Владимир Хомяков, органист: «Музыкант и чиновник – разные весовые категории»
В закладки
«Владимир Хомяков уезжает» – гром среди ясного неба. Без него органный зал вмиг будто выстыл. Потом он приехал из Калининграда играть концерт перед самым Рождеством, и мы договорились об интервью. Но разговора не получилось. Таким я его никогда не видела раньше. Мне бы посочувствовать, а я бессовестно радовалась, потому что поняла – он вернется! После нашего разговора на прошлой неделе Владимир Викторович ходил по залу и ворчал, что снова отложили ремонт, хлопал по сиденьям кресел, демонстрируя их старость и наполненность пылью. «Да разве это теперь важно?» – снова бессовестно размышляла я. Главное – он вернулся. Есть куда пойти, когда тебе хорошо или, наоборот, плохо. Есть куда повести избалованных екатеринбуржцев. Они завидуют Челябинску хотя бы потому, что здесь живет и работает Владимир Хомяков.
– Вы уезжали в Калининград навсегда и вернулись в Челябинск через год. Сложно было второй раз «войти в ту же воду»?
– Трудно было смириться, что мечта моя не сбылась – работать почти в центре Европы. Я всех очень удивил, когда вернулся. Но обстоятельства сложились так, что я по-новому взглянул на свое прежнее место работы и место жительства тоже. Во-первых, в Калининграде была крайне ограничена моя творческая инициативность. Был бы помоложе... все, наверное, сложилось бы нормально. К тому же выяснилось, что в том климате мне трудно жить. Там несколько замечательных месяцев лета и большую часть времени – дожди и сильный ветер. Из-за такой погоды у меня начала развиваться настоящая депрессия.
– Как вас встретил Челябинск?
– Я открыл для себя, что Челябинск – очень солнечный город. По крайней мере, по сравнению с городами Балтики. И зима здесь куда более здоровая и бодрящая. Подавленное настроение сглаживали друзья и знакомые – все произносили одну и ту же фразу: «Хорошо, что ты вернулся». Моментом, когда я окончательно понял, что правильно сделал, вернувшись в Челябинск, стал юбилейный концерт «20 лет на челябинской сцене». Зал был битком, и цветов было больше, чем тогда, когда уезжал. После этого я уже не переживал из-за всей этой истории. Она стала частью жизненного опыта.
– Наверное, не только вы переоценили значение этого города для себя, но и те, кто вас знал, переоценили ваше значение для этого города?
– Да, видимо, мое отсутствие было замечено. (Улыбается.) Видимо, что-то в городе с моим отъездом поменялось. Хотя на Западе постоянные переезды с места на место – нормальное явление. К примеру, в Норвегии не принято жить более трех лет на одном месте. Жизнь должна обновляться постоянно, чтобы не возникало иллюзий, чтобы чувства и голову освежить.
– А свой первый концерт на сцене этого зала отчетливо помните? На что тогда шла публика – поглазеть на орган или музыку слушать?
– Естественно, люди шли «на слона». И так продолжалось года три. Здесь же никогда не было органа. Город был закрытый тогда, и на иностранцев смотрели, как на инопланетян. В 1988-89 годах можно уже было иностранцев приглашать, и музыкальная жизнь у нас, несмотря на тяжелые 90-е, просто бурлила. По 20 органных концертов в месяц. Такого, наверное, больше не повторится. Думаю, сейчас не самое лучшее время для тех, кто занимается музыкой. С органом, конечно, проще, чем с фортепиано, скажем. Молодежь любит приходить на концерты органной музыки.
– Как оказались в Челябинске? Вы же из Крыма, окончили Одесскую консерваторию. Разве легко расстаться с таким городом, как Одесса?
– Я родился в Москве. Детство прошло в Подмосковье. А родители до этого жили в Крыму, поэтому потом семья туда вернулась. У отца биография замечательная – с резкими поворотами: часть жизни была отдана службе на флоте, а большая – связана с музыкой. Я учился в органном классе в консерватории. Тогда в Симферополе собирались строить орган, вот там я и планировал работать. Но планам свершиться было не суждено: орган не построили, а меня после консерватории забрали в армию, и служил я в Чебаркуле. Не думаю, что большую пользу Родине принес, прослужив полтора года в полковом оркестре. Единственная польза – мне сказали, что в Челябинске строится орган. И я, мобилизовавшись, приехал в филармонию к Марку Борисовичу Каминскому, сам себя предложил на место органиста.
– Это судьба.
– Стечение обстоятельств. Им был нужен не просто органист, но еще и органный мастер. Однако у меня опять все сложилось удачно: когда я вернулся в Одессу, мой педагог сказал, что органный мастер консерватории только что вернулся со стажировки в Домском соборе в Риге, у него есть свежие контакты с Гунаром Далманисом – одним из самых авторитетных мастеров Советского Союза в то время. Я позвонил в Латвию, мне выдвинули новое условие: перед тем как ехать на стажировку – научиться настраивать фортепиано. Отправился учиться в Чернигов, на фортепианную фабрику. Вот так освоил еще две профессии.
– Таким огромным было желание стать органистом? Ведь можно было остаться пианистом в Одессе.
– До встречи с Далманисом у меня было такое раздвоение. Он стал моим «крестным «органным» отцом». Его портрет и теперь висит у меня в органе. Это была настолько интересная, глубокая личность. Он увлек меня своим делом. Я понял, что этого на всю жизнь хватит. После общения с ним я сосредоточился только на органе и пока об этом не пожалел.
Не каждый органист параллельно становится органным мастером ?
В западной Европе органисты, получающие диплом, (даже церковные) – все проходят «курс молодого бойца», представляют, что делается внутри органа, и могут настраивать отдельные регистры. Хотя там так много фирм по строительству органов, что можно пользоваться услугами мастеров. У нас этому в принципе не учат, хороших мастеров, по настоящему знающих инструмент, можно по пальцам пересчитать.
– Когда появилось желание импровизировать на органе? Джаз и большой орган – невероятно.
– Захотеть импровизировать мало, нужны предпосылки. Одно время у нас в Новомосковске жила крымская наша бабушка, которую на подмогу вызывали. Когда родители уходили на работу, отец говорил бабушке: «Володя должен позаниматься полчаса». А поскольку бабушка в музыке ничего не понимала, я мог эти полчаса сидеть и придумывать свои буги-вуги с большой радостью и честным выражением на лице. Параллельно учебе постоянно шла самодеятельность – разные ансамбли: рок-музыка, поп и чуть-чуть джаза. Во время учебы в Симферопольском музыкальном училище умудрился поработать даже в профессиональном коллективе, где джаз тоже играли. С саратовским ансамблем «Импульс» я поездил по стране, мне было тогда 17 лет. Работали на фестивале «Крымские зори» – 10 концертов по всему Крыму, объехали всю Белоруссию, Северный Кавказ и Краснодарский край... В консерватории все повторилось. До того, как пригласили в ансамбль старинной музыки Одесской филармонии, тоже были всякие ансамбли, и даже немного поработал в ресторане.
– Можно сказать, что Одесса наложила особый отпечаток на ваш музыкальный характер?
– Чем дальше отодвигается то время, тем все больше вырастает фигура моего консерваторского педагога – Людмилы Наумовны Гинзбург. В то время половина фортепианной кафедры консерватории были ее ученики. А она, в свою очередь, ученица знаменитого Генриха Густавовича Нейгауза. А еще было тесное общение с ее учеником, которого она считала одним из лучших, – Сергеем Терентьевым. Невероятно одаренным человеком, который очень любит джаз. Легендарный музыкант: он одинаково здорово играет и классику, и джаз. Когда работал в филармонии, часто половина программы была отдана классике, а вторая – импровизации на темы из первой половины. Потом он работал в Дании, Испании, возвращался в Одессу, сейчас, по-моему, в Италии. У него я научился тому, чему словами не научишь – только личное общение это дает.
– Какая черта Одессы особенно запомнилась и поразила, может быть?
– Там уважают музыкантов. Уважают эту профессию. Однажды мы забежали в гастроном и, пока стояли у прилавка, говорили о консерватории что-то... Продавщица вдруг поинтересовалась: «Ребята, вы из консерватории? А у кого занимаетесь?» И после ответа добавила: «О, я вас поздравляю!» (Смеется.) В каком городе это еще возможно? Не знаю. Фамилию Гинзбург знала вся Одесса. Очень культурный город. Был, во всяком случае.
– А когда почувствовали, что известность пришла к вам?
– Как определить известность? Правда, сейчас появился Интернет и можно прочитать что-то в свой адрес после концертов в других городах. Есть города, где чувствую, что меня ждут. Мне нравится в Сибири играть, публика там меня знает: Иркутск, Красноярск, Кемерово, Омск, Тюмень. Екатеринбург очень люблю.
– Можно сказать, что вас знает Европа?
– В отдельных местах: в Ганновере, где я время от времени играю.
– Тот конкурс в Ганновере, «Джаз на церковном органе», первым победителем которого стали вы, продолжается?
– Нет, все закончилось на первом. Сменилось руководство организации-спонсора. Вторая причина – не так много органистов, которые смогли бы выступить на таком конкурсе. Тогда нас было 12. Может, есть в Европе еще пять-шесть.
– Всегда ли музыкант – импровизатор по сути своей?
– Не обязательно. Но людей, которые пытаются импровизировать, гораздо больше, чем мы знаем. Просто некоторые стесняются или не хотят рисковать на публике.
– Были случаи, когда спиной чувствовали, что публика не понимает того, что вы делаете? Или не принимает?
– Это очень неприятно.
– На какой отрезок времени пропадает после этого желание импровизировать?
– (Улыбается.) До следующего концерта. Начинаешь анализировать, что было не так. Я причины всегда ищу в себе. Большинство слушателей готовы принять импровизацию. Чем менее образован музыкальный слушатель, тем более он открыт для чего-то нового. Если он образован и у него сформировались какие-то стереотипы, он может отторгать новое, не совпадающее с его представлениями, что такое хорошо и что такое плохо. На самом деле, все очень индивидуально. Мне кажется правильным мнение, что музыка делится на хорошую и плохую. Все остальное – от лукавого.
– Как относитесь к афише с именем известного музыканта, где стоит цена билета: от 50 до 150 рублей? Или чем больше музыкант, тем большая доля в нем альтруизма?
– Это оскорбительно, когда билет на живой концерт стоит меньше, чем билет в кинотеатр. Но традиция старого советского времени – считать органистов не совсем нормальными людьми, фанатиками своего дела, которые и даром сыграют. Они погружены «в своего Баха», их можно обмануть, они все простят.
– И вы с этим не спорите?
– Сложно переломить стереотипы. Это меняется, но очень медленно.
– Но известный музыкант может позволить себе диктовать условия?
– Вообще, музыканту что-либо диктовать крайне неудобно, просто язык не поворачивается. По идее, этим должен заниматься импресарио, агент, директор – как угодно. Прожженный администратор, который умеет и торговаться, и настаивать на своем, и убеждать – разговаривать на том же языке, что чиновники филармонии. У нас эта система только зарождается. А музыкант и чиновник – разные весовые категории. Второй первого в два счета гасит. Кто-то предпочитает сидеть без концертов, но не играть за низкие гонорары. Я, конечно, не играю за мизерные гонорары. Хотя нельзя сегодня высоко поднимать цены на билеты – не пойдет народ. Или надо быть человеком из «ящика». Люди готовы заплатить полторы-две тысячи рублей, чтобы пойти на него посмотреть.
– Почему в таком случае вы с женой дружно пожелали, чтобы ваш сын стал музыкантом?
– Нет, мы дружно не желали. Мы хотели, чтобы он сам определился. Человек должен по жизни заниматься тем делом, которое у него хорошо получается и от которого он получает удовольствие. Профессия – хобби. И тогда все тяготы и неприятности, связанные с существованием музыканта в России, не так болезненны, потому что ты получаешь радость от общения с музыкой, публикой, коллегами. Это создает иллюзию, что ты живешь полноценной жизнью. (Смеется.) И очень важно было понять, что музыка – его дело. На раннем этапе это сложно прогнозировать. Но в последние годы появилась уверенность, что это дело, которым Володе следует заниматься.
– Он ни разу не пожалел об этом?
– Нет. Но сейчас у него появилось еще одно любимое дело. Ясно, что он мог бы спокойно работать автомехаником. Свою машину – 123-й «Мерседес» – он уже раз сто разобрал и собрал. Машина старая – там отверточная сборка. А где сборка, там и разборка. Мне не очень симпатичны музыканты, которые трясутся над своими руками. Володя же вечно в мазуте... Но я рад тому, что у него параллельно с музыкой идет жизнь, не имеющая к этому никакого отношения. Он состоит в содружестве владельцев старых мерседесов – это отдельная история. Они общаются на сайте: найти запчасть, обменять... Помогают друг другу, иногда ездят на пикники. Это делает его жизнь более многогранной – мне кажется это правильным.
– В вашей жизни такого параллельного мира нет?
– До того, как я стал органным мастером, у меня были напряженные отношения с молотком, дрелью, пилой – мы не пересекались. Я увлекся этим во взрослом состоянии и получаю от этого большое удовольствие. И строгать научился, и пилить. Но в последнее время у меня все вокруг органа. Я бы с удовольствием подружился с туристами, ходил по Уралу... Сначала не было времени, теперь сил не хватает.
– Вы ведь тоже учились водить машину, но с практикой не сложилось?
– Стаж «безаварийной езды» 14 лет. Случился дефолт, когда я автошколу закончил, и машину не удалось купить. А потом уже было не до этого.
– Не напрягает вас, что перед концертом надо бок о бок со слушателями в одном троллейбусе ехать? Да и после концерта наверняка хочется быстрее в свою скорлупу забраться.
– Я не настолько самовлюблен, чтобы брезговать общением с горожанами. Но иногда это напрягает. Особенно когда едешь на концерт. Это, вообще-то, неправильно. Если бы я был понаглее, то требовал бы машину из филармонии. Правда, тогда и все остальные стали бы так делать. (Смеется.) Иногда грустно от публики становится, с которой пересекаешься на улице. И хочется отгородиться. С другой стороны, стоит ли на это так реагировать? Ведь часто я еду на гастроли в поезде и сразу с вокзала – в концертный зал. Тут главное – заведомо не считать людей плохими.
– Планируете «пожить для себя» на пенсии? Или у органиста такого периода и быть не может?
– Это одно из достоинств профессии – если с мозгами и здоровьем все нормально, то о пенсии можно не думать.
– Пока публика не осточертела до последней степени?
– Это уже диагноз. Главное опасение – внутри может погаснуть, не будет сил эмоционально наполнять свои выступления. Это требует особого сгустка энергии. Можно, конечно, схитрить на глубине трактовок. Не пускать пыль в... уши, а брать какими-то другими вещами.
– Как вырабатывается этот энергетический сгусток?
– Есть такое слово – кураж. Другого не подберешь. Накануне концерта ты начинаешь предвкушать ощущение выхода на публику: «Смотрите, какая классная музыка! Восхититесь вместе со мной!» Но между концертами должен быть промежуток. Если играть концерты подряд – не успевает нарасти эмоциональный заряд. И лучше не выходить на сцену.
– А во время работы на свадебных церемониях, которые проходят в органном зале, этот кураж присутствует?
– Это обыкновенное ремесленничество, которое необходимо для «поддержания штанов». Когда-то меня это сильно напрягало, потом я вспомнил, что и Бах не брезговал ни свадьбами, ни похоронами. Он считал, что это неплохой заработок и вполне естественный для органиста. Есть письма, в которых он жалуется, что погода слишком хорошая, мало умирают этим летом... (Смеется.) Не дословно, но смысл такой. И я сейчас философски, без эмоций отношусь к подобному виду работы.
– Музыковеды часто говорят о некой тайне Баха. Она действительно есть?
– Наверняка существует. Потому что ни до него, ни после не родился музыкант, который написал бы такое количество стопроцентно гениальной музыки. А если учесть, насколько он вперед забежал в своих идеях относительно формы произведения, сложности полифонии, то начинаешь думать, что он инопланетянин или ему кто-то диктовал сверху. Это совершенно исключительный случай в истории музыки.
– Говорят, любого талантливого человека Бог поцеловал.
– Одного чуть коснулся, другого много раз целовал. Бах – это целый мир и наш кормилец. Спасибо Богу. К счастью, мы живем не в Италии, где католическая церковь не поощряет исполнение музыки лютеранина. И не в Германии, где немцы избалованы Бахом. А в России, где к нему большой интерес, и в это время. Вовсе не всегда были такие времена.
– Вы согласны, что глупо болеть манией величия, если талант Богом дан? Ты всего лишь служишь и отдаешь.
– Строже надо к себе относиться, иначе больнее падать придется. Мы сейчас переживаем время, когда те качества, которые, раньше считалось, не красят человека, сейчас красят: нахрапистость, умение себя поставить в коллективе, растолкать локтями... Но нельзя так жить, ни к чему хорошему это не приведет.
– Мания величия мешает музыканту в плане роста?
– Во время общения с большими музыкантами всегда удивляюсь, насколько они естественно себя ведут в любой ситуации. Нет звездности. Могу предположить, что эти люди владеют роскошью – оставаться самими собой всегда и не напрягаться, подстраиваясь под ситуацию. Они настолько серьезно и глубоко увлечены своим делом, что у них нет времени думать о светских вещах, пиаре, еще чем-то. Но, к сожалению, у нас на поверхности находится не основной пласт замечательных людей. Их вообще не видно. О них вспоминают или узнают, когда они умирают. Это гримаса общества.
– Возможно, скоро таких людей не будет вообще? Сегодня в моде пиар.
– Предпочитаю не навязываться. Это разные вещи, когда ты приезжаешь в город, где тебя ждут, или когда делают одолжение. Может, это чванство или несовременно. Может, надо наоборот пиариться, завести пресс-секретаря... Но я старомоден. В этой суете пропадают какие-то важные вещи.
– Значит, вам удается быть самим собой.
– Пытаюсь. Когда-то мой педагог сказала: «Оставайся таким, какой есть». Стараюсь всю жизнь следовать этому совету. Хотя не считаю, что это хорошо – не меняться.
– Почему?
– От этого страдают мои близкие. Если бы я вовремя куда-то пошел, кому-то поклонился, могло все пойти иначе – так считают другие.
– За что приходится ругать самого себя?
– За лень, например.
– А как вы ленитесь?
– Тупо лежу на диване, смотрю в потолок или телевизор. Есть еще грех – с возрастом накопилась излишняя осторожность, потому что часто в жизни по носу получаешь – явно или не явно. Вот и начинаешь пытаться все просчитывать. Раньше я больше рисковал. А еще мне говорят, что я зануда.
– Раньше такого не говорили?
– (Смеется.) Не так часто.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
– Вы уезжали в Калининград навсегда и вернулись в Челябинск через год. Сложно было второй раз «войти в ту же воду»?
– Трудно было смириться, что мечта моя не сбылась – работать почти в центре Европы. Я всех очень удивил, когда вернулся. Но обстоятельства сложились так, что я по-новому взглянул на свое прежнее место работы и место жительства тоже. Во-первых, в Калининграде была крайне ограничена моя творческая инициативность. Был бы помоложе... все, наверное, сложилось бы нормально. К тому же выяснилось, что в том климате мне трудно жить. Там несколько замечательных месяцев лета и большую часть времени – дожди и сильный ветер. Из-за такой погоды у меня начала развиваться настоящая депрессия.
– Как вас встретил Челябинск?
– Я открыл для себя, что Челябинск – очень солнечный город. По крайней мере, по сравнению с городами Балтики. И зима здесь куда более здоровая и бодрящая. Подавленное настроение сглаживали друзья и знакомые – все произносили одну и ту же фразу: «Хорошо, что ты вернулся». Моментом, когда я окончательно понял, что правильно сделал, вернувшись в Челябинск, стал юбилейный концерт «20 лет на челябинской сцене». Зал был битком, и цветов было больше, чем тогда, когда уезжал. После этого я уже не переживал из-за всей этой истории. Она стала частью жизненного опыта.
– Наверное, не только вы переоценили значение этого города для себя, но и те, кто вас знал, переоценили ваше значение для этого города?
– Да, видимо, мое отсутствие было замечено. (Улыбается.) Видимо, что-то в городе с моим отъездом поменялось. Хотя на Западе постоянные переезды с места на место – нормальное явление. К примеру, в Норвегии не принято жить более трех лет на одном месте. Жизнь должна обновляться постоянно, чтобы не возникало иллюзий, чтобы чувства и голову освежить.
– А свой первый концерт на сцене этого зала отчетливо помните? На что тогда шла публика – поглазеть на орган или музыку слушать?
– Естественно, люди шли «на слона». И так продолжалось года три. Здесь же никогда не было органа. Город был закрытый тогда, и на иностранцев смотрели, как на инопланетян. В 1988-89 годах можно уже было иностранцев приглашать, и музыкальная жизнь у нас, несмотря на тяжелые 90-е, просто бурлила. По 20 органных концертов в месяц. Такого, наверное, больше не повторится. Думаю, сейчас не самое лучшее время для тех, кто занимается музыкой. С органом, конечно, проще, чем с фортепиано, скажем. Молодежь любит приходить на концерты органной музыки.
– Как оказались в Челябинске? Вы же из Крыма, окончили Одесскую консерваторию. Разве легко расстаться с таким городом, как Одесса?
– Я родился в Москве. Детство прошло в Подмосковье. А родители до этого жили в Крыму, поэтому потом семья туда вернулась. У отца биография замечательная – с резкими поворотами: часть жизни была отдана службе на флоте, а большая – связана с музыкой. Я учился в органном классе в консерватории. Тогда в Симферополе собирались строить орган, вот там я и планировал работать. Но планам свершиться было не суждено: орган не построили, а меня после консерватории забрали в армию, и служил я в Чебаркуле. Не думаю, что большую пользу Родине принес, прослужив полтора года в полковом оркестре. Единственная польза – мне сказали, что в Челябинске строится орган. И я, мобилизовавшись, приехал в филармонию к Марку Борисовичу Каминскому, сам себя предложил на место органиста.
– Это судьба.
– Стечение обстоятельств. Им был нужен не просто органист, но еще и органный мастер. Однако у меня опять все сложилось удачно: когда я вернулся в Одессу, мой педагог сказал, что органный мастер консерватории только что вернулся со стажировки в Домском соборе в Риге, у него есть свежие контакты с Гунаром Далманисом – одним из самых авторитетных мастеров Советского Союза в то время. Я позвонил в Латвию, мне выдвинули новое условие: перед тем как ехать на стажировку – научиться настраивать фортепиано. Отправился учиться в Чернигов, на фортепианную фабрику. Вот так освоил еще две профессии.
– Таким огромным было желание стать органистом? Ведь можно было остаться пианистом в Одессе.
– До встречи с Далманисом у меня было такое раздвоение. Он стал моим «крестным «органным» отцом». Его портрет и теперь висит у меня в органе. Это была настолько интересная, глубокая личность. Он увлек меня своим делом. Я понял, что этого на всю жизнь хватит. После общения с ним я сосредоточился только на органе и пока об этом не пожалел.
Не каждый органист параллельно становится органным мастером ?
В западной Европе органисты, получающие диплом, (даже церковные) – все проходят «курс молодого бойца», представляют, что делается внутри органа, и могут настраивать отдельные регистры. Хотя там так много фирм по строительству органов, что можно пользоваться услугами мастеров. У нас этому в принципе не учат, хороших мастеров, по настоящему знающих инструмент, можно по пальцам пересчитать.
– Когда появилось желание импровизировать на органе? Джаз и большой орган – невероятно.
– Захотеть импровизировать мало, нужны предпосылки. Одно время у нас в Новомосковске жила крымская наша бабушка, которую на подмогу вызывали. Когда родители уходили на работу, отец говорил бабушке: «Володя должен позаниматься полчаса». А поскольку бабушка в музыке ничего не понимала, я мог эти полчаса сидеть и придумывать свои буги-вуги с большой радостью и честным выражением на лице. Параллельно учебе постоянно шла самодеятельность – разные ансамбли: рок-музыка, поп и чуть-чуть джаза. Во время учебы в Симферопольском музыкальном училище умудрился поработать даже в профессиональном коллективе, где джаз тоже играли. С саратовским ансамблем «Импульс» я поездил по стране, мне было тогда 17 лет. Работали на фестивале «Крымские зори» – 10 концертов по всему Крыму, объехали всю Белоруссию, Северный Кавказ и Краснодарский край... В консерватории все повторилось. До того, как пригласили в ансамбль старинной музыки Одесской филармонии, тоже были всякие ансамбли, и даже немного поработал в ресторане.
– Можно сказать, что Одесса наложила особый отпечаток на ваш музыкальный характер?
– Чем дальше отодвигается то время, тем все больше вырастает фигура моего консерваторского педагога – Людмилы Наумовны Гинзбург. В то время половина фортепианной кафедры консерватории были ее ученики. А она, в свою очередь, ученица знаменитого Генриха Густавовича Нейгауза. А еще было тесное общение с ее учеником, которого она считала одним из лучших, – Сергеем Терентьевым. Невероятно одаренным человеком, который очень любит джаз. Легендарный музыкант: он одинаково здорово играет и классику, и джаз. Когда работал в филармонии, часто половина программы была отдана классике, а вторая – импровизации на темы из первой половины. Потом он работал в Дании, Испании, возвращался в Одессу, сейчас, по-моему, в Италии. У него я научился тому, чему словами не научишь – только личное общение это дает.
– Какая черта Одессы особенно запомнилась и поразила, может быть?
– Там уважают музыкантов. Уважают эту профессию. Однажды мы забежали в гастроном и, пока стояли у прилавка, говорили о консерватории что-то... Продавщица вдруг поинтересовалась: «Ребята, вы из консерватории? А у кого занимаетесь?» И после ответа добавила: «О, я вас поздравляю!» (Смеется.) В каком городе это еще возможно? Не знаю. Фамилию Гинзбург знала вся Одесса. Очень культурный город. Был, во всяком случае.
– А когда почувствовали, что известность пришла к вам?
– Как определить известность? Правда, сейчас появился Интернет и можно прочитать что-то в свой адрес после концертов в других городах. Есть города, где чувствую, что меня ждут. Мне нравится в Сибири играть, публика там меня знает: Иркутск, Красноярск, Кемерово, Омск, Тюмень. Екатеринбург очень люблю.
– Можно сказать, что вас знает Европа?
– В отдельных местах: в Ганновере, где я время от времени играю.
– Тот конкурс в Ганновере, «Джаз на церковном органе», первым победителем которого стали вы, продолжается?
– Нет, все закончилось на первом. Сменилось руководство организации-спонсора. Вторая причина – не так много органистов, которые смогли бы выступить на таком конкурсе. Тогда нас было 12. Может, есть в Европе еще пять-шесть.
– Всегда ли музыкант – импровизатор по сути своей?
– Не обязательно. Но людей, которые пытаются импровизировать, гораздо больше, чем мы знаем. Просто некоторые стесняются или не хотят рисковать на публике.
– Были случаи, когда спиной чувствовали, что публика не понимает того, что вы делаете? Или не принимает?
– Это очень неприятно.
– На какой отрезок времени пропадает после этого желание импровизировать?
– (Улыбается.) До следующего концерта. Начинаешь анализировать, что было не так. Я причины всегда ищу в себе. Большинство слушателей готовы принять импровизацию. Чем менее образован музыкальный слушатель, тем более он открыт для чего-то нового. Если он образован и у него сформировались какие-то стереотипы, он может отторгать новое, не совпадающее с его представлениями, что такое хорошо и что такое плохо. На самом деле, все очень индивидуально. Мне кажется правильным мнение, что музыка делится на хорошую и плохую. Все остальное – от лукавого.
– Как относитесь к афише с именем известного музыканта, где стоит цена билета: от 50 до 150 рублей? Или чем больше музыкант, тем большая доля в нем альтруизма?
– Это оскорбительно, когда билет на живой концерт стоит меньше, чем билет в кинотеатр. Но традиция старого советского времени – считать органистов не совсем нормальными людьми, фанатиками своего дела, которые и даром сыграют. Они погружены «в своего Баха», их можно обмануть, они все простят.
– И вы с этим не спорите?
– Сложно переломить стереотипы. Это меняется, но очень медленно.
– Но известный музыкант может позволить себе диктовать условия?
– Вообще, музыканту что-либо диктовать крайне неудобно, просто язык не поворачивается. По идее, этим должен заниматься импресарио, агент, директор – как угодно. Прожженный администратор, который умеет и торговаться, и настаивать на своем, и убеждать – разговаривать на том же языке, что чиновники филармонии. У нас эта система только зарождается. А музыкант и чиновник – разные весовые категории. Второй первого в два счета гасит. Кто-то предпочитает сидеть без концертов, но не играть за низкие гонорары. Я, конечно, не играю за мизерные гонорары. Хотя нельзя сегодня высоко поднимать цены на билеты – не пойдет народ. Или надо быть человеком из «ящика». Люди готовы заплатить полторы-две тысячи рублей, чтобы пойти на него посмотреть.
– Почему в таком случае вы с женой дружно пожелали, чтобы ваш сын стал музыкантом?
– Нет, мы дружно не желали. Мы хотели, чтобы он сам определился. Человек должен по жизни заниматься тем делом, которое у него хорошо получается и от которого он получает удовольствие. Профессия – хобби. И тогда все тяготы и неприятности, связанные с существованием музыканта в России, не так болезненны, потому что ты получаешь радость от общения с музыкой, публикой, коллегами. Это создает иллюзию, что ты живешь полноценной жизнью. (Смеется.) И очень важно было понять, что музыка – его дело. На раннем этапе это сложно прогнозировать. Но в последние годы появилась уверенность, что это дело, которым Володе следует заниматься.
– Он ни разу не пожалел об этом?
– Нет. Но сейчас у него появилось еще одно любимое дело. Ясно, что он мог бы спокойно работать автомехаником. Свою машину – 123-й «Мерседес» – он уже раз сто разобрал и собрал. Машина старая – там отверточная сборка. А где сборка, там и разборка. Мне не очень симпатичны музыканты, которые трясутся над своими руками. Володя же вечно в мазуте... Но я рад тому, что у него параллельно с музыкой идет жизнь, не имеющая к этому никакого отношения. Он состоит в содружестве владельцев старых мерседесов – это отдельная история. Они общаются на сайте: найти запчасть, обменять... Помогают друг другу, иногда ездят на пикники. Это делает его жизнь более многогранной – мне кажется это правильным.
– В вашей жизни такого параллельного мира нет?
– До того, как я стал органным мастером, у меня были напряженные отношения с молотком, дрелью, пилой – мы не пересекались. Я увлекся этим во взрослом состоянии и получаю от этого большое удовольствие. И строгать научился, и пилить. Но в последнее время у меня все вокруг органа. Я бы с удовольствием подружился с туристами, ходил по Уралу... Сначала не было времени, теперь сил не хватает.
– Вы ведь тоже учились водить машину, но с практикой не сложилось?
– Стаж «безаварийной езды» 14 лет. Случился дефолт, когда я автошколу закончил, и машину не удалось купить. А потом уже было не до этого.
– Не напрягает вас, что перед концертом надо бок о бок со слушателями в одном троллейбусе ехать? Да и после концерта наверняка хочется быстрее в свою скорлупу забраться.
– Я не настолько самовлюблен, чтобы брезговать общением с горожанами. Но иногда это напрягает. Особенно когда едешь на концерт. Это, вообще-то, неправильно. Если бы я был понаглее, то требовал бы машину из филармонии. Правда, тогда и все остальные стали бы так делать. (Смеется.) Иногда грустно от публики становится, с которой пересекаешься на улице. И хочется отгородиться. С другой стороны, стоит ли на это так реагировать? Ведь часто я еду на гастроли в поезде и сразу с вокзала – в концертный зал. Тут главное – заведомо не считать людей плохими.
– Планируете «пожить для себя» на пенсии? Или у органиста такого периода и быть не может?
– Это одно из достоинств профессии – если с мозгами и здоровьем все нормально, то о пенсии можно не думать.
– Пока публика не осточертела до последней степени?
– Это уже диагноз. Главное опасение – внутри может погаснуть, не будет сил эмоционально наполнять свои выступления. Это требует особого сгустка энергии. Можно, конечно, схитрить на глубине трактовок. Не пускать пыль в... уши, а брать какими-то другими вещами.
– Как вырабатывается этот энергетический сгусток?
– Есть такое слово – кураж. Другого не подберешь. Накануне концерта ты начинаешь предвкушать ощущение выхода на публику: «Смотрите, какая классная музыка! Восхититесь вместе со мной!» Но между концертами должен быть промежуток. Если играть концерты подряд – не успевает нарасти эмоциональный заряд. И лучше не выходить на сцену.
– А во время работы на свадебных церемониях, которые проходят в органном зале, этот кураж присутствует?
– Это обыкновенное ремесленничество, которое необходимо для «поддержания штанов». Когда-то меня это сильно напрягало, потом я вспомнил, что и Бах не брезговал ни свадьбами, ни похоронами. Он считал, что это неплохой заработок и вполне естественный для органиста. Есть письма, в которых он жалуется, что погода слишком хорошая, мало умирают этим летом... (Смеется.) Не дословно, но смысл такой. И я сейчас философски, без эмоций отношусь к подобному виду работы.
– Музыковеды часто говорят о некой тайне Баха. Она действительно есть?
– Наверняка существует. Потому что ни до него, ни после не родился музыкант, который написал бы такое количество стопроцентно гениальной музыки. А если учесть, насколько он вперед забежал в своих идеях относительно формы произведения, сложности полифонии, то начинаешь думать, что он инопланетянин или ему кто-то диктовал сверху. Это совершенно исключительный случай в истории музыки.
– Говорят, любого талантливого человека Бог поцеловал.
– Одного чуть коснулся, другого много раз целовал. Бах – это целый мир и наш кормилец. Спасибо Богу. К счастью, мы живем не в Италии, где католическая церковь не поощряет исполнение музыки лютеранина. И не в Германии, где немцы избалованы Бахом. А в России, где к нему большой интерес, и в это время. Вовсе не всегда были такие времена.
– Вы согласны, что глупо болеть манией величия, если талант Богом дан? Ты всего лишь служишь и отдаешь.
– Строже надо к себе относиться, иначе больнее падать придется. Мы сейчас переживаем время, когда те качества, которые, раньше считалось, не красят человека, сейчас красят: нахрапистость, умение себя поставить в коллективе, растолкать локтями... Но нельзя так жить, ни к чему хорошему это не приведет.
– Мания величия мешает музыканту в плане роста?
– Во время общения с большими музыкантами всегда удивляюсь, насколько они естественно себя ведут в любой ситуации. Нет звездности. Могу предположить, что эти люди владеют роскошью – оставаться самими собой всегда и не напрягаться, подстраиваясь под ситуацию. Они настолько серьезно и глубоко увлечены своим делом, что у них нет времени думать о светских вещах, пиаре, еще чем-то. Но, к сожалению, у нас на поверхности находится не основной пласт замечательных людей. Их вообще не видно. О них вспоминают или узнают, когда они умирают. Это гримаса общества.
– Возможно, скоро таких людей не будет вообще? Сегодня в моде пиар.
– Предпочитаю не навязываться. Это разные вещи, когда ты приезжаешь в город, где тебя ждут, или когда делают одолжение. Может, это чванство или несовременно. Может, надо наоборот пиариться, завести пресс-секретаря... Но я старомоден. В этой суете пропадают какие-то важные вещи.
– Значит, вам удается быть самим собой.
– Пытаюсь. Когда-то мой педагог сказала: «Оставайся таким, какой есть». Стараюсь всю жизнь следовать этому совету. Хотя не считаю, что это хорошо – не меняться.
– Почему?
– От этого страдают мои близкие. Если бы я вовремя куда-то пошел, кому-то поклонился, могло все пойти иначе – так считают другие.
– За что приходится ругать самого себя?
– За лень, например.
– А как вы ленитесь?
– Тупо лежу на диване, смотрю в потолок или телевизор. Есть еще грех – с возрастом накопилась излишняя осторожность, потому что часто в жизни по носу получаешь – явно или не явно. Вот и начинаешь пытаться все просчитывать. Раньше я больше рисковал. А еще мне говорят, что я зануда.
– Раньше такого не говорили?
– (Смеется.) Не так часто.
Статья опубликована в разделах: Новости / Наука и учеба
Комментарии (0)
23 сентября в 10:00 в зале ученого совета ЮУрГУ (аудитория 1007 главного корпуса) состоится презентация фильма «Саксония. Челябинск. История создания Органа». Как
Аспирант физического факультета Челябинского государственного университета Владимир Соколовский получил полугодовую стипендию Германской службы академических обменов
До 1994 года на весь Советский Союз был один доктор наук искусствоведения по новому направлению – отечественному баянному и зарубежному аккордеонному искусству. На
Режиссер студии театра «Манекен» и преподаватель актерского мастерства ЧГАКИ Владимир Филонов просто создан для работы с молодым поколением талантливых актеров. Он любит
Одна из актуальных проблем сегодняшнего образования – недостаточная социальная ориентированность выпускников средней школы. Ученики слабо информированы о состоянии