ГИБДД: лишать и пожизненно!
В закладки

«Ясно, что с пьянкой, с наркотиками надо кончать, – заявил глава ДОБДД МВД РФ Виктор Кирьянов. – Последние законы, которые усилили ответственность за данный вид нарушений, уже принесли положительный результат. Количество ДТП с участием пьяных водителей снизилось на 40% с начала реализации этих законов. То есть вот, пожалуйста, закон, вот, пожалуйста, ответ. Нетрезвых водителей стоит наказывать и пожизненно тоже».
И снова законодательная инициатива основывается на сомнительном наборе фактов. К примеру, о каких 40% говорил Виктор Кирьянов? «Революционное» нововведение – арест за езду в нетрезвом виде без прав – был введен в России с начала 2008 года, и за прошедшие 22 месяца снижение числа «пьяных» аварий с пострадавшими составило 21,2%.
Но дело не только в этом. После первого испуга в 2008 году водители, видимо, свыклись с рисками, и, несмотря на общий тренд, в 2009 году во многих регионах статистика вдруг резко поползла вверх. К примеру, в среднем по Приволжскому Федеральному округу число погибших по вине пьяных водителей увеличилось на 20%, и вклад внесли Самарская область (+88,5%), Республика Мордовия (+104,8%), Пермский край (+70,7%), Кировская область (+62,5%). Там биться по-пьяни стали чаще, чем до введения «жестоких» наказаний!
В результате, имея удобную цифру по всей России, мы наблюдаем абсолютную нечувствительность некоторых регионов к новым запретам. Да и темпы сокращения числа «пьяных» аварий в полтора раза медленнее, чем уменьшения аварийности в целом.
И возникает вопрос – а сработает ли новое ужесточение, если качественно оно не отличается от предыдущего? Лишение прав не лишает человека возможности сесть за руль. Арест избавляет общество от водителя-алкоголика максимум на две недели.
Законодатели как обычно занимаются гаданием на кофейной гуще. Они ищут компромисс. С одной стороны, нужно создать видимость неустанного прогресса, с другой стороны – не плодить желтые ленточки. Методы «разработки» новых законов и правил напоминают торг на рынке: сначала запускается информация о «жестоком» варианте (начальная цена), появляется масса недовольных правозащитников и партий (торг), и тогда выпускается более гуманный вариант, который учитывает интересы всех (скидка). Все довольны.
Но в создании законов почему-то не принимают участия узкопрофильные специалисты. За 300 дней по вине пьяных водителей погибло более 1800 человек, и чтобы в следующие 300 дней погибло меньше, нужно тщательно проанализировать объект исследования – пьяного водителя. Что им движет и чего он боится? Есть разные категории нарушителей: одни садятся за руль пьяными, потому что трезвыми почти не бывают, другие наслаждаются правовым нигилизмом, третьи считают пьяную езду показателем мастерства, которое не пропьешь, четвертые всегда откупятся и так далее. Где отчет ГИБДД о привлечении к работе психологов, психиатров, наркологов, социологов?
На форумах сайта AutoChel.ru часто всплывала идея лишения не прав, а транспортного средства – почему бы и нет? Кстати, хранить штрафные машины проще, чем содержать оравы заключенных.
Есть и другая сторона проблемы – коррупция. Сколь не повышай давление в трубопроводе, если он дырявый, на выходе будут капли. «Слишком много примеров, когда инспекторы и медицинские работники просто подтасовывают документы и делают из трезвого водителя пьяного, – отмечает лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. – Столь жесткая мера, как лишение прав за однократное «попадание» за рулем, приведет просто к фантастическому повышению взяток. Водитель, понимая, что он ничего не сможет доказать, конечно, пойдет на все условия, которые ему будет диктовать инспекторы дорожно-патрульной службы».
Возможно, сработала бы система прогрессивного наказания: первый раз – лишение прав, второй – административный арест, третий – лишение автомобиля на определенный срок, четвертый – уголовная ответственность. Конечно, любой шаг требует тщательного юридического анализа, но для того и существует престижная и высокооплачиваемая профессия законодателя.
В Челябинской области за десять месяцев 2009 года по вине пьяных водителей погиб 31 человек (-24,4%), 270 получили ранения (-12,9%). Самое страшное, что от нетрезвого камикадзе не застрахован даже самый внимательный водитель, даже самый осторожный пешеход...
Комментарии (0)

В минувшие выходные в Челябинской области прошла профилактическая операция ГИБДД «Нетрезвый водитель». С 25 по 28 сентября весь личный состав Госавтоинспекции был брошен

В Челябинской области не уменьшается число "пьяных" ДТП: только за прошедшие сутки произошло две аварии по вине пьяных водителей...

ГИБДД подвела итоги полугодия, и большинство показателей аварийности, смертности и травматизма показали тенденцию к снижению. Так, общее число погибших в результате ДТП

Ужесточить наказание водителям за езду в нетрезвом состоянии предлагают российские законодатели. Согласно действующей норме, в случае аварии, произошедшей по вине

За прошедшие выходные в Челябинской области выявлено более 6,5 тысяч нарушителей правил дорожного движения, из них 1 тысяч 146 пешеходов и 5 тысяч 435 водителей...

Государственная Дума РФ в третьем чтении приняла изменения в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание для пьяных водителей, ставших виновниками ДТП с пострадавшими.

Многочисленные жалобы водителей на несоответствие знаков и дорожной разметки и неправомерное привлечение их к ответственности за нарушения ПДД наконец-то возымели свое

17 ноября на дорогах Челябинской области зарегистрировано 16 ДТП с пострадавшими, в которых три человека погибло и 16 получили ранения...

Бывший главный госавтоинспектор страны, а ныне сенатор Владимир Федоров предложил сократить наказание для пьяных водителей. Сейчас он готовит законопроект о возвращении