Как бороться с «оборотнями» ГИБДД?
В закладки
Губернатор Пермского Края Олег Чиркунов решил взять быка за рога. В своем блоге он предложил водителям «доносить» на сотрудников ГИБДД, получивших взятки, с указанием точного имени, фамилии, номера жетона и автомобиля. Для повышения мотивации губернатор пообещал водителям компенсацию суммой до 20 тысяч рублей.
Начинание, конечно, благое, однако выглядит поспешным и популистским. Во-первых, сознавшийся в даче взятки водитель попадает под статью 291 Уголовного кодекса, предусматривающую лишение свободы на срок до восьми лет. Правда, в статье есть примечание об освобождении от ответственности, если взяткодатель сообщил об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Строго говоря, губернатор не является таким органом, поэтому процедура подачи жалобы несколько сложнее.
Во-вторых, возможны случаи откровенной клеветы на сотрудников ГИБДД, более того, кто-то может начать зарабатывать на этом – дескать, дал взятку в размере 10 тысяч рублей, прошу компенсировать. Да и вообще подобная практика создаст водителям мотивацию идти на противозаконные, фактически, действия.
Поэтому буквально через несколько часов губернатор отказался от своих слов и предложил просто информировать его о случаях вымогательства и получения взяток.
Тем не менее проблема, поднятая господином Чиркуновым, остается актуальной. Последнее время сообщения о наказании инспекторов ДПС за получения взяток приходят регулярно. В начале августа инспектор ДПС ГИБДД Пермского края Виктор Цыш был приговорен к трем годам и трем месяцам лишения свободы условно по статьям 290 (получение взятки) и 292 (служебный подлог). Чуть ранее в Орле инспектора ДПС, получившего взятку в 4 000 рублей от нетрезвого водителя, виновного в ДТП, приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Еще раньше в Приморском крае инспектор ДПС Александр Гиниатулин, получивший взятку в 2 000 рублей, «загремел» на три года в колонию общего режима по статье 290 (получение взятки). Незадолго до этого сотрудник ДПС Первоуральска Свердловской области Вадим Зинов на три года отправился на нары за получение взятки в размере 2,5 тысяч рублей в обмен на игнорирование езды без прав. Во всех случаях подсудимые на срок от одного года лишены права занимать должности в правоохранительных органах.
Попытавшись узнать подобную статистику по Челябинской области, мы столкнулись с полной неразберихой. Дело в том, что уголовные дела в отношении сотрудников милиции находятся в компетенции следственного комитета. При этом в зависимости от территориальности или степени важности ими занимаются разные отделы, а вот сводной информации, увы, нет.
«У меня имеются данные только по своему отделу, – сообщил руководитель отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета по Челябинской области Юрий Власов. – С начала года у нас в работе было одно такое дело, которое завершилось обвинительным приговором. Сотрудник ГИБДД Ленинского района признан виновным в трех эпизодах получения взятки. Он приговорен к трем годам лишения свободы условно. Возбуждено это уголовное дело по элементарному заявлению водителя».
Инспектора несут ответственность за получение взяток, но мы прекрасно видим, что процент наказанных составляет малую толику от общего числа мздоимцев. Поэтому вымогательство на дорогах процветает, и портал Vashamashina.ru даже составил «прейскурант» среднестатистической суммы взяток: например, в Москве за езду в пьяном виде берут порядка 6 000 рублей, в регионах – 4 000 рублей. Превышение скорости на 60 и более км/час «стоит» порядка 200–500 рублей.
Возможно ли бороться с вымогательством на дорогах? Сами водители берут на себя такую функцию крайне редко. Во-первых, никто толком не знает, как именно поймать инспектора на взятке. Во-вторых, это требует времени и усилий и, естественно, сопряжено с рисками – российское правосудие может легко обратить карающий меч против жертвы. В-третьих, водителям попросту удобно давать взятки – зачастую это экономит время и деньги.
«Закон не запрещает водителям вести хоть явную, хоть скрытую аудио- или видеозапись, – говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД области Виктор Хайрулин. – Если вы сразу предупредите инспектора ДПС, что ведете запись разговора, то, поверьте, никто не будет пытаться взять с вас деньги. Если вы все-таки желаете подловить инспектора на противоправных действиях и добиться наказания виновного, то скрытую запись с подробным описанием произошедшего необходимо передать в прокуратуру либо наш контрольно-профилактический отдел (КПО), который проводит проверку по всем подобным сообщениям. В случае выявления признаков преступления КПО готовит материалы в правоохранительные органы. Но при этом важно помнить, что запись должна вестись с самого начала, с того момента, когда инспектор вам представляется».
Юрий Власов уверяет, что водитель может явиться в районный отдел следственного комитета и написать заявление о факте получения взятки сотрудником ГИБДД. Однако он не уточняет, какая необходима доказательная база, чтобы уголовное дело возбудили и начали его расследование.
«Доказать факт получения инспектором ГИБДД взятки, просто включив в кармане диктофон, крайне сложно, – объясняет юрист, специализирующийся на проблемах автомобилистов, Вадим Овсянников. – Такие доказательства, как аудио- и видеозаписи, номера купюр, отданных инспектору, скорее всего, будут поставлены судом под сомнение. Факт передачи денег должен быть оформлен как оперативный эксперимент – контрольная закупка. Для этого водителю, с которого вымогают взятку, необходимо отложить передачу денег на другое время, убедить, что нет при себе нужной суммы. До назначенного часа нужно обратиться в правоохранительные органы, например, УФСБ. И уже под контролем передавать деньги».
Возникает наивный вопрос: почему проявляют пассивность официальные органы (к примеру, служба безопасности ГИБДД, так называемый, КПО), ведь поймать инспектора на взятке сравнительно просто. К примеру, можно использовать схему с «подсадными утками», которые подсовывают взяточнику меченые купюры. Однако сотрудники контрольно-профилактического отдела ГИБДД говорят о сложностях и ограничениях. Как рассказал один из них (имена оперативных работников не подлежат разглашению), схема с «подсадной уткой» используется, но до уголовного преследования не доходит. Суть в том, что провоцировать сотрудников милиции на противозаконные действия нельзя, поэтому такая доказательная база не может лечь в основу уголовного дела. КПО использует «подсадных уток», но по результатам провокаций принимаются меры дисциплинарного характера, то есть «гнилые звенья» просят положить заявление на стол.
Конечно, мы все знаем ответ: властям, по большому счету, выгодна практика взяточничества на дорогах. Неофициальные доходы поднимаются от низов к верхам, достигая астрономических не облагаемых налогом величин. Кроме того, при низких официальных зарплатах возможность иметь побочный доход привлекает в ряды ГИБДД сотрудников: иначе дефицит кадров был бы, как в системе образования.
«Проблема взяточничества, на мой взгляд, гораздо шире, – считает Вадим Овсянников. – В наших судах творится беспредел, административные дела изначально носят обвинительный уклон, и доказать свою невиновность водителю практически невозможно. Пока власть ориентирована на однозначное лишение прав, водителям будет выгодно дать взятку на месте, чем потом тратить деньги на юриста без какой-либо гарантии на успех».
Напомним, что статья 290 УК «Получение взятки» предусматривает штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за период от одного до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет плюс лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Наказание будет жестче, если взятка побуждает должностное лицо совершать противозаконные действия – в этом случае срок лишения свободы может составлять до семи лет. За мздоимство группой лиц по предварительному сговору, равно как за вымогательство или взятку в крупном размере (более 150 тысяч рублей), можно загреметь на срок до 12 лет.
Кроме того, инспектора могут отправить в колонию по статье 292 «Служебный подлог» на срок до четырех лет.
А водителям нужно помнить о статье 291 УК. Дача взятки лично или через посредника наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Если же ваша взятка подтолкнула инспектора к противозаконным действиям, наказание будет гораздо жестче – срок лишения свободы может достигать восьми лет.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Начинание, конечно, благое, однако выглядит поспешным и популистским. Во-первых, сознавшийся в даче взятки водитель попадает под статью 291 Уголовного кодекса, предусматривающую лишение свободы на срок до восьми лет. Правда, в статье есть примечание об освобождении от ответственности, если взяткодатель сообщил об этом органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Строго говоря, губернатор не является таким органом, поэтому процедура подачи жалобы несколько сложнее.
Во-вторых, возможны случаи откровенной клеветы на сотрудников ГИБДД, более того, кто-то может начать зарабатывать на этом – дескать, дал взятку в размере 10 тысяч рублей, прошу компенсировать. Да и вообще подобная практика создаст водителям мотивацию идти на противозаконные, фактически, действия.
Поэтому буквально через несколько часов губернатор отказался от своих слов и предложил просто информировать его о случаях вымогательства и получения взяток.
Тем не менее проблема, поднятая господином Чиркуновым, остается актуальной. Последнее время сообщения о наказании инспекторов ДПС за получения взяток приходят регулярно. В начале августа инспектор ДПС ГИБДД Пермского края Виктор Цыш был приговорен к трем годам и трем месяцам лишения свободы условно по статьям 290 (получение взятки) и 292 (служебный подлог). Чуть ранее в Орле инспектора ДПС, получившего взятку в 4 000 рублей от нетрезвого водителя, виновного в ДТП, приговорили к трем годам лишения свободы в колонии общего режима. Еще раньше в Приморском крае инспектор ДПС Александр Гиниатулин, получивший взятку в 2 000 рублей, «загремел» на три года в колонию общего режима по статье 290 (получение взятки). Незадолго до этого сотрудник ДПС Первоуральска Свердловской области Вадим Зинов на три года отправился на нары за получение взятки в размере 2,5 тысяч рублей в обмен на игнорирование езды без прав. Во всех случаях подсудимые на срок от одного года лишены права занимать должности в правоохранительных органах.
Попытавшись узнать подобную статистику по Челябинской области, мы столкнулись с полной неразберихой. Дело в том, что уголовные дела в отношении сотрудников милиции находятся в компетенции следственного комитета. При этом в зависимости от территориальности или степени важности ими занимаются разные отделы, а вот сводной информации, увы, нет.
«У меня имеются данные только по своему отделу, – сообщил руководитель отдела по расследованию особо важных дел следственного комитета по Челябинской области Юрий Власов. – С начала года у нас в работе было одно такое дело, которое завершилось обвинительным приговором. Сотрудник ГИБДД Ленинского района признан виновным в трех эпизодах получения взятки. Он приговорен к трем годам лишения свободы условно. Возбуждено это уголовное дело по элементарному заявлению водителя».
Инспектора несут ответственность за получение взяток, но мы прекрасно видим, что процент наказанных составляет малую толику от общего числа мздоимцев. Поэтому вымогательство на дорогах процветает, и портал Vashamashina.ru даже составил «прейскурант» среднестатистической суммы взяток: например, в Москве за езду в пьяном виде берут порядка 6 000 рублей, в регионах – 4 000 рублей. Превышение скорости на 60 и более км/час «стоит» порядка 200–500 рублей.
Возможно ли бороться с вымогательством на дорогах? Сами водители берут на себя такую функцию крайне редко. Во-первых, никто толком не знает, как именно поймать инспектора на взятке. Во-вторых, это требует времени и усилий и, естественно, сопряжено с рисками – российское правосудие может легко обратить карающий меч против жертвы. В-третьих, водителям попросту удобно давать взятки – зачастую это экономит время и деньги.
«Закон не запрещает водителям вести хоть явную, хоть скрытую аудио- или видеозапись, – говорит начальник отдела пропаганды УГИБДД области Виктор Хайрулин. – Если вы сразу предупредите инспектора ДПС, что ведете запись разговора, то, поверьте, никто не будет пытаться взять с вас деньги. Если вы все-таки желаете подловить инспектора на противоправных действиях и добиться наказания виновного, то скрытую запись с подробным описанием произошедшего необходимо передать в прокуратуру либо наш контрольно-профилактический отдел (КПО), который проводит проверку по всем подобным сообщениям. В случае выявления признаков преступления КПО готовит материалы в правоохранительные органы. Но при этом важно помнить, что запись должна вестись с самого начала, с того момента, когда инспектор вам представляется».
Юрий Власов уверяет, что водитель может явиться в районный отдел следственного комитета и написать заявление о факте получения взятки сотрудником ГИБДД. Однако он не уточняет, какая необходима доказательная база, чтобы уголовное дело возбудили и начали его расследование.
«Доказать факт получения инспектором ГИБДД взятки, просто включив в кармане диктофон, крайне сложно, – объясняет юрист, специализирующийся на проблемах автомобилистов, Вадим Овсянников. – Такие доказательства, как аудио- и видеозаписи, номера купюр, отданных инспектору, скорее всего, будут поставлены судом под сомнение. Факт передачи денег должен быть оформлен как оперативный эксперимент – контрольная закупка. Для этого водителю, с которого вымогают взятку, необходимо отложить передачу денег на другое время, убедить, что нет при себе нужной суммы. До назначенного часа нужно обратиться в правоохранительные органы, например, УФСБ. И уже под контролем передавать деньги».
Возникает наивный вопрос: почему проявляют пассивность официальные органы (к примеру, служба безопасности ГИБДД, так называемый, КПО), ведь поймать инспектора на взятке сравнительно просто. К примеру, можно использовать схему с «подсадными утками», которые подсовывают взяточнику меченые купюры. Однако сотрудники контрольно-профилактического отдела ГИБДД говорят о сложностях и ограничениях. Как рассказал один из них (имена оперативных работников не подлежат разглашению), схема с «подсадной уткой» используется, но до уголовного преследования не доходит. Суть в том, что провоцировать сотрудников милиции на противозаконные действия нельзя, поэтому такая доказательная база не может лечь в основу уголовного дела. КПО использует «подсадных уток», но по результатам провокаций принимаются меры дисциплинарного характера, то есть «гнилые звенья» просят положить заявление на стол.
Конечно, мы все знаем ответ: властям, по большому счету, выгодна практика взяточничества на дорогах. Неофициальные доходы поднимаются от низов к верхам, достигая астрономических не облагаемых налогом величин. Кроме того, при низких официальных зарплатах возможность иметь побочный доход привлекает в ряды ГИБДД сотрудников: иначе дефицит кадров был бы, как в системе образования.
«Проблема взяточничества, на мой взгляд, гораздо шире, – считает Вадим Овсянников. – В наших судах творится беспредел, административные дела изначально носят обвинительный уклон, и доказать свою невиновность водителю практически невозможно. Пока власть ориентирована на однозначное лишение прав, водителям будет выгодно дать взятку на месте, чем потом тратить деньги на юриста без какой-либо гарантии на успех».
Напомним, что статья 290 УК «Получение взятки» предусматривает штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за период от одного до трех лет, либо лишение свободы на срок до пяти лет плюс лишение права занимать определенные должности на срок до трех лет. Наказание будет жестче, если взятка побуждает должностное лицо совершать противозаконные действия – в этом случае срок лишения свободы может составлять до семи лет. За мздоимство группой лиц по предварительному сговору, равно как за вымогательство или взятку в крупном размере (более 150 тысяч рублей), можно загреметь на срок до 12 лет.
Кроме того, инспектора могут отправить в колонию по статье 292 «Служебный подлог» на срок до четырех лет.
А водителям нужно помнить о статье 291 УК. Дача взятки лично или через посредника наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет. Если же ваша взятка подтолкнула инспектора к противозаконным действиям, наказание будет гораздо жестче – срок лишения свободы может достигать восьми лет.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Вчера, 15 ноября, Челябинск вместе со всем миром почтил память жертв ДТП. Сотрудники ГИБДД провезли по городу раскуроченную машину, побывавшую в серьезной
По привычке обвиняя всех инспекторов ДПС во взяточничестве, мы зачастую упускаем из виду, что немало водителей сами настойчиво предлагают сотрудникам ГИБДД мзду. Зато
1 февраля около трех часов дня пьяный водитель Peugeot решил посоревноваться в искусстве вождения с сотрудниками ГИБДД Челябинска. Как сообщили в ГИБДД Курчатовского
Многочисленные жалобы водителей на несоответствие знаков и дорожной разметки и неправомерное привлечение их к ответственности за нарушения ПДД наконец-то возымели свое
После того, как президент Медведев призвал бороться с коррупцией, правоохранительные органы принялись наводить порядок.В Кемерово 24-летний студент хотел