Принудительная коррекция
В закладки
Компьютерный классВ Верхнем Уфалее Челябинской области назревает большой скандал. Муниципальные чиновники задумали эксперимент, в результате которого ученики одной из школ могут превратиться в мучеников. Коррекционную школу, где обучается 116 мальчишек и девчонок с отставанием в развитии, из двухэтажного здания типового детского сада втискивают в один этаж небольшой кирпичной хрущобы (всего два подъезда).
Все в ресторан!
Как выяснилось, аналогий этому случаю на Южном Урале сегодня нет. По крайней мере специалистов областного министерства образования и Роспотребнадзора такое переселение удивило. Хотя в «Санитарных правилах образовательных учреждений» нет запрета на существование детского учреждения в помещении первого этажа жилой многоэтажки. Но если детские сады на первых этажах – случай нередкий, внешкольные детские учреждения тоже встречаются, то школа – из области экспериментов. К тому же детские сады на первых этажах, как правило, предусматриваются в момент строительства. А школу переводят в помещение, где когда-то был ресторан. Поэтому пожарные и санитарные врачи Верхнего Уфалея должны с особым пристрастием отнестись к вводу такой школы в эксплуатацию, считают в областном управлении Роспотребнадзора.
Здание находится у дорогиС этим «новосельем по принуждению» вообще не все так гладко, как хотелось бы верхнеуфалейским чиновникам. Тревогу бьют родители и учителя. Их поддерживают специалисты областного министерства образования, которые занимаются проблемами коррекционных школ. Начнем с того, что школу переселяют в помещение, где изначально не предполагалось присутствия несовершеннолетних. Переехав, учебное заведение не только лишится половины полезных площадей, которые были у него в здании детсада, но окажется едва ли не в метре от оживленной городской магистрали, а под строительство школьной площадки городские чиновники собираются забрать дворовую территорию дома. И пока не ясно, как на это отреагируют жильцы. Куда они будут выводить на прогулки малышей, где будут парковать автомобили, сушить белье и выбивать ковры, наконец?
Нет мастерских – нет будущего
Возможно, эти проблемы удастся утрясти, и у школьников со временем появится спортивно-игровая площадка. Но никто, кроме главы городского округа Юрия Зайцева, не отрицает, что школе придется перейти на работу в две смены (в новом помещении запланировано пять кабинетов, а надо как минимум девять). Запретов на такую «коррекцию», по словам управляющего городским образованием Екатерины Блиновой, тоже нет. Но нельзя не согласиться с родителями, которые к двухсменке для своих проблемных детей относятся крайне отрицательно. Эти школьники нуждаются в постоянном контроле. Родителям удобно привести их в школу утром и забрать после продленки вечером. Кто будет контролировать поход в школу во вторую смену? Муниципалитет отказался перевозить учеников школы на специальном автобусе, что делалось раньше. А дети в школу приходят не только из центра города, но приезжают из пригородных поселков. К тому же, как выяснилось, не хватит места для класса продленного пребывания. Пока предлагается занять под него игровой холл. Значит, не будет площадки для игр. Коридор, который выгородили при перепланировке помещения бывшего ресторана, по словам родителей, тесен, темен и не проветривается.
Кабинет сенсомоторикиНо есть и более важные проблемы, которые негативно отразятся на будущем учащихся этой школы. Коррекционное учебное заведение во многом отличается от обычной школы. Здесь учат не только грамотно писать и считать. Детей уже в начальных классах адаптируют к социальной среде, обучают будущим профессиям. Да, такие мальчики и девочки не станут учеными, инженерами, врачами, но они могут стать прекрасными портными, игрушечных дел мастерами, столярами... то есть ремесленниками. Такие мастеровые нужны любому государству. А значит, став взрослыми, эти дети будут чувствовать себя социально значимыми гражданами. Они смогут прокормить себя и свою семью, что тоже немаловажно и для государства, и для общества.
Для того в свое время и создавались коррекционные школы с особыми программами и особым штатным расписанием. Здесь работают не только предметные педагоги и учителя начальных классов, но также социальные психологи, логопеды, медики... Следовательно, и условия в коррекционной школе должны быть особыми. Помимо обычных учебных классов программой здесь предусматриваются кабинеты социальной педагогики, логопедический, дефектологический, зал лечебной физкультуры, медицинский кабинет и, конечно же, мастерские трудового обучения со всем присущим таким классам оборудованием.
Но в новом помещении нет места не только для специализированных кабинетов, но даже для учительской. А медицинский кабинет, где ставят прививки, проводят осмотры детей, так мал, что поместятся там лишь стол и холодильник.
Швейная мастерская«Мы знаем о возникшей проблеме, – говорит специалист областного министерства образования Нина Бурмистрова. – В администрацию Верхнего Уфалея мы направляли письмо, в котором рекомендовали оставить коррекционную школу в прежнем помещении. Я была в здании детского сада, где сейчас располагается школа. Там созданы хорошие, комфортные условия для детей с проблемами развития. Если их сейчас переведут в меньшее помещение, то школа не сможет им дать трудового обучения. В новом помещении нет места для кабинетов труда. А это главное – коррекционные школы не только дают знания и занимаются профилактической работой с такими детьми, но по сути они дают им начальное профессиональное образование, то есть обеспечивают их будущее».
Без книг и медалей
Не хватит места в бывшем ресторане и школьной библиотеке. А дети коррекционной школы только ею и пользуются, потому что поход в другие «кладовые знаний» для них еще одна большая проблема.
«Если же у школы не будет своего спортзала, то ее ученики не смогут участвовать в программе «Спешел олимпик», – продолжает Нина Бурмистрова. – А она успешно развивается в Челябинской области. Спорту детей с ограниченными возможностями сейчас уделяется серьезное внимание. Это очень важно для их здоровья и развития. В программе «Спешел олимпик» как раз принимают участие дети коррекционных школ, и многие делают успехи. К примеру, в сборную России, которая примет участие в «Специальных олимпийских играх» в Америке, вошла девочка из 60-й школы Челябинска».
«Но у коррекционной школы и в здании детского сада нет приспособленного спортивного зала, – утверждает Екатерина Блинова. – Они занимаются физкультурой в бывшей детсадовской спальне. И мы найдем аналогичное помещение для занятий спортом в помещении, которое сейчас ремонтируется для школы. Будет у них со временем и своя спортплощадка на улице. Все, что положено, у школы будет. С Роспотребнадзором все согласовано».
Юрий Зайцев тоже считает, что спортзал – не проблема. Но он предлагает ученикам коррекционной школы заниматься физкультурой в соседней общеобразовательной. «Кто же нас туда пустит? – спрашивают родители. – Если имеется в виду первая городская школа, то там тоже дети учатся в две смены и спортзал наверняка постоянно занят».
«Все хорошо, все хорошо...»
Глава городского округа и управляющий городским управлением образования полны решимости освободить здание детского сада для дошколят и уверенности, что в помещении ресторана деткам «коррекционки» будет тоже хорошо.
«Никаких писем из министерства образования мне лично не было, – сказал Юрий Зайцев. – Мы освобождаем детский сад – это окончательно решено, это политика области. Перевод школы согласован с вице-губернатором Романом Пановым и министром образования Владимиром Садыриным. Детский сад надо вернуть дошкольникам. Проблема перевода коррекционной школы у нас существует уже несколько лет, мы отказались переводить ее в пригород, потому что всем это было неудобно. А теперь нашли помещение в центре города. Оно равнозначно помещению детского сада, там будет все, что необходимо этим детям. Не могу сейчас сказать, какова там площадь, надо план смотреть. Но я утверждаю, что там будут все необходимые классы , в том числе и для трудового обучения. Сейчас там идет ремонт».
Можно понять главу муниципального округа: он выполняет указания высших инстанций. Но почему при этом не прислушивается к электорату и не владеет цифрами? Чтобы принять такое категоричное решение, надо точно знать, какое шило на какое мыло меняют. «Получается, что мы пытаемся решить проблему одних детей за счет других, – спорит с муниципальным чиновником Нина Бурмистрова. – Но дети с отставанием в развитии – это же тоже дети. К тому же дети-инвалиды. Всего в Челябинской области таких школ, как в Верхнем Уфалее – восьмого вида – 36. Были, конечно, случаи перевода таких школ из зданий детских садов. В Челябинске, например, в Курчатовском районе. Но администрация района услышала наше обращение и нашла нормальный выход из ситуации. Что касается пожарных, у них, действительно, очень серьезные требования именно к коррекционным школам. Они требуют надежной противопожарной безопасности и систем предупреждения о пожаре – тревожных кнопок и так далее».
Родители утверждают, что пожарные Верхнего Уфалея и специалисты городской СЭС уже предупредили, что лицензия на деятельность школы в новом помещении не будет ими подписана.
Продолжение конфликта, как говорится, следует.
Первую четверть нового учебного года дети верхнеуфалейской коррекционной школы проведут в комфортном для них здании детского сада. Родители надеются, что это еще один предлог для отказа от переезда. Они считают переселение школы из одного здания в другое в разгар учебного года еще одним нарушением прав детей на образование.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (0)
На Южном Урале все школы и детские сады получили паспорт безопасности. Но в большинстве случаев это лишь формальность. Как передает корреспондент "Нового
Больше 5 тысяч челябинских детей не устроено в детские сады. Как передает корреспондент "Нового Региона", в Челябинске по-прежнему сохраняется проблема
В Челябинской области есть школы и детские сады, не прошедшие лицензирование образовательной деятельности...
В Челябинске расширят число образовательных учреждений, имеющих Интернет. Помимо школ и домов творчества, выход во всемирную сеть получат детские сады. Как передает
Управление образования Верхнего Уфалея приказало коллективу педагогов и учащихся коррекционной школы – а их более 100 человек – в ближайшие дни покинуть стены детского