» » Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе

Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе
05.10.2009 5 886 0

Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе

Автоновости
В закладки
 
Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе
С этого года автошколы обязали покупать приборы для тестирования психофизиологических качеств будущих водителей (устойчивости внимания, скорости реакции и так далее). Мария Шраменко разыскала один из первых подобных приборов в городе, и мы отправились проверять, годимся ли мы в водители. Результат такой – без тренировки не годимся.
Пока ГИБДД одобрило лишь один тип устройства производства Московской компании ЗАО «Нейроком». Выглядит оно невзрачно и угловато: белый корпус, торчащие шляпки болтов, скупые надписи. Сверху – шесть цветных кнопок, два рычажка и таинственное перо. Своего монитора прибор не имеет и подключается к компьютеру через USB-порт. Гарантия всего один год.
Первое задание проверяет точность оценки расстояния и времени. На экране появляются 12 расставленных по кругу белых окружностей. По часовой стрелке они начинают вспыхивать зеленым, желтым или красным цветами. Время от времени какой-то из цветов горит чуть дольше, после чего нужно нажать соответствующую кнопку. Ни я, ни Маша с первого раза задание не осилили – с одной стороны, нужно привыкнуть к кнопкам, с другой – поменьше отвлекаться. Третий участник Юрий (Joy) тест прошел сразу.
Во втором задании кружок движется по петле. Вам нужно остановить его нажатием кнопки, когда он совместится с другим кружком. Напоминает игру начального уровня для компьютера Sinclair, если помните такой. Я попал в цель примерно в половине случаев – наверное, это невысокий показатель, хотя меня пропустили на следующий уровень.
Третье задание похоже: разгоняем один шарик по окружности с помощью рычажка и стараемся «тормознуть» при его совмещении с другим шариком. Описать окружность нужно за определенное время, поэтому есть искушение нажать рычажок посильнее, но тогда сложнее будет тормозить – задание проверяет склонность водителя к риску.
Затем оценивается скорость реакции – на экране меняются пары геометрических фигур, и как только возникнут одинаковые (к примеру, два ромба), нужно как можно быстрее нажать кнопку. Следующее задание проверяет концентрацию внимания: друг друга сменяют цифры от 0 до 9, и время от времени на красным фоном выделяется нужная – требуется нажать синюю или белую кнопку в зависимости от того, четная цифра или нечетная. И так далее...
Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе

К сожалению, отведенного для знакомства с прибором часа не хватило, чтобы пройти даже половину заданий.
Первое впечатление? Очередная профанация.
Например, вызывает скепсис цена устройства в 130 тысяч рублей. За что? Собранное в корпусе какого-то стандартного прибора с примитивным дизайном и без дисплея, оно не производит впечатление штуковины ценой в полмашины. Может быть, столько стоит программирование тестов? Вряд ли: они напоминают игрушки сотовых телефонов десятилетней давности, скучные и с убогой графикой. Или такую сумму дерут за авторские права на разработку методики тестирования? У меня дома лежит диск «Суперпамять и супервнимание» ценой 100 рублей, где воспроизведены все те же тесты в немного ином (лучшем) оформлении. Учитывая, что устройство стало обязательным и приобретать его можно только у одного поставщика, ответ очевиден – «бизнес по-российски». В одной Челябинской области «Нейроком» соберет 25-30 миллионов рублей из расчета один прибор на автошколу. А по уму, необходимо оборудовать целый класс из 20-30 устройств, поскольку тестирование занимает довольно много времени, и единственный прибор на школу – это ничто. А к каждому прибору еще нужен компьютер.
Второй вопрос касается методики проверки. Задания абстрактны, интерфейс требует привычки и не имеет ничего общего с органами управления нормальной машиной. Но ведь моторика рук при работе рулем и при нажатии на цветную кнопочку совершенно разная. Восприятие абстрактных фигур и чтение реальных знаков в листве или при плохом освещении не одно и тоже. На наш взгляд, гораздо эффективнее было бы проверять психофизические навыки на тренажере, который воспроизводит настоящие условия движения (мы в XXI веке, ведь так?) За 130 тысяч рублей можно купить крутейший компьютер с приставкой руль+педали и лицензионной программой, воспроизводящей все нюансы реального вождения, кроме боковых перегрузок. Автогонщики, к примеру, учат трассы именно на таких тренажерах.
На тесте присутствовал эксперт по вопросам взаимодействия водителей и правоохранительных органов и преподаватель автошколы Юрий (Joy) Панченко, который сказал: «Как минимум, разработчики могли бы заменить абстрактные цифры на дорожные знаки, чтобы нужно было различать не четную и нечетную цифры, а запрещающий или предписывающий знаки – это уже ближе к реальности».
Психофизиологический тест водителей – проверяем на себе

По моим ощущениям, прибор скорее полезен для фотографов: когда ловишь в кадр быстродвижущийся объект, умение ловко давить кнопочку полезно.
А третье сомнение – даже не сомнение, а констатация: использовать в автошколах тренажер «Нейроком ТА-2» не будут. Юрий Панченко объяснил: «Отказать в допуске в основному экзамену по результатам психофизиологического тестирования автошколы не могут, а в программе нет часов на подготовку к этому тесту. Правила обязывают покупать прибор, но не обязывают его использовать, так что я уверен, большинство автошкол запрут его в темной комнате, чтобы не дай бог не сломать устройство ценой 130 тысяч рублей».
Действительно, несколько часов у курсанта уйдет только на то, чтобы понять задания и привыкнуть к интерфейсу. При этом человек имеет право сказать: «А я не буду!», а принуждать его к тестированию, по большому счету, нельзя.
Другое нововведение, которое потихоньку внедряют челябинские автошколы, – оснащение учебных машин камерами и микрофонами. Стоит также недешево – 67 тысяч по прайсу «рекомендованной» фирмы при реальной цене оборудования примерно 30 тысяч рублей. Но по крайней мере смысл более понятен: во время экзамена можно разобрать спорные ситуации, а при обучении посмотреть на себя со стороны – иногда полезно. Правда, некоторые руководители автошкол против видеозаписи: дескать, далеко не всем приятно, когда их снимают на камеру в такой уязвимым момент. Нет сомнений, скоро YouTube пополнится роликами с рыдающими и падающими в обморок курсантами. Держите себя в руках, друзья – большой брат наблюдает.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
КАФС отвечает критикам
КАФС отвечает критикам
КАФС отвечает критикам
30.10.09 Автоновости
С 1 января 2010 года ученики челябинских автошкол будут сдавать экзамен на автоматизированных автодромах. Их тотальное применение запланировано на конец 2011 года,
ГИБДД попала под прицел антимонопольщиков / Новые требования к автошколам нарушают закон
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) нашла нарушения в нормативных актах ГИБДД, связанных с функционированием автошкол...
Автошкола выиграла у ГИБДД суд
Автошкола «Маэстро» Сосновского района Челябинской области подала иск на Госавтоинспекцию, помешавшую получить лицензию, и… выиграла дело. Но разрешение на ведение
ГИБДД хоронит автошколы
ГИБДД хоронит автошколы
ГИБДД хоронит автошколы
08.09.09 Автоновости
Автошколы на грани вымирания – и это не гипербола. Утвержден список фирм, чье оборудование обязаны закупать автошколы всей страны, и перечень поставщиков вызывает немало
Николай Живец, заместитель председателя Челябинского областного отделения Всероссийского общества автомобилистов: «Если человек по жизни разгильдяй, он и водить будет разгильдяйски»
В 2009 году система обучения водителей изменится, причем некоторые изменения можно назвать почти радикальными. Уже с 1 января количество часов на практическое вождение
Желтый – поехали?
Желтый – поехали?
Желтый – поехали?
29.01.09 Автоновости
Известная фраза «Желтый, переходящий в красный, – это еще зеленый» как нельзя лучше отражает психологию наших водителей. Большинство из них считает...
Новые правила обучения водителей разорят автошколы
Для автошкол и желающих получить водительские права наступили трудные времена. С 1 января вступила в силу новая учебная программа с увеличенным количеством часов
10% водителей не пригодны к своей работе
Действующая в настоящее время система подготовки преподавателей и мастеров производственного обучения автошкол не отвечает современным требованиям...
Министру МВД пришлось попотеть
«Я выполнил все упражнения на автодроме и, надо сказать, пропотел. За такими техническими средствами действительно будущее», – сказал министр МВД России Рашид Нургалиев
Внимание! Приближается массовая замена прав
Представители ГИБДД просят водителей посмотреть на свои водительские удостоверения и узнать, когда же заканчивается срок их действия. Дело в том, что во второй половине

Chel-week