» » «Некультурная» развязка




«Некультурная» развязка

В закладки




«Некультурная» развязка




Сергей Боталов



Впервые в истории Челябинской области в рамках уголовного дела по статье 243 («Нанесение ущерба памятникам истории и культуры») может быть привлечено к ответственности должностное лицо МУП «Челябметротрансстрой». Им является генеральный директор компании и депутат Законодательного собрания области Ильдар Усманов, который руководит работами компании на строительстве развязки по улице Бр. Кашириных, от улицы Кирова до улицы Российской (с выходом на улицу Труда). Как стало известно Chelyabinsk.ru, речь идет о неправомерных действиях по уничтожению культурного слоя исторического центра Челябинска, о чем топ-менеджера компании МУП «Челябметротрансстрой» предупреждали и специалисты по охране культурного наследия, и археологи.
Если говорить вкратце, то суть этой скандальной истории такова. Два года продолжается бумажная война, точнее переписка, между специалистами Государственного центра по охране культурного и исторического наследия Челябинской области (ГНПЦ) и чиновниками городской администрации в лице управления по транспорту и дорожному хозяйству. Специалисты ГНПЦ, а также челябинские археологи из Археологического научного центра (АНЦ) при южноуральском отделе института истории и археологии Российской академии наук утверждают, что при строительстве развязки на улице Бр. Кашириных в историческом центре города уничтожается культурное наследие. При этом нарушается одновременно и федеральное, и областное законодательство.
В челябинской мэрии в лице упомянутого управления по транспорту и дорожному строительству, а также компании-заказчика строительства – ЗАО «Челябметротрансстрой» – придерживаются прямо противоположного мнения. А именно: строительство ведется абсолютно на законных основаниях, а специалисты ГНПЦ и археологи сами виноваты, потому как невовремя оформили и представили заявку на проведение исследовательских работ. Короче говоря, каждая сторона приводит собственные аргументы и доводы, которые во многом, кажется, противоречат мнению оппонентов.
Мнения сторон мы приводим в хронологическом порядке, в котором их собирали весь минувший день.
Итак, главный специалист Государственного центра по охране культурного и исторического наследия Челябинской области Николай Меньшенин утверждает, что, не добившись понимания от строителей развязки и зафиксировав документально уничтожение культурного слоя, они были вынуждены обратиться в областное ГУВД с заявлением. Это было сделано 15 апреля 2009 года. После проведенного дознания через четыре месяца (14 августа) было возбуждено уголовное дело в отношении «неустановленного круга лиц» по признакам преступления статьи 243 УК РФ. Формулировка «неустановленного круга лиц» отличается чисто чиновничьим изяществом и совершенством, тем более абсолютно всем известно, кто и по какому праву ведет строительство развязки. Получается, что состав преступления есть, но одновременно предполагается, что виноватых нет и не будет. Кстати, в компании ЗАО «Челябметротрансстрой» утверждают, что до сих пор не имеют никаких официальных сведений о возбуждении уголовного дела даже в отношении этих самых неведомых неустановленных лиц, не говоря уже о прочем. Но это так, к слову, в виде наглядной иллюстрации ведения дел компетентными органами.
«Сейчас, насколько мне известно, в материалах уголовного дела находятся четыре письма от министра культуры Челябинской области Владимира Макарова к главе города Михаилу Юревичу с просьбой разобраться и повлиять на ситуацию вокруг культурного наследия под строящейся развязкой, два письма на имя заместителя главы города Владимира Алейникова, ну и масса прочей переписки, накопившейся за почти два года между нами и заказчиками-строителями, всего до 200 листов», – говорит Николай Меньшенин. Спрашиваю Николая Михайловича: удалось ли в ходе всей этой истории встретиться лично с генеральным директором компании, депутатом областного парламента Ильдаром Усмановым на предмет простого уточнения позиций?
«Много раз приходил в приемную, но встретиться с Ильдаром Усмановым лично так и не удалось. Встречался несколько раз с его заместителями, но они, выслушав меня, увидев предписания нашего центра, в принципе просто продолжали и дальше делать свою работу», – отвечает Меньшенин.
Еще жестче о подоплеке конфликта (смотрите видео) высказался директор Археологического научного центра, доктор исторических наук, профессор Сергей Боталов. «Меня поражает вот такое отношение городской власти к социокультурному пространству. Хочу обратить внимание – и мы, и специалисты ГНПЦ много раз сигнализировали о наличии данной проблемы. Вступали в переписку, готовы были слушать мнение строителей и обосновать собственную позицию. Но нас попросту либо «отфутболивали», либо не слышали и не хотели слышать. Я понимаю, раньше, когда на этих местах сидели партийные чиновники из КПСС, мы также вынуждены были зачастую продираться сквозь бюрократические рогатки. Но в итоге, как правило, доказывали свою правоту и побеждали. Нынешняя же коммерциализировавшаяся российская власть, в том числе и в Челябинске, в принципе не желает ничего видеть, кроме выгоды. Культура – «Манекен», наследие – наша ситуация, история и многое другое – это для нее понятия абстрактные и, к сожалению, не несущие какого-либо смысла», – комментирует Сергей Геннадиевич.
За следующим комментарием по конфликту мы обратились к доценту Южно-Уральского госуниверситета Гаязу Самигулову, который на протяжении последних лет руководил археологическими раскопками в Челябинске на территории городских слоев XVIII-XIX вв. Является автором нескольких научных статей по проблематике челябинской старины этого периода. Попросили объяснить, что именно было уничтожено в результате самовольного строительства развязки?
«В 2008 году, когда все началось, специалистам АНЦ удалось обследовать небольшую площадь, на которой позднее развернулось строительство. Мы зафиксировали материал XVIII столетия, но в большей части это все-таки артефакты, относящиеся к более позднему времени. Плюс к этому в результате несанкционированного строительства под возведенными опорами моста были уничтожены остатки каких-то строений. Говорить сейчас об этом уже поздно, но, возможно, если бы мы обследовали этот участок, удалось бы выявить часть улицы, дома по которой нам бы после архивных изысканий удалось бы позже идентифицировать с реальными людьми-домовладельцами из прошлого», – замечает Гаяз Хамитович.
В конце дня нам удалось связаться с заместителем генерального директора МУП «Челябметротрансстрой» Дмитрием Масаловым, который следующим образом прокомментировал для нашего издания ситуацию. В целях объективности приводим полученный по электронной почте ответ из компании практически без купюр: «Несмотря на то, что представители министерства культуры Челябинской области и ООО «Рифей» (компания, которая собиралась проводить на объекте раскопки, – прим. автора) утверждают, что якобы объект «культурный слой» является выявленным объектом культурного наследия ввиду того, что он был «выявлен» до вступления в силу закона №73-ФЗ (2002 год), МУП «Челябметротрансстрой» неоднократно отмечало, что, согласно приказа министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года №203 (в какой стране мы живем вот уже 18 лет?! – прим. автора), «при получении сведений об обнаружении указанных объектов государственные органы охраны памятников организуют проведение государственной экспертизы, и в случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». До настоящего времени государственная экспертиза объекта «культурный слой» не проводилась. При этом со стороны муниципальных властей неоднократно в адрес министерства культуры ЧО и археологов направлялись письма с предложением осуществить необходимые работы, в ответ на что ООО «Рифей» требовало оплатить им же составленные сметы на работы, размер которых достигал 7,8 миллиона рублей, а впоследствии – 40 миллионов рублей. МУП «Челябметротрансстрой» и управление дорожного хозяйства заверяло, что не будет препятствовать выполнению ООО «Рифей» необходимых работ, однако легитимности производства платежей нет и по настоящее время. Любые платежи бюджетных средств должны осуществляться на основании соответствующих конкурсных процедур, однако ООО «Рифей», не являясь признанным в установленном порядке монополистом, фактически прикрывается министерством культуры Челябинской области и пытается шантажировать органы муниципальной власти, в том числе путем обращений в прокуратуру (на настоящее время МУП «Челябметротрансстрой» уведомлений из компетентных органов о возбуждении уголовного дела по вопросу строительства транспортной развязки не получало)».
Таков полученный нами ответ от заместителя генерального директора компании МУП «Челябметротрансстрой».
Как минимум три важных момента в ответе Дмитрия Игоревича являются спорными. Во-первых, ссылка на приказ министерства культуры несуществующего де-юре государства (СССР) при полном игнорировании действующего законодательства; во-вторых, археологи как раз и настаивали на проведении экспертизы и прочих необходимых в таком случае процедур по комплексному обследованию территории стройки. Не их вина, что существуют методики по составлению смет, где одна технологическая операция на объекте стоит столько-то (например, 7,8 миллиона рублей), а другая расценивается уже в 40 миллионов. Площадь объекта огромна, смета строительства – порядка пяти миллиардов рублей с привлечением федеральных средств. И третье: с фразой «любые платежи бюджетных средств должны осуществляться на основании соответствующих конкурсных процедур» не поспоришь, но в том-то все и дело, что никаких конкурсных процедур не объявлялось и даже не планировалось объявлять. Стройку просто продолжили, проигнорировав все существующие нормы действующего законодательства.
Отсюда, собственно, и появление уголовного дела с неясной формулировкой «в отношении неустановленного круга лиц».
















Статья опубликована в разделах: Новости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
В Челябинске на крыше исторического памятника высадился инопланетянин
В центре Челябинска на крыше старого здания появился космический пришелец. Как передает корреспондент "Нового Региона", речь идет о здании на Кировке,
Археологи пожаловались милиции на строителей
Ученые пытаются защитить памятники истории Челябинска и Челябинской области. Региональный государственный научно-производственный центр по охране культурного наследия
Памятник архитектуры закатали в асфальт
В исторической части Челябинска снесли памятник истории и архитектуры. Теперь дом купца Исая Антонова, находившийся по адресу улица Труда, 73, челябинцы смогут увидеть
Остров Веры стал объектом культурного наследия народов России
Остров Веры стал объектом культурного наследия народов России. Этот статус он получил благодаря решению южноуральского парламента, поддержавшего сегодня постановление о
Остров Веры включат в единый реестр объектов культурного наследия народов России
Южноуральские депутаты поддержали инициативу о включении острова Веры в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов России...
Остров Веры признан объектом культурного наследия
Правительство Челябинской области присвоило острову Веры на озере Тургояк статус объекта культурного наследия регионального значения...

Chel-week