» » Виктор Шепелев, министр здравоохранения Челябинской области: «Мы создаем новые условия для всесторонней заботы о здоровье южноуральцев»

Виктор Шепелев, министр здравоохранения Челябинской области: «Мы создаем новые условия для всесторонней заботы о здоровье южноуральцев»

В закладки



Виктор Шепелев, министр здравоохранения Челябинской области: «Мы создаем новые условия для всесторонней заботы о здоровье южноуральцев»
Министерством
здравоохранения Челябинской области
предложен план реструктуризации системы
здравоохранения региона до 2020 года.
Благодаря его внедрению руководство
ведомства намерено в корне изменить
отношение южноуральцев к своему здоровью.
Вместо тяжелой борьбы с последствиями
на первое место выйдет профилактика
заболеваний. Для этого необходимо
перестроить и структуру всей системы
оказания медицинской помощи населению,
и способы ее финансирования, перераспределить
потоки пациентов, обновить и пополнить
кадровый состав. В чем заключается суть
предстоящих изменений, чего ожидать
жителям области от их внедрения и как
будет происходить весь процесс, обо
всем этом рассказал министр здравоохранения
Челябинской области Виктор Шепелев.

Виктор Алексеевич, в чем заключается
суть реструктуризации? Каковы ее основные
цели и задачи?

Давайте вернемся немного к истории
вопроса. В 2005 году правительством региона
был принят документ «Концепция развития
системы здравоохранения Челябинской
области до 2010 года». В нем были прописаны
основные принципы и те стратегические
направления, на которые мы должны были
обратить внимание в первую очередь.
Затем по поручению губернатора в течение
последних двух лет на основе этого
документа создавался стратегический
план развития. Он должен наметить
пошаговое достижение определенных
ранее целей.
При
составлении плана учитывались расчеты
демографического развития региона:
какое население будет проживать на его
территории к 2020 году, какова будет его
структура, сохранится ли урбанизация
в том же объеме, какой существует сейчас.
План учитывает и тот фактор, что в
Челябинской области хорошо развита
транспортная инфраструктура, есть
достаточное количество дорог, связывающих
большинство населенных пунктов как
между собой, так и с административным
центром. Кроме общего количества жителей,
важно было знать, сколько в его составе
будет детей и взрослых, трудоспособного
населения и пенсионеров, где они будут
проживать, каково будет в той местности
развитие информационных технологий и
транспорта, и многое другое.
Затем,
исходя из полученных данных, был проведен
расчет, сколько и каких врачей должно
быть на определенное количество
населения. Например, согласно нормативам
российского минздравсоцразвития, на
одного участкового терапевта должно
приходиться 1700 человек населения, на
врача общей практики – 1500, а один педиатр
должен обслуживать участок численностью
не менее 800 человек. Такие же расчеты
есть и для специалистов узкого профиля.
Затем полученные цифры сравнили с тем
положением дел, которое существует
сегодня. Оказалось, что в целом узких
специалистов у нас больше, чем нужно. А
врачей общей практики, наоборот, не
хватает, несмотря на то, что в последние
три года это направление активно
развивается. Отчасти недостаток
специалистов первичного звена является
причиной очередей в лечебно-профилактических
учреждениях.

Боюсь, наши читатели не согласятся с
вами, Виктор Алексеевич! Возразят и
скажут, что очереди возникают как
раз-таки из-за нехватки узких специалистов.
– Суть проблемы двоякая. С одной
стороны, люди вынуждены обращаться к
узким специалистам напрямую, создавая
тем самым повышенный спрос в них, получать
заключение, что патологии профиля
данного специалиста у них не обнаружено,
и продолжать свое хождение по другим
узким специалистам именно из-за отсутствия
координирующей роли врача общей практики.
С
другой стороны, есть понятие штатного
расписания и наличие самих узких
специалистов как физических лиц. В
регионе существует серьезный разрыв
между этими важными составляющими, и
его ликвидация также входит в план
реструктуризации.
Если
говорить коротко, то реструктуризация
системы здравоохранения предполагает
несколько основных моментов: развитие
первичной медико-санитарной помощи,
или общеврачебной практики, в частности
в сельской местности; во-врорых, –
постепенный переход на принцип
одноканального финансирования
здравоохранения через систему
обязательного медицинского страхования,
в-третьих, – внедрение окружного принципа
оказания медицинской помощи, и наконец,
– внедрение отраслевой системы оплаты
труда и т.д.

Насколько своевременно принятие этого
документа в такое непростое время? Какую
реакцию вызывает он своим появлением?

Должен сразу заметить, что реакцию он
вызывает неоднозначную по многим
причинам. Во-первых, заглянуть в будущее,
да еще на десять лет вперед, любому
человеку очень непросто. Естественно,
что муниципальные образования просят
нас представить те расчеты, которые
положены в основу этого плана, и это
вполне справедливо. Далее, речь идет об
изменении структуры специалистов, а
это прежде всего люди, поэтому осуществить
задуманное можно только постепенно, не
за один год.
Кроме
того, в основу стратегического плана
положен еще и окружной принцип, когда
часть специализированной медицинской
помощи будет оказываться в так называемых
центрах медицинских округов. И у некоторых
муниципалитетов возникает вопрос,
почему они должны войти в тот или иной
медицинский округ, и почему нельзя
напрямую обращаться в областные лечебные
учреждения.
Минздрав
готов вести диалог и пояснять, что,
например, жителям Кизильского,
Нагайбакского, Верхнеуральского районов,
как складывалось еще в советское время,
совершенно не обязательно ехать в
Челябинск, а намного удобнее обратиться
в Магнитогорск, где многие медицинские
технологии также представлены и на
достаточно высоком уровне. Равномерно
перераспределенные потоки пациентов
тем самым сокращают временные и
материальные затраты людей: не нужно
тратить силы и деньги, не надо терять
целый день, чтобы только добраться до
Челябинска, не говоря уже о получении
самой медицинской помощи. К тому же и в
областных учреждениях здравоохранения
уже не будут скапливаться такие очереди,
какие есть сейчас, и жители будут получать
ее быстрее, с приложением меньших усилий.

Что такое «центры медицинских округов»,
и где они будут созданы помимо Челябинска
и Магнитогорска?

Всего их будет 9, они будут располагаться
на уже готовых лечебных базах, где есть
необходимое количество квалифицированных
специалистов и, соответственно, опыт
лечения определенных заболеваний. Нет
такой возможности и задачи создавать
новую структуру с нуля, рациональнее
развивать уже имеющиеся направления,
использовать на полную мощность освоенные
медицинские технологии в соответствии
с принятым планом. Он станет подспорьем
и для муниципалитетов: им будет проще
выстраивать стратегию развития своего
административного образования с учетом
нужд местных больниц и поликлиник.
Например, планировать ремонты помещений
и обновление оборудования: какого,
сколько и когда нужно, каких специалистов
готовить, каких переобучать, сколько и
каких требуется специалистов дополнительно,
потому что теперь кроме обслуживания
своего населения им предстоит оказывать
помощь жителям еще и закрепленных за
медицинским округом территорий.

Насколько универсальны будут эти
центры, или у каждого будет своя
специализация? Например, отдельно по
диализу, по онкологии. Или все-таки стоит
задача обеспечить всех и всем, но
помаленьку?

У окружных центров будет возможность
оказывать помощь жителям по ряду
медицинских технологий, за которыми
пациентам приходится пока ездить в
Челябинск или Магнитогорск. Мы уже
начали развивать это направление.
Например, в рамках программы «Здоровье»
в регионе было открыто несколько
травматологических центров, организованных
по единому принципу. Также на Южном
Урале появились в разных муниципальных
образованиях и центры гемодиализа,
которые в основе своей имеют одинаковую
структуру, в работе используют одни и
те же технологии. То же самое касается
и токсикологических центров. Таким
образом, часть медицинских технологий
уже продублирована в разных лечебных
заведениях по области.
А
вот нейрохирурги – специалисты узкие,
«штучные», много их быть не может, поэтому
эти технологии будут концентрироваться
только в Челябинске и Магнитогорске.
Они более наукоемкие и дорогостоящие,
дробить их и рассредоточивать по всей
области нет никакого смысла. В этом
случае часть центров будет иметь чуть
больше возможностей.
В
свою очередь областные центры будут
принимать всех без исключения жителей
региона для оказания той медицинской
помощи, которая не представлена в
муниципальных учреждениях здравоохранения.
В
целом новая структура будет выглядеть
следующим образом. Исповедуя принцип
развития первичной медико-санитарной
помощи на основе увеличения количества
врачей общей практики, самих общеврачебных
практик, проводя его через второй этап
– окружной, где будет больше возможностей
оказывать уже специализированную
медицинскую помощь по широкому кругу
проблем, в том числе и стационарную
помощь, завершая построение системы
областными лечебными учреждениями, где
будет сконцентрирована высокотехнологичная
медицинская помощь, мы сможем создать
новые условия для всесторонней заботы
о здоровье наших жителей.
Таким
образом, на наш взгляд, будут достигнуты
все принципы доступности медицинской
помощи: и географический, и технологический,
и кадровый.

Какие механизмы позволят этого
достигнуть?

Одно из основных изменений коснется
системы финансирования. Речь идет о
развитии одноканальной системы
финансирования через систему обязательного
медицинского страхования. Сегодня ФОМС
оплачивает всего лишь пять статей
расходов лечебных учреждений: заработную
плату медицинских работников, начисления
на оплату труда, медикаменты, питание
и мягкий инвентарь. Все остальное должно
финансироваться средствами муниципального
или областного бюджета в зависимости
от того, в чьей собственности находится
учреждение здравоохранения.
Это
и коммунальные услуги, и ремонты, в том
числе медицинского оборудования,
капитальные и текущие ремонты зданий
и помещений, служебного транспорта и
многое другое. Новая система предполагает,
что эти затраты тоже должны быть включены
в тарифы фонда обязательного медицинского
образования. Поручение об этом дал
губернатор Челябинской области, поэтому
через пилотные проекты в муниципальных
образованиях будет запущен механизм
перехода на одноканальное финансирование.

Что даст больницам и поликлиникам
такой принцип финансирования?

Он позволит окупать все текущие затраты
лечебного учреждения, то есть цена,
выставляемая за оказанную услугу,
покроет все расходы лечебного учреждения
на ее оказание. И тогда ЛПУ становится
неважно, житель какого города или района
обратился к ним за медицинской помощью.
Сейчас часть больниц, поликлиник и ФАПов
содержится за счет муниципального
бюджета, и когда туда приезжают лечиться
«соседи», условно говоря, то их обслуживание
не предусмотрено финансированием
данного лечебного учреждения, а кто-то
же должен оплатить работу медиков...
Переход
на систему одноканального финансирования
позволит полностью исключить неоплаченные
услуги и покрыть все текущие расходы
лечебного учреждения. Кроме того,
исчезает почва для необоснованного
взимания платы за оказание медицинской
помощи. Я бы хотел особо подчеркнуть,
что система одноканального финансирования
не отменяет возможность оказания платных
услуг в ЛПУ, но это тема для другого
разговора.
Кроме
одноканального финансирования, должен
быть изменен еще и принцип оплаты
медицинской услуги, он станет подушевым.
Задача – экономическим путем заинтересовать
лечебные учреждения в том, чтобы здоровых
людей было больше, чем больных. Нынешняя
система предполагает оплату за посещение,
за пролеченного больного, и получается,
что сама поликлиника или больница
заинтересована в том, чтобы к доктору
пришло как можно большее количество
человек, чтобы пролечить также максимальное
число больных.
При
подушевом финансировании должна
измениться мотивация труда как самих
медиков, так и лечебного учреждения в
целом. Например, в городе N
проживает около 40 тысяч населения, в
нем есть одно лечебное учреждение,
которое оказывает медицинскую помощь
всем жителям. Часть из них – а такая
статистика у нас тоже есть – получает
помощь в областных лечебных заведениях.
У подушевого финансирования по программе
госгарантий есть норматив, например,
условно говоря, 100 рублей на человека в
год. На 20 рублей больных лечат в областной
больнице. Таким образом, лечебно-профилактическое
учреждение (ЛПУ) получит, условно говоря,
80 рублей в год на одного человека. Делим
их на 12 и помесячно передаем учреждению.
И, если говорить совсем уж утрированно,
то нам все равно, как больница или
поликлиника будет ими распоряжаться,
главное сделать так, чтобы население
было здорово. Таким образом, мы уходим
от принципа оплаты за пролеченного
больного. Если здоровых будет больше,
то больше останется денег и на зарплату,
и на оборудование, и так далее.

А как быть с теми рисками, которые
неизбежно возникнут и при такой системе
финансирования? Ведь можно просто
уменьшить статистику, а не реальное
количество больных, сэкономить на
лечении...

Плата за посещение тоже имеет свои
недостатки. Чем больше придут, тем больше
платим, и это порождает приписки.
Появляется искушение выписать больного
раньше срока и снова заполнить койку.
А поставить повсюду проверяющих тоже
невозможно. Челябинская область не
первая, которая принимает участие в
этом переходе, и это существенное
преимущество. Мы изучили достаточно
большой опыт и отечественный, и зарубежный
и готовы предусмотреть те риски, которые
могут возникнуть при подушевой системе
оплаты медицинских услуг.

Виктор Алексеевич, а как быть с узкими
специалистами? Вряд ли принцип подушевой
оплаты труда будет эффективен в этом
случае.

Для них сохранится принцип оплаты за
каждого больного, которого врач посмотрел
и пролечил. Подушевой принцип касается
только первичного звена: врачей общей
практики, участковых терапевтов,
педиатров, чтобы на своем участке они
осуществляли постоянный контроль,
соблюдали график осмотра специалистами
своих подопечных и так далее.
И
еще один важный момент – речь идет о
перспективном планировании минимум на
десять лет. Структура и штатное расписание
будут меняться постепенно. Мы рассчитываем,
что врачи общей практики, обладая
необходимыми знаниями по разным
медицинским профилям, будут оказывать
населению такую помощь, тем самым
сокращая количество обращений к узким
специалистам.
Эта
система финансирования позволит нам
реально обеспечить понимание со стороны
руководителей здравоохранения, которые
стоят во главе коллективов, что от их
работы зависит уровень оплаты труда их
сотрудников. А от эффективности
организации работы всего ЛПУ зависит
и поток пациентов, и престиж учреждения.
В специализированных учреждениях еще
в большей степени все будет зависеть
от потока пациентов: хорошо работаешь,
идут к тебе люди – получай деньги, плохо
работаешь – надо делать организационные
выводы. Либо учись, как работать, либо
иди работать в другое место, либо будешь
терять специалистов, которые уйдут
туда, где есть заинтересованность,
возможности развития.

Кадры, как обычно, решают все!

Речь идет о кадровом вопросе на всех
уровнях. Нужны врачи общей практики –
будем их учить в большем количестве,
заинтересовывать, чтобы они пришли
работать именно туда, где это необходимо.
Четко составим планы по узким специалистам.
Организаторы здравоохранения, управленцы
должны повышать уровень своей квалификации,
чтобы более четко ориентироваться в
юридических и экономических вопросах.
Только при понимании организаторами
новой задачи будет возможно ее решение.
Поскольку
предполагаемые изменения в системе
здравоохранения региона касаются
каждого его жителя, то равнодушных
практически нет. Естественно, тот проект
Стратегического плана, который существует
сейчас, будет обсуждаться. По поручению
губернатора уже началось его согласование
на всех уровнях. Минздрав области готов
выслушать различные мнения и предложения
и внести в проект рациональные изменения.
Стратегический план реструктуризации
системы здравоохранения – это ориентир.
Нам нужно точно знать, в каком направлении
необходимо двигаться, и последовательно
достигать поставленной цели. Стратегический
план позволит нам, с одной стороны,
оптимизировать затраты на здравоохранение,
а, с другой, повысить уровень южноуральской
медицины и качество врачебной помощи
населению.
Статья опубликована в разделах: Новости


Комментарии (0)
Добавить комментарий
Прокомментировать
Введите название нашего сайта с маленькой буквы на английском языке без дефиса, и без .ru
Ремонт в больнице Магнитогорска начнут уже в следующем году
Сегодня министр здравоохранения Челябинской области Виктор Шепелев осмотрел здание первой городской больницы Магнитогорска. На его состояние премьер-министру России
Теперь в Челябинской области без рецепта можно будет купить только Арбидол и Интерферон
Министр здравоохранения Челябинской области Виктор Шепелев подписал приказ об обязательном наличии минимального неснижаемого запаса медикаментов для лечения гриппа и его
Депутаты Челябинской области о реструктуризации здравоохранения: "Надо согласиться с этой реформой. Время покажет, насколько она эффективна"
В Челябинской области собираются реструктурировать систему здравоохранения. Число врачей-специалистов и коек в больницах планируется сократить, эффективность работы
На Южном Урале тратят бюджетные деньги на программы, не улучшающие ситуацию
В Челябинской области будет работать программа регионального Минздрава, которая не влияет на здоровье южноуральцев...
На Южном Урале утвердили правила предоставления платных медуслуг
Сегодня на заседании правительства Челябинской области был утвержден порядок предоставления платных услуг в медучреждениях. Как отметил министр здравоохранения региона
Шепелев: больницы не должны требовать плату за лекарcтва и перчатки
Сегодня в Челябинском областном фонде медицинского страхования обсуждались проблемы недопоставок медикаментов в больницы и задолженность некоторых ЛПУ за уже полученные

Chel-week