» » АвтоВАЗ/Renault vs Сбербанк/Opel – кто кого?

АвтоВАЗ/Renault vs Сбербанк/Opel – кто кого?

В закладки
АвтоВАЗ/Renault vs Сбербанк/Opel – кто кого?

Покупка Сбербанком доли в Opel привела к необычному последствию – в России зарождает масштабный конфликт интересов столпов автопрома – АвтоВАЗа с одной стороны, и Сбербанка, «Магны» и «Группы ГАЗ» с другой.
У АвтоВАЗа в активе – крупнейшее в стране производство автомобилей (до миллиона машин в год), плюс альянс с Renault, в рамках которого российскому заводу проданы платформы для выпуска седана и универсала Renault Logan, а также лицензии на производство моторов объемом 1,4 и 1,6 литра.
По другую сторону политического фронта набирает очки «Группа ГАЗ», которая в партнерстве со Сбербанком и концерном Magna планирует русифицировать Opel. У этого начинания не менее впечатляющие козыри: европейские мощности Opel (до 1,5 миллиона в год) и российский завод ГАЗ (до 200 тысяч). Не исключено, что к проекту примкнут новые участники, например, ТагАЗ.
Ну и что, скажете вы? В иных странах уживаются по три автогиганта, и это верно. Но есть яблоко раздора – правительственные симпатии. Ведь ни один из проектов, по сути дела, нежизнеспособен без мощной господдержки, которая напрямую зависит от расположения руководства страны. До сих пор «любимой женой» был АвтоВАЗ – помимо 25 миллиардов на погашение краткосрочных долгов, правительство совместно с рядом банком (Сбербанком, ВТБ24) пообещало открыть волжскому заводу кредитную линию аж на 90 миллиардов рублей. Эти деньги планировалось инвестировать в создание гаммы новых моделей.
До сих пор другие российские автозаводы не могли противопоставить АвтоВАЗу ничего, но возможный технический альянс с Opel AG открыл новые перспективы. Глава Сбербанка Герман Греф уже сообщил об амбициозных планах создать крупную автомобильную корпорацию с объемом выпуска – держите челюсть – 5-6 миллионов автомобилей в год. С учетом кризиса и развала GM, это обеспечило бы такой компании место в тройке крупнейших производителей мира.
Однако для столь могучего проекта необходима полная лояльность правительства, и поэтому Герман Греф начал информационную войну против АвтоВАЗа, заявив, что в сегодняшних условиях завод обречен, и единственный спасительный выход – передача его новому управляющему. Под которым подразумевается Renault или один из участников альтернативного проекта. Учитывая, что заявление исходит из уст представителя одного из важнейших кредиторов автопрома, слова имеют вес – если Сбербанк передумает открывать кредитную линию АвтоВАЗа, положение последнего станет еще более тяжелым.
Короче говоря, Греф предлагает создать единую автомобильную корпорацию, в рамках которой мощности АвтоВАЗа и его политический вес был бы очень кстати. Правда, руководство последнего отнеслось к инициативе прохладно. Завод неоднократно выдвигал идею создание единого автопроизводителя, но подразумевалось, что верховодить будет именно АвтоВАЗ, а не Герман Греф с Олегом Дерипаской. В Интернете даже появились слухи о якобы уже осуществившемся присоединении АвтоВАЗа к проекту «Русский Opel», но Борис Алешин резко опроверг их, назвав идею абсурдной.
«Думаю, не стоит делать серьезных выводов из слов Грефа, сказанных второпях, – говорит представитель центрального дистрибьютора АвтоВАЗа Сергей Чернов. – Чтобы получать прибыль от производства автомобилей, необходимо их выпускать в определенном объеме. ГАЗ пока на это не способен. И чтобы решить поставленную задачу, Грефу будет необходимо использовать мощности нескольких заводов. Однако АвтоВАЗ – это мощный бренд, и кто только не пытался его «свалить», так что вряд ли это получится у Грефа. Сейчас вазовское руководство заняло активную позицию защиты бренда, к примеру, воссоздана ассоциация дилеров, которая совместно с ними решает проблемы завода. Можно сказать, что на практике осуществляется дилерское управление АвтоВАЗом. Забегая вперед, скажу, что на одной из автомобильных выставок в скором времени потребители смогут увидеть совершенно новые модели отечественных автомобилей».
Добавляет интереса и другой аспект. Управляющий директор «Джи Эм Авто» Ханс-Юрген Михель объявил о начале выпуска Opel Astra на заводе GM под Санкт-Петербургом буквально через полгода. Почти одновременно пришло известие, что альянс Renault-Nissan рассматривает возможность выпуска одной из моделей Renault на недавно открывшемся заводе Nissan под Питером (Renault и Nissan – давание партнеры). То есть, у амбициозных проектов АвтоВАЗа и «Группы ГАЗ» появляются мини-клоны, с которыми придется либо считаться, либо задушить. К примеру, именно Opel Astra выглядит наиболее вероятным кандидатом на прописку в Нижнем Новгороде, и в этом смысле питерский проект создает некоторую конкуренцию.
Итак, в автопроме зреет нешуточная борьба за власть. Печально то, что кто бы в ней не победил, если госкорпорация будет создана, полноценным иномаркам в России придется несладко – представляете, какие возможности будут у руководства главного автохолдинга страны? Утешением могло бы стать повысившееся качество отечественных автомобилей, но и на это надежд немного: если на рынке появляется монополист, его мотивация к улучшениям любых параметров, кроме цены, резко пропадает.
«По большому счету, покупка Opel до сих пор не завершена, – разъясняет аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Да и сами переговоры идут пока тяжело: Magna Steyr хочет получить часть компании Chevrolet в России. Именно поэтому все заявления Грефа про «АвтоВАЗ», мягко говоря, преждевременны. Хотя и ему, и Тольяттинскому заводу, несмотря на прошлогоднюю сделку с Renault (про которую все говорили, что это мега сделка) до сих пор требуются для работы государственные деньги. Тем не менее мне кажется, что заявление Грефа – больше рассуждение, чем реальность. Хотя и АвтоВАЗ, по моему мнению, находится на перепутье. При этом говорить про раскол не вполне правильно. Я считаю, что развитие ГАЗа – это добавление, это сегмент, это расширение, а не отделение. В пример могу привести опыт США или Японии, где уживаются сразу несколько крупнейших автопроизводителей. Остроты добавляет то, что Греф выступает в качестве возможного инвестора для АвтоВАЗа, но разве у нас мало других банков? Тем более, что 80 миллиардов, которые требуются АвтоВАЗу, нужны не сразу».
Статья опубликована в разделах: Автоновости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
«Ниссаны» made in Комсомольск-на-Амуре
АвтоВАЗ совместно с франко-японским альянсом Renault-Nissan намерен построить завод по производству автомобилей Nissan. Самое любопытное, что разместить его планируют на
Opel наш. Почти...
Opel наш. Почти...
Opel наш. Почти...
Автоновости
После месяцев непростых переговоров (и уговоров) концерн General Motors согласился продать большую часть компании Opel российско-канадскому альянсу Сбербанк+Magna. По
«ИжАвто» накрылся медным тазом
Генеральный директор Ижевского автозавода Михаил Добындо объявил о том, что до конца апреля будут собраны последние 300 автомобилей KIA Spectra и 180 джипов KIA Sorento.
Lada покупает лицензию на производство Renault
После длительных переговоров компания «АвтоВАЗ» подписала с автопроизводителем Renault лицензионные договоры на выпуск двигателей и сборку автомобилей на платформах
В Россию привезли Opel Insignia
Мировая премьера Opel Insignia состоялась на международном автосалоне в Лондоне в конце июля и вот этот автомобиль уже добрался до России – вчера GM показала
Saab готовит новый 9-3
Saab готовит новый 9-3
Saab готовит новый 9-3
Автоновости
Saab обещает показать на автосалоне в Париже концепт нового хэтчбека 9-3, который пойдет в серийное производство в 2009 году. Причем, в шведской компании не скрывают,

Chel-week