Борис Гуц, режиссер проекта «Иное кино»: «Короткий метр для режиссера – это в первую очередь бизнес»
В закладки
– Ты снимал малобюджетное кино, поделись, какие сложности появляются прежде всего при съемках такого рода проектов и как с ними грамотнее всего справиться?
– Малобюджетное кино бывает разное.... Одно дело, когда условно за копейки снимают профессионалы и известные режиссеры. Там особых проблем ни у кого не возникает. Угробить такой проект может только откровенный маразм создателей... Другое дело, когда мы говорим о начинающих режиссерах, кинофанатах, в общем – о любителях... Главная сложность здесь – отсутствие опыта и профессионализма. А как следствие – неумение продуктивно работать при минимальном бюджете. В таких случаях хорошо бы отдаться в руки умелого продюсера или хотя бы человека креативного и вездесущего, способного буквально из воздуха построить декорации, за спасибо убедить актеров сниматься, договориться с транспортом, уладить проблемы с натурными съемками. К сожалению, часто эту роль выполняет сам автор фильма, режиссер...Но у него может не хватить элементарных сил и времени. В таком случае я бы порекомендовал следовать призыву известного режиссера Роберта Родригеса («Отчаянный», «От заката до рассвета», «Город грехов»), который на заре своей карьеры использовал в своих фильмах родственников, заменял в сценарии кошку на собаку, которая у него жила в доме, а роскошный автомобиль – на менее изящный джип своего тестя. Голь на выдумку хитра!
– Какие темы больше всего подходят для короткометражного кино?
– Темы любые. Здесь главное – сюжеты. Обычно режиссеры берут простые и лаконичные истории. На западе чаще веселые, у нас – почему-то проблемные, или вообще такие, что без ста граммов не разберешь. То ли с юмором плохо, то ли жизнь такая.
– Как можно продвигать свои фильмы для более широкого зрителя, а не только для узкого круга друзей?
Фильм «Кармаполис»
– участник международного фестиваля Izolenta-08 в (Спб, 05/2008);
– участник всероссийского фестиваля короткометражного авторского кино «АРТкино» (Москва, 09/2008).
Фильм «Третий лишний»
– специальный приз международного фестиваля Izolenta-07 (Спб, 05/2007);
– участник Международного московского бьеннале современного искусства (Москва, 07/2008);
– участник всероссийского фестиваля короткометражного авторского кино «АРТкино» (Москва, 09/2008);
– cпец. упоминание жюри первого челябинского нет-фестиваля видеоарта и анимации (Челябинск, 11/2008);
– участник проекта «Видео НОЧЬ» в рамках IV фестиваля современного искусства «Выходка» (Петрозаводск, 12/2008);
– участник V международного фестиваля аудиовизуальных искусств «Видеология» (Волгоград, 12/2008).
– Два пути: фестивали и сеть Интернет. Известно много случаев, когда с успеха короткометражного фильма на каком-нибудь фестивале у молодого режиссера начиналась успешная карьера в большом кино. Например, недавний случай с Валерией Гай Германикой. Она сняла на камеру маленький чернушный фильм «Девочки», ее заметили. А вскоре ее большой фильм «Все умрут, а я останусь...» уже смотрели на крупных европейских фестивалях. Мораль проста – подавайте кучу заявок на всевозможные фестивали кино, анимации и видеоарта. Богатый продюсер к вам, конечно, не прибежит ноги целовать, но фильм все же дойдет до зрителя! Что касается Интернета, то здесь очень сложно угадать желания широкой публики. Бывают отличные работы, которые проходят незамеченными, а есть банальные, на первый взгляд, фильмы, которые успешно собирают тысячи и тысячи просмотров в Сети.
– Насколько активно фестивальное движение короткометражных фильмов в России? Что дает автору фильма участие в фестивале? Только «разового» зрителя?
– Говорить о некоем движении еще рано... Есть много разных фестивалей профессионального и полулюбительского кино, но часто они не имеют продолжения, так как делаются сугубо на энтузиазме отдельных кинофанатов. Единственное, что радует – это география. Фестивали не сосредоточены в одной столице, есть прекрасные фесты в Санкт-Петербурге, Челябинске, Петрозаводске и так далее. Участие, а главное личное присутствие на таких мероприятиях дает начинающим режиссерам в случае успеха уверенность в себе, а если ваш фильм будет раскритикован в пух и прах, то возможность поучиться на своих ошибках, узнать мнение независимых зрителей и критиков. А это тоже очень и очень важно.
– Что тебя привлекает в коротком метре как зрителя и как режиссера?
– Как зрителя, безусловно, хронометраж. Тебе не надо сидеть два часа перед экраном в ожидании чуда, а потом страдать из-за напрасно проведенного времени, как это часто бывает... В коротком метре даже плохая и скучная работа пролетает быстро и часто ни к чему не обязывает. Что касается моих режиссерских амбиций, то короткий метр для меня предстает своеобразной практической школой, оттачиванием мастерства, если хотите. В связи с этим я в последнее время больше занимаюсь музыкальными видеоклипами, так как уверен, что этот жанр является еще более лаконичным способом рассказать зрителю яркую историю.
– Кто из режиссеров, снимавших короткометражное кино, тебе интересен, чьи работы вдохновляют?
– Главное вдохновение я получаю от работы Мишеля Гондри, нынче известного уже своими полными метрами «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна». А также с особым удовольствием пересматриваю ранние анимационные короткометражки Яна Шванкмайера. Плюс всегда интересно посмотреть короткие фильмы грандов современного кинематографа.
– Короткий метр для не начинающего режиссера – это чаще всего какой-то иной способ самовыразиться?
– Это в первую очередь бизнес. Альманахи а-ля «Париж, я тебя люблю» создаются для того, чтобы продюсеры заработали некоторую сумму денег при скромном вложении в проект. Посмотрите сами – на 10 историй в таких киноальманахах приходится лишь две-три запоминающиеся работы. Все остальное – либо дешевый способ известного режиссера отметиться в модном проекте, либо отчаянная попытка менее известного засветить свое имя в одном списке с грандами. В любом случае продюсеры таких проектов много денег не потеряют, а при хорошем PR – еще и заработают.
– Согласен, что сегодня короткий метр – это альтернатива однообразию мейнстрима?
– Сравнивать малобюджетные короткометражки в Интернете и яркие, громкие голливудские блокбастеры – дело неблагодарное. Тут уже дело вкуса. Я часто говорю в таких случаях про утренний кофе эспрессо, обеденный сладкий капучино и вечерний стакан пива в шумной компании. Их нельзя сравнивать. Как нормальный человек не будет пить пиво с утра перед работой, так и не пойдет он на короткометражный фильм неизвестного режиссера в большой зал мультиплекса с роскошным звуком. Главное, что есть выбор и возможность смотреть разное кино: и по жанрам, и по хронометражу, и по степени известности автора.
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска
– Малобюджетное кино бывает разное.... Одно дело, когда условно за копейки снимают профессионалы и известные режиссеры. Там особых проблем ни у кого не возникает. Угробить такой проект может только откровенный маразм создателей... Другое дело, когда мы говорим о начинающих режиссерах, кинофанатах, в общем – о любителях... Главная сложность здесь – отсутствие опыта и профессионализма. А как следствие – неумение продуктивно работать при минимальном бюджете. В таких случаях хорошо бы отдаться в руки умелого продюсера или хотя бы человека креативного и вездесущего, способного буквально из воздуха построить декорации, за спасибо убедить актеров сниматься, договориться с транспортом, уладить проблемы с натурными съемками. К сожалению, часто эту роль выполняет сам автор фильма, режиссер...Но у него может не хватить элементарных сил и времени. В таком случае я бы порекомендовал следовать призыву известного режиссера Роберта Родригеса («Отчаянный», «От заката до рассвета», «Город грехов»), который на заре своей карьеры использовал в своих фильмах родственников, заменял в сценарии кошку на собаку, которая у него жила в доме, а роскошный автомобиль – на менее изящный джип своего тестя. Голь на выдумку хитра!
– Какие темы больше всего подходят для короткометражного кино?
– Темы любые. Здесь главное – сюжеты. Обычно режиссеры берут простые и лаконичные истории. На западе чаще веселые, у нас – почему-то проблемные, или вообще такие, что без ста граммов не разберешь. То ли с юмором плохо, то ли жизнь такая.
– Как можно продвигать свои фильмы для более широкого зрителя, а не только для узкого круга друзей?
Фильм «Кармаполис»
– участник международного фестиваля Izolenta-08 в (Спб, 05/2008);
– участник всероссийского фестиваля короткометражного авторского кино «АРТкино» (Москва, 09/2008).
Фильм «Третий лишний»
– специальный приз международного фестиваля Izolenta-07 (Спб, 05/2007);
– участник Международного московского бьеннале современного искусства (Москва, 07/2008);
– участник всероссийского фестиваля короткометражного авторского кино «АРТкино» (Москва, 09/2008);
– cпец. упоминание жюри первого челябинского нет-фестиваля видеоарта и анимации (Челябинск, 11/2008);
– участник проекта «Видео НОЧЬ» в рамках IV фестиваля современного искусства «Выходка» (Петрозаводск, 12/2008);
– участник V международного фестиваля аудиовизуальных искусств «Видеология» (Волгоград, 12/2008).
– Два пути: фестивали и сеть Интернет. Известно много случаев, когда с успеха короткометражного фильма на каком-нибудь фестивале у молодого режиссера начиналась успешная карьера в большом кино. Например, недавний случай с Валерией Гай Германикой. Она сняла на камеру маленький чернушный фильм «Девочки», ее заметили. А вскоре ее большой фильм «Все умрут, а я останусь...» уже смотрели на крупных европейских фестивалях. Мораль проста – подавайте кучу заявок на всевозможные фестивали кино, анимации и видеоарта. Богатый продюсер к вам, конечно, не прибежит ноги целовать, но фильм все же дойдет до зрителя! Что касается Интернета, то здесь очень сложно угадать желания широкой публики. Бывают отличные работы, которые проходят незамеченными, а есть банальные, на первый взгляд, фильмы, которые успешно собирают тысячи и тысячи просмотров в Сети.
– Насколько активно фестивальное движение короткометражных фильмов в России? Что дает автору фильма участие в фестивале? Только «разового» зрителя?
– Говорить о некоем движении еще рано... Есть много разных фестивалей профессионального и полулюбительского кино, но часто они не имеют продолжения, так как делаются сугубо на энтузиазме отдельных кинофанатов. Единственное, что радует – это география. Фестивали не сосредоточены в одной столице, есть прекрасные фесты в Санкт-Петербурге, Челябинске, Петрозаводске и так далее. Участие, а главное личное присутствие на таких мероприятиях дает начинающим режиссерам в случае успеха уверенность в себе, а если ваш фильм будет раскритикован в пух и прах, то возможность поучиться на своих ошибках, узнать мнение независимых зрителей и критиков. А это тоже очень и очень важно.
– Что тебя привлекает в коротком метре как зрителя и как режиссера?
– Как зрителя, безусловно, хронометраж. Тебе не надо сидеть два часа перед экраном в ожидании чуда, а потом страдать из-за напрасно проведенного времени, как это часто бывает... В коротком метре даже плохая и скучная работа пролетает быстро и часто ни к чему не обязывает. Что касается моих режиссерских амбиций, то короткий метр для меня предстает своеобразной практической школой, оттачиванием мастерства, если хотите. В связи с этим я в последнее время больше занимаюсь музыкальными видеоклипами, так как уверен, что этот жанр является еще более лаконичным способом рассказать зрителю яркую историю.
– Кто из режиссеров, снимавших короткометражное кино, тебе интересен, чьи работы вдохновляют?
– Главное вдохновение я получаю от работы Мишеля Гондри, нынче известного уже своими полными метрами «Вечное сияние чистого разума» и «Наука сна». А также с особым удовольствием пересматриваю ранние анимационные короткометражки Яна Шванкмайера. Плюс всегда интересно посмотреть короткие фильмы грандов современного кинематографа.
– Короткий метр для не начинающего режиссера – это чаще всего какой-то иной способ самовыразиться?
– Это в первую очередь бизнес. Альманахи а-ля «Париж, я тебя люблю» создаются для того, чтобы продюсеры заработали некоторую сумму денег при скромном вложении в проект. Посмотрите сами – на 10 историй в таких киноальманахах приходится лишь две-три запоминающиеся работы. Все остальное – либо дешевый способ известного режиссера отметиться в модном проекте, либо отчаянная попытка менее известного засветить свое имя в одном списке с грандами. В любом случае продюсеры таких проектов много денег не потеряют, а при хорошем PR – еще и заработают.
– Согласен, что сегодня короткий метр – это альтернатива однообразию мейнстрима?
– Сравнивать малобюджетные короткометражки в Интернете и яркие, громкие голливудские блокбастеры – дело неблагодарное. Тут уже дело вкуса. Я часто говорю в таких случаях про утренний кофе эспрессо, обеденный сладкий капучино и вечерний стакан пива в шумной компании. Их нельзя сравнивать. Как нормальный человек не будет пить пиво с утра перед работой, так и не пойдет он на короткометражный фильм неизвестного режиссера в большой зал мультиплекса с роскошным звуком. Главное, что есть выбор и возможность смотреть разное кино: и по жанрам, и по хронометражу, и по степени известности автора.
Статья опубликована в разделах: Новости / Афиша Челябинска
Комментарии (0)
Челябинский кинорежиссер Андрей Загидуллин по приглашению организаторов везет своего «Наблюдателя» на крупнейший в стране кинофестиваль «Кинотавр». «Наблюдатель» – это
Целый месяц 10 человек, среди которых были замечены известные бизнесмены Челябинска, чемпион СНГ по боксу, художник, а еще рекрутер, снимали свое кино. Точнее, свое Иное
Целый месяц 10 человек, среди которых были замечены известные бизнесмены Челябинска, чемпион СНГ по боксу, художник, а еще рекрутер, снимали свое кино. Точнее, свое Иное
Начался прием заявок на участие в VI Городском открытом кинофестивале любительского и телевизионного кино «Город в кадре». Все те, кто лишь недавно взял в руки