» » Андрей Мельников, проректор по научной работе ЧелГУ: «Челябинский госуниверситет совместно с OAO «Уралсвязьинформ» создает корпоративную сиcтему подготовки специалистов в области IT»

Андрей Мельников, проректор по научной работе ЧелГУ: «Челябинский госуниверситет совместно с OAO «Уралсвязьинформ» создает корпоративную сиcтему подготовки специалистов в области IT»

В закладки
Андрей Мельников, проректор по научной работе ЧелГУ: «Челябинский госуниверситет совместно с OAO «Уралсвязьинформ» создает корпоративную сиcтему подготовки специалистов в области IT»
Челябинский государственный университет в 2009 году открыл Институт информационных технологий. О новой модели образования и возможностях в данной сфере рассказал разработчик концепции Института проректор по научной работе ЧелГУ, д.т.н., профессор Андрей Витальевич Мельников.
– Все мы переживаем тяжелое время глобального экономического кризиса. Особенно тяжело он ударил по ориентированной на экспорт сырья экономике России. Очевидно, что единственным путем выхода из сложившейся ситуации и успешного ее развития является реализация инновационной модели экономики. Президент Дмитрий Медведев определил пять основных направлений развития страны: энергетика, ядерные, космические, медицинские и информационные технологии, которые позволят России быстрее выйти из кризиса и занять лидирующие позиции в мировой экономике. Причем последним выделена особая роль – стратегического направления, так как развитие инноваций в XXI веке будет связано прежде всего с информатизацией общества.
Современную жизнь сложно представить без компьютера или сотового телефона. Каждый день, отвечая на сообщение в «аське» или отправляя е-mail, мы имеем дело с информационными технологиями. Они проникли во все элементы нашей повседневной жизни. Раньше никто и не задумывался, к примеру, о компьютерных вирусах, а теперь это суперактуально. Сегодня уже никого не удивишь созданием компьютерных сетей из десятков тысяч машин. Меняется сама парадигма существования человека в современном обществе. Мы движемся к созданию единой инфокоммуникационной среды. Это направление развития по своей сущности является многоаспектным, именно поэтому оно стало одним из приоритетных для классического вуза.
– Почему был создан не отдельный факультет, а сразу целый Институт?
– В любом проекте важно не только содержание, но и название. Как назовем корабль, так и поплывет. (Улыбается.) В институте реализуется модель корпоративного образования в рамках соглашения между ЧелГУ и ОАО «Уралсвязьинформ» (TM Utel).
Сама идея, ее квинтэссенция заключается в том, чтобы интегрировать новейшие достижения корпоративного обучения в классическую систему образования. Мы соединим корпоративную культуру такого гиганта, как «Уралсвязьинформ», и фундаментальное образование, которым всегда славилась еще советская высшая школа. То есть хотим добавить новое, не потеряв ценного старого. Такая синергетическая модель была бы очень полезна.
– Расскажите о ней подробнее.
– Я уже много лет занимаюсь подготовкой специалистов в области информационных технологий (Андрей Витальевич Мельников с 1985 года был заведующим кафедрой электронно-вычислительных машин Челябинского политехнического института – прим. авт.). Мои выпускники работают в крупнейших IT-компаниях России, а также за рубежом: в Канаде, Ирландии, Израиле, Голландии, Германии. Опыт позволяет мне утверждать, что схема обучения «лекции – лабораторные работы – экзамен» уже не соответствует требованиям динамично развивающихся отраслей. Неслучайно Билл Гейтс однажды высказал такую мысль: «Мы должны меняться с той скоростью, с которой меняется мир». Только тогда будем успешными. Мое глубокое убеждение – нельзя силой научить. Правильно? Пока человек сам не захочет научиться, пока для него не будет создана мотивированная среда, ничего не выйдет. Вот как раз модель Института информационных технологий – это попытка создания такой системы подготовки.
Наши студенты будут проходить обучение на технологической базе ОАО «Уралсвязьинформ», участвовать в проектных группах при решении конкретных задач компании, получат доступ к методическим материалам основных вендоров компании, пройдут подготовку по программам CCNA (Cisco Certified Networking Associate). После окончания обучения студенты ИИТ получат возможность работать в ОАО «Уралсвязьинформ» и других ведущих IT-компаниях.
Выпускникам вузов всегда не хватало практических навыков. Они выходили из стен университета хорошо подготовленными теоретически, но вынуждены были тратить время на адаптацию к практической работе. Мы эту проблему решаем путем внедрения корпоративного обучения.
– Кем сможет работать выпускник Института информационных технологий?
– Выпускник будет подготовлен к профессиональной работе в IT-компаниях, государственных организациях различного уровня, на промышленных предприятиях в качестве администратора сетей и баз данных, программиста, менеджера проектов и специалиста по защите информации. Должен отметить, что, несмотря на мировой экономический кризис, существует устойчивый спрос на специалистов в области IT, особенно высокой квалификации.
– По каким специальностям сейчас ведется набор студентов?
– Базовое направление, по которому будет вестись подготовка, – «Информационные технологии». Учебный план был разработан на факультете высшей математики и кибернетики Московского государственного университета им. Ломоносова. Подготовка ведется по предметам: разработка программного обеспечения; проектирование локальных и глобальных вычислительных сетей; архитектура СУБД, проектирование баз данных; интернет-технологии; администрирование сетей и информационная безопасность; управление проектами. Еще одно направление – «Связи с общественностью», в следующем году откроется «Бизнес-информатика».
– А «связи с общественностью» каким образом пересекаются с информационными технологиями?
– Все очень просто! Давайте посмотрим: что такое «связи с общественностью»? Это технологии передачи информации на конкретную целевую аудиторию. Почему бы каждому выпускнику по специальности «связи с общественностью» не владеть технологиями создания веб-сайта? Улучшит это его конкурентоспособность на рынке труда? Я думаю, да.
– Кого вы принимаете в Институт и на каких условиях?
– Мы планируем организацию многоуровневого образования. К нам могут поступать выпускники школ. Они принимаются по результатам ЕГЭ по математике, физике и русскому языку. Большое внимание мы уделяем и выпускникам среднеспециальных образовательных учреждений. Надо признать, что ряд колледжей и техникумов за последние годы вышли на очень приличный уровень подготовки. Также принимаем людей на базе высшего образования, что тоже актуально. Например, вы окончили какую-либо специальность и решили научиться создавать веб-сайты. Нет проблем! Проходите собеседование по информатике и поступаете к нам учиться на 3 года. Или еще вариант: в связи с кризисом многие специалисты оказались невостребованными, и люди хотят получить переподготовку. В сфере информационных технологий на сегодняшний день существует дефицит кадров.
– А как могут реализоваться в этой сфере девушки? Ведь, как известно, информационными технологиями в основном занимается сильный пол, у мужчин и склад ума другой...
– Девушки к нам тоже приходят учиться и потом находят хорошую работу. Какие-то отличия от ребят, конечно, есть. Но есть области, в которых прекрасная половина человечества даже сильнее. Информационные технологии – сфера достаточно широкая, где зачастую требуются такие черты женского характера, как, например, аккуратность, тщательность проработки деталей. Девушки прекрасно работают как администраторы проектов, специалисты по кодированию или дизайнеры.
– Обучение платное?
– На очной форме есть бюджетные места. Заочное обучение – только на контрактной основе (22000 рублей в год). Для перспективной специальности это небольшие деньги. К тому же, оплату образования ребят, которые будут успешно учиться и хорошо проявят себя на практике, возьмет на себя «Уралсвязьинформ», ведь компания заинтересована в создании квалифицированных кадров.
– Кто преподает в Институте?
– Нам удалось собрать молодежный коллектив специалистов (средний возраст – 29 лет). Они готовы на какой-то период своей жизни отказаться от бизнес-проектов и посвятить время образовательному процессу. Все они имеют практический опыт реализации IT-проектов.
Естественно, при этом мы не собираемся отказываться от накопленного опыта фундаментального теоретического образования, в частности – математического. Мы прекрасно понимаем, что на младших курсах должна быть хорошая теоретическая школа, но на старших планируем реализовать проектную модель обучения. Конечно, это предусматривает отход от традиций. Будут создаваться творческие коллективы студентов, которые в рамках реализации конкретного проекта осваивают отдельные технологии. В этом случае экзамен по предмету выливается в защиту проекта. На мой взгляд, с точки зрения нынешних потребностей общества это более актуально.
– А вы сами будете читать курсы студентам?
– Да, мои курсы связаны с современными компьютерными сетями. Я их читаю уже более двадцати лет. Правда, от того, что я читал тогда, уже ничего не осталось. (Смеется.) Сейчас это современный курс, который основан на новейших методических разработках фирмы CISCO. Мне нравится учить! Держать форму, сохранять себя в тонусе можно, только общаясь с молодежью, только создавая новое.
– В чем плюсы обучения в ИИТ?
– Всегда существовало некое противоречие между тем, что ожидают ребята, пришедшие в вуз, и реальностью: они думают, что вот поступят – и тут их всему научат. Наше преимущество в том, что здесь будет совместное обучение. Вместо привычного лозунга «Приходите, мы вас научим», наш слоган звучит так: «Будем учиться вместе».
Второе преимущество учебы в ИИТ заключается в том, что нас поддерживает «Уралсвязьинформ», готовый предоставить нашим выпускникам рабочие места. Тем не менее наша модель не закрытая, мы ведем соответствующие переговоры о трудоустройстве выпускников и с рядом региональных фирм, а также CISCO и Microsoft.
Третье преимущество – наша новая модель обучения, на мой взгляд, ближе менталитету нормальных программистов и даже хакеров. Заставить их писать конспекты лекций по новому языку программирования достаточно сложно, а вот освоить новую технологию программирования, создать то, что еще никто не придумал и не написал, им интереснее. На младших курсах лекции, конечно, будут, но на старших мы собираемся их резко сократить.
Еще одно – мы стартуем не с нуля. У нас за плечами большой опыт, в университете уже много лет идет подготовка по специальностям (направлениям) 090102.65 «Компьютерная безопасность», 090105.65 – «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем» и 010500.62 «Прикладная математика и информатика». К примеру, в Таганроге прошла Всероссийская олимпиада по информационной безопасности, на которой наша команда заняла 2-е место. Задачки там были довольно интересными: к примеру, поставить на определенную систему такую защиту, которую бы другая команда не смогла взломать. Почти как КВН. (Смеется.)
Также в нашем Институте существует научно-исследовательская лаборатория прикладного программирования, которая занимается разработкой информационно-аналитических систем для правоохранительных органов и государственных организаций.
– Андрей Витальевич, за время вашего большого педагогического опыта случалось ли такое, что ученик чем-то вас удивил?
– Да, дело было в где-то 1994-1995 годах. Дипломник приносит мне проект архиватора, доказывает, что придумал новый алгоритм архивации. А на тот момент уже существовала распространенная программа ARJ, и я даже не хотел допускать его до защиты. Однако он защитился с отличием. К моему удивлению, через полгода реализовал этот проект как коммерческий и создал архиватор, который называется WinRar.
– Вот это да!
– Да, это Женя Рошаль. Вот так бывает. В то время мне не хватило чутья, и я посчитал его проект неактуальным.
– Но ведь пропустили на защиту, значит, все-таки что-то подсказало! Как, на ваш взгляд, информационные технологии будут развиваться в будущем и на какой стадии находятся сейчас?
– Все еще впереди. На данный момент мы наблюдаем определенный кризис в области естественных наук. Последние крупнейшие открытия состоялись в 60-х годах. Что дальше? Приоритет сейчас у биологии, психологии, социологии. Единственное изобретение человечества, которое моделирует мыслительную деятельность человека – это компьютер. Все, больше пока ничего подобного человек не изобрел. Поэтому век информационных, когнитивных технологий, ориентированных на широкую реализацию потенциала человека, только начинается.
Я думаю, что IT будет определять целый спектр единых технологических решений, позволяющих человеку общаться, творить, учиться и даже путешествовать. Что такое Интернет 2020 года? Скорее всего, будут развиваться технологии создания виртуального киберпространства, среды, которая для каждого человека будет своя, исходя из его интересов. Люди, общаясь друг с другом, будут строить свою виртуальную среду, может быть, что-то типа ноосферы академика Вернадского, которая будет сопровождать личность в ее развитии.
Надеюсь, что наши выпускники смогут принять участие в построении информационного общества и создании инновационной экономики России.
По вопросам поступления в Институт информационных технологий ЧелГУ обращайтесь по адресу: г. Челябинск, ул. Бр. Кашириных, 129, ауд. 330
Телефон: (351) 799-72-88
e-mail: Написать письмо
Статья опубликована в разделах: Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
ЧелГУ рассмотрел «Мобилизационную модель экономики»
В Челябинском государственном университете при поддержке правительства Челябинской области состоялась Всероссийская научная конференция «Мобилизационная модель
ЧелГУ начал подготовку военнослужащих к поступлению в вуз
Челябинский государственный университет начал подготовку военнослужащих, прошедших военную службу по контракту, к поступлению в вуз в 2009-2010 учебном году. Второй год
ЧелГУ расскажет о допобразовании на выставке
Челябинский государственный университет расскажет о возможностях получения дополнительного образования и новых программах подготовки на выставке «Образование для
Челябинский госуниверситет совместно с OAO «Уралсвязьинформ» создает корпоративную сиcтему подготовки специалистов в области IT
Челябинский государственный университет в 2009 году открыл Институт информационных технологий. О новой модели образования и возможностях в данной сфере рассказал
Ботанический сад ЧелГУ появился на почтовых карточках
Челябинский государственный университет совместно в Управлением Федеральной почтовой связи Челябинской области – филиал ФГУП «Почта России» презентовал маркированную
Кто будет новым ректором ЧГАУ?
Завтра, 27 ноября, Челябинский государственный агроинженерный университет выберет нового ректора. Конкурс на должность ректора ЧГАУ был объявлен в сентябре 2008 года. На

Chel-week