Экзамен на права по новым правилам – 12 фигур, видеофиксация, новые категории
В закладки
ГИБДД МВД России опубликовало новую методику приема экзамена на водительские права, которую можно назвать революционной. Правда, революционна она не столько для курсантов, сколько для автошкол, ведь наиболее радикальное изменение – обязательное наличие автоматизированных автодромов и средств видеофиксации сдачи экзамена. Новый подход потребует миллионных инвестиций от автошкол, что может существенно сократить их «поголовье».
Но немало нововведений и для курсантов, например, увеличение до 12 числа фигур на автодроме.
Новая методика начинает действовать с ноября 2011 года, однако в документе указана возможность досрочного применения, поэтому не исключено, что ее внедрят гораздо раньше. Ниже – описание основных изменений и комментарии эксперта.
Теория
Для успешной сдачи теоретической части необходимо правильно ответить на все 20 вопросов, однако если допущено не более одной ошибки в не более чем двух тематических группах, даются дополнительные 5 или 10 вопросов из соответствующих групп, на которые нужно ответить уже без осечек. К примеру, если вы допустили ошибку в вопросе про проезд перекрестов, то получите штрафные пять вопросов на эту же тему и пять минут времени.
Экзамен проводится «методом программного контроля с использованием соответствующей автоматизированной системы», проще говоря, на компьютере.
Экзамен с «автоматом»
Новая методика разрешает сдавать экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач, однако не исключено, что в правах будет соответствующая отметка, разрешающая человеку водить автомобили только с «автоматами».
Новые категории
Для вождения автомобиля с прицепом после основного экзамена необходимо сдать еще один практический на категорию BE, CE или DE (легковые автомобили, грузовые или автобусы). Он включает шесть фигур на автодроме и выезд в город.
Автоматизация процесса
Основной целью новой методики является исключение влияния человеческого фактора на результаты экзамена, что подразумевает несколько моментов. Во-первых, автодромы должны быть автоматизированы, то есть любые ошибки курсанта – выезд за стоп-линию, неправильный разворот и так далее – должны фиксироваться датчиками, данные с которых передаются из автомобиля в диспетчерский центр.
Во-вторых, все автомобили должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения, микрофонами и датчиками, которые фиксируют дорожную обстановку, действия сдающего и экзаменатора, а также другие существенные параметры автомобиля (например, нажатие на педаль тормоза и скорость).
Вся информация с систем видео- и аудиофиксации хранится в базе данных ГИБДД в течение года и используется в случае оспаривания результатов экзаменов.
Автодром
Количество фигур для категории В возросло до 12. Это «Старт», «Остановка и начало движения на подъеме», «Проезд пешеходного перехода», «Повороты на 90 градусов», «Змейка», «Разворот и парковка», «Параллельная парковка задним ходом», «Проезд регулируемого перекрестка», «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда», «Полоса разгона», «Аварийная остановка», «Финиш».
Наиболее сложные фигуры, судя по всему, – это параллельная парковка и разворот с парковкой. В последнем случае курсант должен проехать небольшой Т-образный перекресток по прямой, затем сдать задним ходом в «аппендикс» и вырулить в обратном направлении – ситуация имитирует разворот на тесной парковке.
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. К примеру, за наезд колесом на контрольную линию при парковочных маневрах начисляется пять баллов, за откат на горке более чем на 30 см – 10 баллов, за пересечение линии «Стоп» при запрещающем сигнале светофора – несдача. Учитывая изобилие фигур, для успешной сдачи нужно управлять автомобилем достаточно уверенно (плюс иногда учитывать особенности работы датчиков).
Город
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. При этом пять баллов начисляются, к примеру, за непристегнутый ремень безопасности, движение с необоснованно низкой скоростью, резкое торможение без нужды, выбор скорости без учета метеорологических условий. 10 баллов начисляют за невыполнение требований разметки, нарушение правил остановки, выезд на перекресток при заторе впереди и еще ряд нарушений. Но самая обширная категория нарушений подразумевает мгновенную несдачу. Это выезд на полосу встречного движения, создание помехи участнику движения с приоритетом, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение установленной скорости и другие серьезные прегрешения.
Техническая база
Главное препятствие для реализации новой методики – необходимость внедрения автоматизированных автодромов и серьезного дооборудования автомобилей. Так, для выполнения требований методики каждая экзаменационная машина должна быть оснащена минимум шестью видеокамерами, микрофоном и пятью-шестью датчиками.
Пока автоматизированных автодромов в России – единицы, и один из них, КАФС, в Челябинске. В 2007 году здесь стартовал всероссийский эксперимент для проверки эффективности автоматизированных автодромов, по результатам которого и была разработана новая методика.
Автошкола КАФС использовала автодром корейской компании DI Electronics, в котором правильность выполнения фигур фиксируется с помощью «зашитых» под дорожное полотно индукционных датчиков. Впрочем, некоторые жалуются на недостатки автодрома, в частности, на несоответствие расположения датчиков зрительно воспринимаемой фигуре. Проще говоря, вы можете въехать в парковочный слот, не задев его границ, но фигура будет не засчитана из-за особенностей расположения датчиков. В результате сдача экзамена зависит не только от водительских рефлексов, но и от «прикатанности» к данному автодрому – говорят, высокие чины ГИБДД не могли сдать половину фигур с первого раза.
В Челябинске появился альтернативный проект автоматизированного автодрома, разработкой которого занимается физический факультет ЧелГУ. В этом варианте используются менее прихотливые фотодатчики (на основе лазерных диодов), а стоимость автодрома в несколько раз ниже, чем корейского (порядка трех-четырех миллионов рублей). Недавно рабочий прототип автодрома был презентован директорам автошкол и заслужил положительные оценки. Более подробно об этом автодроме вы можете почитать в интервью с деканом физического факультета ЧелГУ Сергеем Таскаевым.
Мнение эксперта
За комментарием мы обратились к председателю совета директоров автошкол Челябинска Андрею Николаеву. Разумеется, новая методика сдачи экзамена попала под пристальное внимание совета директоров, и Андрей Львович выразил его общее мнение: «Тенденцию к автоматизации приема экзамена для увеличения его производительности и объективности мы считаем правильной, однако разработанная методика, увы, является абсолютно сырой и имеет ряд существенных противоречий. Дело в том, что ее разрабатывали не эксперты по приему экзаменов, а офицеры ГИБДД, и в качестве прототипа брался автодром КАФС. Но КАФС – это корейский вариант, а организация движения в России и Корее существенно отличается. На наш взгляд, для России приоритетной частью экзамена является «Город», поскольку именно здесь воспроизводятся реальные, а не идеализированные условия движения. Автодром же нужен для проверки элементарных навыков, и для чего вводить на автодроме такую фигуру, как перекресток, нам непонятно. Затем новая методика противоречит правилам ГИБДД, которые оговаривают необходимое оборудование учебной машины, и среди него нет ни видеокамер, ни датчиков. Наконец, методика нарушает конституционные права учащихся, ведь далеко не все готовы к тому, что каждое их действие будет сниматься на видеокамеру. И вопрос вовсе не праздный: у нас бывали случаи, когда от волнения у экзаменуемых из носа шла кровь и, растерявшись, они сбивали препятствие. И кому приятно, чтобы такие моменты фиксировались на камеру, тем более что никто не даст гарантии конфиденциальности этих записей. Одно дело, если бы разрешение на видеофиксацию давал кандидат в водители, а совсем другое, когда это вводят в принудительном порядке. Наконец, на наш взгляд, необходимость больших инвестиций в создание автодромов приведет к обвалу на рынке обучения вождению – небольшие школы просто не смогут потянуть финансовое бремя. А небольшие школы – вовсе не значит плохие. Все приведет к появлению в городах автошкол-монополистов, которые будут держать цены за обучение на уровне 40-50 тысяч рублей против 16-18 тысяч сейчас. Таким образом, мы выступаем за то, чтобы подобные регламенты и методики не разрабатывались в одностороннем порядке без учета мнения участников рынка».
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Но немало нововведений и для курсантов, например, увеличение до 12 числа фигур на автодроме.
Новая методика начинает действовать с ноября 2011 года, однако в документе указана возможность досрочного применения, поэтому не исключено, что ее внедрят гораздо раньше. Ниже – описание основных изменений и комментарии эксперта.
Теория
Для успешной сдачи теоретической части необходимо правильно ответить на все 20 вопросов, однако если допущено не более одной ошибки в не более чем двух тематических группах, даются дополнительные 5 или 10 вопросов из соответствующих групп, на которые нужно ответить уже без осечек. К примеру, если вы допустили ошибку в вопросе про проезд перекрестов, то получите штрафные пять вопросов на эту же тему и пять минут времени.
Экзамен проводится «методом программного контроля с использованием соответствующей автоматизированной системы», проще говоря, на компьютере.
Экзамен с «автоматом»
Новая методика разрешает сдавать экзамен на автомобилях с автоматической коробкой передач, однако не исключено, что в правах будет соответствующая отметка, разрешающая человеку водить автомобили только с «автоматами».
Новые категории
Для вождения автомобиля с прицепом после основного экзамена необходимо сдать еще один практический на категорию BE, CE или DE (легковые автомобили, грузовые или автобусы). Он включает шесть фигур на автодроме и выезд в город.
Автоматизация процесса
Основной целью новой методики является исключение влияния человеческого фактора на результаты экзамена, что подразумевает несколько моментов. Во-первых, автодромы должны быть автоматизированы, то есть любые ошибки курсанта – выезд за стоп-линию, неправильный разворот и так далее – должны фиксироваться датчиками, данные с которых передаются из автомобиля в диспетчерский центр.
Во-вторых, все автомобили должны быть оборудованы камерами видеонаблюдения, микрофонами и датчиками, которые фиксируют дорожную обстановку, действия сдающего и экзаменатора, а также другие существенные параметры автомобиля (например, нажатие на педаль тормоза и скорость).
Вся информация с систем видео- и аудиофиксации хранится в базе данных ГИБДД в течение года и используется в случае оспаривания результатов экзаменов.
Автодром
Количество фигур для категории В возросло до 12. Это «Старт», «Остановка и начало движения на подъеме», «Проезд пешеходного перехода», «Повороты на 90 градусов», «Змейка», «Разворот и парковка», «Параллельная парковка задним ходом», «Проезд регулируемого перекрестка», «Проезд нерегулируемого железнодорожного переезда», «Полоса разгона», «Аварийная остановка», «Финиш».
Наиболее сложные фигуры, судя по всему, – это параллельная парковка и разворот с парковкой. В последнем случае курсант должен проехать небольшой Т-образный перекресток по прямой, затем сдать задним ходом в «аппендикс» и вырулить в обратном направлении – ситуация имитирует разворот на тесной парковке.
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. К примеру, за наезд колесом на контрольную линию при парковочных маневрах начисляется пять баллов, за откат на горке более чем на 30 см – 10 баллов, за пересечение линии «Стоп» при запрещающем сигнале светофора – несдача. Учитывая изобилие фигур, для успешной сдачи нужно управлять автомобилем достаточно уверенно (плюс иногда учитывать особенности работы датчиков).
Город
Экзамен считается сданным, если кандидат набрал не более 20 штрафных баллов. При этом пять баллов начисляются, к примеру, за непристегнутый ремень безопасности, движение с необоснованно низкой скоростью, резкое торможение без нужды, выбор скорости без учета метеорологических условий. 10 баллов начисляют за невыполнение требований разметки, нарушение правил остановки, выезд на перекресток при заторе впереди и еще ряд нарушений. Но самая обширная категория нарушений подразумевает мгновенную несдачу. Это выезд на полосу встречного движения, создание помехи участнику движения с приоритетом, проезд на запрещающий сигнал светофора, превышение установленной скорости и другие серьезные прегрешения.
Техническая база
Главное препятствие для реализации новой методики – необходимость внедрения автоматизированных автодромов и серьезного дооборудования автомобилей. Так, для выполнения требований методики каждая экзаменационная машина должна быть оснащена минимум шестью видеокамерами, микрофоном и пятью-шестью датчиками.
Пока автоматизированных автодромов в России – единицы, и один из них, КАФС, в Челябинске. В 2007 году здесь стартовал всероссийский эксперимент для проверки эффективности автоматизированных автодромов, по результатам которого и была разработана новая методика.
Автошкола КАФС использовала автодром корейской компании DI Electronics, в котором правильность выполнения фигур фиксируется с помощью «зашитых» под дорожное полотно индукционных датчиков. Впрочем, некоторые жалуются на недостатки автодрома, в частности, на несоответствие расположения датчиков зрительно воспринимаемой фигуре. Проще говоря, вы можете въехать в парковочный слот, не задев его границ, но фигура будет не засчитана из-за особенностей расположения датчиков. В результате сдача экзамена зависит не только от водительских рефлексов, но и от «прикатанности» к данному автодрому – говорят, высокие чины ГИБДД не могли сдать половину фигур с первого раза.
В Челябинске появился альтернативный проект автоматизированного автодрома, разработкой которого занимается физический факультет ЧелГУ. В этом варианте используются менее прихотливые фотодатчики (на основе лазерных диодов), а стоимость автодрома в несколько раз ниже, чем корейского (порядка трех-четырех миллионов рублей). Недавно рабочий прототип автодрома был презентован директорам автошкол и заслужил положительные оценки. Более подробно об этом автодроме вы можете почитать в интервью с деканом физического факультета ЧелГУ Сергеем Таскаевым.
Мнение эксперта
За комментарием мы обратились к председателю совета директоров автошкол Челябинска Андрею Николаеву. Разумеется, новая методика сдачи экзамена попала под пристальное внимание совета директоров, и Андрей Львович выразил его общее мнение: «Тенденцию к автоматизации приема экзамена для увеличения его производительности и объективности мы считаем правильной, однако разработанная методика, увы, является абсолютно сырой и имеет ряд существенных противоречий. Дело в том, что ее разрабатывали не эксперты по приему экзаменов, а офицеры ГИБДД, и в качестве прототипа брался автодром КАФС. Но КАФС – это корейский вариант, а организация движения в России и Корее существенно отличается. На наш взгляд, для России приоритетной частью экзамена является «Город», поскольку именно здесь воспроизводятся реальные, а не идеализированные условия движения. Автодром же нужен для проверки элементарных навыков, и для чего вводить на автодроме такую фигуру, как перекресток, нам непонятно. Затем новая методика противоречит правилам ГИБДД, которые оговаривают необходимое оборудование учебной машины, и среди него нет ни видеокамер, ни датчиков. Наконец, методика нарушает конституционные права учащихся, ведь далеко не все готовы к тому, что каждое их действие будет сниматься на видеокамеру. И вопрос вовсе не праздный: у нас бывали случаи, когда от волнения у экзаменуемых из носа шла кровь и, растерявшись, они сбивали препятствие. И кому приятно, чтобы такие моменты фиксировались на камеру, тем более что никто не даст гарантии конфиденциальности этих записей. Одно дело, если бы разрешение на видеофиксацию давал кандидат в водители, а совсем другое, когда это вводят в принудительном порядке. Наконец, на наш взгляд, необходимость больших инвестиций в создание автодромов приведет к обвалу на рынке обучения вождению – небольшие школы просто не смогут потянуть финансовое бремя. А небольшие школы – вовсе не значит плохие. Все приведет к появлению в городах автошкол-монополистов, которые будут держать цены за обучение на уровне 40-50 тысяч рублей против 16-18 тысяч сейчас. Таким образом, мы выступаем за то, чтобы подобные регламенты и методики не разрабатывались в одностороннем порядке без учета мнения участников рынка».
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Около месяца назад генеральный директор автошколы КАФС Владимир Котров заявил, что с 1 января 2010 года все выпускники автошкол Челябинска будут сдавать экзамен на
С 1 января 2010 года ученики челябинских автошкол будут сдавать экзамен на автоматизированных автодромах. Их тотальное применение запланировано на конец 2011 года,
В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные
В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные
В 2009 году система обучения водителей изменится, причем некоторые изменения можно назвать почти радикальными. Уже с 1 января количество часов на практическое вождение