Анатолий Гостев, директор лицея №11: «В старшем классе должна быть такая программа, чтобы у ребенка из ушей пар шел»
В закладки
Первое, что бросается в глаза, когда подходишь к кабинету директора лицея №11, объявление: «Уважаемые родители! Прием по вопросам зачисления на первый год обучения проводиться не будет в связи с полной укомплектованностью классов». Сегодня лицей №11 – бренд качественного обучения, в котором соединились классика лицейского образования и прогрессивность передовых методик преподавания. Не будет преувеличением назвать это заслугой директора лицея Анатолия Германовича Гостева, который впустил в некогда обычную школу струю свежего воздуха.
– Анатолий Германович, вы же не коренной челябинец?
– Получилось так, что наша семья была эвакуирована во время Великой Отечественной войны из Калининграда на Урал, и мое детство прошло в Златоусте. Интересно, хотя в паспорте значится, что место моего рождения Златоуст, на самом деле это произошло в поезде, на подходах к Златоусту. Помню, что мы жили в частном двухэтажном доме, детство было тревожное, интересное. С раннего детства я был самостоятельным, потому что мама тяжело заболела, когда я был маленький. С пяти лет за мной была уборка всего нашего большого дома, где помимо нас жилье снимала еще одна семья. В шесть лет я остался без мамы. Потом в доме появилась женщина со своими детьми, в семье стало еще больше народу. Огород тоже был за мной, коль я был мальчиком, на мне был привоз воды в дом, приготовление обеда. Но я не считаю, что это плохо, я многому научился. Например, в настоящее время дочь и внук всегда ждут, когда я им приготовлю что-то вкусненькое…
– А школьные годы были какие?
– Начальная школа была деревянная, с печным отоплением. И вот до сих пор у меня в памяти – когда я приходил, эти дрова в печке трещали, было так тепло в классных комнатах. Учился я нормально. Мою первую учительницу Евгению Ивановну я не забуду: она дарила мне душевное тепло, постоянно угощала меня то пирожком, то конфетками, всегда гладила по голове. Я очень хотел быть на нее похожим. Мне вообще везло с учителями. Когда я перешел из начальной школы и заканчивал школу №9, отношение ко мне со стороны учителей было какое-то особое, я это чувствовал. Я не обращался к ним с просьбами и не просил себе поблажек, но каждая пыталась в чем-то помочь, каждая была готова остаться и дополнительно позаниматься. Вот это добро от учителей, их тепло я чувствовал всю школьную жизнь. И поэтому я окончательно решил стать педагогом. Поехал в 1960 году поступать в ЧГПИ, сдал экзамены, но по русскому языку получил тройку. Меня приняли, но без стипендии. Жить было не на что, я вернулся обратно в Златоуст, где с этими же оценками поступил в местное педагогическое училище, мне дали комнату в общежитии.
– Но вы все-таки стали студентом ЧГПИ?
– Да, в училище было такое положение, что те, кто успешно учится и выходит на диплом с отличием, могли поступить в ЧГПИ. Из пединститута приезжала комиссия, и на месте они принимали вступительные экзамены у желающих учиться на заочном отделении. Они приехали, я сдал экзамены, стал их студентом. В первый год заочного обучения в ЧГПИ на физмате я начал работать учителем начальных классов в Златоусте в школе №15. Помню, весь коллектив бегал и смотрел на меня, ведь чтобы молодой человек был учителем начальных классов… это так необычно.
– А вы помните свой самый первый урок?
– Да, этот урок из памяти у меня не уйдет. На первом году работы в качестве учителя начальных классов мы с первоклассниками знакомились с буквой «я» . На уроке у меня сидела завуч. В букваре на букву «я» ребята читали слова по слогам. И вот было там слово «кипяток». Как сейчас помню, Алешка читает «ки-пя-ток». Прочитав по слогам, надо было сказать слово целиком. И он говорит: «Горячая вода». Я снова задаю вопрос: «Леш, ну-ка еще раз прочитай». Он твердит «горячая вода», и все. А завуч сидит, смотрит, как я методически веду урок. Ну, это было такое состояние, у меня была спина мокрая, я не знал, как из этой ситуации вырулить. Но потом все-таки ребята ему помогли.
А затем, так получилось, я проработал три месяца и меня забрали в армию. Служить пришлось в Калининграде в ракетных войсках. Но служба была недолгой: сказались быт и жизнь в общежитии, в общем, меня комиссовали с язвой желудка. И я вернулся в Златоуст в апреле месяце. Штанов нет, рубахи нет. Я снял только погоны и в этой форме пришел на работу в свой класс. И вы не представляете, сколько народу снова бегало на меня смотреть! Заканчивая учебный год, я подумал: где-то надо заработать, чтобы одеться на первое сентября. И, кроме этого, чтобы еще где-то покушать. И тут меня пригласили работать старшим пионерским вожатым в лагерь «Черная речка» мощного завода имени Ленина. Я был сыт, скопил деньжат.
– А как вы попали в Челябинск?
– Судьба знаете что мне подарила? Тогда у студентов пединститута была обязательная летняя практика в загородных пионерских лагерях. И приехала в «Черную речку» Людмила Скобликова, сестра прославленной нашей спортсменки. Людмила училась на филфаке. У них же семья из Златоуста. Помню, как она удивилась, что я работаю без выходных, и спросила, почему я не переезжаю в Челябинск? А я говорю: куда я приеду в Челябинск? Мне где чемодан-то поставить? И она мне помогла. Я познакомился с Лидией Скобликовой, она мировая звезда, и она мне помогла устроиться лаборантом в пединститут к Николаю Андреевичу Томину, он был тогда завкафедрой трудового обучения. Я нашел комнату рядом с пединститутом. Но ставка у лаборанта была маленькая, поэтому я проработал недолго и ушел в школу №40 старшим вожатым. Потом в одном классе я стал классным руководителем, вел математику… Проработал год, и школу №40 решили сделать восьмилеткой. И как раз открывается новостройка – школа №80. И директора нашего Дмитрия Данилевича назначают ее директором. При этом ему разрешили из школы №40 позвать с собой несколько человек. Он позвал меня, поэтому я перешел в школу №80 учителем математики. А тот класс, в котором я был классным руководителем, решил перейти вслед за мной в новую школу, хотя их прежняя находится в конце улицы Доватора! И весь класс перешел в новую школу, и я их выпустил из 11 класса. Сейчас мои бывшие выпускники, конечно, взрослые люди и моя гордость. Они все прекрасно определились в жизни, многие получили хорошее образование. Есть среди них ученые, доктора технических наук. А вообще-то это у меня был единственный выпуск как у классного руководителя.
– Как потом складывалась ваша карьера?
– Я шесть лет проработал математиком в школе №80. А потом заведующий районо Советского района Александр Аменд предложил мне работу заместителя директора в школе №56, тоже новостройке. Помню, как я целиком отдавался работе, которую люблю и которой дорожу.
– А что входило в ваши обязанности?
– Я контролировал работу учителей, учебный процесс, вплоть до организации питания и прихода учащихся. То есть спектр такой большой. Через полгода Аменд опять приглашает меня работать директором школы №43, это в поселке Маяковского. Я, конечно, переживал, когда пришел в 43-ю школу, потому что она была очень слабая в плане учебного процесса. Потом школа очень преобразилась, все привели в порядок, ребята оделись нормально, стали даже ходить со второй обувью. Мои уроки всегда были открытыми – заходите-приходите! Еще во время работы в школе №43 мне присвоили звание «отличник образования».
– А как вы стали заведующим районо Советского района?
– Через семь лет в один прекрасный день председатель исполкома Советского района и секретарь райкома партии пригласили меня на беседу. Я переживал, думал, что я не так сделал или, может, жалобы какие на меня поступили? А они мне предложили работать заведующим отделом народного образования в Советском районе. Мне, конечно, это было приятно, но коллектив школы №43 очень переживал.
– Как вам работалось на новой должности?
– Работая в системе районо, я сделал для себя вывод, что есть проблемы в управлении районной системы образования. Тогда я поступил в аспирантуру в ЧГПИ на кафедру управления к Юрию Конаржевскому. И сочетал науку с практикой. Помню, что тема моей диссертации звучала так: «Педагогический анализ как фактор совершенствования управления районной системой образования». Что касается работы, по долгу службы я был во всяких комиссиях, связанных с детьми: комиссия по делам несовершеннолетних, межведомственная комиссия... Мы готовили документы в отдел опеки на лишение родительских прав или на усыновление. То есть я насмотрелся столько всего, что мне иногда было жутко. Когда, например, на комиссии по делам несовершеннолетних «разбирали» какую-то семью и наказывали мальчика или девочку. Я всегда думал: ну что их наказывать? Надо создать им условия. Ведь каждый ребенок интересен по-своему! Я анализировал и пытался понять, почему эти дети оказываются на таких вот комиссиях? И понял, что в школах появляются неправильные поведенческие действия со стороны ребят, когда кто-то грубит, а кто-то срывает урок, из-за неправильного подхода. В то время наши учителя строили всех в один ряд и требовали у всех одного и того же. А дети взрослеют и хотят выделяться, особенно среди своих сверстников. Если учитель не дает ребенку положительную характеристику по академическим предметам, он себя заявляет в другом, в негативном! И вот это заявление порождает разные поведенческие неправильные действия со стороны учеников. Мне хочется, чтобы каждый ребенок был индивидуален, имел успех, пусть даже в физической культуре, но надо дать шанс каждому показать свое «я» через особый вид деятельности. С этой мыслью в 1989 году я и пришел в школу №11.
– Можно поподробнее об этом?
– Я пришел сюда директором, попал под выборы, стал рассказывать свою программу, и коллектив меня выбирал. Три года существовала система выборов: я должен был прийти в коллектив, рассказать свою программу; другой приходил, тоже рассказывал программу, потом было голосование. Мое видение было такое: создать в школе условия, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать себя в любом виде деятельности – учебном, прикладном, художественно-эстетическом, спортивном… Где-то год мы работали как общеобразовательная школа, и этот год я набирал материалы на эксперимент. В конечном счете эксперимент должен был завершиться и принести нам статус лицея. Опыт прошел удачно. Помню, я все время тогда проводил здесь, в школе.
– Как отнеслись к такому трудовому подвигу ваши близкие?
– Я очень благодарен своей семье за поддержку, потому что в то время меня можно было только терпеть… Даже когда у дочери, она, кстати, учительница начальных классов в нашем же лицее, брали интервью, она честно сказала: «Папу я не видела. Он приходил ночевать – я уже спала. А просыпалась утром – он уже ушел».
Потом, когда эксперимент получил успешное развитие, я его описал и на базе этого достаточно богатого материала защитил докторскую диссертацию.
– Анатолий Германович, какой предмет вам бы хотелось сегодня ввести в школьную программу?
– Культуру общения. Именно этого не хватает нынешним школьникам. Через академические предметы – литературу, историю – учителя, конечно, пытаются дать это, но на сегодняшний день ученик очень повзрослел. Я замечаю, что, когда приходят дети на первый год обучения, это дети на порядок выше по развитию по сравнению даже с прошлым годом. Такая тенденция год от года просматривается четко. Поэтому в познании академических дисциплин они достаточно успешны. В школе они полдня пребывают, потом их родители встречают-увозят, и они сидят дома или на даче, ведь сейчас во дворах дети не играют. Настало такое время, когда дети рвутся в школу, им хочется сюда, ведь основной круг общения оказывается у детей здесь.
– Про запись в ваш лицей по городу ходят целые легенды. Развейте мифы.
– Вы знаете, есть Закон об образовании, который мы должны исполнять. А в Законе об образовании сказано, что классы наполняются по мере подачи заявлений.
– Получается, кто первый, тот и успел?
– Да.
– А приоритет кому отдается?
– Это незаконно. Сейчас есть всякие услуги платные, например, открытые подготовительные дошкольные курсы. И дети на сегодняшний день в школу приходят в основной массе уже читающие, считающие. У нас два условия обучения в начальных классах. Есть дети, которые принимаются в первый класс и обучаются четыре года, так как перешла вся Россия на четырехлетнее начальное образование. А есть дети, которые читают-считают, и когда они приходят, мы рекомендуем их на программу «один три». То есть мы их принимаем во второй класс. Нам говорят, мол, вы это незаконно делаете. А в Законе об образовании есть строчка про семейное обучение. И представьте, семья занималась ребенком. То есть мама и папа или дома, или куда-то, ходили-водили: они дали ему образование, научили читать, писать, считать, почти рука поставленная. Так оформляйте этих детей во второй класс сразу.
– Признаться, я впервые слышу про такое.
– Знаете, мне было страшно стыдно, когда семь лет тому назад ввели такое обязательное четырехгодичное обучение. И мы приняли по нему детей. И ребятишки читающие-считающие, они в сентябре были лучше, чем в конце года. Мы их практически потеряли, можно сказать.
– Почему?
– На первом году им было нечего делать. Начинается программа с букваря, а они буквы знают. И первый год они ничего не делали, не учились, просто ходили в школу. Ведь когда ребенок развивается? Тогда, когда ему постоянно необходимо поднимать планку, тогда ему некогда будет ни ручку ронять, ни в носу ковырять на уроках. Он будет постоянно получать нагрузку. Вот тогда он будет заниматься и развивать себя. Вы, наверное, слышали, говорят, что в лицее №11 тяжело учиться. Ну, как тяжело? Мы просто пытаемся сделать так, чтобы ребенку некогда было. Есть перемена, где он может отдохнуть, сменив вид деятельности. А в старших классах должна быть такая программа, чтобы у ребенка из ушей пар шел.
– Какие ученики вам запоминаются больше – двоечники или отличники?
– Вы знаете, мне запоминаются больше ребята, которые проявляют себя в общественной работе, в любом виде деятельности, который приносит успех ему и, конечно, лицею.
– Можете назвать лучших выпускников лицея №11?
– Вычленить вот так мне достаточно трудно. Мы, конечно, следим за судьбой наших ребят. На сегодняшний день 47 наших выпускников стали на стезю науки – получили ученые степени, стали кандидатами наук, все удачно состоялись как специалисты в технической, научной, предпринимательской, медицинской деятельности. В этом году уже восемь наших выпускников привели своих детей в первый класс. Это очень приятно. Одна из наших выпускниц даже двух мальчиков-двойняшек привела. И то, что выпускники доверили нам своих детей – это говорит о многом, это признание, они сами оценили то, что получили.
– Анатолий Германович, а вам когда-нибудь срывали урок?
– Как-то стыдно, но я не припомню. Почему? Если проблема на уроке появлялась, я всегда из нее через игру выходил. Вот подтверждение этого. С января этого года приказом министра Российского образования я назначен председателем докторского совета по защите и по проблемам педагогики и психологии в ЮУрГУ. Недавно было первое заседание, и на нем защищалась старший преподаватель этого университета. На выступление отводилось примерно 10 минут по регламенту. Она время перебрала. Я представляю, как себя чувствует человек, когда ему говорят «ваше время истекло» или «у вас осталось две минуты». Я пошел по другому пути: когда закончилось выступление, я сказал: «Надежда Ивановна, вы время перебрали. Давайте теперь договоримся, что это время вы сократите в ответах на вопросы». И все, обстановка разряжена.
– Знаю, что вы участвовали в VIP-дефиле на фестивале моды «Платье города-2008». Но оно-то как пересекается с педагогикой?
– Оно пересекается. Я себе не позволю никогда прийти в джинсах. Джемпер, пиджак обязательны. Вы посмотрите, какие красивые у нас ребята ходят! Это культура. Что в начальной школе, что в среднем звене, что в старшем. Все гости нашего лицея отмечают уровень культуры ребят. Так вот, когда имидж-клуб «Светлана» меня пригласил участвовать в дефиле, я, конечно, удивился и поинтересовался, почему. Оказалось, что «виноваты» мои бывшие выпускники. В неформальном кругу общения они сказали, что всегда ориентировались на то, как одевается их директор Анатолий Германович. Представляете? Бывает, что ребята-старшеклассники спрашивают, где я покупал такой красивый галстук. Или подходит старшеклассник и говорит: «Папа не умеет завязывать галстук, не носит, мама не знает, как это делать, научите, как завязать галстук!». Ну разве это плохо?
– За время своей деятельности вам приходилось решать самые разные вопросы. С какими просьбами к вам приходят сегодня как к директору?
– У нас 5–8 классы по графику вынуждены ходить на занятия с 11:30, я понимаю, как тяжело родителям. А это связано с тем, что для начальной школы у нас один спортивный зал, а для 5–11 классов – другой. Столько часов, что мы через один зал не проходим, а хотелось бы, чтобы все учились только с восьми часов утра. И вот нестандартное решение: мы сейчас готовим к новому учебному году очень интересный гимнастический зал, пуск которого позволит разгрузить спортзал и нормально провести все уроки. В этом гимнастическом зале будет круглогодичная 50-метровая беговая дорожка для детей, гимнастические стенки, на 25 метров пневматика, стрельбище. На мой взгляд, такого уровня гимнастических залов в школах города нет. А мы его сделаем, сейчас идут отделочные работы. В итоге у нас будет такой комплекс: спортивный зал, в прошлом году мы запустили тренажерный зал, сейчас запускаем гимнастический. Пользуясь вот этими площадями, мы сможем там, где необходимо, ставить в расписание два урока физкультуры, то есть два класса сразу. Также с июля мы начнем строительство большого спортивного комплекса на улице на территории лицея. Площадка большая, в одном месте она будет крытая, чтобы ребята там переодевались, прежде чем выйти играть в хоккей или футбол. То есть это очень интересный спортивный комплекс.
– Анатолий Германович, у вас есть медаль Ушинского. Вы солидарны с Константином Дмитриевичем, что надо делать упор на воспитательное обучение?
– Мною написано два методических пособия по воспитательной работе, несколько статей в местных журналах. Я освещаю этот аспект, выступая на конференциях. И в свое время ученый совет УралГУФКа посчитал, что за наработанные материалы я достоин награждения.
– Вам эта медаль очень дорога? Или у вас есть более ценные награды?
– Конечно, душу греет каждое поощрение. Мне также приятно, что я нахожусь в энциклопедии «Лучшие люди России».
– Как вы любите отдыхать?
– По большому счету, свободного времени у меня не остается. Даже жена перестала на меня обижаться, что я не помогаю ей в саду. Вот в субботу до трех дня я еще работаю, а вечером у нас совместная уборка квартиры. В воскресенье во второй половине дня я снова на занятиях. Иногда внук попросит: дедушка, сделай блины, они у тебя очень вкусные. Ну как ребенку откажешь? Бывает время, когда хочется своим близким что-то приготовить. У нас семья-то маленькая – дочь, внук, жена, я да любимая теща.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
– Анатолий Германович, вы же не коренной челябинец?
– Получилось так, что наша семья была эвакуирована во время Великой Отечественной войны из Калининграда на Урал, и мое детство прошло в Златоусте. Интересно, хотя в паспорте значится, что место моего рождения Златоуст, на самом деле это произошло в поезде, на подходах к Златоусту. Помню, что мы жили в частном двухэтажном доме, детство было тревожное, интересное. С раннего детства я был самостоятельным, потому что мама тяжело заболела, когда я был маленький. С пяти лет за мной была уборка всего нашего большого дома, где помимо нас жилье снимала еще одна семья. В шесть лет я остался без мамы. Потом в доме появилась женщина со своими детьми, в семье стало еще больше народу. Огород тоже был за мной, коль я был мальчиком, на мне был привоз воды в дом, приготовление обеда. Но я не считаю, что это плохо, я многому научился. Например, в настоящее время дочь и внук всегда ждут, когда я им приготовлю что-то вкусненькое…
– А школьные годы были какие?
– Начальная школа была деревянная, с печным отоплением. И вот до сих пор у меня в памяти – когда я приходил, эти дрова в печке трещали, было так тепло в классных комнатах. Учился я нормально. Мою первую учительницу Евгению Ивановну я не забуду: она дарила мне душевное тепло, постоянно угощала меня то пирожком, то конфетками, всегда гладила по голове. Я очень хотел быть на нее похожим. Мне вообще везло с учителями. Когда я перешел из начальной школы и заканчивал школу №9, отношение ко мне со стороны учителей было какое-то особое, я это чувствовал. Я не обращался к ним с просьбами и не просил себе поблажек, но каждая пыталась в чем-то помочь, каждая была готова остаться и дополнительно позаниматься. Вот это добро от учителей, их тепло я чувствовал всю школьную жизнь. И поэтому я окончательно решил стать педагогом. Поехал в 1960 году поступать в ЧГПИ, сдал экзамены, но по русскому языку получил тройку. Меня приняли, но без стипендии. Жить было не на что, я вернулся обратно в Златоуст, где с этими же оценками поступил в местное педагогическое училище, мне дали комнату в общежитии.
– Но вы все-таки стали студентом ЧГПИ?
– Да, в училище было такое положение, что те, кто успешно учится и выходит на диплом с отличием, могли поступить в ЧГПИ. Из пединститута приезжала комиссия, и на месте они принимали вступительные экзамены у желающих учиться на заочном отделении. Они приехали, я сдал экзамены, стал их студентом. В первый год заочного обучения в ЧГПИ на физмате я начал работать учителем начальных классов в Златоусте в школе №15. Помню, весь коллектив бегал и смотрел на меня, ведь чтобы молодой человек был учителем начальных классов… это так необычно.
– А вы помните свой самый первый урок?
– Да, этот урок из памяти у меня не уйдет. На первом году работы в качестве учителя начальных классов мы с первоклассниками знакомились с буквой «я» . На уроке у меня сидела завуч. В букваре на букву «я» ребята читали слова по слогам. И вот было там слово «кипяток». Как сейчас помню, Алешка читает «ки-пя-ток». Прочитав по слогам, надо было сказать слово целиком. И он говорит: «Горячая вода». Я снова задаю вопрос: «Леш, ну-ка еще раз прочитай». Он твердит «горячая вода», и все. А завуч сидит, смотрит, как я методически веду урок. Ну, это было такое состояние, у меня была спина мокрая, я не знал, как из этой ситуации вырулить. Но потом все-таки ребята ему помогли.
А затем, так получилось, я проработал три месяца и меня забрали в армию. Служить пришлось в Калининграде в ракетных войсках. Но служба была недолгой: сказались быт и жизнь в общежитии, в общем, меня комиссовали с язвой желудка. И я вернулся в Златоуст в апреле месяце. Штанов нет, рубахи нет. Я снял только погоны и в этой форме пришел на работу в свой класс. И вы не представляете, сколько народу снова бегало на меня смотреть! Заканчивая учебный год, я подумал: где-то надо заработать, чтобы одеться на первое сентября. И, кроме этого, чтобы еще где-то покушать. И тут меня пригласили работать старшим пионерским вожатым в лагерь «Черная речка» мощного завода имени Ленина. Я был сыт, скопил деньжат.
– А как вы попали в Челябинск?
– Судьба знаете что мне подарила? Тогда у студентов пединститута была обязательная летняя практика в загородных пионерских лагерях. И приехала в «Черную речку» Людмила Скобликова, сестра прославленной нашей спортсменки. Людмила училась на филфаке. У них же семья из Златоуста. Помню, как она удивилась, что я работаю без выходных, и спросила, почему я не переезжаю в Челябинск? А я говорю: куда я приеду в Челябинск? Мне где чемодан-то поставить? И она мне помогла. Я познакомился с Лидией Скобликовой, она мировая звезда, и она мне помогла устроиться лаборантом в пединститут к Николаю Андреевичу Томину, он был тогда завкафедрой трудового обучения. Я нашел комнату рядом с пединститутом. Но ставка у лаборанта была маленькая, поэтому я проработал недолго и ушел в школу №40 старшим вожатым. Потом в одном классе я стал классным руководителем, вел математику… Проработал год, и школу №40 решили сделать восьмилеткой. И как раз открывается новостройка – школа №80. И директора нашего Дмитрия Данилевича назначают ее директором. При этом ему разрешили из школы №40 позвать с собой несколько человек. Он позвал меня, поэтому я перешел в школу №80 учителем математики. А тот класс, в котором я был классным руководителем, решил перейти вслед за мной в новую школу, хотя их прежняя находится в конце улицы Доватора! И весь класс перешел в новую школу, и я их выпустил из 11 класса. Сейчас мои бывшие выпускники, конечно, взрослые люди и моя гордость. Они все прекрасно определились в жизни, многие получили хорошее образование. Есть среди них ученые, доктора технических наук. А вообще-то это у меня был единственный выпуск как у классного руководителя.
– Как потом складывалась ваша карьера?
– Я шесть лет проработал математиком в школе №80. А потом заведующий районо Советского района Александр Аменд предложил мне работу заместителя директора в школе №56, тоже новостройке. Помню, как я целиком отдавался работе, которую люблю и которой дорожу.
– А что входило в ваши обязанности?
– Я контролировал работу учителей, учебный процесс, вплоть до организации питания и прихода учащихся. То есть спектр такой большой. Через полгода Аменд опять приглашает меня работать директором школы №43, это в поселке Маяковского. Я, конечно, переживал, когда пришел в 43-ю школу, потому что она была очень слабая в плане учебного процесса. Потом школа очень преобразилась, все привели в порядок, ребята оделись нормально, стали даже ходить со второй обувью. Мои уроки всегда были открытыми – заходите-приходите! Еще во время работы в школе №43 мне присвоили звание «отличник образования».
– А как вы стали заведующим районо Советского района?
– Через семь лет в один прекрасный день председатель исполкома Советского района и секретарь райкома партии пригласили меня на беседу. Я переживал, думал, что я не так сделал или, может, жалобы какие на меня поступили? А они мне предложили работать заведующим отделом народного образования в Советском районе. Мне, конечно, это было приятно, но коллектив школы №43 очень переживал.
– Как вам работалось на новой должности?
– Работая в системе районо, я сделал для себя вывод, что есть проблемы в управлении районной системы образования. Тогда я поступил в аспирантуру в ЧГПИ на кафедру управления к Юрию Конаржевскому. И сочетал науку с практикой. Помню, что тема моей диссертации звучала так: «Педагогический анализ как фактор совершенствования управления районной системой образования». Что касается работы, по долгу службы я был во всяких комиссиях, связанных с детьми: комиссия по делам несовершеннолетних, межведомственная комиссия... Мы готовили документы в отдел опеки на лишение родительских прав или на усыновление. То есть я насмотрелся столько всего, что мне иногда было жутко. Когда, например, на комиссии по делам несовершеннолетних «разбирали» какую-то семью и наказывали мальчика или девочку. Я всегда думал: ну что их наказывать? Надо создать им условия. Ведь каждый ребенок интересен по-своему! Я анализировал и пытался понять, почему эти дети оказываются на таких вот комиссиях? И понял, что в школах появляются неправильные поведенческие действия со стороны ребят, когда кто-то грубит, а кто-то срывает урок, из-за неправильного подхода. В то время наши учителя строили всех в один ряд и требовали у всех одного и того же. А дети взрослеют и хотят выделяться, особенно среди своих сверстников. Если учитель не дает ребенку положительную характеристику по академическим предметам, он себя заявляет в другом, в негативном! И вот это заявление порождает разные поведенческие неправильные действия со стороны учеников. Мне хочется, чтобы каждый ребенок был индивидуален, имел успех, пусть даже в физической культуре, но надо дать шанс каждому показать свое «я» через особый вид деятельности. С этой мыслью в 1989 году я и пришел в школу №11.
– Можно поподробнее об этом?
– Я пришел сюда директором, попал под выборы, стал рассказывать свою программу, и коллектив меня выбирал. Три года существовала система выборов: я должен был прийти в коллектив, рассказать свою программу; другой приходил, тоже рассказывал программу, потом было голосование. Мое видение было такое: создать в школе условия, чтобы каждый ребенок имел возможность реализовать себя в любом виде деятельности – учебном, прикладном, художественно-эстетическом, спортивном… Где-то год мы работали как общеобразовательная школа, и этот год я набирал материалы на эксперимент. В конечном счете эксперимент должен был завершиться и принести нам статус лицея. Опыт прошел удачно. Помню, я все время тогда проводил здесь, в школе.
– Как отнеслись к такому трудовому подвигу ваши близкие?
– Я очень благодарен своей семье за поддержку, потому что в то время меня можно было только терпеть… Даже когда у дочери, она, кстати, учительница начальных классов в нашем же лицее, брали интервью, она честно сказала: «Папу я не видела. Он приходил ночевать – я уже спала. А просыпалась утром – он уже ушел».
Потом, когда эксперимент получил успешное развитие, я его описал и на базе этого достаточно богатого материала защитил докторскую диссертацию.
– Анатолий Германович, какой предмет вам бы хотелось сегодня ввести в школьную программу?
– Культуру общения. Именно этого не хватает нынешним школьникам. Через академические предметы – литературу, историю – учителя, конечно, пытаются дать это, но на сегодняшний день ученик очень повзрослел. Я замечаю, что, когда приходят дети на первый год обучения, это дети на порядок выше по развитию по сравнению даже с прошлым годом. Такая тенденция год от года просматривается четко. Поэтому в познании академических дисциплин они достаточно успешны. В школе они полдня пребывают, потом их родители встречают-увозят, и они сидят дома или на даче, ведь сейчас во дворах дети не играют. Настало такое время, когда дети рвутся в школу, им хочется сюда, ведь основной круг общения оказывается у детей здесь.
– Про запись в ваш лицей по городу ходят целые легенды. Развейте мифы.
– Вы знаете, есть Закон об образовании, который мы должны исполнять. А в Законе об образовании сказано, что классы наполняются по мере подачи заявлений.
– Получается, кто первый, тот и успел?
– Да.
– А приоритет кому отдается?
– Это незаконно. Сейчас есть всякие услуги платные, например, открытые подготовительные дошкольные курсы. И дети на сегодняшний день в школу приходят в основной массе уже читающие, считающие. У нас два условия обучения в начальных классах. Есть дети, которые принимаются в первый класс и обучаются четыре года, так как перешла вся Россия на четырехлетнее начальное образование. А есть дети, которые читают-считают, и когда они приходят, мы рекомендуем их на программу «один три». То есть мы их принимаем во второй класс. Нам говорят, мол, вы это незаконно делаете. А в Законе об образовании есть строчка про семейное обучение. И представьте, семья занималась ребенком. То есть мама и папа или дома, или куда-то, ходили-водили: они дали ему образование, научили читать, писать, считать, почти рука поставленная. Так оформляйте этих детей во второй класс сразу.
– Признаться, я впервые слышу про такое.
– Знаете, мне было страшно стыдно, когда семь лет тому назад ввели такое обязательное четырехгодичное обучение. И мы приняли по нему детей. И ребятишки читающие-считающие, они в сентябре были лучше, чем в конце года. Мы их практически потеряли, можно сказать.
– Почему?
– На первом году им было нечего делать. Начинается программа с букваря, а они буквы знают. И первый год они ничего не делали, не учились, просто ходили в школу. Ведь когда ребенок развивается? Тогда, когда ему постоянно необходимо поднимать планку, тогда ему некогда будет ни ручку ронять, ни в носу ковырять на уроках. Он будет постоянно получать нагрузку. Вот тогда он будет заниматься и развивать себя. Вы, наверное, слышали, говорят, что в лицее №11 тяжело учиться. Ну, как тяжело? Мы просто пытаемся сделать так, чтобы ребенку некогда было. Есть перемена, где он может отдохнуть, сменив вид деятельности. А в старших классах должна быть такая программа, чтобы у ребенка из ушей пар шел.
– Какие ученики вам запоминаются больше – двоечники или отличники?
– Вы знаете, мне запоминаются больше ребята, которые проявляют себя в общественной работе, в любом виде деятельности, который приносит успех ему и, конечно, лицею.
– Можете назвать лучших выпускников лицея №11?
– Вычленить вот так мне достаточно трудно. Мы, конечно, следим за судьбой наших ребят. На сегодняшний день 47 наших выпускников стали на стезю науки – получили ученые степени, стали кандидатами наук, все удачно состоялись как специалисты в технической, научной, предпринимательской, медицинской деятельности. В этом году уже восемь наших выпускников привели своих детей в первый класс. Это очень приятно. Одна из наших выпускниц даже двух мальчиков-двойняшек привела. И то, что выпускники доверили нам своих детей – это говорит о многом, это признание, они сами оценили то, что получили.
– Анатолий Германович, а вам когда-нибудь срывали урок?
– Как-то стыдно, но я не припомню. Почему? Если проблема на уроке появлялась, я всегда из нее через игру выходил. Вот подтверждение этого. С января этого года приказом министра Российского образования я назначен председателем докторского совета по защите и по проблемам педагогики и психологии в ЮУрГУ. Недавно было первое заседание, и на нем защищалась старший преподаватель этого университета. На выступление отводилось примерно 10 минут по регламенту. Она время перебрала. Я представляю, как себя чувствует человек, когда ему говорят «ваше время истекло» или «у вас осталось две минуты». Я пошел по другому пути: когда закончилось выступление, я сказал: «Надежда Ивановна, вы время перебрали. Давайте теперь договоримся, что это время вы сократите в ответах на вопросы». И все, обстановка разряжена.
– Знаю, что вы участвовали в VIP-дефиле на фестивале моды «Платье города-2008». Но оно-то как пересекается с педагогикой?
– Оно пересекается. Я себе не позволю никогда прийти в джинсах. Джемпер, пиджак обязательны. Вы посмотрите, какие красивые у нас ребята ходят! Это культура. Что в начальной школе, что в среднем звене, что в старшем. Все гости нашего лицея отмечают уровень культуры ребят. Так вот, когда имидж-клуб «Светлана» меня пригласил участвовать в дефиле, я, конечно, удивился и поинтересовался, почему. Оказалось, что «виноваты» мои бывшие выпускники. В неформальном кругу общения они сказали, что всегда ориентировались на то, как одевается их директор Анатолий Германович. Представляете? Бывает, что ребята-старшеклассники спрашивают, где я покупал такой красивый галстук. Или подходит старшеклассник и говорит: «Папа не умеет завязывать галстук, не носит, мама не знает, как это делать, научите, как завязать галстук!». Ну разве это плохо?
– За время своей деятельности вам приходилось решать самые разные вопросы. С какими просьбами к вам приходят сегодня как к директору?
– У нас 5–8 классы по графику вынуждены ходить на занятия с 11:30, я понимаю, как тяжело родителям. А это связано с тем, что для начальной школы у нас один спортивный зал, а для 5–11 классов – другой. Столько часов, что мы через один зал не проходим, а хотелось бы, чтобы все учились только с восьми часов утра. И вот нестандартное решение: мы сейчас готовим к новому учебному году очень интересный гимнастический зал, пуск которого позволит разгрузить спортзал и нормально провести все уроки. В этом гимнастическом зале будет круглогодичная 50-метровая беговая дорожка для детей, гимнастические стенки, на 25 метров пневматика, стрельбище. На мой взгляд, такого уровня гимнастических залов в школах города нет. А мы его сделаем, сейчас идут отделочные работы. В итоге у нас будет такой комплекс: спортивный зал, в прошлом году мы запустили тренажерный зал, сейчас запускаем гимнастический. Пользуясь вот этими площадями, мы сможем там, где необходимо, ставить в расписание два урока физкультуры, то есть два класса сразу. Также с июля мы начнем строительство большого спортивного комплекса на улице на территории лицея. Площадка большая, в одном месте она будет крытая, чтобы ребята там переодевались, прежде чем выйти играть в хоккей или футбол. То есть это очень интересный спортивный комплекс.
– Анатолий Германович, у вас есть медаль Ушинского. Вы солидарны с Константином Дмитриевичем, что надо делать упор на воспитательное обучение?
– Мною написано два методических пособия по воспитательной работе, несколько статей в местных журналах. Я освещаю этот аспект, выступая на конференциях. И в свое время ученый совет УралГУФКа посчитал, что за наработанные материалы я достоин награждения.
– Вам эта медаль очень дорога? Или у вас есть более ценные награды?
– Конечно, душу греет каждое поощрение. Мне также приятно, что я нахожусь в энциклопедии «Лучшие люди России».
– Как вы любите отдыхать?
– По большому счету, свободного времени у меня не остается. Даже жена перестала на меня обижаться, что я не помогаю ей в саду. Вот в субботу до трех дня я еще работаю, а вечером у нас совместная уборка квартиры. В воскресенье во второй половине дня я снова на занятиях. Иногда внук попросит: дедушка, сделай блины, они у тебя очень вкусные. Ну как ребенку откажешь? Бывает время, когда хочется своим близким что-то приготовить. У нас семья-то маленькая – дочь, внук, жена, я да любимая теща.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
Как научить ребенка математике? Все просто, для началa ему нужно ее полюбить, а затем понять. «Скорая педагогическая помощь» предлагает уникальную систему обучения
В челябинском лицее №120 открылась мастерская для подготовки учащихся по инженерным специальностям. В 2002 году это образовательное учреждение получило статус лицея с
31 января в лицее №11 Челябинска пройдет общественно-педагогический форум «Личность – Семья – Школа. Диалог о культуре, образовании и здоровье». Начало мероприятия
25 декабря в лицее №77, победившем в областном конкурсе среди инновационных образовательных учреждений, прошло открытие предметной лаборатории по химии. Мероприятие
С таким призвом обратилась в редакцию СhelDiplom.ru мама пятиклассника одной из общеобразовательных школ Челябинска. «...Я, взрослая женщина, ненавижу лицеи и гимназии...