Сергей Таскаев, декан физического факультета ЧелГУ: «Автоматизированные автодромы – решение XXI века, и наша цель – сделать их доступными для автошкол»
В закладки
В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные автомобили – оснастить системами видеонаблюдения. В планах также увеличение числа обязательных фигур – будет и перекресток, и железнодорожный переезд, и полоса торможения.
«Интеллектуальный» автодром, в отличие от обычного, должен в автоматическом режиме отслеживать правильность выполнения элементов, снижая влияние человеческого фактора. Вторым рубежом защиты от субъективизма станут видеокамеры.
Курс на автоматизацию был взят после успешного завершения федерального эксперимента на российском автодроме КАФС, где в 2007 году начал работу автодром корейской компании DI Electonics. Видимо, результаты челябинских выпускников КАФСа оказались обнадеживающими, и депутаты решили распространить опыт на всю Россию.
Но для автошкол подобный шаг грозит серьезными финансовыми трудностями, ведь оборудование автоматизированного автодрома требует инвестиций, которые измеряются миллионами долларов. Небольшие автошколы не смогут набрать такой суммы даже в складчину, что поставит их под угрозу исчезновения. Это неприятно и для потенциальных водителей – уменьшение числа автошкол и инвестиции в автодромы вынудят их поднять цену на обучение.
Чтобы облегчить российским автошколам переход на новые стандарты, физический факультет ЧелГУ взялся за разработку отечественной версии автоматизированного автодрома, поставив во главу угла минимизацию затрат автошкол и приспособленность устройства к российским условиям эксплуатации.
Сегодня наш гость – декан физического факультета ЧелГУ Сергей Таскаев – человек, стоящий у истоков этого проекта.
– Сергей Валерьевич, с вашей точки зрения, внедрение автоматизированных автодромов – оправданный шаг?
– Я считаю, что да. Во-первых, это позволит добиться максимальной объективности при обучении и сдаче экзамена: ученик всегда будет знать, насколько правильно он выполнил элемент, а отследить причину ошибок как на автодроме, так и в городе помогут камеры видеонаблюдения на учебных машинах. Во-вторых, возрастет пропускная способность автодрома при сдаче экзамена. Система приема экзаменов радикально не менялась уже много десятилетий, а между тем новый век диктует новые стандарты.
– В «свободной продаже» есть импортные автоматизированные автодромы, вроде того, что купил КАФС. Для чего необходима разработка отечественного аналога?
– К сожалению, рынок автоматизированных автодромов очень узок, и у автошкол, фактически, нет альтернатив корейскому варианту, который и приобрел КАФС. Надо заметить, что этот автодром разрабатывался достаточно давно и имеет ряд существенных ограничений. Так, его можно инсталлировать на площадке размером 80 на 70 метров, и он требует достаточно сложных работ по подготовке территории – фактически, отстраивается мини-город. Индукционные датчики монтируются в слое бетона, поэтому не допускают быстрого изменения конфигурации автодрома. В некоторых случаях датчики требуют чрезмерно точного позиционирования машины, иначе водителю ставится «неуд», хотя фактически он уложился в норматив. Автомобили оснащаются множеством датчиков, что не позволяет использовать их в городе, и автошкола помимо автодрома вынуждена покупать еще и парк специальных машин. Наконец, стоимость корейского автодрома составляет порядка $1,5 миллионов, а это очень весомая сумма для российских автошкол.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– Мы постарались создать максимально простую и гибкую систему, поэтому в качестве регистрирующего элемента использовали пары лазерный светодиод – фотодатчик. Они недороги в изготовлении, надежны, безопасны, и главное – позволяют формировать любую конфигурацию автодрома очень быстро. Лучи лазера ограничивают пространство фигуры, и электроника отслеживает моменты и последовательность пересечения автомобилем лучей, делая вывод о правильности выполнения упражнения. Фотодатчики, в отличие от индукционных, позволяют создавать мобильные автодромы, которые разворачиваются буквально за несколько часов – это удобно, например, для небольших автошкол в сельской местности, которые могут пользоваться одним мобильным автодромом, переезжающим от школы к школе. При этом никаких ограничений по габаритам и форме автомобилей не существует – такую систему можно приспособить и для автомобиля размером с «Оку», и для БТР. Фотодатчики позволяют очень точно ограничить контур фигуры и избежать ситуации, когда, например, человек заехал в гараж, но датчики показывают несдачу. С их помощью можно зафиксировать любые реальные ошибки – выезд за пределы, неточное торможение на горке, пересечение стоп-линии на светофоре, сбитую вешку на «змейке».
– Помимо собственно датчиков, какие еще элементы включает система?
– Автоматизированный автодром – это электронный комплекс. Помимо стационарных датчиков ряд чувствительных элементов устанавливается на автомобиль. В отличие от корейского варианта, все датчики монтируются очень быстро, а потому автомобиль остается пригоден для обычной эксплуатации и учебной езды по городу. Кроме того, согласно новым правилам, машина должна быть оснащена несколькими видеокамерами, и мы предлагаем два варианта – недорогие веб-камеры или IP-камеры, позволяющие производить съемку даже в полной темноте. На автомобиль монтируется пять-шесть камер, но по желанию заказчика их количество может быть увеличено в разы. Наконец, вся информация с датчиков и камер передается по проводному или беспроводному каналу на специальный компьютер, и далее – в центр управления, который может находиться на значительном удалении и от автодрома. Это также удобно, поскольку позволяет инспекторам вообще не присутствовать на экзамене или одновременно принимать экзамен на нескольких автодромах без необходимости переездов с места на место.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– Для чего необходимы видеокамеры в учебном автомобиле?
– В первую очередь, для разрешения спорных ситуаций во время экзамена, поскольку камеры фиксируют практически все нюансы дорожной ситуации: расположение других машин спереди, сбоку, сзади, поведение курсанта за рулем (в частности, пристегнут ли он ремнем безопасности), работу педалями. Но помимо прочего такие системы полезны в процессе обучения, поскольку позволяют курсанту взглянуть на себя со стороны и получить «обратную связь». Например, многие с первых же занятий сидят за рулем неправильно, и, увидев это глазами стороннего наблюдателя, они смогут быстрее скорректировать свою посадку.
– Стоимость вашей разработки ниже, чем корейского автодрома?
– Да, и существенно. Если необходимо оснастить площадку для сдачи экзамена из нескольких фигур, оборудование и установка обойдется примерно в $100-150 тысяч, что на порядок доступнее корейского варианта. Разумеется, как и в случае с автомобилями, цена будет зависеть от комплектации, и если необходим вариант «все включено» (автомобили с датчиками, видеокамерами, полное оборудование автодрома), то стоимость будет примерно в три-четыре раза ниже, чем у автодрома компании DI Electonics.
– Когда речь заходит о российских аналогах, сразу всплывает вопрос надежности...
– Разумеется, для внедрения подобной системы в широком масштабе крайне важно добиться от нее стабильной и безошибочной работы, поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. Именно поэтому в качестве чувствительных элементов выбраны оптические датчики, которые легко настраиваются и сами по себе очень надежны. К примеру, рабочий диапазон температур комплекса составляет от -30 до +80 градусов Цельсия, что очень важно при использовании системы в условиях нашего континентального климата. Перед внедрением система будет подвергнута многочисленным тестам на надежность, а близость производителя к потребителю обеспечит своевременное обслуживание.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– На каком этапе проект находится в данный момент?
– Разработан автоматический автодром и подготовлена необходимая техническая документация для его производства, кроме того, создана и протестирована система видеорегистрации сдачи экзамена. Проведены презентации проекта перед Советом директоров автошкол Челябинской области и сотрудниками МРЭО ГИБДД ГУВД Челябинской области. Получены положительные отзывы и рекомендации по улучшению системы. Сейчас материалы по этому проекту направлены в ДОБДД МВД РФ с целью согласования соответствия с требованиями Департамента.
– В перспективе вы планируете вывести проект за рамки Челябинской области?
– Разумеется. Это проект федерального масштаба, поскольку с 1 июля необходимость в автоматизированных автодромах почувствуют все автошколы страны, и мы постараемся облегчить им переход на новые правила. Однако первые образцы начнут работать в нашей области, и, скорее всего, мы установим тестовый вариант прямо на территории Челябинского государственного университета.
– Кто участвует в проекте, помимо ЧелГУ в лице физического факультета?
– Проект получил поддержку нескольких инвесторов. Это автошкола РОСТО (ДОСААФ), Всероссийское общество автомобилистов, ЧОУ «Автокласс +», НОУ «Автокурсы». Также проект рассмотрен региональной комиссией Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере при Правительстве РФ, сейчас мы ожидаем принятия решения по софинансированию проекта этим фондом.
– В условиях кризиса правительство активно стимулирует спрос на российскую продукцию в противовес импорту. В этом смысле ваш проект вполне в русле тенденций?
– Абсолютно. С одной стороны, он позволит автошколам снизить инвестиции в переоборудование автодромов. С другой – загрузить мощности российских предприятий. К примеру, для оборудования одного автодрома необходимо порядка 100-150 оптических датчиков, производством которых, вероятно, займутся предприятия оборонного профиля. Когда спрос на систему вырастет, предприятия будут обеспечены вполне солидными заказами, поскольку в одной только Челябинской области необходимо переоснастить около десятка действующих автодромов.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
«Интеллектуальный» автодром, в отличие от обычного, должен в автоматическом режиме отслеживать правильность выполнения элементов, снижая влияние человеческого фактора. Вторым рубежом защиты от субъективизма станут видеокамеры.
Курс на автоматизацию был взят после успешного завершения федерального эксперимента на российском автодроме КАФС, где в 2007 году начал работу автодром корейской компании DI Electonics. Видимо, результаты челябинских выпускников КАФСа оказались обнадеживающими, и депутаты решили распространить опыт на всю Россию.
Но для автошкол подобный шаг грозит серьезными финансовыми трудностями, ведь оборудование автоматизированного автодрома требует инвестиций, которые измеряются миллионами долларов. Небольшие автошколы не смогут набрать такой суммы даже в складчину, что поставит их под угрозу исчезновения. Это неприятно и для потенциальных водителей – уменьшение числа автошкол и инвестиции в автодромы вынудят их поднять цену на обучение.
Чтобы облегчить российским автошколам переход на новые стандарты, физический факультет ЧелГУ взялся за разработку отечественной версии автоматизированного автодрома, поставив во главу угла минимизацию затрат автошкол и приспособленность устройства к российским условиям эксплуатации.
Сегодня наш гость – декан физического факультета ЧелГУ Сергей Таскаев – человек, стоящий у истоков этого проекта.
– Сергей Валерьевич, с вашей точки зрения, внедрение автоматизированных автодромов – оправданный шаг?
– Я считаю, что да. Во-первых, это позволит добиться максимальной объективности при обучении и сдаче экзамена: ученик всегда будет знать, насколько правильно он выполнил элемент, а отследить причину ошибок как на автодроме, так и в городе помогут камеры видеонаблюдения на учебных машинах. Во-вторых, возрастет пропускная способность автодрома при сдаче экзамена. Система приема экзаменов радикально не менялась уже много десятилетий, а между тем новый век диктует новые стандарты.
– В «свободной продаже» есть импортные автоматизированные автодромы, вроде того, что купил КАФС. Для чего необходима разработка отечественного аналога?
– К сожалению, рынок автоматизированных автодромов очень узок, и у автошкол, фактически, нет альтернатив корейскому варианту, который и приобрел КАФС. Надо заметить, что этот автодром разрабатывался достаточно давно и имеет ряд существенных ограничений. Так, его можно инсталлировать на площадке размером 80 на 70 метров, и он требует достаточно сложных работ по подготовке территории – фактически, отстраивается мини-город. Индукционные датчики монтируются в слое бетона, поэтому не допускают быстрого изменения конфигурации автодрома. В некоторых случаях датчики требуют чрезмерно точного позиционирования машины, иначе водителю ставится «неуд», хотя фактически он уложился в норматив. Автомобили оснащаются множеством датчиков, что не позволяет использовать их в городе, и автошкола помимо автодрома вынуждена покупать еще и парк специальных машин. Наконец, стоимость корейского автодрома составляет порядка $1,5 миллионов, а это очень весомая сумма для российских автошкол.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– Мы постарались создать максимально простую и гибкую систему, поэтому в качестве регистрирующего элемента использовали пары лазерный светодиод – фотодатчик. Они недороги в изготовлении, надежны, безопасны, и главное – позволяют формировать любую конфигурацию автодрома очень быстро. Лучи лазера ограничивают пространство фигуры, и электроника отслеживает моменты и последовательность пересечения автомобилем лучей, делая вывод о правильности выполнения упражнения. Фотодатчики, в отличие от индукционных, позволяют создавать мобильные автодромы, которые разворачиваются буквально за несколько часов – это удобно, например, для небольших автошкол в сельской местности, которые могут пользоваться одним мобильным автодромом, переезжающим от школы к школе. При этом никаких ограничений по габаритам и форме автомобилей не существует – такую систему можно приспособить и для автомобиля размером с «Оку», и для БТР. Фотодатчики позволяют очень точно ограничить контур фигуры и избежать ситуации, когда, например, человек заехал в гараж, но датчики показывают несдачу. С их помощью можно зафиксировать любые реальные ошибки – выезд за пределы, неточное торможение на горке, пересечение стоп-линии на светофоре, сбитую вешку на «змейке».
– Помимо собственно датчиков, какие еще элементы включает система?
– Автоматизированный автодром – это электронный комплекс. Помимо стационарных датчиков ряд чувствительных элементов устанавливается на автомобиль. В отличие от корейского варианта, все датчики монтируются очень быстро, а потому автомобиль остается пригоден для обычной эксплуатации и учебной езды по городу. Кроме того, согласно новым правилам, машина должна быть оснащена несколькими видеокамерами, и мы предлагаем два варианта – недорогие веб-камеры или IP-камеры, позволяющие производить съемку даже в полной темноте. На автомобиль монтируется пять-шесть камер, но по желанию заказчика их количество может быть увеличено в разы. Наконец, вся информация с датчиков и камер передается по проводному или беспроводному каналу на специальный компьютер, и далее – в центр управления, который может находиться на значительном удалении и от автодрома. Это также удобно, поскольку позволяет инспекторам вообще не присутствовать на экзамене или одновременно принимать экзамен на нескольких автодромах без необходимости переездов с места на место.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– Для чего необходимы видеокамеры в учебном автомобиле?
– В первую очередь, для разрешения спорных ситуаций во время экзамена, поскольку камеры фиксируют практически все нюансы дорожной ситуации: расположение других машин спереди, сбоку, сзади, поведение курсанта за рулем (в частности, пристегнут ли он ремнем безопасности), работу педалями. Но помимо прочего такие системы полезны в процессе обучения, поскольку позволяют курсанту взглянуть на себя со стороны и получить «обратную связь». Например, многие с первых же занятий сидят за рулем неправильно, и, увидев это глазами стороннего наблюдателя, они смогут быстрее скорректировать свою посадку.
– Стоимость вашей разработки ниже, чем корейского автодрома?
– Да, и существенно. Если необходимо оснастить площадку для сдачи экзамена из нескольких фигур, оборудование и установка обойдется примерно в $100-150 тысяч, что на порядок доступнее корейского варианта. Разумеется, как и в случае с автомобилями, цена будет зависеть от комплектации, и если необходим вариант «все включено» (автомобили с датчиками, видеокамерами, полное оборудование автодрома), то стоимость будет примерно в три-четыре раза ниже, чем у автодрома компании DI Electonics.
– Когда речь заходит о российских аналогах, сразу всплывает вопрос надежности...
– Разумеется, для внедрения подобной системы в широком масштабе крайне важно добиться от нее стабильной и безошибочной работы, поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. Именно поэтому в качестве чувствительных элементов выбраны оптические датчики, которые легко настраиваются и сами по себе очень надежны. К примеру, рабочий диапазон температур комплекса составляет от -30 до +80 градусов Цельсия, что очень важно при использовании системы в условиях нашего континентального климата. Перед внедрением система будет подвергнута многочисленным тестам на надежность, а близость производителя к потребителю обеспечит своевременное обслуживание.
– В чем принципиальное отличие вашей разработки?
– На каком этапе проект находится в данный момент?
– Разработан автоматический автодром и подготовлена необходимая техническая документация для его производства, кроме того, создана и протестирована система видеорегистрации сдачи экзамена. Проведены презентации проекта перед Советом директоров автошкол Челябинской области и сотрудниками МРЭО ГИБДД ГУВД Челябинской области. Получены положительные отзывы и рекомендации по улучшению системы. Сейчас материалы по этому проекту направлены в ДОБДД МВД РФ с целью согласования соответствия с требованиями Департамента.
– В перспективе вы планируете вывести проект за рамки Челябинской области?
– Разумеется. Это проект федерального масштаба, поскольку с 1 июля необходимость в автоматизированных автодромах почувствуют все автошколы страны, и мы постараемся облегчить им переход на новые правила. Однако первые образцы начнут работать в нашей области, и, скорее всего, мы установим тестовый вариант прямо на территории Челябинского государственного университета.
– Кто участвует в проекте, помимо ЧелГУ в лице физического факультета?
– Проект получил поддержку нескольких инвесторов. Это автошкола РОСТО (ДОСААФ), Всероссийское общество автомобилистов, ЧОУ «Автокласс +», НОУ «Автокурсы». Также проект рассмотрен региональной комиссией Фонда содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере при Правительстве РФ, сейчас мы ожидаем принятия решения по софинансированию проекта этим фондом.
– В условиях кризиса правительство активно стимулирует спрос на российскую продукцию в противовес импорту. В этом смысле ваш проект вполне в русле тенденций?
– Абсолютно. С одной стороны, он позволит автошколам снизить инвестиции в переоборудование автодромов. С другой – загрузить мощности российских предприятий. К примеру, для оборудования одного автодрома необходимо порядка 100-150 оптических датчиков, производством которых, вероятно, займутся предприятия оборонного профиля. Когда спрос на систему вырастет, предприятия будут обеспечены вполне солидными заказами, поскольку в одной только Челябинской области необходимо переоснастить около десятка действующих автодромов.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Около месяца назад генеральный директор автошколы КАФС Владимир Котров заявил, что с 1 января 2010 года все выпускники автошкол Челябинска будут сдавать экзамен на
С 1 января 2010 года ученики челябинских автошкол будут сдавать экзамен на автоматизированных автодромах. Их тотальное применение запланировано на конец 2011 года,
ГИБДД МВД России опубликовало новую методику приема экзамена на водительские права, которую можно назвать революционной. Правда, революционна она не столько для
В скором времени автошколы ждет революционное изменение – судя по всему, их обяжут принимать экзамены исключительно на автоматизированных автодромах, а учебные
В 2009 году система обучения водителей изменится, причем некоторые изменения можно назвать почти радикальными. Уже с 1 января количество часов на практическое вождение