Топливный кризис сократит число авиакомпаний вдвое: обзор прессы
В закладки
Москва, Июль 28 (Новый Регион, Полина Державина) – Основные экономические события дня – обзор российской деловой прессы за 28 июля.
Топливный кризис: банкротства не избежать
Число российских авиакомпаний может сократиться как минимум вдвое
За полгода авиатопливо подорожало более чем на 40%. Ситуация на рынке ухудшилась настолько, что в конце минувшей недели глава Росавиации Евгений Бачурин не исключил «банкротства ряда российских авиакомпаний». «Ведомости» сообщают, что уже сегодня топливная составляющая в операционных расходах у «Аэрофлота» – около 40%, у «Трансаэро» – 37,7%, у дискаунтера Sky Express – 35%.
Но самые плохие времена для российских перевозчиков еще впереди. Если в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок, то в «тихие» периоды (октябрь-ноябрь и январь-февраль) пассажиропоток резко падает. И в этой ситуации компаниям может не хватить доходов, чтобы расплатиться с поставщиками. Ведь авиаперевозки – низкорентабельный бизнес, и заработать возможно лишь на объемах.
Самыми уязвимыми она называет компании с ежегодным пассажиропотоком менее 1 млн человек. В зоне риска и те, у кого флот состоит преимущественно из старых судов. Новые лайнеры дают экономию по топливу до 30-50%.
В России большинство авиакомпаний уже едва ли не подпадают под определение «банкрот». Достаточно посмотреть на финансовые показатели: отрицательная рентабельность и прибыль, просроченная кредиторская задолженность.
Выживут, по мнению аналитиков, перевозчики первой пятерки («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «Трансаэро», «Ютэйр»), а также имеющие «могучего партнера в лице государства или большой корпорации».
Во всем мире банкротство авиакомпаний становится распространенным явлением. Только за первую половину 2008 г. обанкротились или приостановили деятельность 25 перевозчиков (данные Международной ассоциации воздушного транспорта).
В России первые банкротства могут появиться к следующему лету. Но механизм банкротства у нас не отработан, поэтому скорее стоит говорить в связи с этим о возможных слияниях или поглощениях.
По расчетам аналитиков, в результате число авиакомпаний в России может сократиться как минимум вдвое. В итоге топливный кризис ускорит консолидацию отрасли, к чему давно стремится «Аэрофлот».
Рынок не выдержал
Металлургия, угольщики и нефтянка пострадали от обвала котировок
В пятницу российский фондовый рынок показал очередной рекорд падения: индекс РТС пробил границу в 2000 пунктов и опустился до отметки 1951,29, а ММВБ, потеряв 5,49%, упал до 1487,1 пункта. Так рынок среагировал на высказывания главы правительства Владимира Путина о деятельности металлургической компании «Мечел». Подлила масла в огонь и отрицательная динамика на мировых рынках, отмечает «РБК daily».
О лидерах падения говорить не приходится, обвал котировок затронул практически весь спектр «голубых фишек». Хуже всех по понятным причинам чувствовали себя металлургия и угольщики, а также нефтянка. НЛМК и «Северсталь» рухнули на 10% каждый, «Норникель» подешевел на 5,99%, в результате сводный индекс сектора Micex M&M упал на рекордные 7,71%.
В зоне падения оказался и финансовый сектор, при этом акции Сбербанка чувствовали себя значительно хуже, чем ВТБ, потеряв 7,21 против 4,58% на фоне данных отчетности МСФО за первый квартал. В ходе торгов акции Сбербанка опускались ниже психологического уровня в 70 руб., однако до конца дня сумели несколько отыграть позиции.
По словам аналитиков, в пятницу на рынке был эмоциональный всплеск продаж инвесторов, не выдержавших непрерывного пятинедельного падения индекса РТС, в предыдущий раз такое длительное падение индекса было зафиксировано во время экономического кризиса в августе 1998 года и политического кризиса в марте 1996 года.
Эксперты основной причиной обвала российского рынка называют резкие высказывания премьер-министра Владимира Путина, который на совещании по развитию металлургической промышленности в конце прошлой недели потребовал от ФАС и Генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья компании «Мечел».
Стоит отметит, что после падения на 37,61% в четверг расписок «Мечела» на Нью-Йоркской бирже в пятницу стоимость бумаг «Мечела» выросла на 14,71%.
Не выдержал падения фондовых активов в пятницу и срочный рынок РТС, днем в пятницу было в полтора раза увеличено гарантийное обеспечение по самому распространенному срочному инструменту – фьючерсу на индекс РТС.
Сегодня участники рынка ожидают отскока рынка вверх. С западных площадок нет никаких новых негативных новостей, ведущие фондовые индексы в пятницу закрылись разнонаправленно. В целом, к концу 2008 года индекс РТС может достигнуть уровня 2800-3000 пунктов благодаря сохраняющимся во всем мире высоким ценам на энергоресурсы.
ЮКОСа номер два не будет
Какая судьба ждет «Мечел»
Владимир Путин раскритиковал «Мечел» за поставку на экспорт угля по ценам вдвое ниже внутренних, поинтересовался, где маржа «в виде налогов для государства», и обещал послать доктора к угодившему в больницу владельцу холдинга Игорю Зюзину, напоминают «Ведомости».
Всю пятницу аналитики пытались объяснить инвесторам внезапный гнев Путина. Чиновники хранили молчание. Лишь замминистра экономразвития Андрей Клепач объяснил, что ситуация с «Мечелом» – не скандал, а узловая развилка в развитии отрасли: поставщикам сырья, металлургам и их потребителям придется заключать долгосрочные контракты.
Несколько источников уверены, что причиной атаки стали жалобы владельца НЛМК Владимира Лисина. Переход на долгосрочные отношения по всей цепочке предложил именно он. И ФАС возбудила дело в отношении «Мечела» как раз в связи с прекращением поставок угольного концентрата в адрес НЛМК. Представитель НЛМК подтверждает, что НЛМК жаловался в ФАС на «Мечел» и поднимал эти вопросы на совещаниях у вице-премьера Игоря Сечина.
Резкий выпад премьера Путина против Зюзина может быть также связан с желанием «Ростехнологий» получить контроль над активами «Мечела».
В пятницу «Мечел» выпустил сообщение – признался, что «разделяет озабоченность» правительства и металлургов ростом цен на металлопродукцию и сырье, а также «выражает готовность к сотрудничеству» с органами власти. Компания подчеркнула, что уже заключила несколько договоров на поставки продукции до конца года. Но до этого на сайте «Мечела» появлялось более полное сообщение: компания признавалась, что в I квартале 2008 г. имел место «существенный разрыв между внутренними и внешними ценами на коксующийся уголь». Это сообщение с сайта исчезло, его появление назвали «технической ошибкой».
Причина атаки на «Мечел», говорит источник в правительстве, – нежелание компании заключать долгосрочные контракты с металлургами: коллеги Зюзина со второго и третьего объяснений поняли, что надо переходить на долгосрочные контракты, а «Мечел» заключал договоры на неделю, держал всех производителей на крючке.
Путин потребовал от ФАС и Следственного комитета Генпрокуратуры разобраться с экспортными поставками сырья «Мечелом». «Мечел» будут продолжать преследовать, уверен собеседник в правительстве: шанс исправиться есть, но это будет стоить дорого – надо погасить всю налоговую дельту. У «Мечела» вся экспортная выручка от продажи коксующегося угля в 2007 г. меньше $100 млн, так что налоговые претензии по этому поводу, если и будут, не навредят компании, говорят аналитики.
Вряд ли «Мечелу» предстоит стать ЮКОСом № 2, полагают эксперты: бизнес в России больше не конфликтует с властью, а Зюзин не замечен в финансировании политической оппозиции. «Второй ЮКОС» не нужен ни бизнесу, ни правительству: успех «плана Путина» до 2020 г. зависит от роста иностранных инвестиций.
Но размещение привилегированных акций «Мечела» (11,7% от увеличенного уставного капитала), запланированное на 11 августа, отложено.
Скептически настроенные инвесторы укрепились в своем скепсисе, остальные ждут развязки и не уверены в перспективах. Если инвесторы придут к выводу, что начинается очередное перераспределение сырьевых активов, то будет и отток капитала. Причина резких слов премьера – в недовольстве экономической ситуацией и прессингом инфляции, заключают эксперты.
История «Интергео» начинается со скандала
«Норникель» проверит законность передачи лицензий новой компании
История компании «Интергео», в которой Михаил Прохоров консолидировал все принадлежащие ему лицензии на разработку месторождений, начинается со скандала. Новое руководство «Норильского никеля», лояльное Владимиру Потанину, начало проверку легальности выделения лицензий, которые, по его данным, покупались в интересах ГМК. Как отмечает «Коммерсантъ», в ОНЭКСИМе не опасаются результатов расследования, утверждая, что фонд действовал на законных основаниях.
Как говорится в сообщении ГМК, «расследование будет проходить в рамках передачи дел от господина Финского М. В». Максим Финский занимал в «Норильском никеле» пост заместителя гендиректора, ответственного за геологический комплекс, на прошлой неделе он подписал заявление об увольнении, приняв предложение Михаила Прохорова возглавить «Интергео» – масштабный проект создания на базе 12 лицензий на крупные месторождения металлов в Сибири и на Дальнем Востоке горно-металлургической компании.
При разделе активов между Михаилом Прохоровым и Владимиром Потаниным в соглашении действительно говорилось о передаче ОНЭКСИМу части лицензий, приобретавшихся в интересах «Норильского никеля». При этом лицензии покупались не на сам ГМК, а на отдельные структуры. Это делалось в том числе для того, чтобы не повышать стоимости лицензий на аукционах.
В «Интерросе» подтверждают, что по соглашению ОНЭКСИМу должна была достаться часть лицензий, однако не все. Соглашение предполагало два условия. Во-первых, «Норильский никель» должен был получить за них деньги, поскольку они покупались в его интересах, а во-вторых, передача не должна была противоречить интересам ГМК. Именно на соответствие этим условиям передачу лицензий будет проверять менеджмент «Норильского никеля».
Для «Норильского никеля» в списке месторождений, вошедших в «Интергео», интересной могла стать лицензия на разработку Ийско-Тагульской площади с ресурсным потенциалом 7,5 млн тонн никеля и 3,5 млн тонн меди. Аналитики полагают, что как минимум лицензию на Ийско-Тагульскую площадь «Норникель» должен был бы себе оставить, а уже что делать с ней – решать после геологоразведки. С другой стороны, если у него нет планов заниматься масштабными greenfield, так или иначе ГМК лицензию перепродала бы. При текущих ценах на цветные металлы ГМК стоит побороться за эти лицензии.© 2008, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
Авиатопливо снова начало прибавлять в цене, вслед за ним дорожают билеты. Как пишет газета "Коммерсантъ", цены на авиатопливо в ряде аэропортов России начали
Цепочку ценообразования на авиационные билеты готова Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Служба считает, что перевозчики должны снижать цены пропорционально
Основные экономические события дня - обзор российской деловой прессы за 31 октября. "Роснефть" и ЛУКОЙЛ ждут штрафов ФАС признала компании виновными в установлении
Основные экономические события дня - обзор российской деловой прессы за 24 октября. Международные резервы России продолжают быстро таять Уже три недели подряд
Основные экономические события дня - обзор российской деловой прессы за 11 сентября. ФАС предложила новые правила поставки газа в Россию Свод правил был составлен без