективом у меня никогда не возникало, больше всего времени занимало решение банальных хозяйственных вопросов: обеспечение, оснащение, создание материально-технической базы… Спустя четыре года работы на посту заведующей я рассталась с детским садиком. Это было связано со сменой жительства, тяжело было ездить каждое утро из Челябинска в Коркино.
– А с чем связаны самые приятные моменты работы на новом месте?
– Вообще, при работе в любом детском саду самое приятное, когда приходят родители и в адрес образовательного учреждения звучат слова благодарности, что смогли найти индивидуальный подход к ребенку, а это ведь самое важное! Мне тем и нравится работа в частном детском саду, что деток в группе не очень много: каждому ребенку уделяется внимание как вне занятий, в свободное время, так и во время занятий.
– Впервые общаясь с родителями, вы много можете сказать об их ребенке?
– Вы знаете, детки вообще интересные. Как вот можно определить, хороший ребенок или плохой? Во-первых, когда ребенок приходит в детский сад впервые (а до этого он сидел дома с мамой или няней), здесь социум, здесь большое окружение, надо привыкнуть. Все они ведут себя по-разному. Кто-то сразу окунается в эту атмосферу, забывая о маме, начинает играть, двигаться по группе, а есть дети замкнутые. И воспитатель должен уметь с первых минут, как только родители зашли в детский сад, понять, насколько человеку здесь комфортно или дискомфортно.
– С кем сложнее установить контакт – с родителями или детьми?
– С родителем, потому что у многих за плечами большой жизненный опыт, острожное отношение к детским садам, и им надо решиться и доверить нам своего ребенка. Вы ведь знаете, что сейчас очень много негативной информации идет о дошкольных образовательных учреждениях, конечно, есть некая настороженность. Но если руководитель знает, чем дышит его детский сад, что здесь каждый день происходит, и умеет правильно донести до человека информацию, все будет в порядке.
– Меня всегда удивляет, когда ребенка спрашивают: кого ты больше любишь – папу или маму?..
– Вы знаете, для ребенка важно быть в семье понятым и любимым. А мама это или папа – если это родной человек, и если ребенок чувствует заботу от двух родителей, – то тут не существует выбора: люблю больше маму или папу. В наше время, быть может, в силу занятости, женщина находится с ребенком чаще и больше, чем мужчина, но на чувствах ребенка к главе семьи это кардинальным образом не сказывается.
«Душу человека можно в глазах разглядеть»
– Вы как руководитель курируете общие вопросы, связанные с развитием детского сада или выполняете еще какие-то функции?
– Говоря о роли детского сада в жизни ребенка, мы привыкли ставить в основу воспитание, образование. А вот знаете, иной раз человек приходит устраиваться к нам на работу, рассказывает, какие программы он знает, какие образовательные учреждения он закончил, старается это все красиво преподнести в резюме, а мой вопрос в лоб: «А вы вообще любите детей? Вы готовы растворяться в них?» ставит людей в тупик. Они ожидают от меня больше вопросов организационных, методических, а я вот про любовь, про ласку, про внимание. Мне важно как руководителю создать такую атмосферу между людьми, чтобы вновь приходящим деткам было уютно, чтобы утром у них было желание бежать в детский сад к своему воспитателю, к своим игрушкам, а вечером – идти домой с удовольствием, потому что там мама и папа.
– Мне кажется, неискренний ответ на вопрос о любви к детям сразу очевиден…
– Да, душу человека можно в глазах разглядеть. Вот знаете, бывают теплые или холодные глаза. Приходит, например, трудоустраиваться человек, который четко знает, что от него требуется определенный набор качеств, что он должен исполнять вот это и вот это. И он может это делать. Казалось бы, что еще нужно? А этого недостаточно. И я возьму на работу того претендента, у которого глаза светятся… У человека, который действительно педагог от Бога, в глазах можно все прочитать, увидеть желание дать детям все по возможности. К счастью, мне с людьми по жизни везет. Я не помню ни одного случая, чтобы коллектив меня подвел и не справился с поставленными целями. По работе мне не приходилось разочаровываться в людях. Я всегда с благодарностью вспоминаю тех, с кем мне приходилось сотрудничать.
Про систему запретов и отказов
– Зимфира, на какие исторические личности в педагогике вы равняетесь?
– Мне очень нравится опыт работы грузинского педагога Шалвы Амонашвили. Правда, там больше упор шел на школьное детство, но вот этот гуманизм, человеколюбие, альтруизм поражает. Педагог не может быть злым, жестким, агрессором по отношению к детям. В системе у Амонашвили вообще все было выстроено на любви. Еще нравится японская методика воспитания детей. Ее смысл точно передает вот эта пословица: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, а с пятнадцати – твой друг и соратник. То есть раннее детство в японской методике построено на вседозволенности, ребенок должен все попробовать, он восполняет внутренний мир путем проб и ошибок, тактильных ощущений. Ведь невозможно малыша научить чему-то хорошему, если нет сравнения «хорошее – плохое». Как узнать, что сахар сладкий, если ты его не попробуешь? Как понять, что грязь мажет, если в ней не испачкаться? Все идет только через опыт. И такие методики мне кажутся правильными, потому что на одной теории далеко не уедешь.
– Насколько в российской действительности приемлем такой опыт?
– Не могу сказать, в каких местных детсадах такие методики внедряются, понимаете, у нас вообще менталитет другой. Ошибка многих родителей и педагогов в том, что они стараются «вдавить» ребенка в систему запретов и отказов. То есть мы детям вседозволенности не даем.
Мне не очень нравится, когда детей в младшем возрасте заставляют выполнять одни и те же действия, все делать организованно, я бы сказала «толпой». Я люблю, когда признается индивидуальность каждого ребенка, и от педагога не идут общие фразы типа: «так, все вместе одеваем штанишки» или «а теперь все вместе в руки берем карандаш»… В таких случаях стираются грани индивидуальности, уникальности, все получается массово.
В моем детстве, например, детей часто равняли под одну линейку, не давали выделяться. А потом в подростковом возрасте вылезает вот это «задавленное» и ребенок бросает вызов обществу, ему хочется быть ярким, индивидуальным. У кого-то это выливается к приобщению к дурным привычкам, у кого-то – в молодежную субкультуру, у кого-то – в выбор одежды, прически и макияжа. А когда ребенка не сравнивают ни с кем, повторяют, что он уникален – вырастает творческий, думающий, целеустремленный человек, обладающий набором лидерских качеств.
Педагоги не стареют душой
– Бывают трудные дети, с которыми тяжело работать?
– Дело-то не в детях, а в той среде или в тех взрослых, с которыми они находились. Ребенок – чистый лист, что в него заложит социум, то и будет. Конечно, мы все рождаемся с двумя руками, двумя ногами, одной головой, но все вырастают разными людьми! А воспитаны мы тем или иным образом потому, что в свое время рядом находился кто-то из взрослых. Сначала домашнее окружение, потом мы пошли в детский сад, потом была школа, и каждый что-то в ребенка закладывал. А вот что закладывал – это потом и проявляется.
– За двенадцать лет работы в сфере образования сами дети как-то изменились?
– Да, сегодня дети стали информационно «подкованы». В течение дня они получают очень много информации. Хорошо, если взрослые помогают во всем этом разобраться, и хуже, если все пущено на самотек. Детки стали очень интересными в рассуждениях, экстраординарными, мобильными.
Вот, например, пятилетняя девочка Лиза собралась пойти в гости к девочке-соседке поиграть. И понимает, что если заиграется, то за ней мама или папа придут. Она собирается, забирает мамины тапки под мышку, берет в другие руки игрушку. Ее спрашивают: «Лиза, ты зачем тапочки-то мамины взяла?» Она объясняет: «Я же знаю, что она за мной придет, а без тапочек куда ж она пойдет?»
Словом, бывает, дети такое выдадут – и думаешь, я бы в таком возрасте просто не догадалась. Рассуждения-то у них взрослые, я не перестаю удивляться. Недаром говорят: педагоги душой не стареют никогда, потому что каждый поток детей дает силы, много нового, интересного, с ними каждый год растешь, и в то же время продолжаешь жить в мире детства.
– Что вам не нравилось, когда вы ходили в детсад?
– В садике я кашу не любила есть. Но сейчас, с таким разнообразием системы питания, детишек можно побаловать. А самое главное – ребенка нужно баловать вниманием, ни одна игрушка, будь она яркая, красивая, скачет она или жужжит, не заменит никогда человеческого внимания. Стоит ребенку не в настроении прийти в детский сад, ведь всякое случается в доме, если воспитатель его и обнимет, и погладит по головке, и спросит как дела, и поможет раздеться – ребенок оттаивает душой. Главное, воспитателю надо почувствовать, с каким настроением сегодня пришел ребенок. Умение чувствовать ребенка психологически должно быть заложено при работе с детьми. В своей жизни я встречала много людей, которые, не имея образования, на самом деле растворялись в детках и по максимуму давали им свое тепло, любовь, энергию, заботу. А бывает, что люди имеют по два-три диплома, но я бы их и близко не подпустила к работе с детьми.
– Почему все же одни люди великолепно ладят с детьми, а у других не получается найти общий язык с малышом?
– Вы знаете, это энергетика. Ведь у человека бывает такая харизма, что к нему тянутся люди, он интересен, вот что-то есть в нем такое. Иногда смотришь – и внешне привлекательный человек, и умные вещи говорит, а души не видно, где-то она спряталась, и поле энергетическое не притягивает. А иной человек «светится» изнутри, и к нему тянутся и дети, и взрослые.
– Воспитатель – это больше педагог или нянька?
– Человек. Человек с большой буквы. Тут все относительно. Когда ребенок совсем маленький – приходится быть нянькой, а когда он уже подрастает, то воспитатель выступает в роли педагога, ведь нужно определенные знания заложить.
В обычных детсадах все делается по возможности, а в частных – исходя из интересов
– Зимфира, есть вещи, которые вам бы хотелось здесь изменить?
– Даже скорее не изменить, потому что мы открыты совсем недавно, мы еще только начали жить и дышать… Мне просто хочется видеть свой коллектив большим, сплоченным, дружным, действительно хочется радовать родителей. У меня перед глазами возникают каждый день картинки, каким должен быть мой детский сад. Мы, как педагоги, сделаем все возможное со своей стороны для деток, чтобы садик «Какаду» был лучшим.
– Кстати, почему такое название «Какаду»?
– У нас яркий, красочный садик, а попугай всегда связан со сказкой. Если вспомнить по мультфильмам, попугай – личность неординарная, он и говорит, и танцует, он любопытный, даже в мультики он вносит какую-то живость, интересные рассуждения, вот вспомните «33 попугая». И эта яркость, необычность, харизматичность и должны быть брендом детского сада.
– Откровенно говоря, чем частные детские сады лучше муниципальных?
– Они лучше в плане оснащения, в плане того, что мы самостоятельно можем решать свои финансово-экономические вопросы. Когда я еще училась в училище, мечтала иметь свой детский сад, чтобы я была там хозяйкой и четко знала, что в группах у моих деток все самое лучшее. В муниципальных детских садах, насколько я помню, выделяются средства, на которые закупаются необходимые вещи. То есть там все делается по возможности, а в частном детском саду – исходя из интересов.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный руководитель детсада?
– Он должен быть открытым, доступным, профессионалом в своем деле и любящим детей, конечно. Надо не бояться нового, руководитель должен уметь выходить за рамки своих возможностей и видеть перспективу в любом начинании. Я по характеру экспериментатор, мне не хочется, чтобы «Какаду» был обыкновенным муниципальным детским садом, не хочется быть просто частным детским садом, это ни о чем не говорит. А хочется быть таким детским садом, чтобы можно было внедрять новшества, что-то необычное. Пусть даже нигде этого не будет, а в «Какаду» есть.
– Кстати, о новшествах. Образовательный рынок сегодня настолько динамичен, что без самообразования, повышения своего профессионального уровня не обойтись. Как вы решаете этот вопрос?
– Педагоги, конечно, обмениваются опытом между собой. Плюс посещение общегородских и областных мероприятий, где предлагаются новые методики, методическая литература. А мы с учетом пожеланий родителей будем выстраивать нашу систему так, чтобы у нас все направления работали, а детки ходили на них с удовольствием. Известно, что выбирает родитель, но ходить-то в детский сад ребенку, и нам надо заинтересовать его, ребенка, так, чтобы он с удовольствием посещал бассейн, окреп физически, развивался эстетически и рос духовно. Что касается современных методик, мне нравится, когда большое внимание уделяется физическому развитию. Потому что интеллектуально детей готовим, хотим, чтобы ребенок все у нас умел в школе, а в плане здоровья часто забываем позаботиться о детках.
– Планы на будущее?
– Была такая ситуация в жизни, когда я эмоционально «сгорела», поняла, что потухаю и не хватает какого-то рывка. От знакомых узнала о тренинге личностного роста. После него окончательно поняла, что это – «мое»: тренинги, люди, отношения. Написала детскую программу «Я и мой мир вокруг меня», защитила ее и начала набирать группы. Один тренинг я добровольно провела в детском доме №5 Челябинска, и деткам это позволило быть открытыми, выйти за свои пределы. Сами знаете, что в детском доме дети в чем-то ущемлены, на тренинге мы поработали над самооценкой, научили взаимодействовать с социумом, выстраивать отношения с другими людьми.
По возможности мне бы хотелось и здесь организовать мини-тренинги для деток и для родителей. Детям часто не хватает чувства уверенности и защищенности. Какой ерундой нам порой кажутся детские проблемы! Например, девочка жалуется, что ее дергают за косички. Мама и папа обычно в ответ говорят: «Мне бы твои проблемы!». А для ребенка вопрос остается открытым. Родители бывают не подкованы в плане воспитания, приходят и говорят:«Мой ребенок иногда так себя ведет, что я теряюсь». Так вот, тренинги нужны, чтобы мы могли сесть и обыграть такие ситуации, чтобы родители немного побыли детьми, вспомнили себя, поняли, что надо смотреть на ребенка не сверху вниз, а это должен быть уровень сотрудничества и партнерства.
Мое видение дальнейшего развития детского сада такое: создать команду из сотрудников, поднять детский сад на новый информационно-образовательный уровень, чтобы у меня были самые классные специалисты. Хочется охватить все и вся, чтобы детский сад «Какаду» был действительно брендом в городе и за его пределами.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Самое приятное в работе – благодарность родителей
Наш разговор проходил в только что отремонтированном кабинете. Постепенно к запаху свежего дерева примешался аромат творожной запеканки, которой собирались кормить воспитанников на обед. Наверное, такой и должна быть территория детства: по-домашнему уютной и красивой.
Моя собеседница проработала в образовании 12 лет. В свое время закончила челябинское педагогическое училище №3, получила специальность «воспитатель дошкольной группы» и параллельно выучилась на музыкального руководителя.
– Зимфира, почему вы выбрали эту профессию, ведь с детьми работать очень тяжело?
– Очень тяжело? Вы знаете, может, и не тяжело. Дети – самая благодарная публика, которая может быть. Скорее всего, при выборе профессии сыграла роль семейная династия педагогов. У меня бабушка проработала несколько лет в школе, мама всю жизнь отдала детском саду, а в последние годы, имея солидный опыт работы в образовательных учреждениях, работала уже в городском отделе образования города Коркино. Поэтому над будущей профессией я долго не раздумывала. Правда, сначала я поступала в Челябинский государственный педагогический институт, но не прошла по конкурсу, не хватило одного балла. Чтобы не терять времени, пошла учиться в педагогическое училище. По его окончании работала в детских садах музыкальным руководителем, воспитателем… Потом пришло время, я почувствовала, что надо двигаться вперед, что нужно высшее образование. Так как мне всегда была интересна психология, я подала документы в ЧГПУ, на отделение психологии. Вторая попытка оказалось более успешной, и я стала студенткой на бюджетном отделении. Правда, и по вновь полученной специальности я проработала немного, где-то около двух лет. Потом городской отдел образования и ходатайство коллектива сыграло свою роль в том, что я стала заведующей логопедическим детским садом №11 в Коркино.
– Что самое сложное в работе заведующей детским садом?
– Знаете, бытует мнение, что руководителю вечно приходится решать спорные ситуации и тупиковые проблемы, но я считаю, что если правильно выстроены взаимоотношения, с человеком всегда обо всем можно договориться. И судьба нас по-своему направляет, не зря в свое время мой выбор пал именно на отделение психологии в институте, где как раз большой упор делался на построение взаимоотношений между людьми. Проблем в общении с родителями, детьми или коллективом у меня никогда не возникало, больше всего времени занимало решение банальных хозяйственных вопросов: обеспечение, оснащение, создание материально-технической базы… Спустя четыре года работы на посту заведующей я рассталась с детским садиком. Это было связано со сменой жительства, тяжело было ездить каждое утро из Челябинска в Коркино.
– А с чем связаны самые приятные моменты работы на новом месте?
– Вообще, при работе в любом детском саду самое приятное, когда приходят родители и в адрес образовательного учреждения звучат слова благодарности, что смогли найти индивидуальный подход к ребенку, а это ведь самое важное! Мне тем и нравится работа в частном детском саду, что деток в группе не очень много: каждому ребенку уделяется внимание как вне занятий, в свободное время, так и во время занятий.
– Впервые общаясь с родителями, вы много можете сказать об их ребенке?
– Вы знаете, детки вообще интересные. Как вот можно определить, хороший ребенок или плохой? Во-первых, когда ребенок приходит в детский сад впервые (а до этого он сидел дома с мамой или няней), здесь социум, здесь большое окружение, надо привыкнуть. Все они ведут себя по-разному. Кто-то сразу окунается в эту атмосферу, забывая о маме, начинает играть, двигаться по группе, а есть дети замкнутые. И воспитатель должен уметь с первых минут, как только родители зашли в детский сад, понять, насколько человеку здесь комфортно или дискомфортно.
– С кем сложнее установить контакт – с родителями или детьми?
– С родителем, потому что у многих за плечами большой жизненный опыт, острожное отношение к детским садам, и им надо решиться и доверить нам своего ребенка. Вы ведь знаете, что сейчас очень много негативной информации идет о дошкольных образовательных учреждениях, конечно, есть некая настороженность. Но если руководитель знает, чем дышит его детский сад, что здесь каждый день происходит, и умеет правильно донести до человека информацию, все будет в порядке.
– Меня всегда удивляет, когда ребенка спрашивают: кого ты больше любишь – папу или маму?..
– Вы знаете, для ребенка важно быть в семье понятым и любимым. А мама это или папа – если это родной человек, и если ребенок чувствует заботу от двух родителей, – то тут не существует выбора: люблю больше маму или папу. В наше время, быть может, в силу занятости, женщина находится с ребенком чаще и больше, чем мужчина, но на чувствах ребенка к главе семьи это кардинальным образом не сказывается.
«Душу человека можно в глазах разглядеть»
– Вы как руководитель курируете общие вопросы, связанные с развитием детского сада или выполняете еще какие-то функции?
– Говоря о роли детского сада в жизни ребенка, мы привыкли ставить в основу воспитание, образование. А вот знаете, иной раз человек приходит устраиваться к нам на работу, рассказывает, какие программы он знает, какие образовательные учреждения он закончил, старается это все красиво преподнести в резюме, а мой вопрос в лоб: «А вы вообще любите детей? Вы готовы растворяться в них?» ставит людей в тупик. Они ожидают от меня больше вопросов организационных, методических, а я вот про любовь, про ласку, про внимание. Мне важно как руководителю создать такую атмосферу между людьми, чтобы вновь приходящим деткам было уютно, чтобы утром у них было желание бежать в детский сад к своему воспитателю, к своим игрушкам, а вечером – идти домой с удовольствием, потому что там мама и папа.
– Мне кажется, неискренний ответ на вопрос о любви к детям сразу очевиден…
– Да, душу человека можно в глазах разглядеть. Вот знаете, бывают теплые или холодные глаза. Приходит, например, трудоустраиваться человек, который четко знает, что от него требуется определенный набор качеств, что он должен исполнять вот это и вот это. И он может это делать. Казалось бы, что еще нужно? А этого недостаточно. И я возьму на работу того претендента, у которого глаза светятся… У человека, который действительно педагог от Бога, в глазах можно все прочитать, увидеть желание дать детям все по возможности. К счастью, мне с людьми по жизни везет. Я не помню ни одного случая, чтобы коллектив меня подвел и не справился с поставленными целями. По работе мне не приходилось разочаровываться в людях. Я всегда с благодарностью вспоминаю тех, с кем мне приходилось сотрудничать.
Про систему запретов и отказов
– Зимфира, на какие исторические личности в педагогике вы равняетесь?
– Мне очень нравится опыт работы грузинского педагога Шалвы Амонашвили. Правда, там больше упор шел на школьное детство, но вот этот гуманизм, человеколюбие, альтруизм поражает. Педагог не может быть злым, жестким, агрессором по отношению к детям. В системе у Амонашвили вообще все было выстроено на любви. Еще нравится японская методика воспитания детей. Ее смысл точно передает вот эта пословица: до пяти лет ребенок – царь, с пяти до пятнадцати – слуга, а с пятнадцати – твой друг и соратник. То есть раннее детство в японской методике построено на вседозволенности, ребенок должен все попробовать, он восполняет внутренний мир путем проб и ошибок, тактильных ощущений. Ведь невозможно малыша научить чему-то хорошему, если нет сравнения «хорошее – плохое». Как узнать, что сахар сладкий, если ты его не попробуешь? Как понять, что грязь мажет, если в ней не испачкаться? Все идет только через опыт. И такие методики мне кажутся правильными, потому что на одной теории далеко не уедешь.
– Насколько в российской действительности приемлем такой опыт?
– Не могу сказать, в каких местных детсадах такие методики внедряются, понимаете, у нас вообще менталитет другой. Ошибка многих родителей и педагогов в том, что они стараются «вдавить» ребенка в систему запретов и отказов. То есть мы детям вседозволенности не даем.
Мне не очень нравится, когда детей в младшем возрасте заставляют выполнять одни и те же действия, все делать организованно, я бы сказала «толпой». Я люблю, когда признается индивидуальность каждого ребенка, и от педагога не идут общие фразы типа: «так, все вместе одеваем штанишки» или «а теперь все вместе в руки берем карандаш»… В таких случаях стираются грани индивидуальности, уникальности, все получается массово.
В моем детстве, например, детей часто равняли под одну линейку, не давали выделяться. А потом в подростковом возрасте вылезает вот это «задавленное» и ребенок бросает вызов обществу, ему хочется быть ярким, индивидуальным. У кого-то это выливается к приобщению к дурным привычкам, у кого-то – в молодежную субкультуру, у кого-то – в выбор одежды, прически и макияжа. А когда ребенка не сравнивают ни с кем, повторяют, что он уникален – вырастает творческий, думающий, целеустремленный человек, обладающий набором лидерских качеств.
Педагоги не стареют душой
– Бывают трудные дети, с которыми тяжело работать?
– Дело-то не в детях, а в той среде или в тех взрослых, с которыми они находились. Ребенок – чистый лист, что в него заложит социум, то и будет. Конечно, мы все рождаемся с двумя руками, двумя ногами, одной головой, но все вырастают разными людьми! А воспитаны мы тем или иным образом потому, что в свое время рядом находился кто-то из взрослых. Сначала домашнее окружение, потом мы пошли в детский сад, потом была школа, и каждый что-то в ребенка закладывал. А вот что закладывал – это потом и проявляется.
– За двенадцать лет работы в сфере образования сами дети как-то изменились?
– Да, сегодня дети стали информационно «подкованы». В течение дня они получают очень много информации. Хорошо, если взрослые помогают во всем этом разобраться, и хуже, если все пущено на самотек. Детки стали очень интересными в рассуждениях, экстраординарными, мобильными.
Вот, например, пятилетняя девочка Лиза собралась пойти в гости к девочке-соседке поиграть. И понимает, что если заиграется, то за ней мама или папа придут. Она собирается, забирает мамины тапки под мышку, берет в другие руки игрушку. Ее спрашивают: «Лиза, ты зачем тапочки-то мамины взяла?» Она объясняет: «Я же знаю, что она за мной придет, а без тапочек куда ж она пойдет?»
Словом, бывает, дети такое выдадут – и думаешь, я бы в таком возрасте просто не догадалась. Рассуждения-то у них взрослые, я не перестаю удивляться. Недаром говорят: педагоги душой не стареют никогда, потому что каждый поток детей дает силы, много нового, интересного, с ними каждый год растешь, и в то же время продолжаешь жить в мире детства.
– Что вам не нравилось, когда вы ходили в детсад?
– В садике я кашу не любила есть. Но сейчас, с таким разнообразием системы питания, детишек можно побаловать. А самое главное – ребенка нужно баловать вниманием, ни одна игрушка, будь она яркая, красивая, скачет она или жужжит, не заменит никогда человеческого внимания. Стоит ребенку не в настроении прийти в детский сад, ведь всякое случается в доме, если воспитатель его и обнимет, и погладит по головке, и спросит как дела, и поможет раздеться – ребенок оттаивает душой. Главное, воспитателю надо почувствовать, с каким настроением сегодня пришел ребенок. Умение чувствовать ребенка психологически должно быть заложено при работе с детьми. В своей жизни я встречала много людей, которые, не имея образования, на самом деле растворялись в детках и по максимуму давали им свое тепло, любовь, энергию, заботу. А бывает, что люди имеют по два-три диплома, но я бы их и близко не подпустила к работе с детьми.
– Почему все же одни люди великолепно ладят с детьми, а у других не получается найти общий язык с малышом?
– Вы знаете, это энергетика. Ведь у человека бывает такая харизма, что к нему тянутся люди, он интересен, вот что-то есть в нем такое. Иногда смотришь – и внешне привлекательный человек, и умные вещи говорит, а души не видно, где-то она спряталась, и поле энергетическое не притягивает. А иной человек «светится» изнутри, и к нему тянутся и дети, и взрослые.
– Воспитатель – это больше педагог или нянька?
– Человек. Человек с большой буквы. Тут все относительно. Когда ребенок совсем маленький – приходится быть нянькой, а когда он уже подрастает, то воспитатель выступает в роли педагога, ведь нужно определенные знания заложить.
В обычных детсадах все делается по возможности, а в частных – исходя из интересов
– Зимфира, есть вещи, которые вам бы хотелось здесь изменить?
– Даже скорее не изменить, потому что мы открыты совсем недавно, мы еще только начали жить и дышать… Мне просто хочется видеть свой коллектив большим, сплоченным, дружным, действительно хочется радовать родителей. У меня перед глазами возникают каждый день картинки, каким должен быть мой детский сад. Мы, как педагоги, сделаем все возможное со своей стороны для деток, чтобы садик «Какаду» был лучшим.
– Кстати, почему такое название «Какаду»?
– У нас яркий, красочный садик, а попугай всегда связан со сказкой. Если вспомнить по мультфильмам, попугай – личность неординарная, он и говорит, и танцует, он любопытный, даже в мультики он вносит какую-то живость, интересные рассуждения, вот вспомните «33 попугая». И эта яркость, необычность, харизматичность и должны быть брендом детского сада.
– Откровенно говоря, чем частные детские сады лучше муниципальных?
– Они лучше в плане оснащения, в плане того, что мы самостоятельно можем решать свои финансово-экономические вопросы. Когда я еще училась в училище, мечтала иметь свой детский сад, чтобы я была там хозяйкой и четко знала, что в группах у моих деток все самое лучшее. В муниципальных детских садах, насколько я помню, выделяются средства, на которые закупаются необходимые вещи. То есть там все делается по возможности, а в частном детском саду – исходя из интересов.
– Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный руководитель детсада?
– Он должен быть открытым, доступным, профессионалом в своем деле и любящим детей, конечно. Надо не бояться нового, руководитель должен уметь выходить за рамки своих возможностей и видеть перспективу в любом начинании. Я по характеру экспериментатор, мне не хочется, чтобы «Какаду» был обыкновенным муниципальным детским садом, не хочется быть просто частным детским садом, это ни о чем не говорит. А хочется быть таким детским садом, чтобы можно было внедрять новшества, что-то необычное. Пусть даже нигде этого не будет, а в «Какаду» есть.
– Кстати, о новшествах. Образовательный рынок сегодня настолько динамичен, что без самообразования, повышения своего профессионального уровня не обойтись. Как вы решаете этот вопрос?
– Педагоги, конечно, обмениваются опытом между собой. Плюс посещение общегородских и областных мероприятий, где предлагаются новые методики, методическая литература. А мы с учетом пожеланий родителей будем выстраивать нашу систему так, чтобы у нас все направления работали, а детки ходили на них с удовольствием. Известно, что выбирает родитель, но ходить-то в детский сад ребенку, и нам надо заинтересовать его, ребенка, так, чтобы он с удовольствием посещал бассейн, окреп физически, развивался эстетически и рос духовно. Что касается современных методик, мне нравится, когда большое внимание уделяется физическому развитию. Потому что интеллектуально детей готовим, хотим, чтобы ребенок все у нас умел в школе, а в плане здоровья часто забываем позаботиться о детках.
– Планы на будущее?
– Была такая ситуация в жизни, когда я эмоционально «сгорела», поняла, что потухаю и не хватает какого-то рывка. От знакомых узнала о тренинге личностного роста. После него окончательно поняла, что это – «мое»: тренинги, люди, отношения. Написала детскую программу «Я и мой мир вокруг меня», защитила ее и начала набирать группы. Один тренинг я добровольно провела в детском доме №5 Челябинска, и деткам это позволило быть открытыми, выйти за свои пределы. Сами знаете, что в детском доме дети в чем-то ущемлены, на тренинге мы поработали над самооценкой, научили взаимодействовать с социумом, выстраивать отношения с другими людьми.
По возможности мне бы хотелось и здесь организовать мини-тренинги для деток и для родителей. Детям часто не хватает чувства уверенности и защищенности. Какой ерундой нам порой кажутся детские проблемы! Например, девочка жалуется, что ее дергают за косички. Мама и папа обычно в ответ говорят: «Мне бы твои проблемы!». А для ребенка вопрос остается открытым. Родители бывают не подкованы в плане воспитания, приходят и говорят:«Мой ребенок иногда так себя ведет, что я теряюсь». Так вот, тренинги нужны, чтобы мы могли сесть и обыграть такие ситуации, чтобы родители немного побыли детьми, вспомнили себя, поняли, что надо смотреть на ребенка не сверху вниз, а это должен быть уровень сотрудничества и партнерства.
Мое видение дальнейшего развития детского сада такое: создать команду из сотрудников, поднять детский сад на новый информационно-образовательный уровень, чтобы у меня были самые классные специалисты. Хочется охватить все и вся, чтобы детский сад «Какаду» был действительно брендом в городе и за его пределами.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
В поселке энергетиков при Троицкой ГРЭС открылись детский сад и предметная лаборатория в 23 гимназии. Реконструкция детского сада №6 шла несколько лет в рамках
В Челябинске ведется строительство последнего детского сада по типовому проекту. Городские власти отдают предпочтение более современным и удобным зданиям. Строительство
Сегодня, 6 февраля, состоялась пресс-конференция (ИА «Интерфакс-Урал»), в которой приняли участие первый заместитель главы города Олег Грачев и начальник Управления по
Студенческий совет Челябинского гуманитарного института продолжает акцию «Спешите делать добро», которая проходит с 1 по 25 декабря. Студенты и преподаватели вуза
В Увельском районе Челябинской области открыт еще один детский сад. Необходимость в создании дополнительных дошкольных мест в этом районе назрела давно, и на создание