» » Учеба на «десяточку»

Учеба на «десяточку»

В закладки
Учеба на «десяточку»

В школах больше не будет «двоечников», а родители начнут ругать детей за «шестерки». Все это станет возможным после введения в учебных заведениях десятибалльной системы оценивания. Министр образования РФ Андрей Фурсенко новую инициативу поддержал: уже в этом году эксперимент может начаться в российских школах. И если все пройдет удачно, через шесть лет ученики вообще забудут о такой оценке, как «двойка».
По словам декана факультета повышения квалификации Московского государственного областного университета Валентина Симонова, пятибалльная система – пережиток «черно-белого мышления, привитого нам еще с коммунистических времен. Она проводит сначала виртуальную, а затем и реальную границу между обучающимися: «плохой обучающийся – хороший», «отличник – троечник», «успевающий – неуспевающий». Создан культ оценки вместо культа знаний!» – убежден он. Новая же система позволит снизить долю субъективизма, ученик будет получать отметку за реальные знания. «Десятибалльная шкала на сегодняшний день является единственной, базирующейся на определенной математической модели и дающей более точные характеристики основных показателей обученности к каждому из ее баллов», – считает Валентин Петрович. Так, к примеру, «5» будет значить, что ребенок понимает сказанное «недостаточно хорошо», а «10» станет свидетельством прекрасного владения материалом и творческого подхода учащегося к его подаче.
Сейчас каждая школа сама вправе решать, каким образом оценивать качество образования своих подопечных. Все это должно быть прописано в Уставе учебного заведения. В школе могут вообще отказаться ставить баллы как таковые, а, к примеру, рисовать на полях «домики», как это делают в младшем звене. Но после 11 класса в аттестате у ребенка по государственному стандарту обязательно должны стоять только три отметки – «отлично», «хорошо» и «удовлетворительно», поэтому для удобства везде и вводят уже привычную всем пятибалльную систему.
Однако эксперименты с дифференциацией оценок в Челябинске проводятся уже давно. Я сама в начальной школе, так сказать, выполняла учебный план 11 лицея на «десяточку». Пока мои ровесники приносили домой тетради с нарисованными учительской рукой «солнышками», я с гордостью показывала маме дневник, полный «десяток» и «девяток». Сказать по правде, в эту систему я влюбилась сразу: в ней не было того, чего я, как все порядочные школьники, ужасно боялась – двоек. Мама тоже радовалась за дочь, которая за первые три года обучения получала минимум 5 баллов. Сейчас вспоминает: «Я бы, может, и ругала тебя за какие-нибудь «шестерки» и «пятерки», но, пока я переводила десятибалльную систему в более привычную пятибалльную, чтобы узнать, что же ты получила, ты уже успевала убежать из дома».
Правда, вскоре от этого эксперимента отказались. Как говорит директор лицея Анатолий Гостев, уж слишком десятибалльная система «расплывчатая, щадящая, льготная, расхолаживает и детей, и родителей». К нововведению он относится скептично: «Сначала стоит узнать отношение учеников и учителей к этой десятибалльной системе. Думаю, старшее звено не примет этого».
Между тем Валентин Симонов считает, что именно одиннадцатиклассникам десятибалльная система и должна помочь приспособиться к 100-балльному ЕГЭ. Привыкать к более дифференцированным отметкам нужно заранее.
«Не думаю, что такое нововведение понравится моим одноклассникам. Когда тебе ставят «два», ты знаешь, над чем работать, понимаешь, что где-то не доучил. А в новой системе оценка будет казаться странной и необъективной. Мы уже привыкли к своим «тройкам», а что значит «семерка» я даже не знаю!» – признается одиннадцатиклассница Асият Гарибанова (школа 155).
Школьные психологи также с подозрением относятся к необычной реформе. Оценка – это прекрасный, хоть и несколько примитивный управленческий метод, который шутя называют методом «кнута и пряника». Именно так можно стимулировать в ребенке стремление к отличной учебе. «Нельзя забывать: для школьника оценка – это мощный инструмент педагогики. При десятибалльной шкале он будет утрачен, слишком она безлика», – комментирует школьный психолог Виктор Сидочук.
В новом проекте предполагается изменить и систему выдачи медалей. Так, например, «золото» ученик получит за успехи в гуманитарных дисциплинах (при оценках «9» и «10»), при этом по другим видам наук балл должен быть не ниже «8».
Начальник Управления по делам образования администрации города Челябинска Александр Кузнецов особого смысла в этих изменениях не видит, ведь это никак не повлияет на качество самого образования. «Когда моя дочь приносит из школы «тройку», я понимаю, это всего лишь чья-то оценка, – рассказывает он и добавляет: - Для меня как для педагога главное не баллы, а знания. Пусть сами учителя в каждой школе решают, как они будут оценивать подготовленность своих учеников». При этом Александр Игоревич отмечает, что уже сейчас в школе действует как минимум семизначная система, если учесть все «4+» и «5-».
При этом в журнал идут оценки без «+» и «-», да и в аттестате лишние полбалла не напишешь. Госстандарт учительские поощрения не принимает. В этом и заключается главная сложность для педагога: нужно уметь не обидеть ученика и при этом показать, что ему есть куда расти. «Сейчас у нас тройка – это вообще резиновая оценка. Если ребенок рассказал чуть лучше, чем на «2», ему ставят три, а если чуть хуже, чем на «4», тоже получает тройку», – рассказывает учитель русского языка и литературы Ольга Горелова. – А в десятибалльной системе будет шанс учесть все нюансы ответа школьника. Конечно, к новой системе придется привыкать, объяснять ученикам, но я считаю это хорошим делом». Ольга Васильевна вспоминает, как лет десять назад такую систему оценивания вводили в Белоруссии. Говорит, сначала ее коллега долго не могла понять, как же это – «двоечники» станут «отличниками». Однако сейчас признается, что работать стало гораздо проще.
Более дифференцированная система оценивания действует во многих странах Европы. Но подойдет ли она для русских школьников, покажет эксперимент.
Основные показатели 10-балльной системы оценки:
1 балл – «Очень слабо» (присутствовал на занятии, слушал, смотрел, записывал под диктовку учителя и товарищей, переписывал с доски и т. п. Пришел с невыполненным домашним заданием).
2 балла – «Слабо» (отличает какой-либо процесс, объект и т. п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. «Скачал» работу с Интернета и т. п.).
3 балла – «Посредственно» (запомнил большую часть текста, правил, определений, формулировок, законов и т. п., но объяснить ничего не может (механическое запоминание).
4 балла – «Удовлетворительно» (демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т. п., однако затрудняется что-либо объяснить).
5 баллов – «Недостаточно хорошо» (объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез).
6 баллов – «Хорошо» (отвечает на большинство вопросов по содержанию теории, демонстрируя осознанность усвоенных теоретических знаний, проявляя способность к самостоятельным выводам и т. п.).
7 баллов – «Очень хорошо» (четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, умеет применить ее в простейших случаях).
8 баллов – «Отлично» (демонстрирует полное понимание сути изученной теории и применяет ее на практике легко и не особенно задумываясь. Выполняет почти все практические задания, иногда допуская незначительные ошибки, которые сам и исправляет).
9 баллов – «Великолепно» (легко выполняет практические задания на уровне «переноса», свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности).
10 баллов – «Прекрасно» (оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных умений и навыков).
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Эксперимент для школьников: 10 вместо «пятерки»
В ближайшее время в российских школах может начаться эксперимент по новой оценке успеваемости школьников, сообщает «Эхо Москвы» со ссылкой на руководителя Рособрнадзора
Новые предметы в школах: религия или этика?
Президент России Дмитрий Медведев одобрил эксперимент по преподаванию религии в государственных школах при условии, что ученики и их родители смогут выбрать
Известный ученый-лингвист Светлана Тер-Минасова посетила ЮУрГУ
Южно-Уральский государственный университет по приглашению декана факультета лингвистики ЮУрГУ посетила Светлана Тер-Минасова. Светлана Григорьевна – выдающийся ученый,
ЧГИ отказался от сессий
В учебном 2008/09 году студенты Челябинского гуманитарного института осваивают новую систему обучения, один из пунктов которой предполагает отсутствие сессий. Новая
Фурсенко: стране нужны медики и строители
Об этом министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил 11 ноября на заседании комитета Государственной думы по образованию. «В целях совершенствования текущего
Министр Садырин о «самой сложной задаче предстоящего учебного года»
Отраслевая оплата труда, на которую Челябинская область перейдет совсем скоро, определяет размер заработной платы с учетом качества работы специалиста. Какие же критерии

Chel-week