» » » Будни молодого преподавателя




Будни молодого преподавателя

В закладки
Проблем в сфере образования сейчас, что влюбленных в Аршавина девочек. И главнейшей является не переход на Болонскую систему обучения. Отнюдь. В центре стоит нехватка молодых кадров. Выпускники не бьются в экстазе от приглашений на работу в вуз, и этому есть множество объяснений, но рекруты все равно находятся. Проверено на себе.
Желание заарканило обратно сразу после окончания университета. Мантии. Разноцветные шарики в небе как символ прощания с бурными студенческими годами. Последние фотографии с одногруппниками. Формальность в виде выпускного. Лето лихо завернуло прошлое, как карамель в бумажную обертку.
Перерождение в преподаватели случилось само собой. Троечный диплом ассоциировался со знаниями, словно поселок Неплюевка с Нью-Йорком. Но истина приходит быстро: цвет «корочек» – вещь второстепенная. Хоть красные, хоть бирюзовые, хоть терракотовые. На первый план выходит желание работать и моднейший штамп из резюме – «высокая обучаемость». С горем пополам удалось доказать на кафедре, что достижение вершин профессоров Засурского и Садовничего есть самоцель, равновеликая аспирантуре и вороху научных статей, лобызание которых – обязательный пункт при приеме на работу преподавателя. Кандидатура прошла. Собственно, вот тогда, за несколько дней до сентября, и произошло превращение, в корне поменявшее все жизненные причинно-следственные связи.
Мотивы и деньги
Первая пара. Первый почемучный вопрос. Сразу развею по ветру все слухи о баснословных зарплатах в вузах – пусть сказками занимаются политтехнологи. Со всеми надбавками, премиями и иже с ними месячный доход балансирует на отметке в четыре тысячи рублей. Не смешно. Очень грустно. Четыре зеленые бумажки для 22-летнего человека – это удачно проведенные выходные, не больше.
Так почему? Передо мной тридцать студентов-журналистов. Что движет ими? Ведь на наковальнях нефтяников, управленцев, юристов куется гораздо больше дензнаков. Параллели очевидны, ответы тоже. Можно было бы пойти в страховой бизнес. Гонять с Владивостока автомобили. Сидеть весь день на телефоне, обзванивая бесконечных клиентов и гордо называться американизмом «менеджер». Получать гораздо большие деньги. Но! Для многих людей это просто скучно.
Банальное часто гениально. Пресловутый интерес, живость работы и неординарность труда и были теми кандалами, приковавшими к преподаванию. Не все в мире меряется шелестящей бумагой с десятками степеней защиты. Нивелиром скудной платежной ведомости является удовольствие от результатов собственной деятельности. Плюс постоянное общение со студентами. Их профессиональный рост, в котором чувствуется и собственная рука.
«Многому я научился у своих наставников, еще большему – у своих товарищей, но больше всего – у своих учеников». Цитата из Талмуда есть еще один мотив, который не нужно комментировать.
Многое, конечно, держится на энтузиазме. В качестве примера всплывает в памяти личность школьного учителя физкультуры. Каждый день тренировки до десяти вечера; мытье полов; бесконечные уроки за муравьиные суммы. Точка входа в профессию и наметилась именно тогда – в момент, когда была замечена отдача и любовь детей.
Совмещение
Неопытность и многотонная нагрузка первого семестра искореняли возможность альтернативного заработка. Из поля зрения трудового времени часто выпадают многие моменты. Подготовка лекций. Поиск материала. Каждодневная встреча с идеологами профессии в бумажном формате. Дружно взявшись за руки с аудиторной нагрузкой, они составляют цельный рабочий день. Возвращать же из прошлого ночные грузчицкие надрывы не очень-то хотелось. Сонный лектор, что классический костюм для гопника. Абсолютно бесполезен.
После осознания понятия «совмещение» молодые преподаватели селятся на два разных островка. Одни днюют и ночуют на поле знаний. Другие посещают его только по необходимости, базис которой – проведение пар. То есть происходит симбиоз работы в университете и практической деятельности. Резко увеличивается продолжительность трудового дня и количество денег в карманах. Процесс этот естественен. Но более ценно другое – практика позволяет прогрессировать, видеть места, темные для теории. Соответственно, доводить это до студентов. И не дать им запутаться в сложной системе перехода «вуз-работа». Пара месяцев совмещения привела к мысли, что в голове созрела «рыба» для ввода в курс нового предмета, не увиденного по принципу Менделеева, а спровоцированного самими студентами.
При всем при этом ничуть не занижается роль жителей первого островка. Карьера в вузе, как и значимость, будет развиваться у них быстрее. Научные статьи станут четче и ценнее. Это тоже движение вперед. Право на жизнь имеют оба варианта труда. Разумная компиляция теории и практики всегда обеспечивала университетам успех.
Аспирантура
Отдельная тема, активно прокручиваемая поварешкой в умах молодых преподавателей. Люди, целенаправленно строящие карьеру в стенах вуза, бегут туда скопом. Иначе этой самой карьеры не случится никогда. Совместителей синонимизируют с Илюшей Муромцем, что стоит у популярного камня. Трут в нерешительности затылки до дыр. Выбор действительно сложен. К тому же в абсолютном большинстве вузов без аспирантуры в преподаватели-то и не берут. Профессором ведь можешь ты не быть, но аспирантом быть обязан.
Три года на алтарь обладания степени кандидата наук кое-что дают. Прибавку к зарплате. Из расчета полставки – полторы тысячи. Рублей. Когда узнаешь об этом, первоначальный дикий смех быстро сменяется позой роденовского Мыслителя.
Ничем не измерить опыт, приобретаемый при защите диссертации. Все знакомые, 25-26-летние кандидаты наук, имеют огромный теоретический баул знаний. До неприличия начитаны и интересны как собеседники.
Вот два следствия аспирантуры, заставляющие поднять вверх большой палец.
В уныние бросают цифры. Стоимость обучения на «контракте» эквивалентна студенческим годичным ценам. Сама же защита обычно обходится аспирантам в 50-60 тысяч рублей. Гениальный маркетинговый ход. Чем глубже начинаешь вникать в систему, тем больше морщишься. Получается весьма затратное мероприятие, часто доступное лишь тем, у кого богатый папа. Формулировка поражает: чтобы заводы с пароходами получали квалифицированные кадры – ты должен платить.
И еще. Три аспиранствующих года как три этапа. Первый год – разработка темы и поиск материала. Второй – систематизация данных. Третий – написание диссертации. Вот этот самый третий этап больше всего и «умиляет». Состоявшиеся «кандидаты» твердили о нем, как киборги из телемагазина. Приходится бросать работу и посвящать себя лишь пресловутой защите, стоимость которой уже называлась…
Но все же аспирантура – вещь неизбежная, дающая определенные преимущества и жизненный вектор.
Дистанция
Хороший преподаватель отличается от плохого адекватностью дистанции. Кто-то выступает в роли каменщика и постоянно подкладывает кирпичей в невидимую стену. А кто-то, наоборот, приходит лишь развлекаться. В первом случае у студентов моментально зарождается ненависть. Во втором – неуважение. Впадать в крайности в этой профессии смерти подобно. Важно попасть в точку.
Одна из самых обсуждаемых тем в социальных сетях – отношения молодых преподавателей и студентов. Мизерная разница в возрасте подразумевает совсем другую систему общения. Называть вчерашнего студента Васю Василием Михайловичем готовы далеко не все. Сразу возникает проблема. Путей ее решения несколько. Отчество добавляется авторитарностью Васиной манеры преподавания. Первый. Вася ввиду мягкотелости или разболтанности остается Васей. Второй, ну и самый разумный вариант: своим отношением к делу Василий Михайлович заслуживает уважение. Сам. Потому что студенты не виноваты в неготовности молодого человека быть наставником. Значит, это не его место.
Тема флирта – самая, пожалуй, животрепещущая. Когда поток на 80% состоит из девушек, тема просто оказывается на первых полосах всех газет. Часто в преподаватели идут именно из-за этого. Из-за милых улыбок, коротких юбок и многочисленно блондинистых красавиц. Каждый мужчина втайне хочет этого. Да, впрочем, как и молодая женщина. Лишь с гендерной разницей. Флирт – это неплохо. Здесь же он является той гранью, переход которой поставит под сомнение компетентность. В конце концов мир не заканчивается на вузе. За дверями аудитории он в тысячи раз больше.
Еще один дискуссионный вопрос – отношения за пределами университета. Ничего страшного в этом общении нет. Главенствует здесь позиция «ты-вы». Тыканье – вещь неуместная в процессе обучения. Уважительное обращение же должно идти с обеих сторон: и от преподавателя, и от студента. Тогда не будет никаких сложностей. «За забором» более мягкое и расслабляющее «ты» вполне может стать нормой. Подобная субординация дисциплинирует и организует коллектив. Нередко, конечно, студенты заговариваются и, сами того не замечая, начинают вести милую беседу, как с лучшим другом. Бывает со всеми. И крайние меры здесь – худший вариант.
К каждому должен быть личностный подход. С кем-то душевное расстояние будет меньше, с кем-то – длиннее. Самое страшное – неприязнь к отдельному человеку, нередко доводящая его до отчисления. Все личные отношения и плохое настроение остаются в коридоре. Возможно, это и есть та самая точка.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
ЧГАКИ встречает День Победы
8 мая в Челябинской государственной академии культуры и искусств состоится праздник, посвященный Дню Великой Победы. Уважение к ветеранам, их подвигу, стремление
Аспирант ЧелГУ получил стипендию DAAD
Аспирант физического факультета Челябинского государственного университета Владимир Соколовский получил полугодовую стипендию Германской службы академических обменов
Студенты колледжа сервиса ЮУрГУ отметят юбилей фотографии в ЧГАКИ
7 января исполнилось 170 лет со дня изобретения фотографии. Этому событию посвятили свою экспозицию, которая откроется 20 января в библиотеке ЧГАКИ, преподаватели и
Британский диплом теперь можно получить в Челябинске
Такую возможность дает Челябинский гуманитарный институт. У ЧГИ уже есть опыт совместной подготовки студентов с зарубежными учебными заведениями: пять лет на его базе
ЮУПИ вошел в состав рабочей группы Сетевого университета ШОС
ЮУПИ прошел в состав рабочей группы по созданию и разработке нормативной документации Сетевого университета Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Напомним, что
Магистерские программы на факультете «Экономика и предпринимательство» ЮУрГУ
В преддверии перехода на Болонскую систему обучения кафедра «Экономика и экономическая безопасность» факультета «Экономика и предпринимательство» открыла новые программы

Chel-week