» » Детская жестокость в школе: за кадром

Детская жестокость в школе: за кадром

В закладки

В последнее время все чаще заявляет о себе детская жестокость в школах: подростки, поддавшись влиянию неформальных лидеров класса, объявляют бойкот тем детям, которые так или иначе отличаются от них или по тем или иным причинам неприятны. Подобный случай имел место в одном из челябинских лицеев в феврале, в начале марта в редакцию с похожей историей обратилась мама пятиклассника. Чтобы проанализировать эту крайне неприятную ситуацию и предупредить появление подобных «школьных инцидентов» в других образовательных учреждениях Челябинска, мы решили поговорить с психологом судебной экспертизы Виктором Сидорчуком, детским психологом Еленой Сыркиной и председателем Совета родителей, Евгением Алексеевым.
…Среда в лицее была обычным учебным днем. Четвертый класс писал изложение. Учительница на пару минут покинула класс, и этого времени оказалось достаточно, чтобы двое детей повздорили. Все как бывает в переходном возрасте: она стукнула его карандашом, он толкнул ее так, что девочка упала со стула. Вернувшись, учительница строго отчитала ученика, но одноклассники решили разобраться с ситуацией самостоятельно. После школы полкласса не пошли домой, а ждали виновника во дворе. Чуть позже в том же дворе случилась драка – десяток подростков по-своему разобрались с обидчиком. Двое одноклассников снимали событие на видео. Позже они назовут файл в телефоне «Мочилка», обозначив начало записи как «Начало мочилки» и, соответственно, ее конец, и попытаются скачать видео на другие мобильники... (подробнее здесь)
– Виктор Иванович, вы читали многочисленные отзывы о случившемся. Некоторые сводятся к тому, что подобное поведение детей не должно настораживать: ведь подростки есть подростки, и драки для них дело, в общем, привычное…
– Ситуация с дракой в этом возрасте была бы делом обычным, если бы не настораживающие факты. Возможно, случившееся можно было бы посчитать «рыцарским поступком», если бы нашелся герой, заступившийся за девочку. Увы, в данном случае, «рыцарей» было десять на одного. И благородный порыв превратился в бандитское (потому что действовали как банда) нападение и беспощадное избиение. Беспощадное, потому что, когда бьют вдесятером, думают не о справедливости наказания, а о том, чтобы поучаствовать, быть (бить) как все. Срабатывает закон толпы, когда происходит оглупление массы, то есть снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе это оказалось вполне приемлемым.
– На мой взгляд, в большей степени это морально-этическая проблема,– комментирует ситуацию детский психолог Елена Сыркина.– Психологический момент в следующем: в данной ситуации следует разбираться не в том, кто прав, кто виноват. Нужно понять, как случилось, что класс ополчился на одного. Не секрет, что в каждой социальной группе есть свои «аутсайдеры» – дети, по разным причинам (личностным, интеллектуальным, физическим – инвалидность, сниженное зрение и т.п.) неприятные своим одноклассникам. Плюс низкий материальный статус семьи (особенно в том коллективе, где основная масса детей – из успешных в материальном плане семей). Возможно, это как раз такой случай, когда ссора двоих детей – мальчика и девочки – стала лишь «благовидным» предлогом, который позволил отыграться на подростке, не принятом в группе.
Почему ополчился весь класс? Без сомнения, заработал «эффект толпы», когда из организованной группы спокойных детей класс превращается в агрессивную толпу. Все чувства в группе в такие моменты утрируются, особенно если помнить, что мы говорим о детях начальной школы, когда эмоциональная сфера еще неустойчива, дети очень подвержены таким ярким и сильным эмоциям, как гнев и агрессия. Эти эмоции, как правило, приобретают гипертрофированные формы и, как следствие, даже самые спокойные и интеллектуальные дети, оказавшиеся в такой ситуации, будут способны на поступки, абсолютно для них не свойственные. Это следует учитывать родителям, не верящим в то, что их ребенок не мог так поступить просто так, без «повода».
– Что можно сказать по поводу детей, которые не участвовали в драке? Тех, кто снимал ее на видео?
– Происходящее снималось на видео. Вот они, не просто любопытствующие, а те самые равнодушные, с молчаливого согласия которых, по словам классика, и вершатся самые жестокие преступления. Скорее всего, «операторы» не избивали одноклассника, они были заняты «профессионально» – снимали «репортаж». Об оценке происходящего речи нет – съемки велись не для протокольных показаний: «Я видел, как А нанес потерпевшему удар ногой в живот, а Б нанес не менее двух ударов кулаком по телу», – а для хвастливого: «А у меня вот что есть». Технический прогресс привнес в нашу культуру такое новообразование – «видик», которого ни у кого нет. Когда-то так гордились редкой маркой, значком или этикеткой. Теперь, как когда-то марками, обмениваются этим. И кочуют такие, с позволения сказать, раритеты с телефона на телефон, и вывешиваются в Интернете. О нравственной оценке речи нет.
А избивающие становятся уже не бандой хулиганов, а героями фильма, и хочется быть (бить) не хуже, чем те, кого каждый день, желая или не желая того, видим на экранах. Добавляется кураж, сейчас модно говорить «драйв», и жестокость удваивается, подкрепленная этим драйвом, и помножается на подсмотренную с экрана жестокость.
– Как должна реагировать школа на подобные события?
– В данном случае школа отреагировала на ЧП привычно заорганизовано. Существует ставшая уже приевшейся схема: проведено собрание, обязательно «внеплановое», «наверх» пошли доклады о принятых дежурных мерах, «сверху» будут спущены директивы, в школах пройдут «внеплановые» собрания с резолюциями: усилить профилактику, провести классные часы!
– Какой в данном случае должна быть грамотная профилактика?
– Думается, профилактика – все-таки не мероприятие, а системная работа. С ежедневным научением тому, что такое хорошо, и что такое плохо. Чтобы мальчишки знали, что слабых обижать нехорошо, что толпой на одного – нельзя, что к девочкам надо относиться по-особому. Хорошо бы, чтобы это знание подкреплялось добрыми героями с экрана и личным примером отношения отца к матери. Хорошо бы…
– Как мне показалось, многих удивила позиция инспектора по делам несовершеннолетних с советом родителям пострадавшего мальчика не писать заявление…
– На самом деле, я считаю, что инспектор в данной ситуации права. Нужно сначала попытаться разрешить сложившуюся проблему конструктивно, а именно: до того, как писать заявление в милицию, собрать родителей и доходчиво им разъяснить ситуацию. Ведь на месте пострадавшего ребенка мог оказаться любой из детей класса. Поинтересоваться, как бы они, родители, поступили, если бы их ребенок подвергся нападению,– комментирует председатель Совета родителей Евгений Алексеев. – Это официальная позиция. Если говорить с позиции отца своих детей, то я бы рекомендовал родителям этого мальчика научить своего ребенка умению постоять за себя.
– Да, позиция инспектора интересна, – считает психолог судебной экспертизы Виктор Сидорчук. – Она, мне кажется, не видит в хулиганском поступке подростков хулиганства. Выходит, если родители напишут заявление, то правонарушение будет правонарушением, со всеми вытекающими последствиями вплоть до пресловутой постановки на индивидуально-профилактический учет, а если нет – то инцидент будет только школьной провинностью с постановкой на педагогический учет. Такие вот «взрослые» игры в то, кому работать с проблемой.
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
В Челябинске отец школьницы поднял руку на ее одноклассников
Инцидент произошел 10 октября в челябинской общеобразовательной школе №22. Чтобы разобраться с обидчиками своей дочери-шестиклассницы, мужчина применил физическую силу
Школа №143: будет ли реорганизация?
Несмотря на то, что на дворе летние каникулы, в школе №143 кипят страсти. Родители и ученики обеспокоены новостью о слиянии двух школ и увольнении директора их учебного
Детская библиотека № 16 стала лучшей
Лучшей библиотекой Челябинской области признана детская библиотека №16, расположенная в Калининском районе Челябинска. Для участия в конкурсе «Лучшая библиотека года»
Кто виноват, или Что делать школе №22?
Родители и учителя школы №22 встали на защиту осужденного директора. Порой разобраться в сложнейшем жизненном вопросе «кто прав, кто виноват?» бывает очень непросто.
Сегодня в челябинской школе вспомнят детей, погибших по вине взрослых
Акция «Научись у детства играть» в челябинской школе №153 проводится четвертый раз. Инициатором ее возникновения была заместитель директора по воспитательной работе
Не лишайте ребенка детства!
С таким призвом обратилась в редакцию СhelDiplom.ru мама пятиклассника одной из общеобразовательных школ Челябинска. «...Я, взрослая женщина, ненавижу лицеи и гимназии...

Chel-week