Новые правила обучения водителей разорят автошколы
В закладки
Для автошкол и желающих получить водительские права наступили трудные времена. С 1 января вступила в силу новая учебная программа с увеличенным количеством часов практического вождения, что сильно бьет по карману учеников. Более того, на днях приняты новые требования к автошколам, из-за которых с 1 июля большинство учебных заведений могут попросту закрыться. Чем это обернется для соискателей на водительское удостоверение, пока остается только догадываться.
Утвержденные требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, имеют три важных пункта. Во-первых, с июля этого года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован аудио- и видеосистемой. Проще говоря, должны появиться видеокамеры, фиксирующие процесс обучения и сдачи экзамена. Видеозапись поможет разрешить любые спорные ситуации, нередко возникающие при сдаче экзамена в ГИБДД. Такие системы уже действуют в челябинской автошколе «КАФС», благодаря ним, любые претензии разрешаются за считанные минуты. Также Госавтоинспекция области уже установила видеосистему на свой учебный автомобиль, который предоставляется на время экзамена ученикам, проходившим обучение в других городах или в порядке самоподготовки.
Во-вторых, к лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей: восприятие пространства и времени; глазомер; устойчивость, переключаемость и распределение внимания; память; психомоторику; эмоциональную устойчивость и динамику работоспособности. Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.
Однако ученикам не стоит бояться проверки, поскольку плохие результаты тестирования не могут являться поводом для отказа в обучении или выдачи водительского удостоверения.
«Предполагается, что результаты тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) будут влиять на методику подготовки учеников, – объясняет заместитель начальника УГИБДД по Челябинской области Андрей Мурыгин. – С 1 июля наличие АПК станет обязательным условием для получения лицензии автошколой. Однако лично я пока не видел этого комплекса, в Челябинской области их пока нет, поэтому сложно говорить о его эффективности».
Если на первые два дорогостоящих требования – видеосистемы и АПК – автошколы еще способны найти средства, то третье условие может стать причиной закрытия десятка автошкол. Дело в том, что принятый документ определяет требования к автодромам, на которых проходят обучение водители. Площадка должна иметь ровное асфальтобетонное покрытие, круглосуточное освещение и имитировать реальные дорожные условия. На автодроме обязательно должен быть регулируемый светофором перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки и разметка.
«Требования к автодрому в первую очередь станут препятствием для работы автошкол в сельских районах области, но это необходимая мера, – комментирует сложности Андрей Мурыгин. – В большинстве районов области площадки для обучения водителей представляют собой кусок земли, часто даже не заасфальтированный, с колышками для выполнения обязательных на экзамене ГИБДД фигур. В некоторых населенных пунктах дорожные условия настолько примитивны, что ученик может пройти обучение и получить водительские права, ни разу не видя светофора. Неудивительно, что процент сдачи экзаменов на селе существенно выше».
Теперь всем сельским автошколам придется думать, как оборудовать автодром, соответствующий всем нормативам. Большинству из них придется закрыться, а местным жителям придется выезжать на обучение в соседние города. В Челябинске ситуация немногим лучше. Конечно, многие автошколы пользуются хорошо оборудованным автодромом ГИБДД, но немало небольших автошкол учат выполнять фигуры практически на самодельных площадках. Всем автошколам просто не уместиться на автодроме ГИБДД. Крупным автошколам, которым удастся найти деньги на строительство, придется столкнуться и с проблемой поиска свободных земельных участков, которых, как известно, в Челябинске практически нет. Придется либо договариваться с автошколой «КАФС», владеющей двумя автоматизированными автодромами, или попросту закрываться. Теоретически, небольшие автошколы, не располагающие достаточными средствами, могут объединиться и постараться отстроиться вскладчину. Однако на практике почти невозможно объединить конкурирующий бизнес.
Однако пока автошколы не поддаются паническим настроениям.
«Ничего страшного в новых требованиях я для себя не вижу, – говорит руководитель учебного центра «РОСТО» Александр Плаксин. – У нас есть время для выполнения новых условий и изыскания средств на них, мы планомерно к этому идем. Если хотим работать, то придется выполнять требования закона. А как иначе? Не справимся, значит не будем этим заниматься, вот и все».
«У нас есть два автодрома, работавшие по старым требованиям, сейчас мы занимаемся доведением их до ума, – рассказывает директор автошколы «Перспектива» Елена Козак. – Также, безусловно, будем устанавливать АПК и видеосистемы в автомобили. Мы не собираемся умирать, будем вкладываться и развиваться. Но в кризисный период постараемся сделать так, чтобы все это не отразилось на кармане наших клиентов. С нового года цена на обучение поднялась лишь на стоимость добавленных часов практического вождения».
Автошколы, Госавтоинспекция и Министерство образования области ждут утверждения трех важных документов: технических требований к аудиовидеосистемам и АПК, а также методики сдачи экзаменов на вождение. Если первые два нужны для того, чтобы четко представлять, что приобретать автошколам, то методика может сильно изменить устоявшиеся правила.
«Не исключено, что будет увеличено количество обязательных для выполнения на экзамене фигур, – прогнозирует Андрей Мурыгин. – Помимо традиционных «змейки», «горки», «дворика», «гаража» и «парковки» могут добавиться проезд регулируемого перекрестка, железнодорожного переезда, полоса разгона и другие. То есть те элементы, которые уже были опробованы в качестве эксперимента на челябинском автоматизированном автодроме. Вполне вероятно, что на некоторое время официально будут действовать две методики: для обычных автодромов и автоматизированных. Но, скорее всего, эта мера будет вводиться лишь на переходный период, пока во всех крупных городах не появятся автоматизированные площадки».
Новые требования к автошколам неминуемо приведут к сокращению числа образовательных учреждений и укрупнению серьезных игроков этого рынка. В ГИБДД видят лишь плюсы в этой тенденции: вместо сотен мелких автошкол, ютящихся по подвалам, давно пора перенимать европейский опыт и создавать крупные учебные центры по подготовке водителей. Но есть и другая сторона медали.
«Сокращение автошкол может привести к повышению цен на обучение. Закон рынка: предложение уменьшается, а спрос-то по-прежнему будет велик, – считает ведущий специалист отдела лицензирования Министерства образования Челябинской области Олег Поленин. – Кроме того, как обыватель, а не административный работник, я считаю, что укрупнение школ не добавит качества обучения. Любое укрупнение ведет к переходу на конвеерность, обезличиванию процесса».
Именно этот обезличенный процесс и ухудшение качества преподавания многие отмечают в расширяющейся автошколе «КАФС». Однако, по данным ГИБДД, за последние полтора года в Гоастоинспекцию не поступало ни одной жалобы на результаты экзамена на автоматизированном автодроме. Олег Поленин также сообщил, что за последние пять лет бурной деятельности «КАФСа» в отдел лицензирования Минобра поступила лишь одна жалоба на эту автошколу, и та принадлежала женщине, состоящей на учете в психоневрологическом диспансере. Получается, что либо обвинения в сторону крупнейшей автошколы области беспочвенны, либо все недовольные, в силу русского менталитета, предпочитают посудачить между собой, не удосуживаясь принять официальные меры и оформить жалобу.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Утвержденные требования к учебным учреждениям, занимающимся подготовкой водителей, имеют три важных пункта. Во-первых, с июля этого года каждый учебный автомобиль в обязательном порядке должен быть оборудован аудио- и видеосистемой. Проще говоря, должны появиться видеокамеры, фиксирующие процесс обучения и сдачи экзамена. Видеозапись поможет разрешить любые спорные ситуации, нередко возникающие при сдаче экзамена в ГИБДД. Такие системы уже действуют в челябинской автошколе «КАФС», благодаря ним, любые претензии разрешаются за считанные минуты. Также Госавтоинспекция области уже установила видеосистему на свой учебный автомобиль, который предоставляется на время экзамена ученикам, проходившим обучение в других городах или в порядке самоподготовки.
Во-вторых, к лету каждая автошкола должна обзавестись неким аппаратно-программным комплексом тестирования и развития психофизиологических качеств водителя. По замыслу специалистов из Министерства образования РФ, утверждавших требования, с помощью компьютерных психодиагностических методик будет проводиться оценка важных качеств будущих водителей: восприятие пространства и времени; глазомер; устойчивость, переключаемость и распределение внимания; память; психомоторику; эмоциональную устойчивость и динамику работоспособности. Кроме того, тестированию подвергнутся качества личности претендентов на водительское удостоверение: свойства темперамента, склонность к риску, конфликтность и нервно-психическая устойчивость.
Однако ученикам не стоит бояться проверки, поскольку плохие результаты тестирования не могут являться поводом для отказа в обучении или выдачи водительского удостоверения.
«Предполагается, что результаты тестирования на аппаратно-программном комплексе (АПК) будут влиять на методику подготовки учеников, – объясняет заместитель начальника УГИБДД по Челябинской области Андрей Мурыгин. – С 1 июля наличие АПК станет обязательным условием для получения лицензии автошколой. Однако лично я пока не видел этого комплекса, в Челябинской области их пока нет, поэтому сложно говорить о его эффективности».
Если на первые два дорогостоящих требования – видеосистемы и АПК – автошколы еще способны найти средства, то третье условие может стать причиной закрытия десятка автошкол. Дело в том, что принятый документ определяет требования к автодромам, на которых проходят обучение водители. Площадка должна иметь ровное асфальтобетонное покрытие, круглосуточное освещение и имитировать реальные дорожные условия. На автодроме обязательно должен быть регулируемый светофором перекресток, пешеходный переход, железнодорожный переезд, дорожные знаки и разметка.
«Требования к автодрому в первую очередь станут препятствием для работы автошкол в сельских районах области, но это необходимая мера, – комментирует сложности Андрей Мурыгин. – В большинстве районов области площадки для обучения водителей представляют собой кусок земли, часто даже не заасфальтированный, с колышками для выполнения обязательных на экзамене ГИБДД фигур. В некоторых населенных пунктах дорожные условия настолько примитивны, что ученик может пройти обучение и получить водительские права, ни разу не видя светофора. Неудивительно, что процент сдачи экзаменов на селе существенно выше».
Теперь всем сельским автошколам придется думать, как оборудовать автодром, соответствующий всем нормативам. Большинству из них придется закрыться, а местным жителям придется выезжать на обучение в соседние города. В Челябинске ситуация немногим лучше. Конечно, многие автошколы пользуются хорошо оборудованным автодромом ГИБДД, но немало небольших автошкол учат выполнять фигуры практически на самодельных площадках. Всем автошколам просто не уместиться на автодроме ГИБДД. Крупным автошколам, которым удастся найти деньги на строительство, придется столкнуться и с проблемой поиска свободных земельных участков, которых, как известно, в Челябинске практически нет. Придется либо договариваться с автошколой «КАФС», владеющей двумя автоматизированными автодромами, или попросту закрываться. Теоретически, небольшие автошколы, не располагающие достаточными средствами, могут объединиться и постараться отстроиться вскладчину. Однако на практике почти невозможно объединить конкурирующий бизнес.
Однако пока автошколы не поддаются паническим настроениям.
«Ничего страшного в новых требованиях я для себя не вижу, – говорит руководитель учебного центра «РОСТО» Александр Плаксин. – У нас есть время для выполнения новых условий и изыскания средств на них, мы планомерно к этому идем. Если хотим работать, то придется выполнять требования закона. А как иначе? Не справимся, значит не будем этим заниматься, вот и все».
«У нас есть два автодрома, работавшие по старым требованиям, сейчас мы занимаемся доведением их до ума, – рассказывает директор автошколы «Перспектива» Елена Козак. – Также, безусловно, будем устанавливать АПК и видеосистемы в автомобили. Мы не собираемся умирать, будем вкладываться и развиваться. Но в кризисный период постараемся сделать так, чтобы все это не отразилось на кармане наших клиентов. С нового года цена на обучение поднялась лишь на стоимость добавленных часов практического вождения».
Автошколы, Госавтоинспекция и Министерство образования области ждут утверждения трех важных документов: технических требований к аудиовидеосистемам и АПК, а также методики сдачи экзаменов на вождение. Если первые два нужны для того, чтобы четко представлять, что приобретать автошколам, то методика может сильно изменить устоявшиеся правила.
«Не исключено, что будет увеличено количество обязательных для выполнения на экзамене фигур, – прогнозирует Андрей Мурыгин. – Помимо традиционных «змейки», «горки», «дворика», «гаража» и «парковки» могут добавиться проезд регулируемого перекрестка, железнодорожного переезда, полоса разгона и другие. То есть те элементы, которые уже были опробованы в качестве эксперимента на челябинском автоматизированном автодроме. Вполне вероятно, что на некоторое время официально будут действовать две методики: для обычных автодромов и автоматизированных. Но, скорее всего, эта мера будет вводиться лишь на переходный период, пока во всех крупных городах не появятся автоматизированные площадки».
Новые требования к автошколам неминуемо приведут к сокращению числа образовательных учреждений и укрупнению серьезных игроков этого рынка. В ГИБДД видят лишь плюсы в этой тенденции: вместо сотен мелких автошкол, ютящихся по подвалам, давно пора перенимать европейский опыт и создавать крупные учебные центры по подготовке водителей. Но есть и другая сторона медали.
«Сокращение автошкол может привести к повышению цен на обучение. Закон рынка: предложение уменьшается, а спрос-то по-прежнему будет велик, – считает ведущий специалист отдела лицензирования Министерства образования Челябинской области Олег Поленин. – Кроме того, как обыватель, а не административный работник, я считаю, что укрупнение школ не добавит качества обучения. Любое укрупнение ведет к переходу на конвеерность, обезличиванию процесса».
Именно этот обезличенный процесс и ухудшение качества преподавания многие отмечают в расширяющейся автошколе «КАФС». Однако, по данным ГИБДД, за последние полтора года в Гоастоинспекцию не поступало ни одной жалобы на результаты экзамена на автоматизированном автодроме. Олег Поленин также сообщил, что за последние пять лет бурной деятельности «КАФСа» в отдел лицензирования Минобра поступила лишь одна жалоба на эту автошколу, и та принадлежала женщине, состоящей на учете в психоневрологическом диспансере. Получается, что либо обвинения в сторону крупнейшей автошколы области беспочвенны, либо все недовольные, в силу русского менталитета, предпочитают посудачить между собой, не удосуживаясь принять официальные меры и оформить жалобу.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Автошкола «Маэстро» Сосновского района Челябинской области подала иск на Госавтоинспекцию, помешавшую получить лицензию, и… выиграла дело. Но разрешение на ведение
Автошколы на грани вымирания – и это не гипербола. Утвержден список фирм, чье оборудование обязаны закупать автошколы всей страны, и перечень поставщиков вызывает немало
ГИБДД МВД России опубликовало новую методику приема экзамена на водительские права, которую можно назвать революционной. Правда, революционна она не столько для
В 2009 году система обучения водителей изменится, причем некоторые изменения можно назвать почти радикальными. Уже с 1 января количество часов на практическое вождение
Согласно статистике ГИБДД, особую группу риска по аварийности составляют водители-новички, что, по мнению специалистов, напрямую связано с уровнем их подготовки в