» » » Для «Федота-стрельца» мало красного словца




Для «Федота-стрельца» мало красного словца

В закладки
Режиссер: Людмила Стеблянко

Роли озвучивали: Александр Ревва, Сергей Безруков, Чулпан Хаматова, Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев и другие.
Когда деревья были большими, мои родители выписывали журнал «Юность». В 1987 году именно там впервые вышла в народ искрометная филатовская сказка «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Сначала посмеивались втихаря несколько дней между собой. Потом – всем подъездом. А затем и вовсе листы со сказкой были выдраны и пущены по местному училищу. Обратно они, разумеется, так и не вернулись, тем не менее жить стало веселее. С тех пор сказку несколько раз экранизировали, да всё неудачно. 18 декабря свет увидела очередная экранизация – Первого канала и студии «Мельница», – интуитивно претендующая на «основную» и бесспорно лучшую.

На тебя, моя душа,

Век глядел бы не дыша,

Только стать твоим супругом

Мне не светит ни шиша!
Рассказывать, о чем «Про Федота…», столь же глупо, как рассказывать сюжет «Репки». Вкратце для по-настоящему обделенных: при царском дворе служит Федот, чья забота – обеспечивать депутатов продовольствием. В результате очередной охоты вместо дичи Федот приносит домой голубицу, которая тут же оборачивается Марусей, называется евойною женой и принимается морить клопов и готовить салат по-милански. У Царя, однако, формируются свои планы на красавицу-Марусю. Тут, как говорится, и сказке начало.
На озвучку героев зазываются мэтры российского кинематографа, на меньшее Первый канал бы не пошел. И в этом – первое разочарование. Опуская моменты подозрительного внешнего сходства актеров с персонажами (вглядитесь в Ягу – и безошибочно угадаете, кто ее озвучивал), герои не только живут их голосами, но и актерским кредо, повадками, что накладывает своеобразную печать на каждого. Нянька (Евгения Добровольская) из чуть ли не главного дворцового лобби превращается в практически безропотную старушку в валенках. Царевна (Ирина Безрукова) заметно хорошеет, Федот (Сергей Безруков) из крепкого русского мужика превращается в богемно-алкогольного романтика и подпевает самому себе «Отчего так в России березы шумят…» Не претерпевают изменений – и это самое важное – Царь (Виктор Сухоруков) да Маруся (Чулпан Хаматова). Выложи режиссер мозаику их собирательных образов немного иначе – и все пошло бы прахом.
Ты вчерась просил ковер, –

Ну дак я его припер.

Все согласно договору –

И рисунок, и колер.
Однако самое важное вовсе не это. Важна в первую очередь пластичность языка и сюжета «Про Федота…», которая настолько велика, что действие можно смело переносить хоть в курсирующую по орбите Юпитера космическую станцию. Качество это привлекает не на шутку. Поэтому вдогонку бесподобному языку и общей музыкальности создано два больших «чужеродных» сказке пласта, от того не менее расчудесных.
Первый – вплетение в канву действия постсоветских реалий: царство телефонизировано, обеспечено телевидением, емелины печи по расписанию курсируют по улицам, Царь пьет пакетированный чай… Перечислять можно бесконечно долго, в каждом кадре присутствует та или иная деталь, отсылающая к современности, создающая приятное хронометрическое противоречие. Из-за наличия такого противоречия «Про Федота…» Людмилы Стеблянко довольно трудно будет понять до конца людям, не владеющим литературной основой.
Но для них заготовлен другой пласт, условно-sексуальный. Грудь Маруси неслабых размеров появляется на экране с приличной частотой, это практически основной предмет спора народа и правительства. Царь, готовясь ко сну, листает Марусины эротические фотокарточки. У генерала с Ягой тоже, судя по всему, давняя любовная интрижка. На это, конечно, возразить и нечем – сказка еще и в 87-м предназначалась далеко не для школьников. Возможно, sекса в СССР и не было, но в филатовской сказке, и не в одной, он угадывался не только между строк, но и прямо по тексту. Современная экранизация же, с такой чудной мультипликацией и раскруткой, детей вряд ли обойдет стороной.
Пусть Федот проявит прыть,

Пусть сумеет вам добыть

То-Чаво-На-белом-свете –

Вообче-Не-может быть!
Отбрасывая все огрехи и прощая мультфильм за все, что проработано недостаточно тщательно, взыскательный зритель может заметить, что настроение фееричности, сквозящее у Филатова меж каждой буквы, потеряно. Поэтому, что ни говори, а книга в качестве столпа шедевральных произведений занимает самое почетное место не только у меня, а на многих книжных полках России. К сожалению, мультфильм студии «Мельница» такая участь не ждет. Почему? Говоря словами самого Леонида Алексеевича,
А что сказка дурна –

То рассказчика вина.

Изловить бы дурака

Да отвесить тумака,

Ан нельзя никак –

Ведь рассказчик-то дурак!

А у нас спокон веков

Нет суда на дураков!
Благодарим за сотрудничество «Киномакс-Победа».
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Педагогика – это не мелочь по карманам тырить
Бывшего милиционера Кольцова (Дмитрий Дюжев) волею судьбы, просчета и судебной системы заносит в обычную зону, где его всячески пытаются зарезать. Один раз даже удается,
Жюри подвело итоги медиапроекта «Иное кино»
В студии 31 канала состоялась церемония награждения участников проекта «Иное Кино»...
Четверо в отеле, не считая любви
Театр оперы и балета им. Глинки, 19:00 В оперном театре сегодня состоится драматический спектакль «Лунный свет, медовый месяц». Режиссер постановки – известная актриса
Все в «Сад»
Все в «Сад»
Все в «Сад»
Афиша Челябинска
Кинообразовательный центр им. Л. Оболенского, 17:00 В кинообразовательном центре им. Л. Оболенского (ул. С. Кривой, 38) в клубном сеансе цикла «Наше кино» состоится
Детское ледовое шоу Ильи Авербуха
27–30 декабря, ДС «Юность», 12:00, 14:00 С 27 по 30 декабря на ледовой арене Дворца спорта «Юность» пройдут гастроли детского новогоднего шоу «Пока часы двенадцать
Как птичка на корм
Как птичка на корм
Как птичка на корм
Афиша Челябинска
Новый российский триллер «Домовой», показ которого состоялся в РК «Мегаполис», рассказывает о том, как писателю выйти из творческого кризиса, научиться создавать

Chel-week