» » Сергей Гармаш, актер: «Не верьте тому, кто скажет, что он сыграл хорошего человека и стал от этого лучше»

Сергей Гармаш, актер: «Не верьте тому, кто скажет, что он сыграл хорошего человека и стал от этого лучше»

В закладки
В послевоенные годы на улицах советских городов появились странные молодые люди и девушки. Они вызывающе отличались от окружающих – слушали другую музыку, непривычно одевались. Об этом новый фильм Валерия Тодоровского «Стиляги», премьера которого состоялась в конце 2008 года. Одну из главных ролей в картине сыграл народный артист России Сергей Гармаш. В нашем интервью известный актер рассуждает об ушедшей эпохе, а также о современном кино, театре и молодежных субкультурах.

«Стиляги»
– Региональная премьера «Стиляг» прошла в пятнадцати городах России и завершилась 18 декабря в Москве. На большой экран «фильм-праздник», как его определили сами создатели, вышел 25 декабря 2008 года. Пожалуйста, расскажите немного о картине.
– Валерий Тодоровский очень давно хотел сделать такую музыкальную картину, мюзикл. Может быть на афише и в рекламе вы не увидите этого слова, потому что оно несколько пугает нашего зрителя, ведь к жанру «мюзикл» мы еще не привыкли. Но я надеюсь, что картина понравится современной молодежи.
Фильм рассказывает о советской молодежной субкультуре – стиляги. Это движение на самом деле было только в Советском Союзе, понимаете. Нами ничего не придумано. В пятидесятые годы стиляги ярко одевались. Джаз, который тогда был запрещен, действительно, как в кадрах фильма, записывали на рентгеновские снимки, подпольно слушали запрещенную музыку и подпольно танцевали. Но, в общем-то, на мой взгляд, это был один из первых, так сказать, вызовов обществу, чтобы попытаться быть не такими как все, попытаться выделиться стилем из общей массы.
– В фильме вы играете отца главного героя – Мэлса, комсомольца, ставшего другим из-за ослепительной королевы тусовки стиляг – Полины-Пользы. У отца Мэлса «душа широкая, как меха аккордеона». Вам близок этот герой?
– Если бы он мне не был близок, я бы не согласился на эту роль. Помимо широкой души, этот герой мне нравится, наверное, еще и тем, что я знаю таких же людей, которые способны даже в непростых ситуациях вести себя вполне адекватно. Вернее, даже не адекватно, а неожиданно, неординарно.
– Ваш герой в фильме еще и прекрасно поет песню «Человек и кошка» группы «Ноль».
– Я сам в «Стилягах» первый раз услышал, как пою. До этого момента я никогда этого профессионально не делал. Пару раз пел песни Владимира Высоцкого на вручении премии «Своя колея», а больше никогда этим не занимался. Я был уверен, что эту песню я не спою. Но с помощью удивительного композитора, продюсера и музыкального режиссера картины Константина Меладзе мы это сделали. Записали песню, и она получилась, я считаю, именно благодаря ему. Я не имею в виду, что он что-то там сделал на компьютере, ничего подобного. Просто он так умеет настроить, успокоить и убедить в том, что ты сможешь это сделать. И я спел. А как это получилось – судить зрителям.
– Вообще, подбор музыкальных композиций в фильме приятно удивляет. Эпоха пятидесятых и адаптированные тексты отечественных рок хитов конца 80-х – начала 90-х годов, например, групп «Ноль», «Наутилус Помпилиус», Виктора Цоя... Очень неожиданно...
– Я думаю, что если зрителям понравится, значит музыкальные продюсеры правильно угадали, что взяли достаточно известные композиции. Все это, на мой взгляд, органично связалось, независимо от того, что в пятидесятые годы не было ни группы «Ноль», ни «Чайфа».
– Сергей Леонидович, расскажите, какие смешные моменты остались за кадром и не вошли в фильм.
– Какие-то моменты не входят в кино, так всегда бывает. Вероятнее всего, когда появится телевариант, он будет немного длиннее. Потому что прокатная версия предполагает более краткий формат, который мы должны соблюсти. Раскрывать все секреты я не буду. Есть ведь такое понятие – «магия кино». Что-то должно оставаться за кадром. Если рассказать зрителю совсем все, то он потеряет интерес и не будет приходить в кинозалы.
– Из смешных моментов, которые вошли в фильм, запомнился эпизод, где отец Мэлса очень внимательно изучает «Кама сутру». Однако в фильме ваш герой полученные «знания» так и не применил на практике. Можно ли этого ожидать в телеверсии?
– Я думаю, в телеварианте окажется одна сцена, когда мать Пользы приходит в коммуналку и устраивает «разборку». Но после того, как она видит внука, в ней просыпается что-то русское, женское, материнское, и непростая ситуация решается сама собой. Но романа и применения «Кама сутры», так сказать, на практике у моего героя в этой картине не будет. Может быть в «Стилягах-2», если они будут.
– В фильме ваш герой возвращается с войны и застает жену в процессе измены. Не долго думая, жена отправляется за порог, а герой самостоятельно воспитывает двух сыновей. Если бы в жизни с вами произошла подобная ситуация, как бы вы поступили?
– Это очень серьезный и личный вопрос. Я не могу ответить на него потому, что попросту не знаю как бы я поступил. Я считаю, что, чтобы ответить на этот вопрос, нужно пережить эту ситуацию. Честно.
– В фильме зрители увидят не только внутреннюю свободу стиляг, танцы, яркие костюмы и коки, но и крупные планы неустроенности жизни советских граждан, обшарпанные стены коммуналок, серость общей массы. Как удалось поймать все нюансы той эпохи?
– В кино всегда есть подготовительный период. Иногда он занимает от полугода до года и больше. В «Стилягах» подготовительный период занял больше двух лет. Все стиляги в фильме – актеры, студенты театральных вузов. Они все танцуют и поют сами, их никто не озвучивал. На протяжении двух лет в снятом зале в Щукинском театральном училище они занимались три раза в неделю: танцевали и пели. В это же время параллельно Валерий Тодоровский, художник по костюмам Александр Осипов и съемочная группа детально изучали эту эпоху. В процессе, естественно, встречались с людьми, которые все это помнили и сами были стилягами в свое время. Конечно, была проведена большая работа по каждому направлению: музыка, костюмы, грим и так далее. К съемкам очень серьезно готовились, и будет приятно, если зрители отметят такие детали. Мы даже нашли рабочие автоматы для газировки, если кто помнит такие. (Смеется.)

Музыка, театр, кино
– Музыка фильма, например, джаз, вам нравится?
– Если говорить честно, то рок мне ближе. Потому что когда я стал впервые слушать магнитофонные записи, популярными были The Beatles, The Rolling Stones. Но джаз я тоже люблю. Вообще люблю музыку и считаю, что музыка должна быть хорошей и разной.
– Как актер вы очень востребованны. Играете в театре «Современник», снимаетесь в кино. В ближайшее время в каких фильмах, кроме «Стиляг», можно будет вас увидеть? С театральными гастролями выезжаете из Москвы?
– В самое ближайшее время меня можно увидеть в картине «Обитаемый остров» (выходит в прокат в январе 2009 года, режиссер Федор Бондарчук, – прим. автора). В фильме я играю Зефа. У меня очень плотный график – все расписано до января. Что касается театральных гастролей, то они не зависят от актеров. Они зависят от зрителей. Но на сегодняшний день многие города России не в состоянии организовать гастроли, хотя у некоторых это получается. Для гастролей необходимо не только приглашение, но и оплата многих пунктов, продажа билетов зрителям. Актеров нужно привезти, поселить, заплатить им суточные. Это не так просто. Мы бы приехали с удовольствием. Но давно не ездим с «Современником» по России именно потому, что это стало трудно и крайне нерентабельно.
– По вашему мнению, кино – это искусство?
– Кино актуально. Например, Владимир Ильич Ленин считал, что кино – самое важнейшее для нас искусство. Я тоже считаю, что это достаточно важное и серьезное искусство. Сегодня молодежь ходит в кинотеатр чаще, чем, скажем, в консерваторию или театр. Хотя, несомненно, и в театр, и в консерваторию ходить тоже надо.
– Чем для вас отличается игра в театре и кино?
– Кино и театр – разные вещи. В них есть общие моменты, такие как заучивание текста, переодевание, грим, костюм. Но на самом деле по производству, по специфике, по внутреннему импульсу и по мобилизации актера это совершенно разные сферы искусства. То чего мне не хватает в театре, я нахожу в кино и наоборот.
– Вы прекрасно смотритесь и в роли заключенных и в роли сотрудников внутренних дел... Накладывают ли роли на вас отпечатки?
– Я не знаю, почему бытует мнение, что на актера роли обязательно накладывают отпечатки и меняют психологию. Я не лукавлю, но ни о каких отпечатках я не знаю. Вот например, если бы я сегодня сыграл эсэсовца, это не означает, что завтра бы я вступил в нацистскую партию. Это совсем не так. Другое дело, что одни роли остаются с актером, становятся как бы его близкими родственниками, а другие – нет. От каких-то ролей актер приобретает определенный опыт, их приятно вспоминать. Но про отпечатки, про которые много говорят, – для меня это не правда. Не верьте тому, кто скажет, что он сыграл хорошего человека и стал от этого лучше. Или сыграл плохого и стал хуже.

Личность в СССР и в России
– В «Стилягах» вы – отец бунтаря, бывшего комсомольца, который пошел против системы. Но вы его не осудили, а наоборот, поддержали. В современной России очень много молодежных субкультур: эмо, готы... Кого только нет... Как вы к этому относитесь?
– Конечно, сейчас очень много направлений. Мы вышли на новую ступень развития общества и государства. Так как мы в России строим демократию, мы многого не замечаем и разрешаем. Все имеют право на проявление своих мыслей, привязанностей, религиозной приверженности. Но! Ко всему этому нужно относиться достаточно внимательно. Среди массы молодежных течений есть безопасные, а есть вещи и опасные.
– Например? Что бы вы запретили, если бы была такая возможность?
– Я однозначно и категорично запретил бы те вещи, которые связаны с шовинизмом и нацизмом. Никак не могу понять, почему у нас до сих пор случаются различные печальные моменты со скинхедами. Правительство не может это остановить. Но, по большому счету, к различным субкультурам я отношусь лояльно. Должны быть разные молодежные движения. Но молодым людям надо не только участвовать в этих движениях, но быть в этом смысле грамотными и избирательными. А помочь в этом смысле может кино, театр и великая русская литература!
– Стиляг вы уже не застали. А приходилось вам протестовать в молодости?
– В семидесятых годах в СССР, когда я был учеником первого курса театрального училища, мы подражали движению «хиппи», которое возникло в Америке, в знак протеста войны во Вьетнаме.
– У вас есть претензии к тому строю, той системе? Все-таки, считается, что быть личностью в СССР было трудно...
– Из СССР у меня в душе осталось и хорошее, и плохое. В то время я окончил школу, театральное училище, служил в армии. Думаю, что практически каждый из тех, кто застал Советский Союз, унес оттуда и хорошее, и плохое. Не надо однозначно пытаться вернуться в СССР. Но и не надо забывать о всем хорошем, что там было. Это моя молодость, моя юность, где было весело и задорно. Но было и много того, чего мне бы никогда не хотелось повторять. Когда было больше хорошего или плохого, я тоже сказать не могу. Еще не изобрели прибор, который бы это измерил.
– Современность сегодняшнего дня – финансовый кризис. Вас он коснулся?
– Финансовый кризис уже коснулся каждого из нас. Но я не думаю, что все сразу ринулись менять свою жизнь, род занятий. Скажу так: поменьше думайте о кризисе, и он меньше вас будет касаться.
Статья опубликована в разделах: Афиша Челябинска


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Ведущий актер драмтеатра отметит юбилей на сцене
6 февраля, театр драмы им. Н. Орлова, 18:00 6 февраля отмечает 80-летний юбилей ведущий актер Челябинского академического театра драмы имени Наума Орлова, заслуженный
Гарик Харламов и Тимур Батрутдинов о «Самом лучшем фильме – 2»
На киноэкраны нашей страны 22 января вышел «Самый лучший фильм – 2», одним из продюсеров которого стал Гарик Харламов, а Тимур Батрутдинов сыграл в нем одну из главных
Классно спели
Классно спели
Классно спели
Афиша Челябинска
«Мегаполис», «Синема Парк» На большие экраны вышло продолжение суперпопулярного молодежного фильма «Классный мюзикл: Выпускной». В новой картине полюбившиеся зрителям
«Мама» мэтра российского кино
Кинотеатр им. Пушкина, 18:30 В кинотеатре им. Пушкина – традиционное «Документальное кино по вторникам». Сегодня можно посмотреть фильм Никиты Михалкова «Мама». В этой
«Представление» советского мышления
Кинотеатр им. Пушкина, 19:10 В кинотеатре им. Пушкина – традиционное «Документальное кино по вторникам». Сегодня можно посмотреть фильм Сергея Лозницы «Представление»
Волки тоже попадают впросак
Волки тоже попадают впросак
Волки тоже попадают впросак
Афиша Челябинска
Театр драмы им. Н. Орлова, 18:00 На сцене драмтеатра состоится спектакль «Волки и овцы» по пьесе Александра Николаевича Островского – премьера нынешнего театрального

Chel-week