Школа, зажатая в угол
В закладки
Сейчас практически в каждой
отрасли экономический кризис считается
чуть ли не главной причиной всех бед.
Безусловно, нестабильная экономическая
ситуация накладывает свой отпечаток
на работу многих предприятий и учреждений,
но только ли она заставляет смотреть в
будущее с опаской? В сфере образования,
например, экономический кризис в списке
проблем давно уже уступил лидирующие
позиции другим напастям, которые
неумолимо надвигаются на современную
школу.
Кризис
на кризисе и кризисом погоняет
На
ежегодной августовской конференции,
прошедшей в Челябинской области 21–25
августа, чиновники и педагоги один за
другим поднимали вопросы, решение
которых больше нельзя откладывать.
«Количество
выпускников, окончивших одиннадцатый
класс, в этом году уменьшилось, и эта
тенденция будет продолжаться, – заметил
начальник управления по делам
образования города Челябинска Александр
Кузнецов. – К 2011 году данная цифра
уменьшится в два раза по сравнению с
годом нынешним и составит чуть больше
трех тысяч человек. И это при условии,
что сохранится то процентное соотношение
школьников, которое есть в школе после
девятого класса».
Причиной
такого резкого снижения количества
учащихся является демографический
кризис – тяжелое наследие непростых
девяностых, когда показатели смертности
в России впервые превысили показатели
рождаемости. Именно тогда Россия
переместилась с шестого на седьмое
место среди наиболее населенных стран
мира. Ее догнал и перегнал даже Пакистан.
По данным, которые приводит центр
стратегических исследований Группа
«Архипелаг», негативные изменения в
рождаемости особенно обострились в
начале 1990-х годов. Так, в 1990 году общий
коэффициент рождаемости (число рождений
на 1000 жителей) составлял 13,4, а к 1999 году
снизился до 8,3. Число родившихся составило
1,2 миллиона человек – самый низкий
уровень в современной демографической
истории России. Именно поэтому, начиная
с 2005 года, число семнадцатилетних в
России стремительно уменьшается. К 2010
году разница с показателем 2005 года
составит больше одного миллиона человек.
Снижение
численности выпускников ударит в первую
очередь по вузам, особенно по тем, что
предлагают обучение на коммерческой
основе, потому что из-за низкого конкурса
поступить на бюджетные места станет
проще.
«Неблагоприятная
демографическая ситуация, которая будет
только ухудшаться с каждым годом,
конечно, создала нам некоторые проблемы,
– говорит заместитель директора
челябинского филиала Московского
института экономики и права Наталья
Пушкарева. – Доля студентов, поступивших
к нам после школы, и так была невысока,
а в этом году уменьшилась почти на 20
процентов. Думаю, в следующем году она
еще сильнее понизится. Единственный
способ выживания для коммерческих вузов
в такой ситуации – рассчитывать на тех,
кто хочет получить второе высшее или
придет за дипломом после окончания
техникума».
Снижение
количества старшеклассников скажется
не только на вузовских конкурсах, но и
на зарплатах школьных учителей. Принятая
новая система оплаты труда педагогов,
зависящая от количества детей в классе,
сильно ударит по кошельку учителей. И
это при том, что средняя зарплата в сфере
образования в Челябинске невысока и
растет медленными темпами. В 2008 году
она составила 8255 рублей. Для сравнения,
в соседней с нами Свердловской области
средняя зарплата учителя в тот же период
составляла почти в два раза больше: 15
220 рублей. Про москвичей даже говорить
не приходится, там учитель получает в
среднем 36 тысяч рублей. Это без доплаты
из городского бюджета и различных
надбавок, например, за проведение ЕГЭ.
Если же суммировать надбавки, то зарплата
педагога и вовсе возрастает до неприличных
для Челябинска 60 тысяч.
Я
б в учителя пошел…
Эта
невеселая тенденция прямым образом
влияет на уход молодых специалистов из
системы образования. По словам Александра
Кузнецова, за последние три года отток
молодых кадров составил
28,5%. И это еще одна неразрешимая пока
проблема для системы образования.
«Зарплату
редко называют в числе главных причин,
побудивших человека стать педагогом,
– отметил он. – Однако если в системе
образования предполагалась бы начальная
заработная плата на уровне той, на
которую мог бы рассчитывать выпускник
вуза в других сферах деятельности,
многие абитуриенты пошли бы в учителя».
С
ним полностью согласен ректор
Челябинского педагогического университета
Виталий Латюшин.
Правда, к проблеме низкой оплаты труда
педагогов он добавляет еще и проблему
реформы содержания высшего образования.
«Министерство
образования и науки России выдвинуло
требование перевести обучение педагогов
на разветвленную систему бакалавриата
и магистратуры, – пояснил Виталий
Викторович. – Но стандарты подготовки
учителей до сих пор не конкретизированы
и не утверждены, а следовательно,
последствия перехода на такую форму
обучения могут быть плачевными.
Абитуриенты должны четко видеть, какие
профессиональные горизонты и социальные
бонусы даст им степень бакалавра или
магистра. Другими словами, как это
отразится на зарплате, условиях труда
и карьерном росте.
Такая
размытость в вопросе будущего школьных
учителей отпугивает многих абитуриентов
от поступления в педагогический
университет. Это порождает низкие
конкурсы на многие специальности и
снижение проходного балла, следовательно,
вуз оканчивают те, кто поступил в него
не ради призвания, а ради диплома о
высшем образовании. Естественно, такие
люди не идут работать в школу, а уходят
в другие смежные со своей специальностью
отрасли. Это приводит к увеличению
количества педагогических вакансий. В
прошлом учебном году особенно высок
был спрос на работников дошкольного
образования, учителей начальных классов,
английского языка и технологии для
мальчиков.
Днем
с огнем
Кадровый
голод заставляет руководителей школ
идти на крайние меры и привлекать к
работе с учащимися людей, не имеющих
педагогического образования. Их уже
негласно назвали ремесленниками.
«В
нашей школе в третьей четверти прошлого
учебного года возникла непростая
ситуация: учительница начальных классов
ушла на больничный на несколько месяцев,
– рассказывает педагог
одной из челябинских школ, попросившая
не называть ее. – Класс выпускной,
заменить учительницу некем: у всех
нагрузка, кто-то в декрете. Да и вообще
найти учителя в разгар учебного года
непросто. Узнав о такой ситуации, мама
одного ребенка из параллельного класса
предложила свои услуги. И хоть у нее
техническое образование, она преподавала
третьеклассникам и чтение, и письмо, и
природоведение».
Влияние
непедагога на систему воспитания
школьников может иметь самые плачевные
последствия. Ведь помимо формальных
рабочих часов, у учителя много времени
уходит на подготовку к урокам, совещания,
решение административных вопросов,
подготовку и участие в конкурсах и так
далее. К тому же человек без педагогического
опыта может просто не справиться с
поддержанием дисциплины в классе, не
сработаться с коллективом и столкнуться
с неприятием родителей. Все это быстро
гасит пыл «ремесленников», и они покидают
школу с такой же охотой, с какой до этого
в нее приходили.
Однако
у такого метода есть свои сторонники,
находящие в нем больше плюсов, чем
минусов. Непедагог имеет реальный
житейский опыт, знает прикладную сторону
предмета, который преподает.
«Такой
учитель практически ежедневно повышает
свою квалификацию, для уроков у него
всегда найдутся примеры из собственного
опыта, – поясняет в своем интервью сайту
«Открытый класс» директор «Лиги школ»
Сергей Бебчук. – Любой совместитель
размыкает рамки школы, потому что он
чаще, чем штатные сотрудники, работает
с вдохновением: для многих непедагогов
работа учителя – скорее, хобби. Тот же
самый помощник режиссера или пиарщик
может лучше объяснить, зачем нужно
изучать русский язык, литературу и
историю».
«К
сожалению, наша система образования –
что общего, что высшего – построена по
принципу изучения тех знаний, которые
были открыты десять, а то и двадцать лет
назад, – соглашается с ним Александр
Кузнецов. – То есть образование школьников
опаздывает от научного открытия.
Наверное, правильна позиция тех, кто
хочет этот разрыв сократить. Недавно я
разговаривал с ректором Уральского
государственного педагогического
университета Борисом Игошевым и узнал,
что в их вузе сложилась интересная
система взаимоотношения со школами,
которую можно позаимствовать у них. Все
лучшие учителя города и области преподают
в местном педагогическом университете,
ведут факультативы для студентов по
два-три часа неделю и рассказывают о
том, чем живет современная школа. Это
полезно и для студентов, и для школ».
Развитие
такого направления становится все
сильней. Особенно это касается технических
профильных классов старшего звена, ведь
техническое направление для нашей
территории играет важную роль. Гуманитарную
сферу такая тенденция коснулась пока
очень слабо: то ли дети пока не понимают,
насколько важны на практике полученные
в школе знания, то ли область практического
применения гуманитарных наук размыта.
Конечно,
изменить ситуацию с демографическим
спадом или социальной непривлекательностью
профессии учителя современная школа
не может. Но, обозначив острые проблемы,
педагоги готовы вступить в диалог с
чиновниками, чтобы совместными усилиями
выйти из создавшегося положения. И тогда
в России действительно будет новая
школа.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
Бюджет отрасли образования в текущем году остается самым большим в процентной доле затрат городской казны – это стало известно на традиционной августовской конференции
Четыре учреждения дополнительного образования детей Челябинской области стали победителями III всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования,
15 мая 2009 года в Челябинском институте Уральской академии государственной службы пройдет Всероссийская студенческая научно-практическая конференция «Актуальные вопросы
15 апреля 2009 года в 10:00 в школе № 24 Металлургического района пройдет встреча руководителей системы образования Челябинска, на которой будут рассмотрены проблемы
Любой кризис создает не только масштабные риски, но и масштабные возможности. «Разрушения» будут впечатляющими. Во втором-третьем квартале 2009 года взгляду откроется