» » » Антикризисные программы в сфере образования




Антикризисные программы в сфере образования

В закладки
Антикризисные программы в сфере образования
Тема развития сферы образования в условиях глобального кризиса поднималась уже не раз. Эксперты все чаще говорят о том, что экономические процессы уже внесли в обучение определенные коррективы. Очередным подтверждением этого стали результаты голосования, размещенного на сайте 74.ru. Пользователи отвечали на вопрос «Что является решающим фактором при выборе вуза в 2009 году?». 36% опрошенных заявили: самое главное – это приемлемая стоимость обучения. На втором месте (34%) – имя вуза. Таким образом, бренды университетов и академий пока сильны, но деньги в период кризиса оказались определяющими.
В свою очередь высшие учебные заведения готовы представить существующим и потенциальным студентам новые предложения, которые станут гарантией получения качественного и востребованного образования. Нынешний круглый стол, организованный сайтами ChelDiplom.ru и ChelFin.ru, был посвящен антикризисным программам в сфере образования. Участниками мероприятия стали не только представители крупнейших челябинских вузов, но и директора частных школ, представители городской администрации, министерства образования Челябинской области и банков, предлагающие образовательные кредиты.
Итак, какие программы предлагают учебные заведения нашего города в грядущем учебном году?
 
Замороженные цены на образование – это не рыночная мера
 




Антикризисные программы в сфере образования




Николай Мамаев



Проректор по учебной работе Челябинского государственного университета Николай Мамаев: Антикризисная программа нашего университета направлена в первую очередь на реализацию приемной кампании и поддержку наших студентов. Если говорить о том, что деньги для абитуриента вышли на первый план – мы предприняли следующие шаги. На ученом совете было принято решение заморозить стоимость обучения. С этого года расширены направления магистрских программ: их планируется девять, до 2009 было четыре.
Антикризисной мерой является и то, что мы оперативно рассматриваем вопросы рассрочки платежей. Разработаны положения, где все процессы, в том числе перевод на бюджет, рассматриваются в таком контексте.



Антикризисные программы в сфере образования



Александр Сидоров



Проректор по учебной работе Южно-Уральского государственного университета Александр Сидоров: ЮУрГУ работает в обычном режиме. Некоторые коррективы связаны с тем, что по ряду позиций, например реконструкции общежития, мы получили недофинансирование. От этих работ мы не отказались, просто изменили параметры выполнения мероприятий. Проведена работа по оптимизации численности преподавательского и учебно-вспомогательного состава. Кроме того, мы практикуем рассрочку платежа за обучение, когда студент пишет соответствующее заявление и платит не за год вперед, а помесячно, поквартально или раз в полугодие. Пока эта практика себя оправдывает.
Напомню, что у нас самое большое количество бюджетных мест, сейчас эта цифра составляет 2200 мест. Их количество на будущий учебный год мы еще не получили, но вряд ли оно будет сокращено.
Предполагается увеличение мест в магистратуре и аспирантуре. В магистратуре более 20 направлений, ожидаем около 400 бюджетных мест. Сейчас рассматривается вопрос об увеличении продолжительности обучения в аспирантуре до 4 и до 5 лет на заочной форме обучения. Некоторое время назад мы заключили соглашение с тремя банками, которые обеспечивают наших студентов льготами. Первое – дают процент, не больше установленного Центральным Банком России. Второе – то, что имеет скорее воспитательный момент, это продолжительность кредита, которая может достигать 11 лет рассрочки. То есть получается: студент отучился, стал специалистом, обрел самостоятельность и оплатил часть кредита своим трудом.
Директор по редакционной политике 74.ru Роман Грибанов: Многие бизнесмены говорят о том, что кризис – это не только падение, но и возможность вывести собственную деятельность на качественно иной уровень. Что предпринимает Челябинский педагогический университет, чтобы в борьбе за абитуриента противостоять ЮУрГУ и ЧелГУ?
Ректор Челябинского государственного педагогического университета Виталий Латюшин: С ЮУрГУ и ЧелГУ у нас всегда были добрососедские и партнерские отношения. Как и любая другая структура, мы стараемся быть в русле изменений, чтобы не только сохранять свои позиции, но и развиваться в дальнейшем. По основным направлениям я полностью разделяю мнение коллег, мы даем и отсрочку, и рассрочку платежа. Вошли в эксперимент по образовательному кредиту, также часть стоимости заморожена на несколько лет вперед. Дальнейшая ситуация покажет, будем ли мы размораживать его. Хотя, честно говоря, это не рыночная мера, и в нынешних экономических условиях идти на нее не очень приятно. Это не те деньги, которые мы используем в качестве прибыли, а те, на которых завязаны и зарплаты преподавателей, и обеспечение учебного процесса. Поэтому там, где недополучены средства, возможны проблемы.
В определенной степени мы боимся набора 2009 года. Боимся прежде всего потому, что количество коммерческих студентов прогнозируется гораздо меньше, чем в прошлые годы. Но, с другой стороны, делаем все, чтобы молодежь пришла в педагогический университет.



Антикризисные программы в сфере образования



Александр Патрушев



Проректор по учебной работе Челябинского агроинженерного университета Александр Патрушев: В 2009 году увеличивается прием в вузы на бюджетные места по ряду направлений подготовки бакалавров. В ЧГАУ это программы «Технологическое образование», «Менеджмент» и «Агроинженерия».
Хотелось бы отметить, что квалификация «бакалавр» относится к уровню высшего профессионального образования. Подготовка по направлению «Агроинженерия» ведется с 1992 года, накоплен опыт, и выпускники будут иметь соответствующую профессиональную подготовку. Поступление на бакалаврскую программу не должно пугать абитуриентов. Одним из приоритетов нашего университета в работе со студентами первого курса является то, что все иногородние первокурсники, нуждающиеся в жилье, обеспечиваются общежитием. Студенты университета имеют возможность получить вместе с высшим образованием и рабочую профессию водителя автомобиля, тракториста-машиниста, токаря и другие.
Ожидаем, что бюджетный прием составит 615 человек. Есть специальности, по которым планируется принять до 100 человек. Это «Механизация сельского хозяйства», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства». В агропромышленном комплексе более востребованными становятся агрономы, технологи сельскохозяйственного производства, инженеры. В условиях преодоления кризиса университет имеет возможность расширить подготовку специалистов такого профиля.
Заместитель директора Челябинского института Уральской академии государственной службы по дополнительному образованию Татьяна Савченко: В Челябинском институте (филиале) Уральской академии государственной службы разработана программа работы в условиях мирового финансового кризиса. Мы так же, как и вузы, представленные здесь, проводим работу по привлечению новых студентов, удержанию обучающихся студентов, изыскиваем возможности для поддержки преподавателей, от которых в большой степени зависит качество подготовки выпускников, продолжаем вкладывать ресурсы в совершенствование материально-технической базы института. Надо отметить, что и стоимость обучения у нас не из самых высоких.
Здесь обучаются в основном студенты заочной формы обучения. Студентов очной формы немного, мы предоставляем возможность получить образование по специальностям «Менеджмент организации», «Государственное и муниципальное управление». С этого года – по специальности «Финансы и кредит». С 2009 года мы также приглашаем к нам абитуриентов для обучения по программе бакалавриата по направлению «Юриспруденция» (очная форма обучения). Мы рады всем абитуриентам, но особо обращаем внимание на эти программы выпускников школ Тракторозаводского района.
Наши выпускники востребованы на рынке труда, значительная часть из них – государственные и муниципальные служащие. Но много учится и специалистов рыночной экономики на всех формах обучения, в том числе – по программам дополнительного образования. Всего реализуется более 40 программ допобразования. Мы гордимся тем, что 11 лет в нашем институте реализуется Президентская программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства. Всего подготовили более 600 руководителей. Хотелось бы, чтобы эта программа продолжалась!
Роман Грибанов: В вашей речи прозвучал термин «переподготовка». Хотелось бы услышать мнение об этом Владимира Лушникова, представляющего общество «Знание». Чему можно переобучаться в Челябинске сегодня?



Антикризисные программы в сфере образования



Владимир Лушников



Председатель правления Челябинской областной организации Общества «Знание» России Владимир Лушников: Ежегодно в Обществе «Знание» повышают свою квалификацию, посещают курсы и семинары около восьми тысяч специалистов. Сейчас, в период кризиса, новые знания особенно необходимы. У многих есть потребность и желание обучаться, но проблема следующая. Резко сократился поток специалистов, повышение квалификации которых оплачивали крупные предприятия. И хотя из федерального центра выделяются большие средства на опережающее переобучение, на предприятиях говорят: денег нет.
Сейчас многие люди за собственные деньги проходят переобучение, так как понимают, что без актуализации знаний работать будет сложно. Мы идем навстречу предприятиям, проводим семинары по антикризисной тематике. В мае-июне на актуальные дистанционные семинары, транслируемые через спутник из Москвы, делаем скидку 75 процентов. (Информация об этих семинарах размещена на сайте ChelDiplom.ru.) По данным газеты «РБК daily» от 25 мая 2009 года, лишь 1,7 процента россиян помимо высшего образования имеют диплом или сертификат о повышении квалификации. Если мы хотим побыстрее выйти из кризиса, иметь высокое качество производства и управления – вкладывать средства в повышение квалификации и переобучение работников просто необходимо.
Еще одна проблема – из почти 55 тысяч выпускников учреждений профессионального образования Челябинской области около 12 тысяч в этом году могут быть признаны безработными. Такой прогноз прозвучал в мае на заседании Общественного совета при Законодательном собрании области по вопросам образования и науки. Возможно, и в этом случае бывшим студентам понадобится помощь и определенная переподготовка. В докризисные времена Общество «Знание» успешно проводило циклы семинаров для безработных граждан и для начинающих предпринимателей.



Антикризисные программы в сфере образования



Елена Зайко



Начальник Управления профессионального образования Министерства науки и образования Челябинской области Елена Зайко: Мне бы хотелось сказать пару слов по вопросу, затронутому в предыдущем выступлении. Мы много говорим о том, какие антикризисные программы предлагают вузы.
Но у студента самая основная проблема – это трудоустройство. Прогноз на ближайший год: 12-13 тысяч выпускников вузов, из которых три тысячи находятся в зоне риска нетрудоустройства. На мой взгляд, в настоящее время все наши усилия должны быть направлены на этих выпускников. У них должны быть реальные перспективы будущей трудовой деятельности, и именно им мы должны предложить возможность переучиться. Тем не менее хотелось бы заметить, что в области работает целевая программа, деньги есть и отданы на предприятия. Все усилия должны быть направлены на подготовку студентов к трудоустройству, а это прежде всего достойное качество обучения, чтобы работодатель их заметил.
Роман Грибанов: Какие новые специальности появились в вузах?



Антикризисные программы в сфере образования



Виталий Латюшин



Виталий Латюшин: В российском образовании в последние годы наблюдается крен в сторону специальностей «человек-человек». Научное образование, которым страна раньше гордилась, уходит на второй план. Скажем, на химию, физику, биологию абитуриенты идут значительно менее охотно, чем на социальную работу, психологию, менеджмент и так далее. Что касается новых специальностей – второй год в педагогическом университете существует «Информатизация образования», интересная и востребованная специальность. В прошлом году конкурс на нее был достаточно приличным. От части специальностей заочного отделения придется отказаться по той же причине.
Александр Сидоров: В Южно-Уральском государственном университете ежегодно открываются новые специальности и новые направления. Практика закрытия пока не использовалась. Стараемся сохранить специальности оборонного направления. В этом году приезжал представитель из Барнаула, так что будем готовить специалистов для барнаульского завода, в Приморский край, Комсомольск-на-Амуре, фирма Сухого.
Николай Мамаев: В ЧелГУ работают восемь укрупненных профилей, и пока не планируется серьезных сокращений и закрытий. Другое дело, если набор-2009 обернется малым количеством абитуриентов и обучение какой-то специальности окажется нерентабельным – решение будет приниматься на месте. Причем откровенного противостояния между вузами нет, так как по спектру образовательных услуг мы разведены, к нам идут другие абитуриенты.
 
Между челябинскими учебными учреждениями нет конкуренции
 
Роман Грибанов: Обострилась ли конкуренция между вузами в период кризиса? Как вы боретесь за абитуриента?
Виталий Латюшин: Лето покажет, кто оказался впереди. Между нашими вузами нет противостояния – в том смысле, что никто из нас не позволял и, надеюсь, не позволит себе, выступая перед абитуриентами, сказать – в этом вузе вы получите профанацию вместо образования. Есть другие пути борьбы за абитуриента: различные конкурсы, спортивные соревнования, участие в молодежных акциях между вузами. Здесь видно, каким образом в конкретном вузе поставлена работа со студентами. Абитуриент выбирает – в каком вузе не только учат, но и организовывают жизнь.



Антикризисные программы в сфере образования



Татьяна Савченко



Татьяна Савченко: Наш институт – за здоровую конкуренцию! Недобросовестная конкуренция недопустима, она не способствует развитию, а разъедает ту организацию, которая ее применяет! Здоровая конкуренция в области программ обучения, качества как обучения, так и студенческой жизни, востребованность выпускников – вот поле честной конкуренции вузов. Студенты обращают внимание на разные аспекты жизни в вузе, им нравится, когда ими занимаются! Например, в этом году у нас на ежегодную студенческую конференцию приехали студенты из разных городов России, даже из Бурятии. Такое общение невозможно заменить! Поэтому студенты активны во всех сторонах общественной жизни.
Редактор сайта ChelDiplom.ru Анна Кошелева: Очевидно, что экономический кризис внес изменения не только в высшее, но и в среднее образование. В связи с этим хотелось бы услышать, как обстоят дела с финансированием школ, что предпринимает Управление по делам образования в рамках антикризисных программ и отражается ли на на качестве подготовки форма взаимоотношений школы с государством?



Антикризисные программы в сфере образования



Александр Орел



Начальник отдела инспектирования и регламентации уставной деятельности образовательных учреждений Управления по делам образования администрации г. Челябинска Александр Орел: На сегодня очень актуальна проблема кадров: руководитель должен быть не только хорошим учителем, но и управленцем. Мы запустили программу переподготовки по специальности «менеджер организации» и «менеджер образования», которую уже прошли 40 руководителей. Мы готовы дать руководителям те знания, которые нужны для эффективного управления.
В прошлом году был запущен еще один проект. Он касался услуги, оказываемой в сфере дошкольного образования (частный детский сад «Какаду»). Мы купили эту услугу и будем развивать направление дальше. Управление по делам образования готово к сотрудничеству с любым предприятием.
Еще одно направление – финансирование школ. Надо заметить, объем финансирования образования в целом уменьшился. С другой стороны, существует миф о том, что образование в муниципальных школах – платное. Это не так. Управление по делам образования с этим не согласно! Да, мы готовы поддержать тех родителей, которые хотят помочь школе, но подобную помощь не навязываем.
Теперь, что касается конкуренции между частными и муниципальными школами – ее нет. Это разные сегменты образовательного процесса, между которыми есть сотрудничество. У нас – массовое образование. Те, кому необходим индивидуальный процесс обучения, идут в частные школы.
Показателя качества тех и других форм обучения, я считаю, на сегодняшний момент нет. Единственный – ЕГЭ, но и он довольно приблизительный.



Антикризисные программы в сфере образования



Александр Медзюта



Директор частной школы «Эстет-центр» Александр Медзюта: Позвольте не согласиться с вами. Вступительный внос в муниципальных учебных заведениях достигает 300 тысяч рублей, а это восемь лет обучения в частной школе. В то же время мы не можем конкурировать с муниципальными учреждениями, так как изначально находимся в неравных условиях. Люди из других регионов неоднократно пытались поступить в частные школы Челябинска, и реакция примерно одинаковая: «У вас такая дорогая одежда и такое дешевое образование!» Мы не хотим стремиться к уровню конкуренции московских школ, но рынок в 4% намерены взять. И конкуренция между муниципальной и частной школой в Челябинске есть!
Роман Грибанов: Елена Михайловна, а какие мифы существуют в высшем образовании?
Елена Зайко: К примеру: образование в частном вузе дороже, чем в государственном. Но здесь нужно смотреть по конкретной ситуации. У каждого из них своя ниша. Главное в другом – все меры, принимаемые учебными заведениями, должны быть направлены на удовлетворение спроса, но не только абитуриентов и родителей, но и работодателей. Следует отдавать себе отчет в том, что мы нужны экономике в том объеме, сколько выпускников будут трудоустроены. На мой взгляд, это самое важное.
Роман Грибанов: Среди участников круглого стола присутствуют лидеры высшего образования, которых кризис по определению коснется минимально. А есть ли на сегодняшний момент цифры – сколько вузов прекратили свою деятельность в условиях кризиса? Изменилась ли география платного образования в Челябинской области?
Елена Зайко: Вопрос закрытия вузов очень четко регламентирован, закрыть вуз непросто. Нужны результаты аккредитации и так далее. Количество вузов в Челябинской области на сегодняшний день не изменилось, также нас еще не коснулись вопросы реструктуризации. Да, на сегодня закрыто 34 представительства, но это решение самих вузов.
 
Наше население не склонно к кредитованию, это наш менталитет
 



Антикризисные программы в сфере образования



Анна Кошелева



Анна Кошелева: Еще в начале этого года ректор Московского государственного университета им. Ломоносова Виктор Садовничий заявил в прессе о том, что в ректорат МГУ поступило довольно много заявлений от студентов, которые просят перевести их на бюджетную форму или отсрочить оплату за обучение. Финансовый вопрос остро стоит и для многих студентов Челябинска. Помимо программ, представленных вузами, сферу образования готовы поддержать и банки.



Антикризисные программы в сфере образования



Елена Летова



Начальник отдела кредитования частных клиентов банка «Сбербанк России» Елена Летова: Кредитом может воспользоваться учащийся в возрасте от 18 лет, причем форма обучения не важна. Что касается суммы кредита, то она не должна быть меньше 15 тысяч рублей и не может превышать стоимость обучения в учреждении среднего профессионального образования или 90% стоимости обучения в учреждении высшего образования. Срок погашения кредита – до 11 лет, основной долг платится по мере трудоустройства.
На сегодня наша работа осложняется тем, что со стороны вуза не обозначается общая стоимость на весь период обучения, это очень сильно тормозит развитие образовательного кредита. Мы видим только цифру первого года обучения. Чтобы выдать кредит, приходится умножать это число на количество лет, в течение которых клиент будет получать образование. В итоге кредит не всегда покрывает реальную сумму обучения.
Процентная ставка 12% – стоимость ресурса, которая предоставляется заемщику. Мы предоставляем возможность рассрочки платежа. Естественно, если студент не работает, родители сокращены – вопрос о кредите не стоит, остальные заявки рассматриваются.
В качестве пожелания к сотрудничеству с вузами – хотелось бы, чтобы информированность об образовательных кредитах шла не только от банков, но и от вузов.
Владимир Лушников: Хорошо, что банки готовы выдавать кредиты для студентов на образовательные цели на льготных условиях, под 12 процентов годовых. Но если студенты (или их родители) оплачивают обучение за счет кредита (а фактически – из собственных средств), государство должно идти дальше и полностью возмещать сумму уплаченных процентов по кредиту. Ведь сейчас правительством принято решение частично субсидировать сумму процентов по кредиту при приобретении гражданами автомобиля. А вложения в образование молодежи – гораздо более важная задача.
Роман Грибанов: У меня вопрос к представителям вузов. Как вы считаете, являются ли образовательные кредиты антикризисной мерой и пользуются ли популярностью у населения?
Александр Патрушев: В последние годы несколько банков обращались к нам в университет, во время приема документов мы выделяли место представителю банка. Популярностью услуга не пользовалась. Может быть, по причине того, что наш студент в основном из области. Сомневаюсь в большой активности студентов в отношении образовательных кредитов в ближайшее время.
Татьяна Савченко: Уже в течение трех лет мы выделяем рабочее место для деятельности представителей банков в приемной комиссии нашего института, размещаем рекламную продукцию. Мы открыты для таких контактов, готовы рассматривать разные варианты, но выбор – за студентами!
Александр Сидоров: Надо отметить, что в целом наше население не склонно к кредитованию, это наш менталитет, пока не привыкли жить в долг. Пройдет какое-то время, и, возможно, студенты и родители будут активнее пользоваться образовательными кредитами. Пока же практика показывает следующее: основная масса молодежи обучается не за счет кредита, а за счет родителей или предприятия.
Виталий Латюшин: Я думаю, у нас такая же ситуация. За время приемной кампании, может, человек 5-7 интересуются возможностью взять кредит. Хотя я согласен – это очень перспективная форма получения образования, особенно сейчас. Конечно, проще написать заявление – «в связи с тем, что уволили одного из родителей (или перестали выплачивать заработную плату), прошу перевести меня на бюджетную форму обучения». При этом никто не осознает, что можно взять академический отпуск, заработать самому или взять кредит, а не бросать вуз. Я за то, чтобы студенты пользовались такой формой оплаты и банки сотрудничали с нами.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Абитуриенты-2010: количество вузов ограничено до пяти
В 2010 году выпускники школ смогут подать документы не более чем в пять вузов. Таковы новые правила приема абитуриентов в высшие учебные заведения, утвержденные
В ходе проекта «Темпус IV» учебные заведения области пройдут анкетирование
В рамках реализации очередного этапа европейского проекта «Темпус IV» «Разработка рамки квалификации системы высшего образования Уральского региона» все учебные
УрАГС приглашает на День открытых дверей
16 мая в Челябинском институте Уральской академии государственной службы состоится День открытых дверей. Преимуществами обучения в ЧИ УрАГС руководство вуза считает
УРАО приглашает на День открытых дверей
5 апреля в челябинском филиале Университета Российской академии образования состоится День открытых дверей. Начало мероприятия в 11 часов. В программе – встреча с
1500 школьников встретят «Зиму-2009»
Городское Управление по делам образования организовало в этом месяце спортивный праздник «Зима-2009». Он состоится 14 февраля в 11 часов на спортивных площадках детских
Минобр РФ утвердило новые правила сдачи ЕГЭ
С января 2009 года ЕГЭ для выпускников школ теряет статус эксперимента и переходит в штатный режим. Министерство образования и науки РФ утвердило перечень предметов,

Chel-week