» » Евгений Редин, первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области: «Переход на денежную компенсацию в сфере ЖКХ не ухудшит положение льготников»

Евгений Редин, первый заместитель председателя Законодательного собрания Челябинской области: «Переход на денежную компенсацию в сфере ЖКХ не ухудшит положение льготников»

В закладки
На Южном Урале завершается подготовка к переходу от натуральных льгот в сфере ЖКХ к предоставлению мер социальной поддержки в форме денежной компенсации. На основе изучения опыта других регионов России законодатели выбрали вариант перехода на основе региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Таким образом, со второй половины 2009 года 790 тысяч южноуральских льготников будут получать денежные выплаты в размере 50% от величины регионального стандарта. Монетизация уже сейчас вызывает многочисленные вопросы у жителей области. За ответами мы обратились к первому заместителю председателя Законодательного собрания региона Евгению Редину.
Евгений Владимирович, на одном из совещаний вы говорили, что закон о замене натуральных льгот в сфере ЖКХ денежной компенсацией будет утвержден Законодательным собранием области в третьем и окончательном чтении не позднее 18 декабря. При этом неоднократно отмечалось, что законодательство несет в себе массу недоработок, к чему такая спешка?
– Никакой спешки нет. Не надо питать иллюзий, что этим начали заниматься только в последние месяцы. Министерство социальных отношений с 2007 года вело подготовительную работу к замене натуральных льгот на денежную компенсацию. Активная же фаза действительно началась с лета 2008 года. Работа проводится во исполнение решения президента и правительства Российской Федерации, которыми еще в начале 2007 года было предписано перейти на денежную форму выплаты льгот на жилищно-коммунальные услуги с 1 января 2009 года. Закон будет рассмотрен ЗСО не позднее декабря 2008 года. Он основывается на нескольких базовых принципах. Во-первых, человек не должен испытать никаких неудобств от перехода на денежную компенсацию. Гражданам, уже пользующимся мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, не требуется дополнительно подтверждать свое право на льготу. Работу сделают специалисты органов соцзащиты и ЖХК. Во-вторых, размер компенсации не предполагает увеличения доли собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг. При этом учтена величина повышения тарифов на коммунальные услуги с нового года.
В-третьих, авансирование расходов на оплату услуг организаций жилищно-коммунального комплекса льготными категориями граждан.
Что касается недоработок, то на сегодняшний день механизм уже прошел не только согласование внутри соответствующих ведомств, но и опытную эксплуатацию в тех ведомствах, которые будут его реализовывать. Сейчас качество проработки закона и нормативно-правовых актов, определяющих механизм реализации, таковы, что проект находится в высокой степени готовности. Если и понадобятся корректировки, то они не будут принципиальными, это будут лишь уточнения шероховатостей.
Справедливости ради требуется отметить, что в условиях непростой обстановки, продиктованной кризисными явлениями в мировой, в том числе и российской финансовой системе, фактический переход на денежные компенсации льгот ЖКХ будет произведен не с 1 января 2009 года, а со второго полугодия 2009 года.
Что такое региональный стандарт стоимости и почему был выбран именно этот вариант расчета денежной компенсации?
– Существует три возможных способа перехода не денежную компенсацию. Первый – установить всем одинаковую, фиксированную сумму – этот вариант использован не будет. Второй – производить компенсацию по фактическому начислению. Он требует наличия единой технологии от проведения начисления платы до перечисления денежных средств каждому гражданину, имеющему право на меры социальной поддержки, реализованной на серьезной информационной платформе с охватом всей нашей области. Также он ставит под сомнение возможность авансирования. И третий – нормативный подход, то есть через разработку методики, которая с одной стороны производила бы укрупнение и одновременно позволяла максимально приблизиться к величине фактического начисления. Такая методика реализована в региональных стандартах стоимости, которые учитывают все параметры, необходимые для расчета плата за жилое помещение, будь то квартира или дом.
На основе изучения опыта других регионов был выбран наиболее оптимальный вариант перехода к предоставлению мер социальной поддержки в денежной форме. Оптимальным решением для Челябинской области стал вариант осуществления денежных выплат на основе региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства разработаны такие стандарты отдельно по каждому из 316 муниципальных образований. Согласно этой методике, региональный стандарт стоимости услуг ЖКХ составляется на основе установленных на будущий год тарифов. Кроме того, размер регионального стандарта зависит от степени благоустройства жилого помещения, количества членов семьи, проживающих вместе с льготником, периода начисления платы за отопление и других.
Таким образом, с момента начала действия денежной компенсации (со второй половины будущего года) 790 тысяч южноуральских льготников будут получать денежные выплаты в положенном им процентном отношении. Как правило, это 50% от величины регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг в расчете на одного человека в месяц.
Как будут происходить выплаты льготных компенсаций за коммунальные услуги?
– Сегодня каждый человек, имеющий право на льготу, уже получает денежные выплаты от государства, например в виде пенсии, которые поступают к нему через почту или зачисляются на расчетный счет в выбранном им самим банке. Таким же способом он будет получать денежную компенсацию за услуги ЖКХ. Более того, мы оставляем человеку выбор: если он хочет изменить способ получения денежной компенсации, должен обратиться в соответствующее подразделение социальной защиты.
Что изменится? Сейчас в большинстве квитанций по оплате жилищно-коммунальных услуг, которые получает человек, отдельно выделяются сумма к оплате и сумма полного начисления. Цифра к оплате указана уже с учетом льготы, на разницу государство перечисляет деньги сразу на счета организаций жилищно-коммунального комплекса. После перехода в квитанции останется одна графа, полная стоимость. Именно ее требуется уплатить. Это не означает, что произойдет увеличение доли собственных расходов льготных категорий граждан. Ту разницу, которую человек раньше не платил, он фактически получит в виде денежной выплаты и предполагается, что он должен ее заплатить за жилищно-коммунальные услуги. При этом поступившая денежная компенсация не должна расцениваться как, например, повышение пенсии. Происходит изменение всего лишь движения денежных средств.
Хотелось бы уточнить сроки, денежная компенсация будет приходить до получения квитанции об оплате услуг ЖКХ или после?
– Каждый месяц льготные категории граждан авансом вместе с пенсией на почте или на свой счет в банке будут получать положенную сумму денежной компенсации. Выплаты будут производиться по принципу «сначала деньги – затем квитанция».
В чем преимущество денежной компенсации перед старым способом начисления льгот?
– Существует принципиальное преимущество: когда потребитель жилищной или коммунальной услуги становится единственным и полноценным плательщиком, повышается его потребительская ценность для поставщика услуги.
Почему я делаю такое утверждение? Потому, что на сегодняшний день организации, оказывающие такие услуги, имеют два источника получения денег. С одной стороны – государство, которое гарантированно оплатит почти половину стоимости предоставленных потребителю услуг, с другой – собственно потребитель в лице гражданина, пользующегося льготой. Когда плательщиками за одну и ту же услугу выступают несколько источников, притупляется чувство ответственности за полноту, качество и своевременность предоставленных услуг.
Существуют ли какие-то проблемы при замене натуральных льгот на денежную компенсацию?
– При переходе на денежную компенсацию по региональному стандарту стоимости принципиальных проблем нет. На сегодня степень готовности достаточно высокая, но не окончательная.
А как же риск неплатежей? Будет ли внесено какое-либо положение в законопроект о неплательщиках?
– Действительно, существуют предложения включить в закон положение: если человек в течение нескольких месяцев не оплатит услуги ЖКХ, прекратить ему выплату компенсаций. Нет. Такого не будет. Человеку деньги будут приходить в полном объеме, независимо от того, оплатил он услуги или нет.
Обязательство оплатить полученную услугу лежит на человеке, обязательство предоставить услугу должного качества и в должном объеме – на соответствующей организации. Отношения между поставщиком и неплательщиком не есть предмет закона о мерах социальной поддержки. Это отдельные гражданско-правовые отношения, иными словами, отношения между покупателем и продавцом.
Уверенно утверждаю: льготные категории граждан относятся к категории аккуратных плательщиков, и поэтому риск неплатежей ничтожен.
Бюджет области закладывается на три года, как будут учитываться изменения льгот в условиях постоянного повышения тарифов на коммунальные услуги?
– Повышение тарифов на коммунальные услуги происходит один раз в год. К октябрю какого-либо года уже точно известно, насколько будут повышаться тарифы, и бюджет на следующий год планируется уже с учетом изменения тарифов.
Вы не боитесь того социального взрыва, который мы наблюдали при монетизации в сфере транспорта? Многие тогда были недовольны.
– Здесь необходимо понимать ключевое отличие между компенсацией в сфере транспорта и ЖКХ. При переходе на денежную компенсацию льгот в сфере транспортного обслуживания требовалось установить размер компенсации, поскольку ранее такого размера просто не существовало. Это и определяло саму возможность возникновения недовольства. Относительно перехода на денежные компенсации в сфере ЖКХ не затрагивается вопрос изменения размера. Изменяется всего лишь движение денежных средств. Раньше деньги приходили на счета организаций, сейчас будут передаваться непосредственно льготным категориям граждан в тех же пропорциях.
В завершающей фазе подготовки к переходу на денежную компенсацию ключевая роль отводится разъяснительной работе и информированию граждан обо всех деталях предстоящего перехода. Мы готовы ответить на любые вопросы, снять любые сомнения.
Какая главная задача на данный момент стоит перед рабочей группой?
– Самая главная задача всех ведомств, участвующих в подготовке к переходу, – информирование населения. Эта работа уже активно ведется через органы соцзащиты, средства массовой информации. Подключился и областной совет ветеранов. Кроме того, от регионального министерства строительства поступило предложение публиковать информацию о новой форме предоставления льгот на квитанциях за услуги ЖКХ. Организованы горячие линии в Законодательном собрании, министерстве социальных отношений области. Такие же линии заработают каждом городе и районе.
В каких субъектах России уже введена денежная компенсация льгот в сфере ЖКХ?
– На сегодняшний день на денежную компенсацию уже перешли Кировская, Ленинградская, Курганская, Тюменская, Воронежская области, Татарстан и некоторые другие.
Евгений Владимирович, подведите итоги подготовки к переходу, что уже сделано на сегодняшний момент?
– На сегодняшний день в целом на Южном Урале муниципальные органы социальной защиты населения уточнили персональные данные на региональных и федеральных льготников.
Определены и суммы, которые будут направлены на выплату компенсаций в будущем году из федерального и областного бюджетов. В сравнении с текущим годом, сумма увеличилась почти на 1 миллиард рублей. На оплату услуг ЖКХ 790 тысяч федеральных и региональных льготников предполагается направить 4,3 миллиарда рублей, тогда как в этом году на эти цели будет израсходовано порядка 3 миллиардов рублей. В областном бюджете в 2009 году предусмотрено около 2,5 миллиардов рублей, в федеральном – 1,8 миллиарда.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
В Челябинской области приняли закон о монетизации льгот на услуги ЖКХ
Законодательное Собрание Челябинской области приняло закон о переходе от натуральных льгот в сфере ЖКХ к денежной компенсации для федеральных и региональных льготников...
Южноуральское правительство одобрило закон о монетизации льгот на услуги ЖКХ
Сегодня правительство Челябинской области одобрило закон о переходе от натуральных льгот в сфере ЖКХ к денежной компенсации для федеральных и региональных льготников...
Мякуш: решение о переносе монетизации льгот на услуги ЖХК было взвешенным
Законопроект по денежной компенсации льгот за услуги ЖХК (или о монетизации в этой сфере) будет рассмотрен и утвержден в декабре текущего года. При этом закон станет
Монетизации дали отсрочку на полгода
Переход на денежную компенсацию льгот в сфере ЖКХ в Челябинской области решено отложить на полгода. Об этом сегодня, 13 ноября, на заседании регионального правительства
Льготники узнают о монетизации из квитанций
Заместитель губернатора Челябинской области по социальным вопросам Роман Панов провел заседание рабочей группы по проблеме монетизации льгот на жилищно-коммунальные
На Южном Урале разработаны стандарты стоимости услуг ЖКХ на следующий год
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области разработало региональные стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг для каждого
Южноуральцы лишатся льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг
С 2009 года в Челябинской области пройдет очередной этап монетизации льгот: 50%-ную льготу на оплату жилищно-коммунальных услуг заменят денежными выплатами...

Chel-week