АвтоВАЗ: дайте 60 миллиардов. Ну, пожалуйста
В закладки
«Я
знаю точно – невозможное возможно...»
Дима
Билан
Россия – страна неограниченных
возможностей. Представьте себе такую
полуфантастическую сцену.
Итак, приходите вы
к начальнику. Вальяжно садитесь и
говорите:
– Короче так. Надо
денег. Много.
И нетерпеливо
стучите пальцами по столу.
– Это, в смысле, на
что? – робко уточняет босс.
– Это, в смысле, на
неотложные нужды, – отрезаете вы. – Ну
так как?
– Гм... – собирается
с мыслями главный. – Ну... то есть на
техническое развитие?
– Да на какое
развитие, – взрываетесь вы. – Ты вокруг-то
глянь: кризис в стране! Разруха. Дети
недоедают. Того и гляди пушной зверь
всем придет!
Отпив из стакана
начальника, добавляете уже спокойнее:
– Техническое
развитие мы урезали в два раза. Нету
развития, – и делаете картинный жест:
«На, обыщи».
– Ага, ага, – быстро
соображает начальник. – То есть деньги
нужны на сохранение штата?Так, так...
Социальная ответственность.
Он понимающе
кивает.
– Ты это... Кончай
пропаганду. Мы не на людях. Причем тут
ответственность? Выгоним четверть
сотрудников к ядреной фене и разговор
с концом. Пусть педальные машины мастерят.
Сохранение штата ему...
– Понятно, – начальник
скукоживается. – А это... мы вот давеча
вам сумму выделяли... Вы же обещали... –
он оживляется. – Точно! Этот еще обещал...
ну... который до тебя был.
– Ну ты еще вспомни,
что Иван Сусанин полякам обещал! Ну
народ вы, начальники. Обещали, да видишь
как всё обернулось. Плохо. Рынок в два
раза – бац. А кругом ворье. Честных –
только я ну и еще пара соучастников.
Короче, кто старое помянет... Ну ты
понимаешь. Так будут деньги или мы сейчас
вообще обанкротимся, сам тогда расхлебывай?
Я, если что, не местный.
– Не, ну ты тоже...
Деньги давай... Вот так сразу... Несолидно,
что ли. Люди-то что скажут?
– Кто? А, люди...
Люди... Гм... Ну, мне тебя учить что ли?
Пиши: деньги выделены под крайне жесткие
условия. Нет – под жесточайшие условия.
Нет – под наижесточайшие. Так... И в
последний раз.
– А... Ну если так...
– начальник уныло подписывает документы.
В его скрюченной позе чувствуется
какой-то невысказанный вопрос, задать
который он не решается.
Россия – страна
неограниченных возможностей.
Эту пьеску в начале статьи мы
привели просто так. Все персонажи, кроме
Ивана Сусанина, – вымышленные. Любые
совпадения с реальностью случайны.
А
теперь к сухим фактам. АвтоВАЗ заявил
о необходимости привлечения двух
кредитов под госгарантии: 12 миллиардов
нужно, чтобы расплатиться с уволенными
рабочими, и еще 42 миллиарда – на дальнейшее
житиё. Если деньги будут выделены, а
«план Б» не сработает (ну, вдруг), с
кредиторами расплатится казна. В том,
что завод получит добро, многие не
сомневаются. Иначе – пушной зверек.
Тут
уместно вспомнить про «план А», который
ушел вместе с Борисом Алешиным. План
подразумевал создание современного
автомобиля С-класса (Проект С или Lada
2116), родственного кроссовера Lada C-Crosser,
запуск бюджетных моделей на платформах
Renault и строительство моторного завода
по выпуску иностранных двигателей.
Всего в ближайшие годы завод рассчитывал
покорить рынок 12 новыми моделями. Под
эти щедрые обещания государственная
помощь выглядела оправданным шагом –
дескать, как можно душить завод на пути
к новой жизни? На проект Lada C были потрачены
миллиарды рублей, и, по официальной
версии, модель была доведена до уровня
предсерийного прототипа.
Но
Алешина нет, «План А» тихо умер и начал
забываться. Да здравствует «План Б»,
гораздо более куцый, но, якобы, реальный.
Теперь в перспективе выпуск бюджетной
«Калины», анонсированной весной, и
универсала на платформе Renault Logan. От
проектирования принципиально новых
моделей завод отказался, потихоньку
превращаясь в сборочную площадку.
Причем, весьма дорогим для государства
образом.
На оставшиеся проекты нужно около
20 миллиардов рублей. Общий бюджет на
техническое развитие урезан в два раза
с 80 с лишним до 40 миллиардов рублей, но
даже эти деньги нужно где-то занимать.
По оценкам нынешнего главы АвтоВАЗа
Игоря Комарова, к концу 2009 года убыток
составит 35 миллиардов рублей.
АвтоВАЗ
снижает издержки, «оптимизируя»
численность персонала. «Наша задача –
сохранить как можно больше людей.
Настолько, насколько позволит рынок»,
– заявляет президент ОАО «АвтоВАЗ»
Игорь Комаров. А рынок позволяет
немного: завод сокращает 27 600 человек.
13 000 из них – пенсионеры, 5500 – люди
предпенсионного возраста. Тем, кто уйдет
без истерик, до 1 ноября будет выплачено
пособие в размере 20% от среднегодового
заработка за каждый год работы (порядка
160 тысяч рублей), но если человек встанет
в позу, – лишь половину суммы. Оставшиеся
9100 человек уволят, но с перспективой
вернуться на завод в 2012 году, когда на
всю катушку заработают совместные
проекты с Renault. Именами героев, которые
дождутся нового призыва, стоит назвать
улицы в Тольятти.
Часть
уволенных привлекут к строительству
технопарка по производству игрушек в
особой экономической зоне, которую
создают в Тольятти. Педальная Lada
становится реальностью.
Увольнения
коснутся и менеджмента, иерархическая
пирамида которого впечатляет масштабами.
Число уровней управления сокращается
с 12 до 7, количество управлений – с 37 до
27, и в 2,5 раза снижается количество
вице-президентов (чтобы не шокировать
народ, точное их поголовье не указывается).
По
отдельности все шаги АвтоВАЗа выглядят
целесообразно. Просят поддержки у
государства? Так делают даже лидеры
автопрома. Сокращают штат? Увы, падает
спрос – падает потребность в рабочей
силе. Отказываются от новых моделей? В
кризис не до шику. В розницу каждая
новость звучит убедительно, потому
вазовские пиарщики выдают их порционно.
А если сложить, получается полная фигня:
просили денег под угрозой социального
взрыва и прекращения работы над новыми
моделями – получили. Потом остановили
конвейер на месяц, потом стали увольнять
людей, потом забыли про новые модели.
Из двух зол выбрали оба.
Долговой
балласт АвтоВАЗа настолько велик, что
аналитики сомневаются в жизнеспособности
завода без внешней поддержки и поговаривают
о частичном выкупе завода банками-кредиторами.
Но есть проблема: сегодня
Renault принадлежит 50% акций завода, а
стоимость оставшейся части, которой
владеют «Ростехнологии» и «Тройка
Диалог», составляет примерно 10 миллиардов
рублей, что заметно меньше потребностей
АвтоВАЗа. Поэтому приход спасительного
инвестора без размывания доли Renault вряд
ли возможен, но французы категорически
отрицают перспективу их вытеснения из
России. Может быть, плохо учили историю?
Некоторые вообще считают корнем
проблем АвтоВАЗа саботаж со стороны
Renault. В интервью сайту Аutonews.ru заместитель
директора автозавода «ЧеченАвто»
(производит «Лады») Тимур Хубаев рассказал
о теории заговора: «Первой
же задачей Renault в России стала зачистка
АЗЛК, которая проводилась в интересах
“Автофрамоса”, и с этой задачей блестяще
справился Рубен Асатрян (генеральный
директор завода “Москвич” – AutoNews.ru).
Другое дело, что французы потом посчитали
и поняли, что ошиблись, и что найти такое
количество рабочих для организации
полноценного производства в столичном
регионе просто невозможно. Эту ошибку
они теперь пытаются исправить за счет
Тольятти. [...] По некоему, как я его
называю, французскому сценарию, этап
номер один: сокращение численности на
АвтоВАЗе. Этап номер два: ликвидация
бренда Lada. Вот два этапа».
На
логичный вопрос журналиста, как
«реношникам» удается осуществить такой
масштабный заговор, если их фактически
вытеснили из управления АвтоВАЗом,
господин Хубаев ответил без растерянности:
«Они просто уехали,
предварительно обескровив завод своими
советами, в которых руководство завода
на тот момент нуждалось». Если своей
головы нет, чужая всегда во вред.
А
недавно житель Омска установил мировой
рекорд на ВАЗ-2107, проехав 942 километра
задним ходом. Символично.
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости
Комментарии (0)
Навигационная система Garmin работает на пятёрку. Не плутая, нашли то, что было нужно. В который раз восхищаюсь немецкой чёткостью в организации чего-либо. Девушка,
Положение АвтоВАЗа продолжает ухудшаться: задолженность завода по состоянию на 30 июня 2009 года составила 93,4 миллиарда рублей, то есть выросла за год в полтора раза.
Крупнейший российский автозавод все больше скатывается к коматозному состоянию. Руководство приняло решение о полной остановке конвейеров в августе, а с сентября по
Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и
Возможно, вы спрашиваете себя, куда деваются миллиарды, которые правительство прокачивает через АвтоВАЗ? Так вот – они идут на совершенствование машин. И не спорьте...