Николай Шиманович, мэр Трехгорного: «Видимо, у меня есть «доброжелатели», которым не дает покоя наследство ЮКОСа»
В закладки
В Челябинской области создан интересный правовой прецедент. Как стало известно сайту Chelyabinsk.ru, мэр Трехгорного Николай Шиманович оспорил представление контрольно-счетной палаты области (КСП), проводившей в начале года проверку финансовой деятельности этого ЗАТО, и добился успеха. Арбитражный суд Челябинской области удовлетворил ключевые требования градоначальника и признал незаконными несколько пунктов представления КСП, где отмечались финансовые нарушения в работе мэрии. Пикантность ситуации в том, что главным предметом спора между мэром Трехгорного и контрольно-счетной палатой, призванной в первую очередь проверять целевое расходование бюджетных средств, стали 149 автозаправок, некогда принадлежавших компании «ЮКОС», а сейчас находящихся в собственности компании «Роснефть». Почему аудиторов КСП так заинтересовала судьба осколка ЮКОСа? Что заставила мэра Трехгорного судиться с уважаемой организацией – ведь до него на подобные действия не отваживался ни один градоначальник в Челябинской области? С этими вопросами корреспондент Chelyabinsk.ru обратился к Николаю Шимановичу.
– Николай Иванович, чтобы оспаривать действия контрольно-счетной палаты, нужны очень веские основания. Они у вас были?
– Из текста представления КСП следует, что глава города при участии Собрания депутатов лишил городской бюджет очень крупной суммы – речь идет о стоимости 149 автозаправочных комплексов, ранее находившихся в совместной собственности муниципального образования и ОАО НК «ЮКОС». Этот пункт мы оспаривали в первую очередь, и суд счел наши требования законными.
– Давайте по порядку. Откуда у города появились 149 АЗС?
– В конце 90-х годов на территориях ЗАТО существовали так называемые «оффшоры» – свободные экономические зоны с режимами льготного налогообложения. Не исключением был и город Трехгорный. В 1999 году на территории города появилось несколько фирм, так или иначе связанных с ОАО НК «ЮКОС», которым были предоставлены отсрочки по уплате налоговых платежей в бюджет. Налоги фактически уплачивались не «живыми деньгами», а простыми векселями ЮКОСа. Часть этих векселей номиналом более двух миллиардов рублей (в ценах 1999 года) была направлена на совместную деятельность с ЮКОСом – на реконструкцию 149 АЗС, разбросанных по всей России. После этого в городской бюджет ежегодно стали поступать денежные средства в виде прибыли от этой совместной деятельности.
– Каким образом были оформлены отношения между городом и ЮКОСом?
– Были заключены договоры о совместной деятельности, на сути которых следует остановиться подробнее. Не хочу обсуждать действия моих предшественников, но вопросов договоры вызывают много. Так, например, притом что город вкладывал в развитие этого бизнеса огромные деньги и фактически мог иметь до 95% собственности на каждую АЗС, договором предусматривалось, что управление бизнесом может осуществлять только ЮКОС. Если же такое желание появится у Трехгорного, то договор немедленно расторгается, а вложенные средства возвращаются в течение 10 лет. Более того, договор был заключен не с муниципальным образованием, а с муниципальным учреждением, что прямо противоречит требованиям законодательства. Как бы там ни было, но городской бюджет на протяжении всего этого времени ежегодно получал около 200 миллионов рублей, не имея ни малейшего представления о фактических суммах прибыли от совместной деятельности.
– Куда поступали и куда направлялись эти деньги?
– Поскольку договор был заключен от имени муниципального учреждения – Центра поддержки предпринимательства – туда они и поступали. А расходовались в основном на финансирование инвестиционной программы, частично на городское хозяйство, капитальное строительство и так далее.
– А дальше банкротство ЮКОСа… И конец совместной деятельности?
– Совершенно верно. Когда я в апреле 2005 года вступил в должность главы города, ЮКОС уже находился в стадии банкротства. В то время было объявлено конкурсное производство, и решался вопрос о дальнейшей судьбе активов компании. Тогда же в Самарской области, где работало несколько АЗС, находившихся в совместной собственности, появилось первое решение суда о признании такой деятельности не соответствующей закону по статье 168 ГК РФ. Максимум, на что мог рассчитывать город в такой ситуации, – двусторонняя реституция. Иными словами, Трехгорному отдали бы денежные средства, а мы потеряли бы право собственности на АЗС. Вопрос – кто стал бы отдавать денежные средства в городской бюджет? Компания-банкрот? В течение двух лет мы пытались в судебном порядке доказать и восстановить право муниципальной собственности на АЗС. Но закон есть закон, муниципальное учреждение не может выступать стороной в договоре о совместной деятельности. Именно тогда у меня состоялась встреча с президентом «Роснефти» (компания, выкупившая активы ЮКОСа) Сергеем Михайловичем Богданчиковым. Надо отдать ему должное, он с пониманием отнесся к возможным проблемам для городского бюджета и не стал отказываться от обязательств ЮКОСа. В судебном порядке было заключено мировое соглашение, согласно которому право собственности на объекты переходило к «Роснефти», а та, в свою очередь, до 2013 года обязалась возместить городу все затраты, связанные с АЗС. «Роснефть» прекрасно понимает, что в течение всего этого времени в город поступали деньги от деятельности, признанной судом незаконной, однако пошла нам навстречу, заключив такое мировое соглашение и выполняя сегодня все его условия. Кстати, в аналогичной ситуации оказалось и ЗАТО «Лесной» в Свердловской области. Этот город аналогичным образом вложил деньги в 160 АЗС. Но в отличие от нас не сумел договориться с ОАО «Роснефть» и на сегодняшний день не получил от него ни копейки.
– Так в чем же конкретно обвиняли вас аудиторы КСП?
– В некоторых пунктах представления КСП говорится о том, что глава города превысил свои полномочия, плохо следил за использованием муниципального имущества, в результате чего город потерял огромные деньги. По мнению аудиторов, необходимо было не заключать мировое соглашение, а продавать АЗС по рыночной стоимости. Все это, конечно, было бы здорово, если бы не решения судов о признании незаконной всей деятельности, связанной с АЗС. Мне непонятно, как можно продать то, что не принадлежит городу? Как можно не исполнять решения судов? Рыночная стоимость этих АЗС на сегодняшний день составляет около четырех миллиардов рублей, а город получит только два. Вот вам и ущерб от деятельности главы и Собрания депутатов, по мнению КСП. А то, что за этот период уже были получены значительные средства – почти два миллиарда рублей, которых город мог не иметь, как например ЗАТО «Лесной», – аудиторов не интересуют. Они игнорируют и то, что мы заключили дополнительные соглашения, согласно которым денежные средства от АЗС стали поступать напрямую в бюджет, а не в муниципальное учреждение.
– Представление КСП вас к чему-то обязывает?
– Безусловно. Согласно закону о КСП я как глава города не имею права его не выполнять. Более того, как само представление, так и отчет аудитора, на основании которого оно было вынесено, были направлены во все возможные инстанции. Наши специалисты уже устали давать различные пояснения и разъяснения по фактам, якобы обнаруженным в ходе проверки. Законность заключения мирового соглашения уже была подтверждена прокуратурой Челябинской области, однако поток запросов не прекращается. Если бы в выводах КСП была хоть толика правды, против меня можно было смело возбуждать уголовное дело по «веселой» статье со сроком от 7 до 12 лет. Что мне оставалось делать? Именно поэтому представление КСП было обжаловано в суде. Но пока речь идет только о первой инстанции. Мы готовимся к апелляции, уверен, что противная сторона также будет подавать жалобу.
– Как вы считаете, история с активами ЮКОСа 1999 года сейчас действительно настолько актуальна?
– Да. В 2004 году уже была попытка реализовать эти активы. Видимо, те же лица, которым это не удалось сделать, пытаются либо защитить свои сугубо корыстные интересы, либо испортить мою репутацию как главы города. Но я не могу даже предположить, что такой уважаемый орган, как КСП, может исполнять чей-то заказ. Надеюсь, что в адрес контрольно-счетной палаты поступила искаженная информация о фактической ситуации, разобраться в которой досконально, видимо, у нее не получилось. Более того, не могу допустить даже мысли о том, что кто-либо из правительства области может иметь к этому какое-либо отношение. Несмотря на все «подарки» от «Роснефти», Трехгорный – дотационный город, и мы время от времени обращаемся за финансовой помощью к области, к губернатору. И Петр Иванович ни разу нам не отказал, наверное, потому что деньги на ветер мы не выбрасываем.
Вероятно, все объясняется только одним – скоро наступит март 2009 года, и в городе будут проходить выборы главы и депутатов Собрания. Тогда-то, наверное, и будет сделана попытка взять реванш и доказать всю незаконность моей деятельности в отношении АЗС. Тогда мы и увидим «уши» тех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в Трехгорном.
Статья опубликована в разделах: Новости
– Николай Иванович, чтобы оспаривать действия контрольно-счетной палаты, нужны очень веские основания. Они у вас были?
– Из текста представления КСП следует, что глава города при участии Собрания депутатов лишил городской бюджет очень крупной суммы – речь идет о стоимости 149 автозаправочных комплексов, ранее находившихся в совместной собственности муниципального образования и ОАО НК «ЮКОС». Этот пункт мы оспаривали в первую очередь, и суд счел наши требования законными.
– Давайте по порядку. Откуда у города появились 149 АЗС?
– В конце 90-х годов на территориях ЗАТО существовали так называемые «оффшоры» – свободные экономические зоны с режимами льготного налогообложения. Не исключением был и город Трехгорный. В 1999 году на территории города появилось несколько фирм, так или иначе связанных с ОАО НК «ЮКОС», которым были предоставлены отсрочки по уплате налоговых платежей в бюджет. Налоги фактически уплачивались не «живыми деньгами», а простыми векселями ЮКОСа. Часть этих векселей номиналом более двух миллиардов рублей (в ценах 1999 года) была направлена на совместную деятельность с ЮКОСом – на реконструкцию 149 АЗС, разбросанных по всей России. После этого в городской бюджет ежегодно стали поступать денежные средства в виде прибыли от этой совместной деятельности.
– Каким образом были оформлены отношения между городом и ЮКОСом?
– Были заключены договоры о совместной деятельности, на сути которых следует остановиться подробнее. Не хочу обсуждать действия моих предшественников, но вопросов договоры вызывают много. Так, например, притом что город вкладывал в развитие этого бизнеса огромные деньги и фактически мог иметь до 95% собственности на каждую АЗС, договором предусматривалось, что управление бизнесом может осуществлять только ЮКОС. Если же такое желание появится у Трехгорного, то договор немедленно расторгается, а вложенные средства возвращаются в течение 10 лет. Более того, договор был заключен не с муниципальным образованием, а с муниципальным учреждением, что прямо противоречит требованиям законодательства. Как бы там ни было, но городской бюджет на протяжении всего этого времени ежегодно получал около 200 миллионов рублей, не имея ни малейшего представления о фактических суммах прибыли от совместной деятельности.
– Куда поступали и куда направлялись эти деньги?
– Поскольку договор был заключен от имени муниципального учреждения – Центра поддержки предпринимательства – туда они и поступали. А расходовались в основном на финансирование инвестиционной программы, частично на городское хозяйство, капитальное строительство и так далее.
– А дальше банкротство ЮКОСа… И конец совместной деятельности?
– Совершенно верно. Когда я в апреле 2005 года вступил в должность главы города, ЮКОС уже находился в стадии банкротства. В то время было объявлено конкурсное производство, и решался вопрос о дальнейшей судьбе активов компании. Тогда же в Самарской области, где работало несколько АЗС, находившихся в совместной собственности, появилось первое решение суда о признании такой деятельности не соответствующей закону по статье 168 ГК РФ. Максимум, на что мог рассчитывать город в такой ситуации, – двусторонняя реституция. Иными словами, Трехгорному отдали бы денежные средства, а мы потеряли бы право собственности на АЗС. Вопрос – кто стал бы отдавать денежные средства в городской бюджет? Компания-банкрот? В течение двух лет мы пытались в судебном порядке доказать и восстановить право муниципальной собственности на АЗС. Но закон есть закон, муниципальное учреждение не может выступать стороной в договоре о совместной деятельности. Именно тогда у меня состоялась встреча с президентом «Роснефти» (компания, выкупившая активы ЮКОСа) Сергеем Михайловичем Богданчиковым. Надо отдать ему должное, он с пониманием отнесся к возможным проблемам для городского бюджета и не стал отказываться от обязательств ЮКОСа. В судебном порядке было заключено мировое соглашение, согласно которому право собственности на объекты переходило к «Роснефти», а та, в свою очередь, до 2013 года обязалась возместить городу все затраты, связанные с АЗС. «Роснефть» прекрасно понимает, что в течение всего этого времени в город поступали деньги от деятельности, признанной судом незаконной, однако пошла нам навстречу, заключив такое мировое соглашение и выполняя сегодня все его условия. Кстати, в аналогичной ситуации оказалось и ЗАТО «Лесной» в Свердловской области. Этот город аналогичным образом вложил деньги в 160 АЗС. Но в отличие от нас не сумел договориться с ОАО «Роснефть» и на сегодняшний день не получил от него ни копейки.
– Так в чем же конкретно обвиняли вас аудиторы КСП?
– В некоторых пунктах представления КСП говорится о том, что глава города превысил свои полномочия, плохо следил за использованием муниципального имущества, в результате чего город потерял огромные деньги. По мнению аудиторов, необходимо было не заключать мировое соглашение, а продавать АЗС по рыночной стоимости. Все это, конечно, было бы здорово, если бы не решения судов о признании незаконной всей деятельности, связанной с АЗС. Мне непонятно, как можно продать то, что не принадлежит городу? Как можно не исполнять решения судов? Рыночная стоимость этих АЗС на сегодняшний день составляет около четырех миллиардов рублей, а город получит только два. Вот вам и ущерб от деятельности главы и Собрания депутатов, по мнению КСП. А то, что за этот период уже были получены значительные средства – почти два миллиарда рублей, которых город мог не иметь, как например ЗАТО «Лесной», – аудиторов не интересуют. Они игнорируют и то, что мы заключили дополнительные соглашения, согласно которым денежные средства от АЗС стали поступать напрямую в бюджет, а не в муниципальное учреждение.
– Представление КСП вас к чему-то обязывает?
– Безусловно. Согласно закону о КСП я как глава города не имею права его не выполнять. Более того, как само представление, так и отчет аудитора, на основании которого оно было вынесено, были направлены во все возможные инстанции. Наши специалисты уже устали давать различные пояснения и разъяснения по фактам, якобы обнаруженным в ходе проверки. Законность заключения мирового соглашения уже была подтверждена прокуратурой Челябинской области, однако поток запросов не прекращается. Если бы в выводах КСП была хоть толика правды, против меня можно было смело возбуждать уголовное дело по «веселой» статье со сроком от 7 до 12 лет. Что мне оставалось делать? Именно поэтому представление КСП было обжаловано в суде. Но пока речь идет только о первой инстанции. Мы готовимся к апелляции, уверен, что противная сторона также будет подавать жалобу.
– Как вы считаете, история с активами ЮКОСа 1999 года сейчас действительно настолько актуальна?
– Да. В 2004 году уже была попытка реализовать эти активы. Видимо, те же лица, которым это не удалось сделать, пытаются либо защитить свои сугубо корыстные интересы, либо испортить мою репутацию как главы города. Но я не могу даже предположить, что такой уважаемый орган, как КСП, может исполнять чей-то заказ. Надеюсь, что в адрес контрольно-счетной палаты поступила искаженная информация о фактической ситуации, разобраться в которой досконально, видимо, у нее не получилось. Более того, не могу допустить даже мысли о том, что кто-либо из правительства области может иметь к этому какое-либо отношение. Несмотря на все «подарки» от «Роснефти», Трехгорный – дотационный город, и мы время от времени обращаемся за финансовой помощью к области, к губернатору. И Петр Иванович ни разу нам не отказал, наверное, потому что деньги на ветер мы не выбрасываем.
Вероятно, все объясняется только одним – скоро наступит март 2009 года, и в городе будут проходить выборы главы и депутатов Собрания. Тогда-то, наверное, и будет сделана попытка взять реванш и доказать всю незаконность моей деятельности в отношении АЗС. Тогда мы и увидим «уши» тех, кто хочет дестабилизировать ситуацию в Трехгорном.
Статья опубликована в разделах: Новости
Комментарии (1)
Бывшего руководителя налоговой инспекции Трехгорного оправдал местный суд. С решением судьи не согласилась прокуратура, так что ставить точку в очередном деле, связанным
Чиновников бывшей администрации Трехгорного обвинили в мошенничестве и причинении крупного ущерба муниципалитету...
Экс-мэр Трехгорного Николай Лубенец, осужденный за превышение полномочий в рамках дела ЮКОСа, стал депутатом местного горсобрания. В своем округе он с большим отрывом
Сегодня кассационная инстанция областного суда не удовлетворила жалобу бывшего мэра Трехгорного Николая Лубенца. Таким образом, решение суда Трехгорного, отменившего
Экс-мэр Трехгорного Николай Лубенец, осужденный за превышение полномочий в рамках дела ЮКОСа, скорее всего, не сможет претендовать на кресло депутата местного