» » » Льготные автокредиты – кость для голодной собаки




Льготные автокредиты – кость для голодной собаки

В закладки
Льготные автокредиты – кость для голодной собаки
 На прошлой неделе Аutochel.ru совместно с сайтом Сhelfin.ru провели круглый стол, который назывался: «Льготные кредиты – профанация или панацея?» Название получилось немного максималистским: либо черное, либо белое, поэтому мы были убеждены, что участники будут держаться золотой середины: дескать, конечно, не панацея, но все-таки...
И, надо признать, нас удивила однозначность, с которой высказалось большинство гостей, среди которых были представители автобизнеса и банковской сферы. «Тема нашей сегодняшней встречи – профанация, – заявил исполнительный директор ассоциации челябинских автомобильных дилеров Александр Рулевский. – Почему? В середине декабря было очень гордо заявлено о программе льготного кредитования, на которую дают 2 миллиарда (в 2009 году, плюс 4 миллиарда в 2010 и 2011 – прим. редакции). И вот сегодня идет вторая половина апреля, а льготные кредиты в Сбербанке получили ... 6 человек. Из них, как нам сказали представители автоцентра «Челябинск-Лада», автомобили получили двое».
И Александр Рулевский не был одинок в оценках: даже представители бренда Lada, который и является основным «выгодополучателем», выразили скепсис по поводу эффективности мер правительства.
Пике после пика





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Александр РулевскийСобственно говоря, что плохого в том, что государство выделило сумму, пусть небольшую, на стимулирование авторынка? И стоит ли бросаться такими словами, как профанация? Попробуем понять позицию автодилеров, но для этого неплохо представлять себе состояние челябинского автомобильного рынка.
По итогам первого квартала продажи автомобилей в России упали на 40%. «Но это федеральные данные, – говорит Александр Рулевский. – А Челябинская область попала в число 13 регионов, наиболее сильно пострадавших от кризиса, поэтому падение рынка составило без малого 58%. В первом квартале прошлого года у нас было реализовано 11 800 автомобилей иностранных брендов, в этом году – только 5200. И мы еще не достигли дна. В прошлом году в кредит продавалось порядка 50% новых иномарок, и сокращение рынка вполовину было закономерно и предсказуемо: сказалось отсутствие доступных кредитов. Но в первом квартале люди покупали автомобили за наличные, и покупали достаточно активно. Однако ситуация нестабильна. До сих пор дилеры продавали машины либо по ценам 2008 года, либо в рамках специальных акций, но рано или поздно запасы автомобилей 2008 года кончатся. И будут ли люди покупать машины во втором квартале – пока это большой вопрос. Экспресс-анализ показал, что продажи в апреле даже хуже, чем были в марте».





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Егор КубратовДиректор по маркетингу автоцентра «Челябинск-Лада» Егор Курбатов обрисовал ситуацию с продажами «лад». «2008 год стартовал великолепно, и до мая продажи непрерывно росли. Но уже в июне по непонятным причинам (о кризисе тогда были только слухи) началось ощутимое торможение спроса. Если раньше в пиковые месяцы продажи дилерской сети АвтоВАЗа в Челябинске достигали 1700 автомобилей в месяц, то в июне 2008 года – 1306. Последний локальный пик был зафиксирован в октябре (1413 машин), и отрицательная динамика стала прогрессировать. В ноябре продажи снизились на 58% (относительно ноября 2007 года), в декабре – тоже на 58%. Поэтому мы не питали каких-то надежд на 2009 год, и уже понимали, что входить в него будем тяжело. Однако такого падения продаж, как в первом квартале, мы все-таки не ожидали: январь – минус 57%, февраль – минус 62%, март – минус 65%. При этом пока основная причина падения продаж – это сокращение объемов автокредитования, что отсекло более половины клиентов. Вместе с тем сокращение объемов продаж автомобилей за «наличку» не так и велико – порядка 10-15%».
Для дилеров падение продаж особенно остро ощущается после периода бурного роста, который вынудил многие компании начать строительство новых автосалонов, способных «переварить» растущий поток клиентов.
Ждем у моря полгода
В декабре прошлого года Владимир Путин анонсирует программу, которая, казалось бы, устраняет одну из первопричин кризиса авторынка – дороговизну заемных денег. Льготные кредиты подразумевают компенсацию переплаты за пользование деньгами до 42 тысяч рублей, и в Сбербанке процентная ставка составляет всего 6,33%!
Но, как это ни парадоксально, заявление Путина лишь усугубило негативные тенденции.
«После первой информации о дешевых кредитах народ начал ждать, – говорит Егор Курбатов. – В это время мы наблюдали снижение посещаемости нашего кредитного отдела, но вместе с тем был шквал звонков – дайте нам льготный кредит. Постепенно люди успокаивались, но после новой волны информации о льготных кредитах поток звонков возобновлялся. А поскольку программа все никак не стартовала, люди откладывали покупку, боясь пропустить выгодное предложение».





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Екатерина Скарлыгина«Мы также ощутили эффект отложенных ожиданий, правда, скорее в конце марта, когда люди стали ждать начала действия новой программы и тянули с покупкой», – говорит руководитель отдела маркетинга компании «Сатурн» Екатерина Скарлыгина.
Другими словами, государству следовало анонсировать акцию в момент ее реального старта, чтобы люди пошли брать льготные кредиты по горячим следам и не жили в надежде на светлое будущее.
Тем более, многие из ждущих тянули время напрасно. Как выяснилось, льготный кредит позволяет сэкономить лишь порядка 1000 рублей в месяц, да и получить его может далеко на каждый. К примеру, Сбербанк требует подтверждение доходов по справке 2-НДФЛ, и для покупки Lada Priora нужна «белая» зарплата на уровне 20 тысяч рублей.
Раннее объявление льготных кредитов ударило и по финансовым организациям. «Наш банк не участвует в программе льготного кредитования, но после ее начала мы почувствовали облегчение, – говорит директор центра автокредитования Челябинского филиала «Юниаструм банка» Валентина Устьянцева. – В Сбербанке и ВТБ24 пошел отсев клиентов, которым отказали в льготных кредитах, а некоторые, узнав условия программы, передумали пользоваться ей. И люди перестали ждать «идеального варианта», вместо этого пошли в коммерческие банки брать обычные кредиты, которые имеют свои плюсы».
Нишевые кредиты





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Елена Летова (слева)Неужели кто-то добровольно отказывается от льготных кредитов? Это странно, ведь они сулят неплохую экономию, о которой рассказала начальник отдела кредитования частных клиентов Челябинского отделения №8597 Сбербанка России Елена Летова. «Несмотря на осеннее повышение процентной ставки по автокредитам, в «Сбербанке» она остается на очень конкурентоспособном уровне – 15%. Поэтому ставка по льготным кредитам составляет всего 6,33%. Если покупать Lada Priora стоимостью 303 тысячи рублей, то ежемесячная выплата по кредиту на срок 31 месяц составляет 8 тысяч рублей. По стандартной программе на тот же срок – 9,5 тысяч рублей. Переплата в первом случае – 18,6 тысяч рублей, во втором – 44 тысячи (экономия 25,4 тысячи рублей)».
Но сразу же возникает вопрос: а волнует ли людей низкая переплата по кредиту? «Я считаю, что да, и 15% или 6,33% – это большая разница, – убеждена Елена Летова. – Понятно, что люди, которые не смотрят в будущее и считают, что там все будет хорошо, могут уповать на «длинные» кредиты под большие проценты, но по нашему опыту многие клиенты сегодня наоборот хотят снизить долговую нагрузку и расплатиться за кредит пораньше. Ставка 6,33% – это очень выгодно».
Однако дилеры не вполне разделяют эту точку зрения. «Клиент, ориентированный на покупку автомобиля ценой до 350 тысяч, – это массовый клиент, – считает директор по развитию продаж автоцентра «Челябинск-Лада» Кондратий Челмакин. – Но массовый клиент не может предоставить справку 2-НДФЛ о ежемесячном доходе в 20 тысяч рублей. Ему необходимы низкий первоначальный взнос и низкие ежемесячные платежи. Мы убедились в этом на собственном опыте. Клиент приходит в наш салон, и мы предлагаем ему субсидированную программу и программу на обычных условиях, но на более длительный срок. И клиент склоняется ко второму варианту. Да, это дорогой кредит, но в ближайшей перспективе он бьет по карману не так сильно».





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Кондратий Челмакин То есть налицо противоречие: для покупки массового автомобиля нужно иметь совсем немассовую «белую» зарплату. Впрочем, получить льготный кредит можно и без справки 2-НДФЛ: на таких условиях его предлагает банк ВТБ24. «Заявки по льготным кредитам мы принимаем с 8 апреля, и у нас уже есть одобренные решения и в том числе выданные автомобили, – сообщает начальник отдела автокредитования Челябинского филиала ВТБ24 Евгения Данилова. – Причем у нас есть две программы льготного кредитования как с предоставлением документов, подтверждающих доход (по форме банка), так и без них».
Это звучит настоящей сказкой, поскольку фактически взять такой кредит может любой, кто хотя бы формально имеет работу и первоначальный взнос в 30%. «Но степень риска по данным кредитам выше, поэтому выше и процентные ставки – для иномарок это 10,33%, для отечественных машин – 11,33%. В случае кредита без предоставления документов о доходе – 15,33%».
При этом ВТБ24 выдает льготные кредиты на срок не более 24 месяцев, поэтому ежемесячная выплата за ту же Priora ценой 303 тысячи рублей составит более 10 тысяч рублей! И снова противоречие: человек, способный ежемесячно платить по «чирке» за автомобиль, просто не заинтересуется «логаном» или «приорой».
«За исключением субсидированных кредитов условия программ «Юниаструм-Банка» – одни из самых выгодных в городе, и человек с зарплатой в 20-30 тысяч рублей может приобрести новый автомобиль стоимостью 500-600 тысяч рублей в кредит на три года», – говорит Валентина Устьянцева.
А что касается целевой аудитории АвтоВАЗа, то проблема кроется не только в невозможности получить справку 2-НДФЛ с красивой цифрой. «Проблема-то в другом: у людей просто нет возможности платить 8-10 тысяч рублей в месяц за автомобиль класса «лады», – говорит начальник отдела страхования и кредитования ЗАО «АВТ-финанс» Анна Киркина (компания пришла на смену дилеру АвтоВАЗа «Элекс-Полюс»). – Поэтому особой надежды на льготные кредиты мы не возлагаем. Да, люди много спрашивают про них, но по факту заявок оставляют мало».





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Андрей КольцукНа дату проведения круглого стола (23 апреля) ситуация с выдачей льготных кредитов в крупнейшем из банков – Сбербанке – была следующей: «К настоящему моменту в работе находятся 67 заявок на сумму порядка 13 миллионов рублей, – говорит Елена Летова. – Средняя сумма кредита составляет 190 тысяч рублей, то есть в основном речь идет об автомобилях Lada. Шесть кредитов уже получено, два автомобиля переданы клиенту».
Усугубляет ситуацию и крайне ограниченный перечень автомобилей, которые можно купить по госпрограмме. Мы спросили генерального директора компании «Планета Авто» Андрея Кольцука, увидим ли мы в свободной продаже базовый Ford Focus 1.4 стоимостью 345 тысяч рублей, который включен в Перечень Минпромторга? «Для автомобиля такого класса столь низкая цена не выгодна ни одному производителю, – говорит Андрей Петрович. – Возможно, производство такой комплектации будет налажено, но очень несущественное. Поэтому мы не можем говорить, что это выход для завода. Планка в 350 тысяч рублей надумана, и каким образом правительство собралось поднимать авторынок, нам пока неясно».
Профанация!
У вас может сложиться превратное впечатление, что льготные кредиты – это миф. Нет, они на самом деле уже действуют, и они позволяют сэкономить. О всех нюансов льготного кредитования мы подробно писали в специальном репортаже, который вышел в преддверии круглого стола.
Однако всколыхнут ли они автомобильный рынок? Общее мнение участников – нет.
Льготные автокредиты – кость для голодной собаки
«Надо уважать собственный авторынок: если два миллиарда могут его спасти, то что это за рынок такой? – говорит Александр Рулевский. – К сожалению, потрачено время: в декабре, январе, феврале люди покупали машины, потому что они еще не боялись тратить деньги. Тогда они были уверены, что к концу года рассосется. Сейчас такой уверенности нет, и люди «прижимают» деньги к себе. Ну, вольем мы 2 миллиарда или 4 миллиарда – по существу это не изменит ничего. Две недели назад было заседание «Промасса», где объявили, что на счетах частных лиц только в Челябинской области хранится – внимание – 120 миллиардов рублей. Это серьезные деньги. И нам нужна программа, которая заставила бы людей не хранить свои сбережения на черный день, а вкладывать в экономику. Нужна программа, которая даст людям понять, что другого шанса купить автомобиль на столь выгодных условиях уже не будет. А экономия в 26 тысяч рублей за три года вряд ли произведет на кого-нибудь впечатление».
Александр Дмитриевич попросил поднять руки тех, кто в этом году реально планирует купить новый автомобиль. Из сорока человек отозвался лишь один. «А ведь здесь сидят успешные люди, которые как минимум не потеряли работу, – подчеркивает господин Рулевский. – Что нужно для эффективного преодоления кризиса на автомобильном рынке? Нужно перечислять деньги не производителю, как это произошло в случае с АвтоВАЗом (завод должен получить от государства порядка 25 миллиардов рублей в виде беспроцентной ссудыприм. редакции). Нужно отдать эти деньги потребителям, и тогда они добавят свои сбережения, возьмут кредиты, и в совокупности получится очень крупная сумма, которая действительно стабилизирует рынок. Если бы сегодня на «Лады» сделали скидку 70 тысяч рублей, я думаю, народ бы выстроился в очередь и еще бы принес свои 100 тысяч. Многие говорят – давать деньги напрямую потребителям опасно. Но ведь есть надежные, отработанные механизмы, например, схема с налоговыми вычетами, которая применяется для стимулирования ипотечного кредитования. Обмануть государство почти невозможно, поскольку процесс контролируется казначейством».
Сайт Аutochel.ru разделяет взгляды господина Рулевского, что отражено в наших материалах («Россия против Германии – чей план спасения лучше?»). Более того, если уж вести речь о сохранности государственных миллиардов, опасно давать деньги не потребителям, а именно производителю. Ведь по сути дела государство выделило пресловутые 25 миллиардов госкорпорации «Ростехнологии», которая должна постепенно передать их заводу для погашения долгов. В любом случае рабочие и управленцы средней руки АвтоВАЗа с этих денег получат разве что утешительные призы.
После круглого стола в кулуарах даже звучало слово «откаты» – представляете, сколько стоит «благодарность» за беспроцентную ссуду в 25 миллиардов? Впрочем, это домыслы – все знают, что таким образом государство спасает Тольятти от социального взрыва (хотя во Владивостоке в качестве антикризисной меры выбрали ОМОН).
Выводы:

– Автодилеры не возлагают надежд на программы льготного кредитования и считают, что они не изменят рыночной тенденции. – Эффективная антикризисная мера – «длинные» субсидированные кредиты, либо прямые компенсации затрат на покупку автомобилей (но не менее 20-30% от их стоимости).

– Помимо льготных кредитов, покупателям стоит рассмотреть субсидированные программы производителей (вроде Renault Finance или «Форд в кредит»), а также подумать о покупке автомобиля в рассрочку или по схеме Trade-In.
Александр Рулевский отмечает и другой парадоксальный момент: государство стимулирует не тех, кто готов покупать автомобили за наличные, а загоняет народ в банки. «Если разобраться, государственные два миллиарда в конечном итоге осядут в банках, а не у автопроизводителей, поскольку эти деньги идут на погашение именно банковского вознаграждения».
«Начало льготного кредитования – это в целом хорошая новость, и она должна восприниматься позитивно, – считает Андрей Кольцук. – И этот позитив должен наложиться на общую атмосферу уныния и безнадеги. Но на самом деле программа Путина носит характер скорее пиар-кампании, чем реальной помощи автопрому. Корни сегодняшнего спада России лежат значительно глубже. Крайне важно вывести население из ступора и найти инструменты, которые заинтересовали бы людей, раскрепостили их. На ситуацию нужно смотреть глазами потребителя и предлагать ему программы, которые хочет именно он. И автодилеры, и банки сегодня обязаны быть клиентоориентироваными. А льготные кредиты я бы назвал профанацией хотя бы потому, что сегодня производители предоставляют по сути дела те же самые льготные кредиты, и зачастую их условия гибче и выгоднее».
«У нас сложилось впечатление, что после очередного витка повышения цен большинство производителей выпадут из программы льготного кредитования, и останутся лишь модели АвтоВАЗа и Renault Logan, – говорит руководитель отдела логистики компании «Сатурн» Евгений Кузнецов. – Мечтать о том, что наконец-то пришла финансовая помощь и теперь начнется красивая жизнь, по меньшей мере наивно. В 1990-е годы мы уже пробовали играть с государством в финансовые игры, и выиграли считанные единицы, которых сейчас освобождают. Помимо льготных кредитов, есть масса других способов купить автомобиль, в частности, с помощью схемы Trade-In, которая работает во многих автосалонах. А льготные кредиты красивы только на бумаге: людей не интересует переплата по кредиту. Они смотрят на ежемесячную выплату и сравнивают ее со своей зарплатой – вот определяющий фактор».





Льготные автокредиты – кость для голодной собаки



Александр Сафронов«Путь, который избрало государство, неэффективен, – считает директор по продажам компании «Джемир» Александр Сафронов. – С одной стороны, государственные банки – громоздкие структуры, и пока они раскачались, прошел квартал. Не помогает и ограниченный срок кредитования. Более разумно было бы предоставлять клиенту деньги через дистрибьюторские сети автопроизводителей, чтобы человек получал их напрямую, без посредничества банков».
Одним словом, льготные кредиты напоминают кость, брошенную голодному псу. Она не насытит его, но на какое-то время отвлечет от хищных поисков пищи.
Тем временем автомобильный рынок скатывается все ниже и ниже: по данным господина Рулевского, на складах АвтоВАЗа по всей России скопилось 130 тысяч автомобилей. «И если ничего не предпринимать, к концу года их будет 200 тысяч, – говорит он. – На самом деле мы, представители иностранных брендов, желаем успехов АвтоВАЗу, потому что пока живет завод, работает цепочка промышленности, работает экономика. Но сегодня скидки в 10-20 тысяч рублей уже никого не заинтересуют: люди просто боятся тратить деньги. Что касается рынка в целом, то, по моим прогнозам, он восстановится не ранее 2012 года. В конце прошлого года мне говорили, что я слишком пессимистичен в своих прогнозах, а теперь, в начале второго квартала, многие считают, что прогнозы слишком радужны».
Статья опубликована в разделах: Новости / Автоновости


Комментарии (2)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
  1. HomerSimp
    #1 HomerSimp Посетители 29 апреля 2009 12:56
    Нравится как пишешь, вот думаю завести блог и начать писать только вот руки не доходят. Хотя мне до вас учится и учится.
  2. vladimir739
    #2 vladimir739 Посетители 29 апреля 2009 13:36
    Заценил. Жду дальнейшего продолжения. Очень интересно
Льготные автокредиты – поддержка банков, а не водителей
Спустя три месяца после старта в Челябинске государственной программы льготного автокредитования дилеры и представители местного отделения Сбербанка встретились, дабы
«Путинские» кредиты подобрели
Владимир Путин подписал постановление о внесении существенных изменений в программу льготного автокредитования. Теперь ценовая планка поднята аж до 600 тысяч рублей, что
Субсидированные кредиты по-автовазовски
Термин «льготные кредиты» входит в моду, и автопроизводители один за другим предлагают альтернативы госпрограмме. АвтоВАЗ совместно с банками-партнерами запустил новую
Льготные кредиты по-фордовски
С 20 апреля компания Ford совместно с банками-партнерами начинает собственную программу льготного кредитования, схожую по условиям с «путинскими» кредитами. В обоих
Как мы получали льготный автокредит
С прошлого понедельника в России наконец-то заработала программа льготного автокредитования. И мы устроили «чёс» по банкам и автосалонам под видом обычных покупателей
Россия и Германия: чей план спасения лучше?
Пока россияне разбираются, как работают льготные кредиты (и работают ли вообще), Германия успешно проводит антикризисную программу, направленную на стимулирование

Chel-week