Евгений Алексеев, председатель областного Совета родителей, член Общественной палаты: «Партия родителей была бы самой большой в мире»
В закладки
На Южном Урале должен появиться институт уполномоченного по правам ребенка. С такой инициативой обратился в Общественную палату области региональный Совет родителей, которому на практике приходится заниматься защитой прав не только школьников, но и всех детей. О том, как сейчас отстаивают интересы подростков, и какие обязанности будет исполнять уполномоченный по правам детей, мы беседуем с председателем регионального Совета родителей, членом Общественной палаты области Евгением Алексеевым.
– Евгений Борисович, расскажите, для чего создавался Совет родителей?
– Наша структура начала зарождаться еще в 2003 году, но официально была создана только в 2005-м на общем собрании родителей во Дворце пионеров. Тогда мы выбрали городской совет, куда вошли по три человека от каждого района Челябинска, а позже создали и областной. Я стал председателем в 2006 году. Мне как-то в шутку посоветовали создать партию родителей, на что я ответил: «Это была бы самая большая партия в мире, потому что родители у нас все – артисты, рабочие, чиновники, бизнесмены, продавцы…»
У Совета две цели: первая – это реализация прав родителей на участие в общественно-государственном управлении образовательной системой, так как именно родители являются заказчиками образования для своих детей; а вторая цель – общественная поддержка семейного воспитания.
Основная наша задача – защита интересов всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов. Изначально упор делался только на родителей и детей, но по ходу работы мы увидели, что помощь нужна и учителям и воспитателям. Мы им оказываем разноплановую, в том числе и юридическую помощь.
У нас издавна были родительские комитеты в школах, и нового мы ничего не придумали, просто объединили усилия, и стало легче добиваться каких-то целей. Наша общественная организация стала обратной связью для управлений образования и министерства. К нам прислушиваются, с нами советуются. Когда родители увидели, что их просьбы реально услышаны, они стали чаще устраивать собрания, вносить свои предложения.
– Многие родители жалуются на поборы в школах. Как в этом плане защищаются их права?
– Да, сейчас привлекается много родительских средств в образовательную систему. Я понимаю, что на данный момент учебным заведениям без этих финансов не обойтись, ведь хочется, чтобы наши дети учились в благоустроенной школе. Благодаря нашему участию все эти деньги тратятся под непосредственным контролем родителей. Директор школы показывает смету, а родители ее утверждают и потом смотрят отчет: сколько пошло на ремонт, оборудование. Сейчас некоторые предпочитают открывать счета родителей, и деньги идут туда, а не на счет школы. Это тоже помогает контролировать финансовый поток.
У нас был случай, когда у родителей возникли разногласия с руководством школы. Они написали заявление в управление образования, оттуда его переслали нам. Когда Совет родителей начал разбираться в ситуации, оказалось, что претензии по поводу расходования средств возникли у пары, которая до этого никогда не интересовалась школьной жизнью, а ребенком занималась бабушка. Выяснилось, что остальных родителей все устраивает. Потом эта пара принесла свои извинения.
– Но не все родители могут внести суммы, которые требует школа.
– Я был на собраниях в разных учебных заведениях. В одной школе такую смету составили, что получилось на 15 тысяч больше, чем необходимо. «А это на всякий случай», – ответили мне. Вот таких случаев нельзя допускать. Родители должны следить, чтобы сметы не были завышенными. Если же кто-то вообще не может сдать деньги, нельзя его за это корить. Один может помочь финансами, а другой готов вложить свой труд – покрасить, побелить, еще что-то сделать. Но даже если человек и от этого отказывается, по закону никто не вправе обязать его сдавать деньги или делать что-то для школы – это личное дело каждого.
– Насколько родители готовы участвовать в образовательном процессе?
– Вы знаете, сейчас отношение к школе поменялось. Если раньше родители на собрания через силу ходили, то сейчас все хотят принимать участие в жизни школы. Я часто бываю на родительских собраниях в разных учебных заведениях и вижу, что чаще стали приходить папы, а не только мамы. Это радует.
Все родители хотят, чтобы их ребенок получил достойное образование и разностороннее развитие. И сейчас поступает так много предложений, что некоторые Советы собираются по несколько раз в месяц. К примеру, родители одной из челябинских школ пытаются помочь учебному заведению вернуть земли, которые когда-то ему принадлежали. Ходят в управление образования, министерство – стучатся во все двери ради благоустройства территории родной школы.
Совет родителей включили в состав комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебному году, так как часть средств на ремонт – это родительские деньги. В этом году в 40% учреждений родители уже побывали.
Сейчас мы взяли на себя задачу организации праздников и различных конкурсов для детей. Если раньше какие-то мероприятия проводились на уровне школы, и ребята видели только свой актовый зал, одни и те же лица, то теперь мы стараемся делать общегородские фестивали.
Уже второй год подряд совместно с городским Управлением образования и Общественной палатой мы проводим фестиваль творческой молодежи «Артишок». Там нет ни победителей, ни побежденных, все получают призы. Праздник проходит на площадке парка им. Гагарина 1 сентября. Ведь День знаний для ребят – это не только линейка и первые уроки, а настоящий праздник, начало нового пути.
При поддержке Общественной палаты Совет родителей пытается продвинуть в городе больше дополнительного образования. Когда я учился в школе, нас техничка поздним вечером выгоняла, потому что мы занимались в секциях, постоянно в спортзал ходили. Многие родители готовы платить за это. С тех же расчетных счетов родителей можно доплачивать педагогам дополнительного образования.
– Евгений Борисович, вы сами являетесь родителем. В школе, где учится ваш ребенок, к вам, наверное, всегда много просьб?
– Я бы так не сказал. Мой сын учится в школе №120 Тракторозаводского района. В ней училась моя мама, тетя, брат и я. Конечно, иногда обращаются с просьбами выступить на собрании в каком-то классе, помочь провести мероприятие. Я по мере возможности стараюсь не отказывать. Сдаю, как все, деньги на ремонт и не требую поблажек для сына.
– Как ведется защита прав детей и от чего их нужно защищать?
– Даже если взять брачно-семейные конфликты, их заложником оказывается ребенок. Дети не могут заявить, что их в чем-то ущемляют, они просто терпят. Терпят до тех пор, пока этого не увидят взрослые и не помогут им. У нас был случай, когда Совету родителей пришлось помогать отцу, чтобы лишить мать родительских прав. Она по утрам выставляла трехлетнего малыша в подъезд, чтобы он не мешал ей спать. Обычно суды стоят на стороне матерей, но тут ситуация оказалась обратной.
У нас есть замечательный психолог, который отвечает на звонки по телефону доверия. Когда мы его только создали, звонили в основном бабушки, дедушки, родители, и только спустя какое-то время стали обращаться сами дети. Они делятся всеми своими проблемами, спрашивают совета. Однажды позвонила шестиклассница. Оказалось, что в классе она изгой, и в семье не все в порядке. Психолог помог ей разобраться в ситуации, посоветовал, как себя правильно вести. Девочка звонила на протяжении всего месяца. А потом сказала, что у нее все наладилось. Конечно, в школах тоже есть психологи, но ученики не всегда готовы к ним обращаться.
Сейчас представителей Совета родителей должны включить в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Мы уже написали соответствующее письмо, потому что там решается судьба ребенка, и в этом деле не должно быть чиновничьего подхода.
– Вы вышли с инициативой создания института уполномоченного по правам ребенка. Зачем он нужен, если интересы детей может отстаивать Совет родителей?
– В Челябинске есть несколько общественных организаций, которые занимаются защитой прав детей. Но полномочия у них небольшие. Общественникам сложнее, чем уполномоченному, добиться проверок и достучаться до вышестоящих инстанций.
О создании институтов уполномоченного по права человека и правам детей в каждой области говорил, еще будучи президентом, Владимир Путин.
Однако пока такие структуры не являются повсеместными. Мы планируем провести круглый стол на эту тему и пригласить уполномоченного по правам детей из Пермского края. Там очень хорошо развиты правозащитные организации, и мы будем перенимать их опыт.
Что касается Совета родителей, то мы должны отстаивать интересы не только школьников, но и всех детей. Мы разбирались в споре, когда сироту пытались лишить доли квартиры. Кто должен этим заниматься, если у ребенка никого нет? Кто, если не уполномоченный, будет следить, чтобы все выпускники интернатов получили положенные им по закону квадратные метры? Подобных вопросов огромное количество.
– Евгений Борисович, вы входите в Общественную палату Челябинской области. На чем строится ваша работа?
– С Общественной палатой мы взаимодействуем по очень многим направлениям нашей деятельности. Если нужно провести какое-то мероприятие, я могу рассчитывать на материальную, техническую помощь. Нам помогают в проведении конкурсов, соревнований. Инициативу по созданию института уполномоченного по правам человека, правам ребенка нам помогает воплощать именно Общественная палата. Мы пользуемся ее статусом и ресурсами, и выходим с этим предложением в Законодательное собрание области.
В Общественной палате я вхожу в комиссию по образованию и науке, где занимаюсь вопросами образования. Объединяя усилия родителей и педагогов, мы рассматриваем и решаем как общие проблемы образования, так и проблемы конкретных учебных заведений.
Благополучие и счастье детей – наша общая и главная задача. Ведь дети – самое дорогое, что у нас есть.
Статья опубликована в разделах: Новости
– Евгений Борисович, расскажите, для чего создавался Совет родителей?
– Наша структура начала зарождаться еще в 2003 году, но официально была создана только в 2005-м на общем собрании родителей во Дворце пионеров. Тогда мы выбрали городской совет, куда вошли по три человека от каждого района Челябинска, а позже создали и областной. Я стал председателем в 2006 году. Мне как-то в шутку посоветовали создать партию родителей, на что я ответил: «Это была бы самая большая партия в мире, потому что родители у нас все – артисты, рабочие, чиновники, бизнесмены, продавцы…»
У Совета две цели: первая – это реализация прав родителей на участие в общественно-государственном управлении образовательной системой, так как именно родители являются заказчиками образования для своих детей; а вторая цель – общественная поддержка семейного воспитания.
Основная наша задача – защита интересов всех участников образовательного процесса – детей, родителей и педагогов. Изначально упор делался только на родителей и детей, но по ходу работы мы увидели, что помощь нужна и учителям и воспитателям. Мы им оказываем разноплановую, в том числе и юридическую помощь.
У нас издавна были родительские комитеты в школах, и нового мы ничего не придумали, просто объединили усилия, и стало легче добиваться каких-то целей. Наша общественная организация стала обратной связью для управлений образования и министерства. К нам прислушиваются, с нами советуются. Когда родители увидели, что их просьбы реально услышаны, они стали чаще устраивать собрания, вносить свои предложения.
– Многие родители жалуются на поборы в школах. Как в этом плане защищаются их права?
– Да, сейчас привлекается много родительских средств в образовательную систему. Я понимаю, что на данный момент учебным заведениям без этих финансов не обойтись, ведь хочется, чтобы наши дети учились в благоустроенной школе. Благодаря нашему участию все эти деньги тратятся под непосредственным контролем родителей. Директор школы показывает смету, а родители ее утверждают и потом смотрят отчет: сколько пошло на ремонт, оборудование. Сейчас некоторые предпочитают открывать счета родителей, и деньги идут туда, а не на счет школы. Это тоже помогает контролировать финансовый поток.
У нас был случай, когда у родителей возникли разногласия с руководством школы. Они написали заявление в управление образования, оттуда его переслали нам. Когда Совет родителей начал разбираться в ситуации, оказалось, что претензии по поводу расходования средств возникли у пары, которая до этого никогда не интересовалась школьной жизнью, а ребенком занималась бабушка. Выяснилось, что остальных родителей все устраивает. Потом эта пара принесла свои извинения.
– Но не все родители могут внести суммы, которые требует школа.
– Я был на собраниях в разных учебных заведениях. В одной школе такую смету составили, что получилось на 15 тысяч больше, чем необходимо. «А это на всякий случай», – ответили мне. Вот таких случаев нельзя допускать. Родители должны следить, чтобы сметы не были завышенными. Если же кто-то вообще не может сдать деньги, нельзя его за это корить. Один может помочь финансами, а другой готов вложить свой труд – покрасить, побелить, еще что-то сделать. Но даже если человек и от этого отказывается, по закону никто не вправе обязать его сдавать деньги или делать что-то для школы – это личное дело каждого.
– Насколько родители готовы участвовать в образовательном процессе?
– Вы знаете, сейчас отношение к школе поменялось. Если раньше родители на собрания через силу ходили, то сейчас все хотят принимать участие в жизни школы. Я часто бываю на родительских собраниях в разных учебных заведениях и вижу, что чаще стали приходить папы, а не только мамы. Это радует.
Все родители хотят, чтобы их ребенок получил достойное образование и разностороннее развитие. И сейчас поступает так много предложений, что некоторые Советы собираются по несколько раз в месяц. К примеру, родители одной из челябинских школ пытаются помочь учебному заведению вернуть земли, которые когда-то ему принадлежали. Ходят в управление образования, министерство – стучатся во все двери ради благоустройства территории родной школы.
Совет родителей включили в состав комиссии по приемке образовательных учреждений к новому учебному году, так как часть средств на ремонт – это родительские деньги. В этом году в 40% учреждений родители уже побывали.
Сейчас мы взяли на себя задачу организации праздников и различных конкурсов для детей. Если раньше какие-то мероприятия проводились на уровне школы, и ребята видели только свой актовый зал, одни и те же лица, то теперь мы стараемся делать общегородские фестивали.
Уже второй год подряд совместно с городским Управлением образования и Общественной палатой мы проводим фестиваль творческой молодежи «Артишок». Там нет ни победителей, ни побежденных, все получают призы. Праздник проходит на площадке парка им. Гагарина 1 сентября. Ведь День знаний для ребят – это не только линейка и первые уроки, а настоящий праздник, начало нового пути.
При поддержке Общественной палаты Совет родителей пытается продвинуть в городе больше дополнительного образования. Когда я учился в школе, нас техничка поздним вечером выгоняла, потому что мы занимались в секциях, постоянно в спортзал ходили. Многие родители готовы платить за это. С тех же расчетных счетов родителей можно доплачивать педагогам дополнительного образования.
– Евгений Борисович, вы сами являетесь родителем. В школе, где учится ваш ребенок, к вам, наверное, всегда много просьб?
– Я бы так не сказал. Мой сын учится в школе №120 Тракторозаводского района. В ней училась моя мама, тетя, брат и я. Конечно, иногда обращаются с просьбами выступить на собрании в каком-то классе, помочь провести мероприятие. Я по мере возможности стараюсь не отказывать. Сдаю, как все, деньги на ремонт и не требую поблажек для сына.
– Как ведется защита прав детей и от чего их нужно защищать?
– Даже если взять брачно-семейные конфликты, их заложником оказывается ребенок. Дети не могут заявить, что их в чем-то ущемляют, они просто терпят. Терпят до тех пор, пока этого не увидят взрослые и не помогут им. У нас был случай, когда Совету родителей пришлось помогать отцу, чтобы лишить мать родительских прав. Она по утрам выставляла трехлетнего малыша в подъезд, чтобы он не мешал ей спать. Обычно суды стоят на стороне матерей, но тут ситуация оказалась обратной.
У нас есть замечательный психолог, который отвечает на звонки по телефону доверия. Когда мы его только создали, звонили в основном бабушки, дедушки, родители, и только спустя какое-то время стали обращаться сами дети. Они делятся всеми своими проблемами, спрашивают совета. Однажды позвонила шестиклассница. Оказалось, что в классе она изгой, и в семье не все в порядке. Психолог помог ей разобраться в ситуации, посоветовал, как себя правильно вести. Девочка звонила на протяжении всего месяца. А потом сказала, что у нее все наладилось. Конечно, в школах тоже есть психологи, но ученики не всегда готовы к ним обращаться.
Сейчас представителей Совета родителей должны включить в состав комиссии по делам несовершеннолетних. Мы уже написали соответствующее письмо, потому что там решается судьба ребенка, и в этом деле не должно быть чиновничьего подхода.
– Вы вышли с инициативой создания института уполномоченного по правам ребенка. Зачем он нужен, если интересы детей может отстаивать Совет родителей?
– В Челябинске есть несколько общественных организаций, которые занимаются защитой прав детей. Но полномочия у них небольшие. Общественникам сложнее, чем уполномоченному, добиться проверок и достучаться до вышестоящих инстанций.
О создании институтов уполномоченного по права человека и правам детей в каждой области говорил, еще будучи президентом, Владимир Путин.
Однако пока такие структуры не являются повсеместными. Мы планируем провести круглый стол на эту тему и пригласить уполномоченного по правам детей из Пермского края. Там очень хорошо развиты правозащитные организации, и мы будем перенимать их опыт.
Что касается Совета родителей, то мы должны отстаивать интересы не только школьников, но и всех детей. Мы разбирались в споре, когда сироту пытались лишить доли квартиры. Кто должен этим заниматься, если у ребенка никого нет? Кто, если не уполномоченный, будет следить, чтобы все выпускники интернатов получили положенные им по закону квадратные метры? Подобных вопросов огромное количество.
– Евгений Борисович, вы входите в Общественную палату Челябинской области. На чем строится ваша работа?
– С Общественной палатой мы взаимодействуем по очень многим направлениям нашей деятельности. Если нужно провести какое-то мероприятие, я могу рассчитывать на материальную, техническую помощь. Нам помогают в проведении конкурсов, соревнований. Инициативу по созданию института уполномоченного по правам человека, правам ребенка нам помогает воплощать именно Общественная палата. Мы пользуемся ее статусом и ресурсами, и выходим с этим предложением в Законодательное собрание области.
В Общественной палате я вхожу в комиссию по образованию и науке, где занимаюсь вопросами образования. Объединяя усилия родителей и педагогов, мы рассматриваем и решаем как общие проблемы образования, так и проблемы конкретных учебных заведений.
Благополучие и счастье детей – наша общая и главная задача. Ведь дети – самое дорогое, что у нас есть.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
В Челябинской области окончательно сформировали Общественную палату. Как сообщили "Новому Региону" в пресс-службе общественной палаты Челябинской области, вчера, 27 мая,
Челябинск получит 1,3 миллиона рублей на выплату областного единовременного пособия при рождении ребенка...
Сегодня на XIX отчетно-выборной конференции избран председатель Челябинского городского совета ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. В
Вчера, 17 декабря, прошло первое заседание Общественной палаты Южноуральска. На нем присутствовали председатель аналогичного областного органа Вячеслав Скворцов, глава
Общественая палата Челябинской области решила повременить с инициативой создания института полномочного представителя по правам человека в региона. Такое решение принял